Государственное регулирование естественных монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 11:55, контрольная работа

Краткое описание

В экономической системе иногда возникают ситуации, когда такая форма структуры рынка как монополия, является более эффективной, чем конкуренция. Такой случай получил название естественной монополии, т.е. случая, когда одна фирма может осуществлять выпуск товара, достаточный для обеспечения всего рынка, с более низкими издержками, чем смогли бы две или более фирм. В этом утверждение заложено противоречие. С одной стороны, признается существование таких товаров, производство которых наиболее эффективно в условиях монопольного рынка, а, с другой стороны, - в отсутствии конкуренции единственный производитель может злоупотреблять своим положением на рынке с целью максимизации своей прибыли. Разрешение данного противоречия, хотя бы частичное, является одной из целей государственной экономической политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………….……………………………………………………………3
Глава I. ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ………………..…6
1.1 Развитие теории естественных монополий в различных экономических течениях…………………………………………………………………………..6
1.2 Современные представления о категории «естественная монополия»…....9
1.3 Ключевые характеристики естественной монополии и ее основные виды……………………………………………………………………………...12
1.4 Объем производства, ценообразование и максимизация прибыли в условиях естественных монополий ……………………………………………15
Глава II. СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ И СИСТЕМЫ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ……………………………………………..…………..20
2.1 Значение естественных монополий для условий российской экономики……………………………………………………………………….20
2.2 Государственное регулирование сферы естественных монополий в России………………………………………………….…………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..……..…………………………………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Государственное регулирование естественных монополий.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

Оптимальная, с точки зрения общества, деятельность отрасли соответствует уровню точки Е3, в которой долгосрочные предельные издержки (LMC) совпадают с ценностью дополнительной единицы продукции для потребителей, т.е. с кривой спроса D. Объем выпуска продукции ниже Q3 неэффективны в силу того, что потребители были бы готовы заплатить больше величины долгосрочных предельных издержек за больший объем производства продукции (кривая LMC расположена ниже кривой спроса D). Если выпуск превышает Q3, то дополнительное производство продукции превышает уровень имеющегося на данную продукцию спроса (кривая LMC расположена выше кривой спроса D). Таким образом, выпуск продукции в объеме Q3 является оптимальным с точки зрения общества в целом. [3, 282]Однако точка Е3 не может быть точкой долгосрочного равновесия, так как соответствующая ей цена ниже величины долгосрочных предельных издержек, а фирма не может длительно существовать при отсутствии нормальной прибыли. В данной ситуации монополист самостоятельно выбирает и цену, и объем производства. Выбор комбинации цена - количество зависит не только от спроса и предельного дохода, а так же и от издержек.

Минимизация долгосрочных предельных издержек на длительном интервале производства является фактором сохранения высокого барьера вхождения в отрасль и отсутствия конкурентов даже при увеличении спроса на товары с D до D1.

Экономия на масштабе производства защищает естественную монополию от опасности появления конкурентов до тех пор, пока новая технология не позволит ввести эффективное производство в меньших размерах. [3,287]

 

Глава II. СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ И СИСТЕМЫ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ

2.1. Значение естественных монополий для условий российской экономики.

На сегодняшний день законодательно определены следующие естественные монополии в экономике:

    1. «транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
    2. транспортировка газа по трубопроводам;
    3. железнодорожные перевозки;
    4. услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
    5. услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
    6. услуги по передаче электрической энергии;
    7. услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
    8. услуги по передаче тепловой энергии;
    9. услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» [1].

Контролирующим органом для естественных монополий, в первую очередь, является Федеральная Антимонопольная Служба. Тарифы на услуги естественных монополий устанавливает Федеральная служба по тарифам, Министерство Экономики и Развития. О проводимой ими политике регулирования будет подробнее рассказано в следующих параграфах.

Исходя из приведенного списка можно назвать следующие компании-монополисты национального уровня: ОАО «РЖД», ОАО «Газпром», ОАО «АК «Транснефть», ФГУП «Почта России» и др.. Представители других отраслей – это , как правило, региональные компании (например, ОАО «Липецкая энергосбытовая компания», Волжская территориальная генерирующая компания и др.).

Естественные монополии продолжают оставаться значимым сегментом в экономике России. Их влияние на экономику страны очень велико, поскольку:

  1. естественные монополии - это «затратообразующие» отрасли, поэтому уровень цен и тарифов на их продукцию (услуги) оказывает влияние на общий уровень цен и инфляции, в определенной степени и негативное. Руководитель Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин считает, что инфляционные процессы в России — плата за аппетиты естественных монополий.[18];
  2. естественные монополии являются бюджетообразующими. «На долю крупнейших компаний (ОАО "Газпром", ОАО «РЖД»), по оценкам Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), приходится 13,5% ВВП, в федеральный бюджет только нефтегазовый комплекс направляет 45% всей его доходной части» [13,94];
  3. основные отрасли естественных монополий играют роль главного структурного компонента экономики. К примеру, электроэнергетика, которая создает условия для развития других отраслей экономики;
  4. практически весь объем продукции и услуг естественных монополий (за исключением газовой отрасли, где доля экспорта в добыче - более 30%) потребляется на внутреннем рынке и являются одним из основных факторов, определяющих издержки предприятий;
  5. естественные монополии относят к наиболее устойчивым отраслям экономики;
  6. на долю естественных монополий приходится более трети общего объема инвестиций в экономику России. Положение в этой сфере во многом предопределяет инвестиционный климат в целом по стране. В ближайшей перспективе естественным монополиям придется все больше средств привлекать из внешних источников. «Если сейчас доля рыночных источников финансирования капвложений не превышает 5 - 10 %, то вскоре она может составить 30 и более процентов».[ 13,94]

«В целом, вклад системы естественных монополий в валовой внутренний продукт страны очень значителен: около 17%. По оценке Минэкономразвития России, на электроэнергетику приходится около 4,5% объема ВВП, газовую промышленность - примерно 5%, железнодорожный и трубопроводный транспорт - около 6%, связь - почти 1,5 %. В то же время вклад системы естественных монополий в рост ВВП до недавнего момента (до периода резкого роста цен на энергоносители на мировом рынке, давшего импульс росту выручки по ТЭК) значительно отставал от общей динамики промышленности. Кроме того, наблюдаемый рост выручки системы естественных монополий за счет роста тарифов не ведет к повышению рентабельности компаний, а практически целиком уходит в рост затрат». [14]

Другим значимым для экономики России фактором влияния со стороны системы естественных монополий является трансляция роста тарифов на общий уровень инфляции в стране. Постоянное давление со стороны монополий, направленно на регулярное и значительное повышение цен и тарифов на их продукцию. Это вызывает ползучий, а в отдельные периоды – и скачкообразный рост агрегатных ценовых индексов, причем в последние годы вклад этого фактора в общую инфляцию не уступает по значимости факторам монетарного характера. Анализ динамики и характера инфляции, проведенный МЭРТ с использованием набора эконометрических моделей, показал, что вклад роста цен (тарифов) естественных монополий в рост потребительских цен в среднем составляет около 20-25. Влияние цен (тарифов) системы естественных монополий на динамику инфляции является двояким - прямым (через увеличение издержек производителей) и косвенным (через повышение инфляционных ожиданий). Необходимо отметить, что очень значительным фактором, транслирующим рост тарифов систем естественных монополий в индекс потребительской инфляции, является сектор платных услуг населению, в частности сектор жилищно-коммунального хозяйства.

Еще одним важным фактором, определяющим высокую роль системы естественных монополий в социально-политической жизни страны является чрезвычайно высокое влияние тарифов на благосостояние и масштабы бедности населения. В условиях опережающего роста цен на услуги ЖКХ, отсутствие эффективно действующего механизма помощи малообеспеченным слоям населения при оплате услуг ЖКХ усугубляет их и без того тяжелое положение и приводит к нежелательным социальным последствиям.

Своевременное переоснащение основных средств отраслей естественных монополий будет мультиплицировать технологические процессы, что крайне важно для современной России. Обновление основных средств естественных монополистов вызовет рост производства в смежных и зависимых отраслях, увеличит число рабочих мест и налоговых поступлений в бюджет. Например, в производстве трубопроводного транспорта, турбин для ГЭС и подвижного состава железных дорог задействовано, как минимум, две отрасли: машиностроительная и сталелитейная.

Особая роль естественных монополий в России вызывается и целым набором специфических факторов, присущих нашей стране (природно-климатический, географический, геополитический и др.). Эти факторы обуславливают острую необходимость стягивания огромной территории России в единое экономическое пространство, обеспечения энергетического, транспортного, оборонного единства страны. Данную задачу во многом решают именно крупные хозяйственные комплексы в сферах естественных монополий. В силу этого они приобретают в России государствообразующий характер, становятся «становым хребтом» национальной экономики и государства.[23]

Российская модель регулирования еще несбалансированна и развивается в поисках равновесия между регулированием и дерегулированием, между разными вертикальными уровнями регулирования, включающими федеральный, региональный и муниципальный уровень. По оценкам экспертов, в условиях федеративной системы регулирование в режиме «федеральное» - «региональное» - «местное» вполне оправдано. Федеральная служба по тарифам подчинена Председателю Правительства РФ, а региональные регуляторы подчинены губернаторам. Муниципальные власти при этом регулируют только небольшие местные энергокомпании. В то же время, отсутствие прямой подчиненности региональных регуляторов  федеральному  не позволяет последнему контролировать экономическую обоснованность региональных тарифов. Федеральная служба по тарифам имеет право определять единую нормативно-методическую базу ценообразования и устанавливать предельные тарифы для отдельных групп конечных потребителей.

В итоге можно сказать, что значимость отраслей естественных монополий для страны весьма велика. Это бюджетообразующие отрасли, основа инфраструктуры страны, основное направление для вложения инвестиций в стране. Изменение тарифов, уровня цен в естественных монополиях быстро транслируется, нередко с мультипликативным эффектом, и на другие отрасли экономики.

2.2. Государственное регулирование сферы естественных монополий в России

Основными регуляторами и контроллерами деятельности естественных монополий сегодня являются Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам.

Базой для регулирование является в первую очередь является ФЗ №147 «О естественных монополиях», который был принят еще в 1995 г. Он был неоднократно редактирован, но можно заметить все больше мнений о том, что его нужно пересмотреть. К недостаткам относят целый ряд замечаний. Так, ряд поименованных в нормативном акте сфер не всегда является естественной монополией (услуги общедоступной электрической связи, железнодорожные перевозки), ряд, напротив, совершенно необоснованно исключен из предмета регулирования (в частности, деятельность по оказанию услуг по водоснабжению и водоотведению).

В законе не определены ключевые моменты обеспечения не дискриминационного доступа потребителей к оказываемым субъектами естественных монополий услугам, а также правовой статус реестра субъектов естественных монополий, в результате чего сложилась противоречивая правоприменительная практика относительно того, может ли являться не включенный в названый реестр субъект субъектом естественной монополии.

В законе не закреплена система органов регулирования, принципы ее построения, основы разграничения полномочий регулирующих органов, что на практике приводит к конфликту компетенций антимонопольного органа и федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов.

ФАС неоднократно предпринимал попытки внесения нового проекта закона «О естественных монополиях» (например, в марте 2009 г. [28]), однако его инициатива все еще тормозится и вносятся только изменения.

20 февраля 2015 года руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев предложил отменить закон о естественных монополиях от 1995 года, назвав его устаревшим. По его словам, данный закон противоречит закону о конкуренции, из-за чего «мы живем в прошлом веке».

Артемьев отметил, что конфликты между законами регулярно проявляются в судах. В итоге монополии извлекают выгоду из существования закона, который «позволяет в 10 раз больше, чем закон о конкуренции».

Он добавил, что государство должно проводить гораздо более жесткую позицию по отношению к естественным монополиям. Эта политика должна касаться и тарифного регулирования, и законодательства. Необходимо упразднить закон о естественных монополиях, заменив его актуальной главой в законе о конкуренции. Но пока все остается по старому.

Используемые методы регулирования естественных монополий могут быть неценовыми и ценовыми.

Неценовые методы регулирования использует преимущественно ФАС, иногда инициаторами мер являются другие государственные органы, такие как Министерство по экономическому развитию или Правительство РФ.

Данные методы раскрываются в работе Матина А.А. «Неценовые методы регулирования естественных монополий в условиях трансформации экономики». Он выделяет следующие способы неценового регулирования:

1) Стандартизация и сертификация продукции естественных монополистов. Данный метод основывается на классической предпосылке, что все товары и услуги должны иметь определенный стандарт качества в производстве и конечном выпуске. Например, выпуск труб для газотранспортной системы должен отвечать стандартам прочности (воздействие давления, стойкости к коррозии, диаметр, сплав металла и т.д.), а несоответствие данным требованиям может повлечь отказ потребителей от покупки продукта и потери потребителя.

Информация о работе Государственное регулирование естественных монополий