Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 11:55, контрольная работа
В экономической системе иногда возникают ситуации, когда такая форма структуры рынка как монополия, является более эффективной, чем конкуренция. Такой случай получил название естественной монополии, т.е. случая, когда одна фирма может осуществлять выпуск товара, достаточный для обеспечения всего рынка, с более низкими издержками, чем смогли бы две или более фирм. В этом утверждение заложено противоречие. С одной стороны, признается существование таких товаров, производство которых наиболее эффективно в условиях монопольного рынка, а, с другой стороны, - в отсутствии конкуренции единственный производитель может злоупотреблять своим положением на рынке с целью максимизации своей прибыли. Разрешение данного противоречия, хотя бы частичное, является одной из целей государственной экономической политики.
ВВЕДЕНИЕ………….……………………………………………………………3
Глава I. ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ………………..…6
1.1 Развитие теории естественных монополий в различных экономических течениях…………………………………………………………………………..6
1.2 Современные представления о категории «естественная монополия»…....9
1.3 Ключевые характеристики естественной монополии и ее основные виды……………………………………………………………………………...12
1.4 Объем производства, ценообразование и максимизация прибыли в условиях естественных монополий ……………………………………………15
Глава II. СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ И СИСТЕМЫ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ……………………………………………..…………..20
2.1 Значение естественных монополий для условий российской экономики……………………………………………………………………….20
2.2 Государственное регулирование сферы естественных монополий в России………………………………………………….…………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..……..…………………………………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………46
Современные экономисты склоняются к тому мнению, что термин естественная монополия (natural monopoly) возник в связи с некорректным переводом понятия общественной инфраструктуры (public utilities). Некоторые переводят термин natural monopoly как «базовая монополия». Для западных теоретиков-экономистов понятия естественной монополии и общественной инфраструктуры тождественны, поскольку первое, как правило, производит продукцию, приравненную к общественным благам, без которой не может нормально функционировать цивилизованное общество. Цивилизация подразумевает пользование общественными благами всем обществом, а не отдельными индивидуумами. Классические определения естественной монополии можно встретить у А. Канна, Ф. Шерера, Д. Росса. Они считают, что «естественная монополия (высокий уровень концентрации) может возникать благодаря эффекту масштаба, который позволяет относительно крупным производителям выпускать и сбывать товары с более низкими средними издержками, чем у относительно небольших производителей».
С точки зрения У. Шарки, из множества взглядов на естественную монополию можно сделать следующие основные выводы:
1. Естественными монополиями
2. Конкуренция в некоторых
3. Трудно выделить отрасль в
качестве естественной
Институциональный подход к определению и идентификации естественных монополий, основанный на концепции контрактов, в качестве причины возникновения положительного эффекта масштаба, а следовательно, и ситуации естественной монополии, связывает непосредственно не с производственными издержками, а с явными и неявными затратами на обеспечение выполнения внешних контрактов, т. е. трансакционными издержками в противоположность издержкам контроля. Чем более вертикально или горизонтально интегрирована компания, тем ниже трансакционные издержки.
Вопросом о естественных монополиях занимается и теория организации отраслевых рынков. Она основана на двух парадигмах («структура –поведение – результат» и ценовая теория) и расширяет понятие естественной монополии:
а) проводит границу между монополией и вертикально-интегрированной структурой;
б) учитывает экономию на масштабах многопродуктового производства;
в) исследует поведение монопольной компании в динамических моделях.
В российских учебных и научных изданиях, определяя категорию естественной монополии, прежде всего опираются на неоклассический подход, выделяя в качестве принципиальных отличий естественной монополии – экономию от масштабов производства, более низкие предельные издержки по сравнению со средними. В качестве примера, можно привести следующее определение: естественная монополия – это ситуация в отрасли, когда экономия от масштаба производства настолько велика, что позволяет устанавливать низкие цены при большом объеме производства, которые могут превысить аналогичные показатели конкурентного рынка. [5, 279]
В данной работе в качестве основополагающего определения будет приведено определение из диссертации Гаврилова А.И.. Он определяет естественную монополию как «отрасль, в которой экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних издержках, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм» [Гаврилов, 19].
Таким образом, современная теория естественных монополий активно развивается по ряду направлений: неоклассическому, институциональному и др. Современная теория интересная тем, что она опирается в первую очередь, на многолетнюю практику существования и регулирования монополий в различных странах. Гораздо большее место в ней стали занимать вопросы не определения самого понятия естественных монополий, а его границ, особенностей функционирования и регулирования, встраивания в государственную экономическую систему.
1.3 Ключевые характеристики естественной монополии и ее основные виды
Естественной монополией в современной экономике обладают те собственники и другие хозяйствующие субъекты, которые имеют в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки, пригодные для возделывания и выращивания чая, виноградников). Сюда относятся также целые отрасли инфраструктуры: железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. п. [2, 130]
Причинами возникновения и существования естественной монополии могут быть особенности технологии, обладающей положительным эффектом масштаба при любом объеме выпуска: экономия на разнообразии у многопродуктовой фирмы, выпускающей различную продукцию на одних и тех же производственных мощностях; недостаточная емкость рынка, не обеспечивающая даже минимально эффективный выпуск.
Придерживаясь самого общего определения естественной монополии как устойчивого состояния рынка (в самом широком смысле этого понятия, включая рынки общественных благ), при котором конкуренция невозможна или неэффективна, можно выделить четыре основных типа естественных монополий:
Важнейшим фактором, влияющим на формирование и развитие естественных монополий любой страны в современных условиях, являются процессы глобализации, которые развиваются во времени и развертываются в пространстве.
Основными характерными чертами естественных монополий являются:
В итоге можно сказать, что выделяется 4 основных вида естественных монополий – природная, технологическая, местная, государственная. Для целей данного исследования наибольший интерес представляют технологическая и государственная, отчасти природная естественные монополии. Ключевыми чертами для естественных монополий являются присутствие на рынке единственного продавца, отсутствие субститутов для данного товара, контроль за ценой в первую очередь со стороны фирмы, заблокированный вход в отрасль.
1.4 Объем производства, ценообразование и максимизация прибыли в условиях естественных монополий
Естественная монополия определяет объем производства исходя из трех принципов: издержек, спроса и максимизации прибыли. Эта зависимость обусловлена особой значимостью для таких отраслей роста масштаба производства, когда долгосрочные средние издержки производителя достигают своего минимума и продолжают сохраняться на низком уровне в течение длительного времени вместе с ростом объема выпускаемой продукции. Чем выше объем выпуска продукции, тем ниже средние издержки, при этом предельные издержки ниже средних при всех уровнях объемах производства. В графическом изображении средние издержки такой фирмы имеют не параболическую (U-образную), а L-образную кривую.
Ситуация естественной монополии порождается технологией, использующей значительный объем постоянного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на масштабах выпуска. Разделение выпуска между двумя, тремя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы и наличие более чем одного продавца приведет к росту издержек. Такие условия характерны, например, для предприятий общественного пользования.
В некоторых отраслях, как, например, в электроэнергетике, экономия от масштаба может быть существенной при всех объемах выпуска. Например, системы водоснабжение или электроснабжения требуют высоких объемов постоянных издержек ввиду высокой стоимости основного оборудования - трансформаторных подстанций, генераторов, линий электропередач, очистных сооружение и т.д. В случае сокращение объемов предоставления данных благ на тех же производственных мощностях постоянные издержки не уменьшаться, так как основные капиталовложения уже осуществлены, но при этом увеличатся средние издержки. Если в отрасли будет действовать несколько фирм, то весь объем производства распределиться между ними и производство каждой из них будет меньшим. В этом случае (при сохранении прежнего объема постоянных издержек на оборудование) средние издержки не достигнут своего минимального уровня. Здравый смысл подсказывает, что дешевле пользоваться одной линией электропередач, чем тянуть две параллельных, перекрывающих друг друга. То же самое можно сказать о трубопроводах для транспортировки нефти и газа.
На рисунке № 1 показан процесс ценообразования в условиях естественной монополии:
Рисунок№1 «Ценообразование в условиях естественной монополии
Источник: 3, 285
Приведенные кривые спроса и издержек производства для типичной естественной монополии. Из-за больших постоянных издержек кривая спроса (D) пересекает кривую долгосрочных средних издержек (LAC) в точке Е2 , когда средние издержки все еще понижаются.
Кривая спроса монополиста представляет собой кривую отраслевого спроса, так как чистый монополист всегда является отраслью. Поэтому кривая отраслевого спроса не является совершенно эластичной, а напротив, является нисходящей. Существует три значения нисходящей кривой спроса. [3,280]
Если отрасль - естественная монополия, то выпуск продукции и цена установятся на уровне Q1 и P1 соответственно точке (Е), где пересекаются долгосрочные предельные издержки (LMC) и предельный доход (MR), т.е. в условиях максимизации прибыли монополистом. Таким образом, стремящийся к прибыли монополист будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока её реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек. Фирма будет наращивать производство продукции до такого объема, при котором предельный доход равен предельным издержкам.
Так как в этом положении цена (P1) превышает величину средних издержек, естественный монополист получает значительную прибыль в размере прямоугольника P1Е1МРМ, а цена значительно превышает предельные издержки. [3,281]
Таким образом, чистый монополист должен снизить цену для того, чтобы больше продать продукции. Вследствие этого предельный доход будет меньше, чем цена. Естественная монополия может увеличить свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу своей продукции. Тот факт, что монополист должен понизить цену, чтобы повысит продажи, является причиной того, что предельный доход становиться меньше, чем цена (средний доход). Снижение цены будет относиться не только к дополнительно проданной продукции, но также и ко всем другим единицам продукции, которые иначе могли бы быть реализованы по более высокой цене. Каждая дополнительно проданная единица будет добавлять к валовому доходу свою цену - меньшую, чем сумма снижений цены, которая должна быть получена на всех предшествующих единицах продукции.
Информация о работе Государственное регулирование естественных монополий