Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 10:02, курсовая работа
Для характеристики территориальной организации государства в связи с осуществлением государственной власти, ее связей с территориальной группи¬ровкой населения в юридической литературе долгое время употреблялся, да сейчас используется термин "государственное устройство". Он применяется в неодинаковых значениях в обыденной речи, в политической литературе, в юри¬дических исследованиях. В первых двух случаях он употреблялся в широком значении, то есть как понятие, охватывающее круг вопросов, касающихся госу¬дарственного строя и целом, устройства всего государства; социально-экономических и политических основ государства, основ правового статуса его граждан, территориальное устройство государства, организации и деятельности государственных органов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА……………. 5
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ПРИЗНАКИ
СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………. 15
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………… 27
ГЛАВА 4. СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ -
КАК ФОРМА МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБЪЕДИНЕНИЯ………………………………………….. 35
ГЛАВА 5. СОЮЗ БЕЛАРУСИ И РОССИИ……………………………41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………54
Написанная в военные годы песня Н. Сокловского «Мы - белорусы» на текст М. Климовича, была в переработанном виде утверждена в качестве Государственного гимна Республики Беларусь. В настоящее время исполняется только музыкальная часть гимна. Он исполняется во время торжественных мероприятий и церемоний, проводимых государственными органами; при поднятии Государственного флага Республики Беларусь, после принятия присяги Президентом, при открытии сессий Парламента, при открытии памятников, при вручении государственных наград Республики Беларусь, при встречах и проводах глав государств и правительств зарубежных стран, при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам.
При публичном исполнении Государственного гимна, его выслушивают стоя, а мужчины без головных уборов.
За надругательство, а равно публичное глумление над Государственным флагом. Государственным гербом и Государственным гимном в соответствии со статьей 370 Уголовного кодекса Республики Беларусь устанавливается уголовная ответственность: наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до одного года14.
Все вышеперечисленные элементы конституционно-правового
статуса Республики Беларусь, характеризуют
ее как унитарное государство, то есть
цельное, единое, административно-
Содружество Независимых Государств как форма межгосударственного сотрудничества.
Как нам уже известно, 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще в Вискулях, руководители трех государств: России - Б.Н. Ельцин, Украины - В.М. Кравчук, Беларуси - С.С. Шушкевич подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Каковы же были причины образования СНГ? Их достаточно много, но одни из них оказали большое влияние на этот процесс, а другие меньшее. Приведу только некоторые из них, которые являются наиболее важными.
1. Демократическая волна, вызванная
так называемой перестройкой
и непродуманными реформами, обострила
процессы государственно-
Народы, нации потребовали подлинной самостоятельности в решении вопросов собственного развития. Неумение властей найти адекватные политические ответы на этот вызов времени в соединении с нарастающими объективными потребностями в демократизации государственного устройства СССР, привели к "параду суверенитетов". Заявили о своем стремлении выхода из СССР Литва, Латвия, Эстония, Грузия, Молдова. Лидеры СССР фактически стали на путь разрушения великого государства15.
2. Неудавшаяся попытка
3. Волна спровоцированных
4. Провозглашение суверенитета
всеми республиками бывшего
Эти и другие причины привели к политическому тупику, при котором Союз уже фактически не существовал, его правительство не могло им управлять и не управляло. Поиск выхода из сложившегося положения привел к денонсации Союзного договора 1922 года и образованию СНГ.
СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства - члены СНГ являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. СНГ осуществляет свою деятельность на основании Устава, подписанного 8 государствами 22 января 1993 года в Минске. В соответствии с Уставом целями Содружества являются:
- осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической гуманитарной, культурной и иных областях;
- экономическое и социальное развитие в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;
- обеспечение прав - основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
- сотрудничество в обеспечении мира безопасности, сокращении вооружений так далее;
- содействие гражданам государств - членов Содружества в свободном общении, контактах и передвижении;
- взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;
- мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества16.
Устав СНГ определяет перечень органов, образуемых в рамках СНГ, принципы их организации и деятельности. Так, для координации деятельности в различных областях взаимоотношений образован Совет глав государств и глав правительств.
Содружество Независимых Государств имеет свою эмблему, композицию; которой составляет обрамленный круг синего цвета. В верхней части композиции изображен золотой круг, охватываемый кольцеобразными элементами. Композиция символизирует стремление к равноправному партнерству, единству, миру и стабильности. Воспроизведение изображения эмблемы СНГ допускается в одноцветном и цветном варианте (синий, черный), а также в объемном варианте.
Высшим органом Содружества является Совет глав государств, в котором на высшем уровне представлены все члены СНГ. Он обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств-членов Содружества в сфере их общих интересов.
С целью координации сотрудничества органов исполнительной власти государств в экономической, социальной и иных сферах общих интересов образуется Совет глав правительств. Совет собирается на заседания четыре раза в год. Решения Совета глав государств и Совета глав правительств принимаются с общего согласия - консенсуса. Любое государство может заявить о своей не заинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве принятия решения.
Совет глав государств и Совет глав правительств создает рабочие и вспомогательные органы, как на постоянной так и на временной основе: Совет министров иностранных дел на основе решения Совета глав государств и Совета глав правительств осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов Содружества, выполняет их деятельность в международных организациях, и организует консультации по вопросам мировой политики, представляющим взаимный интерес.
Координационно-консультативный комитет является постоянно действующим исполнительным и координирующим органом СНГ.
Во исполнение решений Совета глав государств и Совета глав правительств комитет:
- вырабатывает и вносит предложения по вопросам сотрудничества в рамках СНГ, развития социально-экономических связей;
- способствует реализации доверенностей по конкретным направлениям экономических взаимоотношений;
- организует совещания представителей и экспертов для подготовки проектов документов, выносимых на заседание Совета глав государств и Совета глав правительств;
- обеспечивает проведение заседаний Совета глав государств и Совета глав правительств.
В Совет министров обороны входят: главное командование Объединенных Вооруженных Сил и Совет командующих Пограничными войсками.
Совет министров обороны является органом Совета глав государств и военного строительства стран СНГ.
Главное командование Объединенных Вооруженных Сил осуществляет руководство объединенными Вооруженными Силами, а также группами военных наблюдателей и коллективными силами по поддержанию мира в Содружестве.
Совет командующих Пограничными Войсками является органом Совета глав государств по вопросам охраны военных границ государств-членов Содружества и обеспечение стабильного положения на них.
Экономический суд действует в целях обеспечения выполнения экономических обязательств в рамках Содружества. К ведению экономического суда относится разрешение споров при выполнении экономических обязательств.
Комиссия по правам человека является консультативным органом по делам Содружества и наблюдает за выполнением обязательств по правам человека, взятыми на себя государствами в рамках СНГ.
На основе соглашений государств-членов Содружества в экономической, социальной и других областях могут учреждаться органы отраслевого сотрудничества, которые осуществляют выработку согласованных принципов и правил такого сотрудничества, и способствуют их практической реализации.
Применительно к сегодняшнему дню СНГ - это не конфедерация, но пока и не Союз государств. Степень межгосударственного объединения в СНГ выше, чем в межгосударственных образованиях типа сообществ и содружества17.
Однако условия для перехода на качественно более высокий уровень межгосударственной интеграции в СНГ налицо, и главное здесь условие - ни политика, ни экономика, ни «общий враг, а единая общность советских людей, сравнимая по общности морали, нравственности, менталитету и тому подобное»18.
В подтверждении вышесказанному 29 марта 1996 года, в рамках Содружества подписан договор о всестороннем сближении и углублении интеграции четырех стран СНГ: Беларуси, России, Казахстана и Киргизии.
Цель подписания договора - создание единого экономического пространства, общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы: взаимодействие различных форм собственности. Для достижения этих целей стороны образовали Высший Совет, Интеграционный комитет и Парламентский конгресс, которые осуществляют согласованную деятельность.
Выполняя волю народа, выраженную на референдуме 14 мая 1995 года, еще дальше пошла Беларусь в сближении с Россией. Они образовали 2 апреля 1996 года высшую форму интеграции на территории бывшего Советского Союза - сообщество Беларуси и России, которое ровно через год было преобразовано в Союз, а 23 мая 1997 года подписан Устав Союза Беларуси и России.
7 марта 1997 года на встрече президентов Беларуси и России Б.Н. Ельцин заявил: "Россия и Беларусь рассчитывают достигнуть такой интеграции, которая превосходила бы формы интеграции, уже существующие в мире"19.
Союз Беларуси и России образован на принципах суверенного равенства государств-участников Союза, демократии и уважении прав человека и гражданина, сотрудничестве и взаимопонимании, добровольности, добросовестного выполнения взаимных обязательств и на других общепризнанных принципах международного права.
Цель образования Союза - укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между государствами-участниками Союза в политической, социальной, экономической и других областях; повышение уровня жизни народов; сближение национальных правовых систем и так далее.
Итак, говоря об СНГ нужно отметить следующее: за годы реформы во всех странах СНГ наблюдалась тенденция к снижению объемов производства валового внутреннего продукта. В 1995 году объем ВВП в Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, России и Украине соответствовал уровню 80-х годов.
С начала 1996 года намечалась тенденция замедления спада промышленного производства, а с середины 1996 года в большинстве стран СНГ стал наблюдаться ее рост. За 9 месяцев 1996 года промышленной продукции произведено больше, чем за соответствующий период предыдущего года в Беларуси на 3%20. Из этого очевиден вывод, что Содружество Независимых Государств, большая интеграция народов, нужна Беларуси, так как все белорусские предприятия тесно связаны с предприятиями бывшего СССР, и более того, без них они не могут работать. Снятие таможенных барьеров в рамках Содружества будет только на пользу развитию агропромышленности, а значит повышению жизненного уровня людей.
Союз Беларуси и России.
8 декабря 1999 года Республика Беларусь и Российская Федерация, движимые стремлением продолжить интеграционные процессы, заложенные Договором об образовании Сообщества Беларуси и России от 2 апреля 1996 года, Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года. Уставом Беларуси и России от 23 мая 1997 года, а также реализуя положения Декларации о дальнейшем единении Беларуси и России от 25 декабря 1998 года, действуя в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, подписывают Договор о создании Союзного государства, который знаменует собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство21 Целями Союзного государства являются:
- обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление их дружбы, повышения благосостояния и уровня жизни;
- завершение формирования таможенного союза и создания единого экономического пространства для обеспечения социально-экономическиго развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики;
- неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
- проведение согласованной внешней политики в области обороны;
- формирование единой правовой системы демократического государства;
- проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
- обеспечения безопасности Союзного государства и борьбы с преступностью;
- укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие СНГ.
Для реализации данных целей создаются Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров, суд, счетная палата Союзного государства.
Высший Государственный Совет.