Государственный строй России в конце XV – начале XVI в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 21:42, реферат

Краткое описание

Родившийся за год до падения монголо-татарского ига, в 1479 г., Василий III, вступив на престол в октябре 1505 г., продолжил дело своего отца по собиранию русских земель. В 1510 г. к Московскому государству был присоединен Псков, в 1514 г. — Смоленск, в 1521 г. — Рязань. Однако объединенные в первой трети XVI в. российские земли еще сохраняли значительную самостоятельность

Вложенные файлы: 1 файл

история билеты.docx

— 179.97 Кб (Скачать файл)

Вопрос №8. Государственный строй России в конце XV – начале XVI в.

Эволюция государственного строя

Родившийся за год до падения монголо-татарского ига, в 1479 г., Василий III, вступив на престол в октябре 1505 г., продолжил дело своего отца по собиранию русских земель. В 1510 г. к Московскому государству был присоединен Псков, в 1514 г. — Смоленск, в 1521 г. — Рязань. Однако объединенные в первой трети XVI в. российские земли еще сохраняли значительную самостоятельность. В начале правления Василия III существовало четыре удела его младших братьев, имевших реальную возможность претендовать на великокняжеский стол, а к концу правления осталось лишь два удельных княжества, причем удел брата Юрия Ивановича был ликвидирован почти сразу после смерти Василия III. Служилые князья (Вяземские, Одоевские, Трубецкие), обладая огромной властью в своих владениях, на великое княжение рассчитывать не могли. Сложной была социальная структура верхов Российского государства: удельные князья (братья великого князя), служилые князья (те, кто перешел на службу к князю, сохранив власть в своих владениях), князья вновь присоединенных земель, старое московское боярство, боярство удельных и присоединенных княжеств. В XVI в. неуклонно идет процесс превращения вассалов великого князя в его подданных. Так, значительная часть княжеских владений при Василии III становится вотчиной. Если ряд князей оказывались наместниками в своих же владениях, то остальные получали вотчины в других местах. При этом многие вотчины дробились и мельчали. Великий князь был заинтересован в том, чтобы земли получали из его рук. Он имел для этого обширный земельный фонд — новгородские, княжеские тверские, земли черносошных (государственных) крестьян. И если в начале века поместья приближались по условиям владения к вотчине, то к концу века, напротив, вотчина стала ближе к поместью. Причем поместья давались не только неименитым людям, но и боярам и князьям. Особой заботой государя были крупные монастыри, увеличивавшие свои доходы за счет вкладов «на упокой души», торговых и ростовщических сделок. Видя в монастырях опору своей централизаторской деятельности, великий князь, однако, стремился если не ограничить монастырские владения, то хотя бы сделать рост церковных богатств подконтрольным.

В XVI в. продолжала существовать Боярская дума на правах совещательного органа при великом князе. Количество членов Думы не превышало 24 человек. В XVI в. в число думных бояр начинают жаловать и князей.

До середины века существовало лишь два общегосударственных центральных учреждения: Дворец, ведавший землями великокняжескими, иКазна — не только финансовый центр, но и государственная канцелярия.

В середине века из Казны выделяются приказы — центральные органы отраслевого управления: Поместный, ведавший земельными раздачами дворянам, Разрядный, обеспечивавший их жалованьем и ведший учет всех служилых людей, как бы структурировавший правящий класс. Разбойный, Посольский, Челобитный.

Государство делилось на уезды (территориально близкие к бывшим княжествам), а уезды — на волости. Во главе ставился наместник в уезде иволостель — в волости. Должности эти давались, как правило, за прежнюю военную службу. Поэтому административные и судебные обязанности оказывались лишь обременительным довеском к получаемому наместническому «корму». Отсутствие стабильных местных органов власти делало личную власть князя наверху сильнее, чем на местах. Важным этапом в истории России был первый Земский собор, созванный в Москве в феврале1549 г. Он состоял из Боярской думы, Освященного собора, представителей различных слоев феодалов. Созыв Земского собора стал важным шагом в развитии России по пути сословно-представительной монархии.

К сословно-представительным учреждениям на местах относились введенные губной реформой Елены Глинской должности губных старост, выбираемые дворянами в уездах, городовых приказчиков, выбираемых в городах. В черносошных волостях и городах избирались земские старосты из числа крестьян и посадских людей.

Большое значение имели и низовые сословные организации. В жизни крестьян исключительную роль играла община, функции которой на протяжении столетий расширялись, включая и регулирование землепользования, и использование различных угодий, разверстку и сбор налогов. Община в XVI в. имела свою, пусть очень ограниченную, юрисдикцию, управляясь с помощью разветвленной системы выборных должностей, и имела несколько уровней. Община часто противостояла феодалам и представителям государственной власти, отстаивая интересы своих членов (причем далеко не всегда безуспешно) с помощью обычного права, суда и челобитных. В русском городе, возникшем как центр феодального властвования, но со временем превратившемся в центр ремесла и торговли, очень большое значение имели низовые формы сословных организаций городских посадских людей. Деятельность выборных в общине и на посаде строго контролировалась рядовыми членами. Демократические традиции этих сословных организаций оказались очень жизнестойкими. Государство всегда было вынуждено считаться с этим сословным демократизмом, временами приспосабливаясь к нему, временами используя его для своих целей или опираясь на него.

Вопрос №9. Начало правления Ивана IV. «Избранная рада». Реформы середины XVI в.

Начало царствования Ивана IV.

В январе 1547 г. Иван IV в Успенском соборе был торжественно венчан на царствование как «царь и великий князь всея Руси». Принятие титула «царь» еще более поднимало авторитет монарха. Формулировка «всея Руси» отражала претензии Москвы на наследование всех русских земель. В июне 1547 г. в Москве и в других городах вспыхнули восстания, отражавшие недовольство сложившейся ситуацией. Народные выступления показали, что страна нуждается в переменах. Особую заинтересованность в проведении реформ высказало дворянство. Выразителем этих настроений стал дворянин Иван Пересветов. В челобитных Ивана Пересветова к царю была изложена программа преобразований. Резко осуждая боярское самоуправство, идеалом государственного устройства Пересветов считал сильную царскую власть, опиравшуюся на дворянство.

Избранная Рада (1549 г.) Отражением этих настроений стало образование при дворе Ивана IV в 1549 г. нового правительства, получившего название Избранная Рада. В него входили: князья Д. Курлятев, А. Курбский, М. Воротынский, Н. Одоевский, А. Серебряный, А. Горбатый-Шуйский, бояре Шереметевы. Важную роль играл митрополит Макарий и дьяк Посольского приказа И. Висковатый. Лидерами Рады стали священник Благовещенского собора Кремля Сильвестр и спальник царя Алексей Адашев. Избранная рада не являлась официальным государственным учреждением, но в течение 13 лет управляла от имени царя, стремясь к проведению основательных структурных реформ, направленных на образование сословно-представительной монархии.

Реформы середины XVI века.

Земский собор (1549 г.)

Началом реформ стал созыв первого Земского собора (1549 г.) - совещательного органа, в состав которого входили представители дворянства, духовенства, купцов, посадских людей. На Земском Соборе обсуждались вопросы внешней политики, финансов, выслушивались жалобы. Собор принял решение о создании на смену устаревшему Судебнику 1497 г., нового и сформулировал программу реформ.

Реформа центральных органов государственного управления

В результате этой реформы была создам новая система центральных органов управления - приказов, специализированных по роду деятельности. К середине XVI в. в России действовало около 20 приказов. А. Адашев возглавил Челобитный приказ, разбиравший жалобы и осуществлявший высший контроль; И. Висковатый - Посольский приказ, регулировавший отношения с зарубежными странами; Большой приказ ведал финансами; Поместный - распределял земли за службу; Разрядный - отвечал за организацию дворянского ополчения; Разбойный - за охрану правопорядка. Каждый приказ возглавлял знатный боярин, которому подчинялись дьяки и подьячие. Приказы ведали сбором налогов и судами. Впоследствии, с усилением специализации государственной службы, увеличивалось и число приказов.

Реформа законодательных норм привела к созданию Судебника 1550 г., который подтвердил право перехода крестьян от одного феодала к другому только в Юрьев день и увеличил плату за «пожилое».

Впервые устанавливалась ответственность за взяточничество. Общая тенденция к централизации страны привела к видоизменениям в системе налогообложения, что также было закреплено юридически в Судебнике 1550 г. Была установлена единая для всего государства единица взиманияналогов - большая соха. В зависимости от плодородия почвы, социального положения соха могла составлять от 400 до 600 га земли.

Реформа системы местного управления. В 1556 г. была отменена система кормлений. Служилые люди стали получать вознаграждение в виде помочи, которую выделял централизованный фонд. По губной реформе властные и судебные функции возлагались на губных старост,избиравшихся из местных дворян, в черносошных городах - на земских старост, которые избирались черно-тягловыми крестьянами и горожанами. Губным и земским старостам помогали целовальники, губные и земские дьячки (секретари). Эта реформа обеспечила приток дополнительных средств в казну, укрепила положение дворянства в административном аппарате на местах.

Военная реформа. В 1550 г. из пищальников в Москве было создано постоянное стрелецкое войско. У него на вооружении находились пищали и холодное оружие - мечи и бердыши. Личную охрану царя обеспечивал специальный отряд в 3000 человек. К концу XVI в. численность стрелецкого войска достигла 25 тыс. человек. Войско делилось на московские и городовые приказы. Стрельцы были обязаны участвовать в боевых действиях, в мирное время заниматься военной подготовкой, нести караульную службу. В свободное время им разрешалось заниматься ремеслом и торговлей. Постоянное стрелецкое войско стало мощной боевой силой Московского государства. Было составлено «Уложение о службе» - первый военный устав, по которому устанавливались две формы прохождения военной службы: по отечеству, то есть по происхождению; по прибору, то есть по набору. Вливались в войско и казаки с Дона. В 1571 г. был составлен первый Устав по организации сторожевой и станичной службы. К концу XVI в.русская армия превышала 100 тыс. человек. Проведенные реформы укрепили вооруженные силы страны.

Церковные реформы. На Стоглавом Соборе, названном так потому, что его решения были сформулированы в 100 главах (1551 г.), были приняты важные решения, отразившие изменения в общественно-политической ситуации в Русском государстве:

• одобрены реформы Избранной Рады;

•проведена унификация святых, религиозных обрядов, канонов;

• приняты меры по ограничению монастырского землевладения и установлен царский контроль над монастырскими владениями.

Итоги реформ:

Реформы 50-х годов XVI в. имели следующие результаты:

•Усилилась централизация государства и личная власть царя;

• Стала более четкой и действенной система центрального и местного управления;

• Выросла военная мощь страны;

• Произошло дальнейшее закрепощение русского крестьянства;

Вопрос №10. Опричнина и её последствия. Деятельность Ивана Грозного в оценках историков.

Внутри политическая ситуация накануне опричнины.

Главную причину неудач своей политики Иван IV видел в изменах и мятежах феодальной знати. Он был уверен в необходимости: сильной самодержавной власти, основным препятствием к которой были боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. В этих условиях Иван IV пошел на установление режима террора. В январе 1565 г. он уехал из Москвы в Александровскую слободу, захватив при этом из Кремля наиболее почитаемые иконы и религиозные святыни. Из слободы царь отправил в столицу два послания. Первое было адресовано митрополиту Александру и Боярской Думе. В нем Иван IV сообщал о своем отказе от царской власти из-за боярских измен и просил выделить ему особый удел -опричнину. Второе письмо предназначалось посадским людям. Сообщая о решении отказаться от власти, царь заверял горожан, что к ним у него нет претензий, в отличие от изменников-бояр. Разумеется, это был всего лишь политический маневр. Умело играя на чувствах своих подданных, Иван IV заставил их несколько раз униженно просить его вернуться в Москву. А когда наконец согласился, то поставил свои условия:

1) предоставить царю право  внесудебной расправы над любыми «изменниками»;

2) выделить опричнину - личный  удел царя;

3) набрать для царя особое  войско из тысячи избранных  бояр и дворян.

Сущность опричнины

В 1565 г. Иван IV учредил опричнину - систему мер, направленных на укрепление самодержавия и дальнейшее закрепощение крестьян.Территория государства была разделена на опричные земли, доходы с которых поступали в государеву казну, и земщину - оставшуюся часть страны. В опричнину вошли наиболее плодородные земли с развитым земледелием, наиболее богатые поморские города и города с большими посадами, то есть лучшая половина страны. В этих областях княжеские и боярские вотчины были конфискованы, прежние их владельцы были «выведены» в окрестные районы, где получили земли на основе поместного права, а на опричных землях поселились дворяне, входившие в опричное войско. Этот своеобразный аграрный переворот, суть которого - перераспределение земель бояр в пользу дворянства, привел к ослаблению крупного феодально-вотчинного землевладения и ликвидации его независимости от центральной власти. Все свои преобразованияИван IV проводил с невероятной жестокостью. Расправы, казни следовали одна за другой. Был убит московский митрополит Филипп, занимавший независимую позицию, укорявший царя за жестокость; отравлен последний удельный князь России - Владимир Старицкий за то, что он претендовал на престол. Разгрому подверглись целые города: Новгород, Клин, Торжок. Тверь.

Последствия опричнины. Главная цель опричнины - уничтожить остатки феодальной раздробленности, подорвать основы боярско-княжеской независимости - была достигнута, но, ликвидировав политическую раздробленность, опричнина обескровила страну, деморализовала народ, привела к обострению противоречий внутри страны, ослабила ее военную мощь. В результате этого:

• На западе войска Речи Посполитой успешно теснили русских. Ливонская война была проиграна.

• Шведские войска захватили Нарву.

•В 1571 г. из-за низкой боеспособности опричного войска крымские татары захватили и разграбили Москву.

• Во всех слоях общества формировалась рабская психология.

• Произошло дальнейшее закрепощение крестьянства, причем в самых жестких формах (барщина).

Итак, разорение и террор опричных лет (1565-1572 гг.) стали одними из главных причин того глубокого кризиса, который переживала Россия в конце XVI в. Усилившаяся социальная нестабильность в условиях династического кризиса - отсутствия прямого наследника, привела русское государство к трагическим событиям Смутного времени: появлению самозванцев, претендующих на престол, нашествию иноземных войск, полному обнищанию народа, упадку экономики, деградации государства.

Информация о работе Государственный строй России в конце XV – начале XVI в