Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 09:24, реферат
Период, предшествующий становлению Русской государственности, религия и
события этого времени являются одними из наименее изученных страниц нашей
культуры и истории. Важнейшими письменными источниками, повествующими о тех
временах, являются сочинения римских, византийских, арабских и иных авторов,
живших в I тысячелетии нашей эры. Наблюдая жизнь восточнославянских племен
еще в догосударственную эпоху, они зафиксировали основные черты общественного
У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в
кучах, в особенности проса и пшеницы. Они селятся в лесах, у
неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов
вследствие случающихся с ними опасностей. Опытны они также и в переправе
через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают
они пребывание в воде, так что часто некоторые из остающихся дома, будучи
застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они
держат во рту специально изготовленные выдолбленные внутри камыши, доходящие
до поверхности воды, а сами, лёжа навзничь на дне, дышат с помощью их и
выдерживают много часов, так что не возникает на их счёт никакого
подозрения... Поскольку у них много вождей и они не согласны друг с другом,
нелишне некоторых из них прибирать к рукам с помощью речей или даров, в
особенности тех, которые ближе к имперским границам, а на других нападать".
Упоминаемые византийцами славянские вожди - это вовсе не цари или князья, а
скорее предводители военных дружин. Дружины всегда шли впереди своего народа,
нередко углубляясь в своих походах во вражескую территорию, как бы готовя её
к славянской колонизации.
Славяно-Русское язычество
а) Классификация и общие сведения.
«Я |
зычество», как известно,— крайне неопределенный термин, возникший в церковной
среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского. Этим термином
должны были покрываться самые разнородные и разного исторического уровня
религиозные проявления: и мифы античного мира, и представления первобытных
племен, и дохристианские верования славян, финнов, германцев, кельтов и
домусульманская религия татар.
Славяно-русскую часть общечеловеческого языческого массива нельзя понимать
как обособленный, независимый и только славянам присущий, вариант первобытных
религиозных представлений. Вычленение славяно-русского происходит лишь по
этнографическому, локальному принципу, а не по каким-либо специфическим
чертам.
Главным, определяющим материалом для изучения язычества является
этнографический: обряды, хороводы, песни, заговоры и заклинания, детские
игры, волшебные сказки, сохранившие фрагменты древней мифологии и эпоса;
важен символический орнамент вышивки и резьбы по дереву. Этнографические
материалы — сокровищница многовековой народной мудрости, архив истории
познания мира и природных явлений человечеством.
Сопоставляя фольклорные данные с надежными хронологическими ориентирами,
имеющимися в распоряжении археологии (начало земледелия, начало литья
металла, появление железа, время постройки первых укреплений и т. п.), можно
уловить динамику языческих представлений, выявить стадии и фазы их развития.
В самом начале 12 в. современник Владимира Мономаха предложил периодизацию
славянского язычества, разделив его на четыре стадии:
1. Культ "упырей (вампиров) и берегинь" - одухотворявший всю природу и
деливший духов на враждебных и благожелательных.
2. Культ земледельческих небесных божеств "Рода и рожаниц". Исторически
две рожаницы предшествуют Роду; это были богини плодовитости всего живого,
ставшие в дальнейшем матриархальными богинями аграрного плодородия.
3. Культ Перуна, являвшегося в древности богом грозы, молний и грома, а в
дальнейшем ставшего божеством войны и покровителем воинов и князей. При
создании государства Киевской Руси Перун стал первым, главным божеством в
княжеско-государственном культе 10 в.
4. После принятия христианства в 988 г. язычество продолжало
существовать, отодвинувшись на "украины" государства.
Праславянское общество в 6 - 4 вв. до н. э., занимавшее восточную половину
общеславянской прародины, достигло высшего уровня первобытности. С этой
эпохи, называемой скифской, начинается полуторатысячелетний период,
завершающийся созданием феодального государства Киевской Руси. Целостность
обозначенного периода дважды нарушалась: вторжением в степи сарматов -
кочевников (3 в. до н. э.) и вторжением гуннов (4 в. н. э.). Внутри этого
периода можно наметить один существенный рубеж, связанный не с внешними
событиями, а с уровнем развития самого славянского общества. Таким рубежом
являются 5 - 6 века нашей эры,
характеризуемые тремя
явлений: во-первых, славяне
перестали поддаваться
(авар, хазар, печенегов)
встречали твердую оборону. Во-
осуществили военную колонизацию балканских владений Византии; в-третьих,
славяне начали мирную колонизацию лесной зоны Восточной Европы. В этом
периоде возникают огромные святилища на горах под открытым небом, которые
отражают потребность в многолюдных общеплеменных "соборах", "собраниях".
Этот ежегодный праздник устраивался в честь таких священных предметов, как
плуг, ярмо, топор и чаша. Тогда же, под скифским влиянием, происходит смена
славянского термина "див", "дый" на новое обозначение - "бог", удержавшееся
навсегда.
б) Мир в представлениях древних славян.
М |
ир тогдашних язычников состоял из четырех частей: земли, двух небес и
подземно-водной зоны.
У многих народов земля изображалась как округлая плоскость, окруженная водой.
Вода конкретизировалась или как море, или же в виде двух рек, омывающих
землю, что, может быть, архаичнее и локальнее — где бы человек ни был, он
всегда находился между каких-либо двух рек или речек, ограничивающих его
ближайшее сухопутное пространство. Судя по фольклору, славянские
представления о море не имели законченного вида. Море где-то на краю земли.
Оно может быть на севере, где на стеклянных горах находится хрустальный
дворец Кощея Бессмертного, сверкающий всеми цветами радуги. Это — отражение
позднейшего знакомства с Ледовитым океаном и северным сиянием. Море может
быть обычным, без этих арктических признаков. Здесь ловят рыбу, плавают на
кораблях, здесь находится девичье царство (сарматов) с каменными городами;
отсюда, от морских берегов Змей Горыныч, олицетворение степняков,
направляется в свои налеты на Русь. Это — реальное историческое черноморско-
азовское море, издавна известное славянам и даже носившее временами название
"Русского моря". До этого моря от лесостепной окраины славянской прародины
или, что то же самое, от южной окраины славянских царств можно доскакать
"скорою ездою", как говаривали в 16 в., всего лишь за три дня.
Для язычников был очень важен аграрный аспект земли: земля - почва, рождающая
урожай, "Мать - сыра - земля", почва, насыщенная влагой, питающей корни
растений, "матушка-земля", с которой связан целый ряд обрядов и заклинаний.
Здесь почти неощутима грань с воображаемым подземным сказочным миром. Богиней
плодоносящей земли-почвы, "матерью урожая" была Макошь, введенная в 980 г. в
пантеон важнейших русских божеств, как богиня плодородия.
Небо, в прямой зависимости от системы хозяйства, по-разному воспринималось
первобытными людьми: охотники палеолита, представлявшие мир как бы плоским,
одноярусным, не интересовались небом, не изображали солнца, занимаясь лишь
плоскостью своей тундры и животными, на которых они охотились. Охотники
мезолита, разобщенные на небольшие группы, затерянные в бесконечной тайге,
поневоле обратились к нему, к звездам, помогавшим им ориентироваться в лесной
пуще во время длительного преследования оленей. Было сделано важное
астрономическое наблюдение: оказалось, что среди бесчисленного количества
медленно движущихся по небу звезд есть неподвижная Полярная звезда, всегда
указывающая Север.
Представления земледельцев о небе и его роли в природе и в человеческой жизни
существенно отличались от воззрений охотников. Если охотникам нужно было
знать звезды и ветры, то земледельцев интересовали тучи ("тучные",
содействующие плодородию дождевые облака) и солнце. Непознанность процесса
испарения земной воды, образования облаков и тумана ("росы") привела к
своеобразному представлению о постоянных запасах воды где-то высоко над
землей, на небе. Эта небесная влага иногда, в непредсказуемое время, может
принять вид туч и пролиться на землю в виде дождя, "утучнить" ее и
содействовать росту трав и урожаю. Отсюда один шаг до представлений о хозяине
небесной воды, распоряжающемся дождями, грозовыми ливнями и молниями. В
дополнение к двум архаичным рожаницам появился могущественный Род, повелитель
неба и всей Вселенной, великий жизнедавец, вдувающий жизнь во все живое
посредством дождевых капель.
Солнце тоже было ценимо земледельцами, как источник света и тепла и условие
произрастания всего в природе, но здесь был исключен элемент случайности,
элемент капризов божественной воли — солнце было воплощением закономерности.
Весь годичный цикл языческих обрядов был построен на четырех солнечных фазах
и подчинен 12 солнечным месяцам. Солнце в изобразительном искусстве всех
веков было для земледельцев символом добра, знаком света, разгоняющего тьму.
Древние славяне, как и многие другие народы, принимали геоцентрическую модель
мира.
В представлениях славян-язычников
о подземно-подводном ярусе
общечеловеческого, много отголосков той отдаленнейшей эпохи, когда после
таяния гигантского ледника континенты были затоплены морями и озерами, быстро
менявшими свои очертания, стремительными реками, пробивавшими горные кряжи,
необъятными болотами в низких долинах. Фольклор еще не изучен с точки зрения
того, какой резкий перелом должен был произойти в человеческом сознании при
таком быстром перевороте в природе, в облике и сущности мира.
Важной частью представлений о подземном мире является общечеловеческая
концепция подземного океана, в который опускается солнце на закате, плывет
ночью и выплывает на другом конце земли утром. Ночное продвижение солнца
осуществлялось водоплавающими птицами (утками, лебедями), а иногда
действующей фигурой был подземный ящер, заглатывавший солнце вечером на
западе и вырыгивавший его утром на востоке. Днем солнце по небу над землей
влекли кони пли мощные птицы вроде лебедей.
в) Обряд погребения.
О |
собое место среди языческих обрядов занимал обряд погребения. На протяжении
длительного периода сильно колебалось соотношение двух основных видов
погребального обряда - трупоположения и сожжения. Первобытное погребение
скорченных трупов, которым искусственно придавалось положение эмбриона в
чреве, было связано с верой во второе рождение после смерти. Поэтому умершего
и хоронили подготовленным к этому второму рождению. Праславяне еще в
бронзовом веке поднялись на новую ступень и отказались от скорченности.
Вскоре появился совершенно новый обряд погребения, порожденный новыми
воззрениями о душе человека, которая не воплощается вновь в каком-либо другом
существе (звере, человеке, птице...), а перемещается в воздушное пространство
неба. Культ предков раздвоился: с одной стороны, невесомая, незримая душа
приобщалась к небесным силам, столь важным для тех земледельцев, у которых не
было искусственного орошения, а все зависело от небесной воды. С другой
стороны, благожелательных предков, "дедов", необходимо было связать с землей,
рождающей урожай. Это достигалось посредством закапывания сожженного праха в
землю и постройки над погребением модели дома, "домовины". Много времени
спустя, в 9 - 10 вв. н. э., когда уже сформировалась Киевская держава, среди
некоторой части русской знати в третий раз появился обряд простого
захоронения без сожжения, что произошло, по всей вероятности, под влиянием
возобновившихся связей с христианской Византией. Но как только началась
многолетняя война с империей,
великокняжеское окружение
к кремации. Курганы эпохи Святослава, преследовавшего христиан, были
грандиозными сооружениями на высоких берегах рек, погребальные костры которых
должны были быть видимы в радиусе около 40 км, т. е. на пространство четырех
- пяти тысяч квадратных километров!
Вот что пишет арабский путешественник и писатель Ахмед Ибн-Фадлан во время
поездки в качестве посла багдадского халифа в Волжскую Болгарию в своем
сочинении, называемом ''Книга'': «Итак, они положили его в могиле и покрыли
ее над ним настилом на десять дней, пока не закончат кройки его одежд и их
сшивания.
А именно: если (это) бедный человек, то делают маленький корабль, кладут его
в него и сжигают его. Что же касается богатого, то собирают то, что у него
имеется, и делят это на три трети, причем (одна) треть – для его семьи,