Государственное устройство Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

Для характеристики территориальной организации государства в связи с осуществлением государственной власти, ее связей с территориальной группи¬ровкой населения в юридической литературе долгое время употреблялся, да сейчас используется термин "государственное устройство". Он применяется в неодинаковых значениях в обыденной речи, в политической литературе, в юри¬дических исследованиях. В первых двух случаях он употреблялся в широком значении, то есть как понятие, охватывающее круг вопросов, касающихся госу¬дарственного строя и целом, устройства всего государства; социально-экономических и политических основ государства, основ правового статуса его граждан, территориальное устройство государства, организации и деятельности государственных органов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА……………. 5
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ПРИЗНАКИ
СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………. 15
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………… 27

ГЛАВА 4. СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ -
КАК ФОРМА МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБЪЕДИНЕНИЯ………………………………………….. 35
ГЛАВА 5. СОЮЗ БЕЛАРУСИ И РОССИИ……………………………41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………54

Вложенные файлы: 1 файл

Госуд. устройство Беларуси курсовая.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

 

ограничивающий местное самоуправление - антидемократическое явление [31, c. 168].

 

Федеративное государство.

 

Термин «федерация» происходит от латинского «foedus», что значит союз, объединение. Федеративное государство - это сложное государство, состоящее из частей — государств или государственных образований, не рассматриваемых как государства. В федеративном государстве вся территория состоит из государств или государственных образований. Известны две формы федерации: на основе союза, на основе автономии субъектов федерации, причем в обоих случаях важно различать их историческое происхождение, юридический статус и фактическое положение.

Наиболее общие черты, характерные для федераций:

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и так далее.

2. В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией.

3. Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, судебные и исполнительные органы.

4. В большинстве федераций существует единое союзное гражданство федеральных единиц.

  1. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации. 

 

6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.

Федерации в основном строятся по территориальному и национальному признакам. Основное различие между ними состоит в степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Общенациональная государственная власть осуществляет лишь координацию субъектов федерации, обеспечивая их наиболее оптимальную внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут устанавливать дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества, заключать политические, экономические и другие договоры. Национальный признак придает федерации такие особенности, которые объективно не могут быть присущи территориальному федеральному государственному устройству. В современном мире существуют 24 федерации. Обычно это крупные государства, существующие на всех континентах планеты: Германия и Россия -в Европе, Индия и Пакистан - в Азии, Нигерия и Эфиопия - в Африке, США и Бразилия в Америке, Австралия в Океании и другие. Среди них есть небольшие развитые государства (Австрия, Бельгия), страны среднего уровня развития (Мексика), отсталые государства (Исламская Федеративная Республика Комор-ских островов), есть и совсем малые государства (Федерация Сент-Кристофер и Невис в Карибском бассейне с населением 50 тысяч человек).

 

 

                                   Конфедерация.

 

 В связи с интенсивными  интеграционными процессами в  современном мире, у нас вызывает  интерес и такая форма устройства, как конфедерация. Конфедерацию  формой государственного устройства  назвать нельзя, так как конфедерация - это только временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При такой форме устройства государства, члены конфедерации, сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах.

В отличие от федеративного устройства, конфедерация характеризуется следующими чертами:

1. Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, характерных для федерации.

2. Конфедерация не имеет единой армии, единой систему налогов и единого государственного бюджета. Однако эти вопросы могут координироваться по согласию членов конфедерации.

3. Конфедерация сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе.

4. Конфедеративные государственные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой кредитной политике на период существования данной конфедерации.

5. Конфедеративные государства недолговечны. Они или распадаются по достижению общих целей, или превращаются в федерации. Конфедеративное государственное устройство может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.

Отличие конфедерации от федерации заключается, прежде всего, в правовых формах закрепления государственных связей, то есть в федерации эти связи закреплены конституцией, а в конфедерации - договором.

Государственно-территориальное устройство может быть симметричным и асимметричным.

При   симметричном   устройстве   государства,   его   политико-территориальные единицы имеют равный статус. Асимметрия государственного устройства обусловлена наличием компактно проживающих национальных групп, которым предоставлена национально-территориальная автономия, которая может быть или государственной (законодательной), или местной (административной).

Государственное устройство, как институт конституционного права, регулирует широкий круг общественных отношений, «возникающих в процессе образования и деятельности унитарных и федеративных государств. Нормы этого института не только закрепляют политико-территориальную организации государства, его правовой статус и характер взаимоотношений между ним и его частями, но и существенно влияет на содержание других, государственно-правовых институтов, поскольку обуславливает порядок образования, систему и компетенцию государственных органов, реализующих законодательную, исполнительную и судебную власть. Основные нормы данного института закреплены в Конституции, в актах высших органов законодательной и исполнительной власти.

Рассматривая проблемы государственного устройства, следует исходить из принципа гарантированности и равенства прав субъекта государства, а также всех этнических групп населения, проживающих на данной территории. 

 

Итак, государственное устройство - это государственно-правовой институт, содержание которого составляет совокупность норм, закрепляющих политико-территориальную организацию в целом и его частей, принципы их взаимоотношений и разграничение компетенции между ними.

Выделим следующие принципы государственного устройства:

- национально-территориальный принцип;

- территориальный принцип;

- принцип интернационализма;

- принцип суверенности и равноправия наций;

- принцип добровольности объединения наций и народностей;

- принцип государственной целостности;

- принцип равноправия субъектов;

- принцип разграничения предметов ведения между центральными (федеральными) органами власти и местными (органами власти субъектов федерации).

Все эти принципы взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Проведенное исследование форм государственного устройства, подтверждает, что Республика Беларусь имеет унитарное строение. Она является единым, цельным государством, состоящим из административно-территориальных единиц (области, районы), которые подчинены центральным органам власти и признаками государственности не обладают.

Выделим следующие признаки, которые присущи унитарному государству и характерны для Республики Беларусь:

1. В Республике Беларусь имеются единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами.

2. На территории Республики Беларусь действует одна Конституция, единая система законодательства, одно гражданство, единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

3. Административно-территориальные единицы государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности.

4. В Республике Беларусь все межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

  1. В нашей Республике единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Государственно-правовые признаки суверенитета                                                             Республики Беларусь.

 

В данной главе я хочу уделить внимание рассмотрению вопроса связанного с государственно-правовыми признаками суверенитета Республики Беларусь.

Для того, чтобы наиболее полно изучить и понять этот вопрос, необходимо для начала обратиться к историческому пути развития нашей республики.

Формирование Беларуси как независимого самостоятельного государства представляет собой долгий и трудный процесс, который продолжался достаточно продолжительный период времени, и в результате которого произошло становление по настоящему демократического, суверенного, правового государства.

На территории Беларуси в 9-12 веках существовало несколько государств-княжеств: Полоцкое, Минское, Туровское, Гродненское, Новгородское. В 12веке главное значение имело Полоцкое княжество. Система органов власти и управления в этих княжествах была однотипной с другими славянскими государствами. Высшими органами власти были князь, рада, вече, сойм. Князь, вступая в должность, давал присягу охранять территорию государства, то есть, говоря современным языком, обязывался хранить суверенитет государства.

В конце 12 - первой половине 13 века произошло объединение белорусских княжеств в единое государство - Великое Княжество Литовское, созданное на "белорусской, территориальной и этнографической основе»1.

В 1569 году вместо персональной Унии ВКЛ и Польши была создана конфедерация Речь Посполитая, в которой каждое из государств сохраняло свой суверенитет. Например, между объединившимися государствами существовали таможни, в каждом из государств были свои финансы, войска, законодательство, суды.

В 1795 году ВКЛ прекратило свое существование.

В 1840 году Литовский Статус был отменен Россией, и Беларусь была переименована в «Северо-Западный край». Был запрещен белорусский язык, но, тем не менее, национальная белорусская идея не затухает, и оживает по мере оживления общественно-политической жизни в Российской империи. Во второй половине 19 века носителями национальной идеи становятся К.Калиновский, поэт Ф.Богушевич. Революция 1905-1907 годов и связанное с ней раскрепощение общественно-политической жизни активизировали суверенизацию Беларуси.

В 1916 году была попытка возрождения Конфедерации ВКЛ, однако, она успехом не увенчалась.

Один из важнейших этапов развития государственности связан с послереволюционным советским периодом. В декабре 1917 года был избран Исполком Всебелорусского съезда, а в феврале 1918 года было создано правительство – «Народный секретариат Белоруссии». После провала мирных переговоров в Бресте в феврале 1918 года и последующей полной оккупацией Беларуси Германией, с подполья выходит Рада Всебелорусского съезда и провозглашает Белорусскую Народную Республику - БНР, а 25 марта 1918 года на сессии Рады БНР была провозглашена независимость БНР. Однако все ведущие страны мира не признали БНР. Кроме того, Рада не смогла привлечь на свою сторону и народные массы, в том числе и крестьянство, которое составляло значительную часть населения Белоруссии. Эти и другие причины вызвали кризис в правительстве БНР.

Провозглашение БНР во многом носило чисто формальный характер, поскольку:

  • не были сформулированы местные органы власти;
  • четко не были определены границы государства;
  • республика не имела многосторонних дипломатических отношений2

Однако провозглашение БНР - это очень важный этап в становлении белорусской государственности. Попытку создания БНР можно сегодня трактовать, как первый шаг по трудному пути самоопределения белорусского народа3

21-23 декабря 1918 года в Москве  прошла конференция белорусских  партийных секций, которая высказалась за самоопределение Беларуси. Затем состоялся еще ряд конференций. 30 -31 декабря в Смоленске состоялась 6 Северо-Западная конференция КП(б)Б, провозгласившая себя 1 съездом КП(о)Б, на которой было сформировано Временное рабоче-крестьянское правительство Белоруссии во главе с Д.Ф.Жилуновичем. Первым конституционным актом правительства был обнародованный 1 января 1919 года в Смоленске «Манифест Временного рабоче-крестьянского Правительства Белоруссии», который и провозгласил Белорусскую Советскую Республику. Вся власть объявлялась за Советами рабочих, крестьянских, батрацких и красноармейских депутатов; земли, воды, недра, фабрики, заводы - достоянием народа Белоруссии. Этот манифест стал краеугольным камнем государственно-правового строительства республики4. Образование БССР конституционно закреплено первым Всебелорусским съездом депутатов. Важное значение имеет и принятие 3 февраля 1919 года Конституции БССР.

31 июля 1920 года была принята «Декларация  о независимости ССРБ», в которой подтверждались принципы создания БССР. Осенью 1920 года значительная часть Беларуси была вновь оккупирована Польшей. Вскоре, между Россией и Украиной с одной стороны, и Польшей - с другой, был подписан Рижский мирный договор, в результате которого 108 тысяч квадратных километров территории Беларуси с населением более чем 4 миллиона человек переходили под власть Польши.

С окончанием гражданской войны и переходом к мирному строительству возникла необходимость установления тесного экономического и политического союза между советскими республиками. С конца 1920 года республики вступили в новую фазу объединения с РСФСР. Так, в сентябре-декабре 1920 года Российская республика заключила военно-хозяйственные договоры с Азербайджаном и Украиной. 16 января 1921 года между БССР и Российской Федерацией был заключен Союзный договор. При заключении договора стороны исходили как из интернациональных, так и национальных интересов в государственном строительстве.

В 1922 году БССР вошла в состав Союза ССР. В 20-е годы. по инициативе руководства БССР, проводилась политика национально-культурного обновления страны.

Информация о работе Государственное устройство Беларуси