Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:46, доклад
Московское государство в XIV – XV вв. оставалось еще раннефеодальной монархией. В силу этого отношения между центром и местами строились первоначально на основе сюзеренитета-вассалитета. Однако с течением времени положение постепенно менялось. Московские князья, как и все другие, делили свои земли между наследниками. Последние получали обычные уделы и были в них формально самостоятельны. Старший сын, приобретший “стол” великого князя, сохранял положение старшего князя. Со второй половины XIV в. был введен порядок, по которому старший наследник получал большую долю наследства, чем остальные
Государственное строение России в XIV –XV вв.
Введение
Московское государство
в XIV – XV вв. оставалось еще раннефеодальной
монархией. В силу этого отношения
между центром и местами
Постепенно изменилась и юридическая природа отношений между великим и удельными князьями. Эти отношения основывались на иммунитетных грамотах и договорах, заключаемых в большом количестве. Первоначально такие договоры предусматривали службу удельного князя великому князю за вознаграждение, затем она стала связываться с владением вассалами и вотчинами. Считалось, что удельные князья получают свои земли от великого князя за службу. И уже в начале XV в. установился порядок, по которому удельные князья были обязаны подчиняться великому князю просто в силу его положения.
Великий князь
Главой Русского государства был великий князь, обладавший широким кругом прав. Он издавал законы, осуществлял руководство государственным управлением, имел судебные полномочия.
Реальное содержание княжеской власти с течением времени менялось в сторону все большей полноты. Изменения шли в двух направлениях — внутреннем и внешнем. Первоначально свои законодательные, административные и судебные правомочия великий князь мог осуществлять лишь в пределах собственного домена. Даже Москва делилась в финансово-административном и судебном отношениях между князьями-братьями. В XIV – XV вв. великие князья обычно оставляли ее своим наследникам на правах общей собственности. С падением власти удельных князей великий князь стал подлинным властелином всей территории государства. Иван III и Василий III не стеснялись бросать в тюрьму своих ближайших родственников удельных князей, пытавшихся противоречить их воле.
Ф. Энгельс считал власть
главы централизованного
В целях укрепления международного
престижа Иван III женился на племяннице
последнего византийского императора
Софье Палеолог — единственной наследнице
уже не существующего
Боярская дума
Важным органом государства
являлась Боярская дума. Она выросла
из совета при князе, существовавшего
еще в древнерусском
Феодальные съезды
Феодальные съезды имели тот же характер, что и во времена Киевской Руси, но по мере укрепления централизации государства постепенно отмирали.
Дворцово-вотчинная система
управления продолжала оставаться раннефеодальной
монархией. Московское государство
унаследовало от предыдущего периода
и органы центрального управления,
построенные по дворцово-вотчинной
системе. Однако расширение территории
государства и усложнение его
деятельности пришли в столкновение
со старыми формами управления и
подготовили постепенное
Преобразование старой системы начинается с ее усложнения. Она подразделяется на две части. Одну составляет управление дворца, во главе которого стоит дворецкий (дворский), имеющий в своем распоряжении многочисленных слуг. Дворецкий ведал и пашенными княжескими крестьянами. Другую часть образовывали так называемые “пути”, обеспечивающие специальные нужды князя и его окружения. О назначении путей красноречиво говорят сами их названия: Сокольничий, Ловчий, Конюший, Стольничий, Чашничий. Для выполнения их задач в ведение путей выделялись определенные княжеские села и целые местности. Пути не ограничивались сбором тех или иных продуктов и всяких благ с выделенных мест. Они выступали и как административные, и как судебные органы. Руководители их именовались путными боярами.
Вслед за усложнением системы
дворцово-вотчинных органов
Все это подготавливало переход к новой приказной системе управления, выраставшей из прежней. Такое перерастание началось в конце XV в., но как система приказное управление оформилось только во второй половине XVI в. Тогда же утвердился и сам термин “приказ”. Первыми учреждениями приказного типа были Большой дворец, выросший из ведомства дворецкого, и Казенный приказ. Конюшенный путь превратился в Конюшенный приказ, теперь не только обслуживавший личные потребности князя, но и связанный с развитием конного дворянского ополчения. В начале XVI в. сложился Разряд (Разрядный приказ), ведавший учетом служилых людей, их чинов и должностей. Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную явилось одним из показателей централизации Русского государства, ибо дворцовые органы, ведавшие ранее лишь княжеским доменом, теперь становились учреждениями, руководящими всем громадным Русским государством.
Местные органы управления
Русское государство подразделялось
на уезды — наиболее крупные административно-
Во главе отдельных
административных единиц стояли должностные
лица — представители центра. Уезды
возглавлялись наместниками, волости
— волостелями. Эти должностные
лица содержались за счет местного
населения, получали от него “корм”, т.
е. проводили натуральные и
Кормленщики были обязаны управлять соответствующими уездами и волостями собственными силами (содержать свой аппарат управления: тиунов, доводчиков и др.) и иметь свои военные отряды для обеспечения внутренней и внешней функций феодального государства. Присылаемые из центра, они не были лично заинтересованы в делах управляемых ими уездов или волостей, их назначение было, как правило, сравнительно краткосрочным (на 1 – 2 года). Все интересы наместников и волостелей были сосредоточены преимущественно на личном обогащении за счет законных и незаконных поборов с местного населения. Система кормления не могла в условиях обостряющейся классовой борьбы обеспечить в должной мере подавление сопротивления восстающего крестьянства. От этого особенно страдали мелкие вотчинники и помещики, которые были не в состоянии самостоятельно обезопасить себя от “лихих людей”. Поднимающееся дворянство было недовольно системой кормления и по другой причине. Его не устраивало, что доходы от местного управления шли в карман бояр, обеспечивая последним большой политический вес.
Местные органы власти и управления не распространяли свою компетенцию на территорию боярских вотчин. Княжата и бояре сохраняли в своих вотчинах иммунитетные права. Они были не просто землевладельцами, но администраторами и судьями в своих деревнях и селах.
Органы городского управления
Городское управление в Московском государстве изменилось по сравнению с киевскими временами. Города в данный период не имели самоуправления. В удельных княжествах управление городами осуществлялось наравне с сельской местностью. С присоединением удельных княжеств к Москве великие князья, сохраняя, как правило, все земли уделов за их прежними владельцами, всегда изымали города из юрисдикции бывших удельных князей, распространяли на них непосредственно свою власть. Делалось это по военным соображениям. Города были крепостями, обладание которыми обеспечивало великим князьям удержание бывшего удела в своих руках и оборону от внешних врагов. Первоначально великие князья управляли городами, как раньше это делали удельные князья, не выделяя их из своих прочих земель. Наместники и волостели, руководя своим уездом или волостью, управляли в той же мере и городами, находящимися на их территории.
Позже появляются некоторые
специальные органы городского управления.
Их возникновение связано с
Право. Источники права
В качестве основного законодательного акта Московского государства XIV – XV вв. продолжала действовать Русcкая Правда. Была создана новая редакция этого закона, приспособлявшая древнерусское право к московским условиям. Действовало также обычное право.
Однако развитие феодальных
отношений, образование централизованного
государства требовали создания
новых законодательных актов. В
целях централизации
Источниками Судебника явились Русская Правда, Псковская судная грамота, текущее законодательство московских князей. Но он не просто обобщил накопившийся правовой материал. Больше половины статей было написано заново, а старые нормы были в основном переработаны. Судебник 1497 г. содержал главным образом нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Хотя он и знаменовал собой новый шаг в развитии права, но некоторые вопросы в нем регламентировались менее полно, чем в Русской Правде. Это относится к гражданскому праву и к обязательственному праву. Отсюда можно предположить, что Судебник не заменил целиком предшествующее законодательство. Некоторые нормы Русской Правды действовали, очевидно, наряду с Судебником.
Информация о работе Государственное строение России в 14 - 15 веке