Государственные реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 13:20, контрольная работа

Краткое описание

На рубеже XVII—XVIII вв. Россия стояла на пороге новых преобразований. Самим ходом исторического развития она была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.
В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западно - европейских стран.

Содержание

1. Причины проведения реформ . . . . . . . . 3
2. Реформы высших органов власти и управления . . . . 5
3. Результаты реформ . . . . . . . . . . 14
4. Список используемой литературы . . . . . . . 16

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа ИОГП.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

9. Берг-коллегии решала вопросы металлургической промышленности, управление монетными и денежными дворами, закупка золота и серебра за границей, судебные функции в пределах ее компетенции. Была создана сеть местных органов: Московский обер-берг-амт, Казанский берг-амт, Керченский берг-амт. Берг-коллегия была объединена с другой – Мануфактур-коллегией "по сходству их дел и обязанностей" и как одно учреждение просуществовало до 1722г.

10. Мануфактур коллегия занималась вопросами всей промышленности, исключая горнодобывающую, и управляла мануфактурами Московской губернии, центральной и северо-восточной части Поволжья и Сибири. Коллегия давала разрешение на открытие мануфактур, обеспечивала выполнение государственных заказов, предоставляла различные льготы промышленникам. Также в ее компетенцию входило: ссылка осужденных по уголовным делам на мануфактуры, контроль технологии производства, снабжение заводов материалами. В отличие от других коллегий она не имела своих органов в провинциях и губерниях.

11. Вотчинная коллегия, образованная в 1721г., разрешала земельные споры и тяжбы, оформляла новые пожалования земель, рассматривала жалобы на спорные решения по поместным и вотчинным делам.

Коллегии не охватывали всех отраслей управления. По-прежнему дворцовое, ямское, строительное, медицинское дело и некоторые другие находились в ведении специальных приказов, палат и контор.

В 1720 г. был принят Генеральный регламент - документ, определяющий штаты коллегий, окончательно разграничивавший их функции и компетенцию. Формирование коллегиальной системы было завершено. Она функционировала почти столетие - с 1717 по 1802 г.

Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Четкое распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении - все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

2.3 Органы надзора  за госаппаратом

Своеобразие эпохи петровских реформ состояло в усилении органов и средств государственного контроля. При формировании Сената в 1711 г. при нем был учрежден фискал - специальный контрольный орган. Для надзора за деятельностью госаппарата при Сенате была учреждена должность обер-фискала, которому подчинялись фискалы в губерниях, городах и центральных учреждениях.

Правовая основа фискалов была закреплена в 1714 г. указом Петра I «О должности фискалов». Фискалам вменялось в обязанность доносить о всяких государственных, должностных и иных тяжких преступлениях и нарушениях законности в учреждениях. В их обязанность входило выступление в суде в качестве обвинителей.

Для контроля за деятельностью Сената в 1715 г. была учреждена должность генерального ревизора или надзирателя указов. Основная задача ревизора – наблюдать за высшим органом и докладывать о всех замечаниях государю. Указом 1720 г. генерального ревизора заменяет обер-секретарь Сената, спустя год его меняет дежурный гвардейский офицер.

Указом 1722 г. надзор за работой в Сенате был возложен на генерал-прокурора, который, являясь представителем верховной власти в Сенате, был одновременно начальником сенатной канцелярии. Ему были подчинены все фискалы, надзорные функции Сената сосредоточивались в его руках. Генерал-прокурор мог рассматривать любое дело, проходившее в Сенате, по существу и приостанавливать его. Ему принадлежала законодательная инициатива: по его предложению Сенат вместе с коллегиями изучал материалы, которые докладывались генерал-прокурором государю. Резолюция последнего завершала законотворческий процесс. Генерал-прокурор был настоящим «оком государевым».

Генерал-прокурор одновременно руководил заседаниями Сената и осуществлял контроль за его деятельностью. Генерал-прокурор мог быть назначен и отстранен только императором.

Так же при Сенате учреждались должности рекетмейстера и герольдмейстера. Первый контролировал прохождение дел и смотрение жалоб в коллегиях, наблюдая за сроками и беспристрастностью их рассмотрения. Жалобы на работу коллегий проходили через рекетмейстера прямо к государю, исключая Сенат. Герольдмейстер выполнял функции упраздненного Разрядного приказа, вошедшего в состав сенатской канцелярии. Он контролировал прохождение дворянами службы, замещение должностей, выполнение ими отдельных государственных поручений и пр. Герольдмейстер представлял Сенату кандидатуры на должности и места, на которые Сенат и производил назначения.

Система надзора за госаппаратом, была весьма разветвленной и проникала во все сферы государственного управления. Она предполагала установление контроля и за высшим органом центрального управления - Сенатом. Такой подход характерен для системы абсолютизма, при которой вне контроля остается лишь одна фигура - император.

2.4 Император

При праздновании Ништадского мира 22 октября 1721 г. Сенат и Святейший Синод присвоили Петру I титулы «Великого, Отца Отечества, Императора Всероссийского». С принятием государя титула императора, Россия становится империей.

В условиях абсолютной монархии максимальное сосредоточение светской и духовной власти находилось в руках императора. Правовой статус монарха-императора был установлен еще до провозглашения империи следующими нормативными актами: Артикул воинский 1715 г., Морской устав 1720г. и Духовный регламент 1720г.

Петр I – как глава законодательной власти издавал нормативно-правовые акты самостоятельно или от своего имени при помощи Сената. Воля императора признавалась единым юридическим источником закона.

Император - источник всей исполнительной власти и глава всех государственных учреждений. Присутствие императора в определенном месте прекращало действие всей администрации, и власть автоматически переходила к нему. Все учреждения империи должны исполнять указы постановления Петра I. Он утверждал все основные должности, осуществлял, в соответствии с Табелью о рангах, производство в чины, стоял во главе орденской и наградной систем империи.

Император - верховный судья и источник всей судебной власти. Петр I мог изменять приговоры и решения судебных органов, его решения отменяли любые другие. Петру I принадлежало право помилования и утверждения смертных приговоров. Волей императора решались дела, не урегулированные законодательством и судебной практикой.

Петр I был верховным главнокомандующим армии, ведал формированием полков, назначением офицеров, устанавливал порядок и план боевых действий.

Решением Петра I было упразднено российское патриаршество. Вместо Патриарха церковную организацию возглавил «местоблюститель». Церковными делами ведали Духовная коллегия и Монастырский приказ. Император превратился в юридического главу Церкви. Он решал вопросы организации церковной жизни, назначения иерархов. Церковь потеряла свою роль идеологической оппозиции светским властям: любые решения Петра I не подвергались обсуждению.

Петр I изменил порядок престолонаследования. Переход престола по новому в разрез противоречил старым правовым традициям самодержавия. Согласно указа «о наследии престола» в 1722 г., император утвердил свое право по собственной воле назначать наследника. Произошел разрыв с принципом божественной благодати, нисходящей на государя, ее заменила воля императора.

2.5 Синод

Усиление императорской власти неизбежно столкнулось с политическими интересами и Церкви.

В конце XVII в. стали ограничиваться некоторые финансово-налоговые льготы церковных учреждений - на них стали распространяться различные подати: ямские, полоняночные, стрелецкие. С 1705 г. служителей Церкви, не имеющих прихода, стали налагаться особые денежные сборы, приходы облагались сборами на военные и иные нужды.

В 1721 г. был образован высший орган церковного управления – Святейший Правительствующий Синод. Он учреждался вместо Патриарха и соборов в качестве «малого собора». Контроль за деятельностью Синода был возложен на светского чиновника - обер-прокурора, которому подчинялись синодальная канцелярия и церковные фискалы.

Акты, которыми регулировались положение и деятельность церковных органов, издавались в виде императорских манифестов, повелений, утвержденных императором мнений Кабинета министров и Сената.

Акты Синода как малого архиерейского собора, состоявшего из епископов, издавались с пометой «по указу Его Императорского Величества», визировались обер-прокурором и приобретали силу закона после их утверждения императором.

В ведении Синода находились дела о церковных службах, истолковании церковных догм, борьба с ересями, назначение и смещение церковных должностных лиц, цензура духовных книг и т.д. Синод имел функции духовного суда, судил представителей духовенства и мирян по некоторым гражданским (бракоразводным) и уголовным (вероотступничество) делам.

Синоду был подчинен Монастырский приказ, управлявший церковным имуществом. С 1724 г. этот приказ стал называться Камер-конторой, с 1726 г. - Коллегией экономии.

Важнейшим документом, содержавшим нормы церковного права, стал Регламент или устав Духовный коллегии. Устав был составлен псковским епископом Феофаном Прокоповичем и утвержден Петром I 25 января 1721 г.

Регламент состоял из трех частей. В первой давалось определение коллегиального управления и его преимуществ по сравнению с единоличной властью Патриарха. Во второй части установлена компетенция Синода и указаны обязанности церковных иерархов. В третьей части был определен состав Духовной коллегии и обязанности ее членов.

3. Результаты реформ

В результате Петровских реформ к концу первой четверти XVIII в. сложилась следующая система органов власти и управления.

Вся полнота законодательной, исполнительной, и судебной власти сосредоточилась в руках Петра I. Он был верховным главнокомандующим, решал вопросы организации церковной жизни, назначения иерархов.

При реформировании в период 1711-1722 гг. был создан новый высший орган центрального управления, вставший над всем государственным аппаратом (коллегиями и канцеляриями) - Сенат. В его компетенции была исполнительная и судебная власти, а тек же  значительные законодательные функции. Сенат принципиально отличался от своего предшественника - Боярской думы.

Приказная система, сложившаяся при Боярской думе, не соответствовала новым условиям и задачам развития государства. Возникшие в разное время приказы сильно различались по своему характеру и функциям. Распоряжения и указы приказов зачастую противоречили друг другу, создавая невообразимую путаницу и надолго задерживая решение неотложных вопросов.

На смену устаревшей системе приказов в период 1717 - 1718 гг. была создана коллежская система. Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Четкое распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении - все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы. К выработке регламентов коллегий были привлечены иностранные правоведы, был учтен опыт государственных учреждений Швеции и Дании.

Последующее развитие принципа чиновной, бюрократической выслуги нашло отражение в законе Петра I 1722 г.  «Табели о рангах». Разделив все гражданские и военные должности на 14 чинов, этот закон поставил во главу угла не знатность происхождения, а личные достоинства дворян, расширил доступ к государственной службе представителей других сословий. Принятие "Табели о рангах" свидетельствовало о том, что бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило начало аристократическое. Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе. Признаком бюрократии как системы управления являются закрепление каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции. Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность.

В результате церковной реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния и превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую и управляемую светской властью. Был уничтожен институт патриаршества и образован новый орган - Духовная коллегия, в последующем Святейший Правительствующий Синод. Принятие Устава Духовной коллегии фактически превратило русских священнослужителей в государственных чиновников, тем более что для надзора за Синодом было поставлено светское лицо - обер-прокурор.

Реформы центрального и местного управления создали внешне стройную иерархию учреждений от Сената - в центре до воеводской канцелярии - в уездах.

Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха. Петр был признан императором. Страна стала называться Российской Империей.

Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию.

Петр I создал великое и могущественное государство со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой. Российская империя завоевала авторитет у развитых европейских стран и стала оказывать влияние на международную политику.

 

 

 

Список используемой литературы

1. Хрестоматия по истории государства  и права России. Ю. П. Титов. М., 2012.

2. Время петровских реформ. Анисимов Е.В.  Л.,1989.

3. Россия в XVII - первой половине XIX в. Анисимов Е. В. М., 1994.

4. Законодательство Петра I. M., 1997.

Информация о работе Государственные реформы Петра I