«Гонка вооружений» и её причины. Мероприятия по ограничению гонки вооружений в 1960 - 1980-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 12:55, реферат

Краткое описание

5 декабря 2009 года истек срок действия Договора об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), заключенного в 1991 году и вступившего в силу в 1994-м. В настоящее время ведутся переговоры по новому подобному договору, который должен прийти на смену СНВ-1.
В связи с этим уместно напомнить о некоторых фактах и событиях, предшествовавших подписанию этого документа.

Вложенные файлы: 1 файл

Основной документ.docx

— 50.57 Кб (Скачать файл)

Противостояние  в море

     10 сентября 1952 года Совет Министров  СССР принял закрытое постановление  о строительстве первой отечественной  атомной подводной лодки. США  приступили к строительству своей  первой атомной подводной лодки  гораздо раньше. Она обошлась  США в 50 миллионов долларов.      Советский Союз, казалось, безнадежно  отставал. В то время как американский  «Наутилус» уже штурмовал Арктику,  первая советская ПЛА еще стояла  у заводского причала. 4 июля 1958 года  в 10 часов 03 минуты впервые  в СССР подводная лодка с  атомной энергетической установкой  дала ход под водой. Месяц  спустя, 3 августа в 23 часа 15 минут,  «Наутилус» пересек географическую  точку Северного полюса. Только  через три года первая советская  ПЛА, получившая впоследствии  имя «Ленинский комсомол», тоже  достигла Северного полюса. Это  произошло 17 июля 1962 года и вошло  в историю страны событием  национального масштаба. 

       В строительстве атомного подводного  флота США опередили СССР. Но  могло быть и наоборот. Реактор  Ф-1 для подводной лодки в СССР  начали строить еще в 1945 году. В 1948 году А.П. Александров предложил  начать работы по созданию  атомной подводной лодки. Берия  не согласился: «Главное сейчас - бомба». И в экономическом плане  это было верно. Ослабленная  войной страна не смогла бы  осилить сразу две атомные  программы. 

     Через три года после США в СССР построили  атомоход. Разница в сроках строительства  свидетельствовала, что Советскому Союзу было трудно угнаться за США  в соперничестве технологий. Однако эта разница в области подводного атомного судостроения оказалась величиной непостоянной. Например, уже первая советская ПЛА превзошла американскую в скорости почти на 10 узлов (примерно 19 км/час). У СССР еще не было подводных атомоходов, а уже состоялся опытный пуск первой баллистической ракеты Р-11ФМС, предназначенной именно для них. Ракета пролетела 300 километров и в принципе доказала способность подводных лодок наносить удары по объектам противника в глубине его территории.

     В 1960 году ВМФ Советского Союза имел атомный подводный ракетоносец  с баллистическими ракетами на борту, радиус действия которых увеличился до 600 километров. В 1964 году в состав Северного флота вошли несколько  ПЛА с ракетным комплексом Д-1, обладавшим подводным стартом и дальностью стрельбы до двух тысяч километров. Эти достижения стали фундаментом  для дальнейшего развития и совершенствования  баллистических ракет Д-5, Д-9, Д-11 и  других. Советские атомоходы, вооруженные  этими комплексами, практически  не уступали американским аналогам.     

     13 декабря из Северодвинска вышла  на ходовые испытания первая  в мире титановая атомная подводная  лодка. На мерной линии корабль  показал рекордную подводную  скорость – свыше 40 узлов. Почти  скорость торпеды! До сего дня  этот рекорд никому не удалось  побить.

     К началу 80-х годов подводные силы и в целом ВМФ СССР достигли высшей точки своего развития. ВМФ  прошел через две научно-технические  революции, начавшаяся третья открыла  возможности для создания ракетных подводных крейсеров стратегического  назначения (РПКСН) с такими характеристиками, о которых кораблестроители Северодвинска, по их словам, могли только мечтать. В относительно короткие сроки были построены и в 1980, и 1981 году соответственно переданы флоту тяжелый крейсер  «Акула» и РПКСН «Гранит». Работы по их созданию на производственном объединении  «Северное машиностроительное предприятие» шли круглосуточно.

     Успехи  в экономике, развитии материально-технической  и научно-технической базы позволили  руководству страны в начале 80-х  годов принять беспрецедентное  по своей сути решение о так  называемых ответных мерах.  

     Взаимное  слежение атомных подводных лодок  СССР и США друг за другом иногда оборачивалось трагическими последствиями. Можно предположить, что в результате столкновения с атомной подводной  лодкой США, осуществлявшей слежение, в районе Бермудских островов погибла  советская ПЛА К-219. К счастью, далеко не все столкновения заканчивались  трагически. С 1967 по 1986 год столкновения ПЛА СССР и США происходили  почти ежегодно, что являлось следствием обострявшейся гонки вооружений...  

 

Горячее небо

     В течение практически всей Холодной войны США и их союзники вели против СССР широкомасштабную разведывательную деятельность с нарушением воздушных, морских и сухопутных границ. Не обходилось и без тривиальных  провокаций. Разумеется, СССР давал  отпор этим действиям, что зачастую приводило к настоящим локальным  сражениям. Преимущественно такие  «боевые действия» происходили  в воздухе.

     Памятуя о союзных отношениях СССР и США  в минувшей войне, американцы позволяли  себе весьма фривольно пользоваться воздушным пространством в районе ведения боевых действий, часто пролетая над кораблями и военными базами Советского Союза.

     Сразу же после окончания Второй Мировой  войны в сентябре 1945 г. нарушения  продолжались, хотя до этого многие инциденты подобного рода на Дальнем  Востоке американское командование объясняло военными действиями против Японии и ошибками, которые допускали  их летчики.

     Первый  воздушный бой произошел на том  же Дальнем Востоке еще в 1945 г., когда к посадке был принужден  один из американских бомбардировщиков. Случилось это в ноябре над  территорией Кореи, где в тот  период стояли как советские, так  и американские войска. В районе города Хамхын (в то время он назывался  Канко) находилась крупная авиабаза ВВС СССР. Над ней, нарушая договоренность о воздушном коридоре, пролетали  американские самолеты, направлявшиеся в Манчжурию за своими бывшими  пленными. Советское командование мирилось с этим: свежа была память о недавнем военном сотрудничестве, но прибывшая  вышестоящая комиссия потребовала  принять меры по пресечению этих полетов. В один из дней ноября очередной  самолет США, пролетая здесь, был  перехвачен четверкой истребителей Р-39 "Аэрокобра", которые стали  заводить его на посадку.

     И все же основные неприятности СССР приносили самолеты-разведчики различных  типов: английские Canberra и американские U-2, RB-57. Первыми опробовали крепость советских воздушных рубежей  англичане на “Канберрах”. Они действовали с баз в Англии и Германии и прорывали систему ПВО на высотах, недоступных для перехвата. Позже им “на помощь” пришли американцы на RB-57F.

     В 1956 г. кроме “Канберры” и RB-57 “на  сцене” появился печально известный Lockheed U-2, который для “стражей мирного  неба” вскоре стал “мучителем № 1”. Первый полет U-2 над СССР был совершен 4 июля 1956 г. с авиабазы Висбаден (ФРГ), по маршруту Ленинград-Москва. Это был U-2B с бортовым номером 56-6680. С 1956 г. по 1960 г., эти самолеты совершили около 50 разведполетов в советское воздушное  пространство. “Локхиды” появлялись над Киевом и Москвой, Минском  и Крымом. Прибалтикой и Дальним  Востоком, Средней Азией и даже Сибирью - и все безнаказанно. В  числе подробно отснятых U-2 объектов оказались такие “достопримечательности”, как ракетный полигон Капустин Яр, Тюратам (Байконур), полигон ПВО в  Сары-Шагане.

     Первые  донесения о полетах новых  разведчиков над СССР советское  командование получило в том же 1956 г.: один из летчиков, выполняя над Москвой  вылет на МиГ-17, увидел высоко над  собой летательный аппарат незнакомой конструкции, похожий на планер, медленно идущий на большой высоте, порядка 20 км. Попытка “достать” его ничего не дала: потолок “гостя” явно превосходил “миговский”. По возвращению летчик доложил об увиденном начальству: рапорт пошел по команде. В руководстве СССР не поверили. Обратились к ведущим специалистам-авиаторам, но те ответили, что в мире нет серийных самолетов с потолком 20 000 м. Решили, что у летчика произошло элементарное помутнение в голове от переутомления. Тем более, что локаторщики ничего не смогли подтвердить. Позже у них случались кратковременные захваты высотной цели, но устойчивое сопровождение отсутствовало.

     В результате интенсивных розыскных  работ выяснили, что такой самолет  существует. С этого момента начались поиски “противоядия”.

     С появлением на вооружении войск ПВО  Советского Союза новейших ЗРК, а  также истребителей-перехватчиков  второго поколения (Су-9, МиГ-21, Ту-128, Як-28) эра высотных и глубоких прорывов границы закончилась. Но нарушений  не стало меньше: США и их союзники изменили свою стратегию, стали более  осторожны, у них появились новейшие средства воздушной разведки. Например, в 60-е годы на вооружении стран НАТО появились самолеты ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения), которые  могли выполнять задания, не входя  в воздушное пространство сопредельной стороны. Они постоянно летали вдоль  советских границ и вели радиолокационную разведку на сотни километров вглубь территории.

     Но  вскоре на вооружение в СССР поступил новейший многоцелевой истребитель-перехватчик  МиГ-31, который по праву считается  лучшим истребителем в мире и по сей день. Особенно можно выделить огромное разнообразие воздушных целей, которые он может поразить: от вертолетов и самолетов до низколетящих спутников  и стратегических ракет.

     Появление МиГ-31 и других истребителей, основанных на МиГ-25 и Миг-29, всерьез и надолго  отбило у США охоту проводить  высотные разведывательные миссии над  территорией СССР и современной  России. Они безоговорочно признают превосходство русских в воздухе, в то же время делая упор на развитие высокоточного оружия.  

 

Соперничество в космосе 

     Советский Союз открыл «Космическую эру». В первом ее десятилетии (1957 -1967) он был безусловным  лидером во всех космических начинаниях и обладал общепризнанными приоритетами в пилотируемых космических программах. Интеллектуальный, промышленный и организационный  потенциал Советского Союза позволил в течение первых десяти лет космической  эры решить такие сверхзадачи, как  создание первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты, запуск первых искусственных спутников Земли, доставка на Луну первого земного  предмета - вымпела с изображением герба Советского Союза, фотографирование обратной стороны Луны, полет в  космическое пространство первого  человека Земли -Юрия Гагарина, первый полет в космос женщины - Валентины Терешковой, выход в открытый космос Алексея Леонова, мягкая посадка автоматической станции на Луну и видеопередача на Землю панорамы лунной поверхности, первое проникновение в атмосферу Венеры, первая в мире автоматическая стыковка космических аппаратов.

     После такого феерического каскада космических  прорывов казалось совершенно естественным, что очередной потрясающей воображение  землян победой будет высадка  советских космонавтов на поверхность  Луны и благополучное возвращение  на Землю.

     Однако  первыми землянами на Луне оказались  американцы.

     Важнейшим фактором, который следует учитывать  при анализе программ пилотируемых лунных экспедиций США и СССР, являлось подавляющее превосходство послевоенной экономики США. Это позволило  США к началу шестидесятых годов  создать двадцатикратное превосходство  над Советским Союзом по общему количеству стратегических ядерных средств. Обеспечив  такой запас надежности, американская администрация могла себе позволить  трату значительных бюджетных средств, поступавших от налогоплательщиков, на лунную программу, сулившую реальную политическую победу над Советским  Союзом.

     В принципе, СССР мог бы выиграть лунную гонку, помешали излишняя спешка и нерасторопность  советского руководства, а также  отсталая, по сравнению с американской, финансовая база лунной программы.

     Результатом всего этого стала победа американцев  – 20 июля 1969 года на поверхность Луны ступил американский астронавт Нил  Армстронг. «Маленький шаг для одного человека, но огромный скачок для всего человечества» - эти слова облетели весь мир. Итак, американцы – первые на Луне. То, к чему они стремились, свершилось. В своих космических достижениях они догнали Советский Союз. Триумф американского и поражение советского народа.

     Однако  существует огромное количество независимых  экспертов и исследователей, которые  отвергают факт высадки американцев  на Луну.

     Сравнение лунных программ СССР и США неминуемо  рождает тысячи вопросов. Заметим, что  в США в то время отставали  от СССР в космонавтике на десяток  лет, и их прорыв в лунной программе, обеспеченный с очевидностью лишь созданием  фон Брауном мощной ракеты "Сатурн-5", никак не означал прорыв во всех других направлениях космонавтики, без  которого лунный проект не мог осуществиться  и принципиально, технологически не мог быть выполнен. Не имея такого, как  у СССР, опыта пилотируемых полетов  в космосе и опыта эксплуатации космических модулей, но зато, имея неминуемую череду постоянных и закономерных неудач и катастроф на околоземных  орбитах, американцы, тем не менее, без  сучка и задоринки провели  все лунные посадки "Аполло". То обстоятельство, что после декабря 1972 года США не осуществили ни одного полета на Луну и не собираются больше этого делать в обозримом будущем, вызывают определенные подозрения.

Информация о работе «Гонка вооружений» и её причины. Мероприятия по ограничению гонки вооружений в 1960 - 1980-е годы