Государственный строй России в конце XV – начале XVI в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 21:42, реферат

Краткое описание

Родившийся за год до падения монголо-татарского ига, в 1479 г., Василий III, вступив на престол в октябре 1505 г., продолжил дело своего отца по собиранию русских земель. В 1510 г. к Московскому государству был присоединен Псков, в 1514 г. — Смоленск, в 1521 г. — Рязань. Однако объединенные в первой трети XVI в. российские земли еще сохраняли значительную самостоятельность

Вложенные файлы: 1 файл

история билеты.docx

— 179.97 Кб (Скачать файл)

Были заняты дунайские княжества, а в ноябре адмирал Нахимов разбил турецкий флот в Синопской бухте. Но вмешательство Англии и Франции, не желавших усиления влияния России в европейских делах, изменило ситуацию к худшему. В марте 1854 г. они объявили войну России. Основные боевые действия развернулись в Крыму. Осенью 1854 г. союзники высадили десант у Евпатории и начали наступление на главную военно-морскую базу - Севастополь. Военные действия велись также на Балтийском море, на Белом море у Соловецкого монастыря, у Петропавловска-на-Камчатке, а также на Кавказе и Балканах. Но именно ситуация, сложившаяся в битве за Севастополь, предопределила исход войны. Осада города продолжалась 11 месяцев, 45 000 гарнизоном командовал адмирал В.А. Корнилов, а после его гибели - Нахимов иИстомин. Слабо защищенный с суши, город был превращен в неприступную крепость, решающий штурм города состоялся 27 августа. После потери господствующей высоты Малахова кургана - защитники оставили город. Лишь падение турецкой крепости Карс в ноябре 1855 г. уравновесило соотношение сил и были начаты мирные переговоры. Они завершились подписанием в Париже в марте 1856 г. крайне невыгодного для России договора. По условиям Парижского мира Россия лишалась права держать военный флот на Черном море строить укрепления на побережье; теряла южную часть Бессарабии и устье Дуная; утратил право покровительствовать Сербии и Дунайским княжествам.

Поражение в Крымской войне остро поставило вопрос о его причинах, и прежде всего об уровне военной и экономической отсталости России от передовых европейских стран. Так правительство вновь оказалось у исторической развилки.

Вопрос №34. Отмена крепостного права. Содержание крестьянской и земельной реформ. Историческое значение.

Освобождение крестьян. Подготовка отмены крепостного права началась в январе 1857 г. с создания Секретного комитета для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян. Подчиняясь воле монарха, комитет признал необходимость постепенной отмены крепостного права. В ноябре 1857 г. был подписан и разослан по всей стране рескрипт на имя виленского генерал-губернатора В. И. Назимова, который объявлял о начале постепенного освобождения крестьян и предписывал создать в каждой губернии дворянские комитеты для внесения предложений и поправок в проект реформы. Началась открытая подготовка реформы. 21 февраля 1858 г. Секретный комитет переименовали в Главный комитет по крестьянскому делу. Началось широкое обсуждение реформы в печати. Губернские дворянские комитеты составляли проекты по крестьянскому вопросу и посылали их в Главный комитет по крестьянскому делу, который в соответствии со своей программой планировал предоставление крестьянам личной свободы без земли, остававшейся собственностью помещиков. Оживление крестьянского движения в 1858 г. под влиянием слухов об освобождении вынудило правительство пойти на радикализацию готовящейся реформы. В декабре 1858 г. была утверждена новая либеральная программа Главного комитета по крестьянскому делу. Она предусматривала освобождение крестьян с землей на условиях выкупа. Для переработки представленных в Главный комитет проектов реформы в феврале 1859 г. в Петербурге были учреждены Редакционные комиссии. Работой комиссий, большинство в которых составили либералы, руководил товарищ министра внутренних дел Н. А. Милютин. Уже к осени 1859 г. комиссии составили проект «Положения о крестьянах» и начали вносить в него изменения по замечаниям губернских комитетов, представители которых были вызваны в столицу. Большинство консервативных предложений было отклонено, но при обсуждении проекта в Главном комитете и Государственном совете Редакционные комиссии уменьшили размеры земельных наделов и увеличили нормы крестьянских повинностей. Не дав помещикам возможности обсуждать этот проект, Александр II 19 февраля 1861 г. подписал «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Одновременно им был подписан Манифест, возвещавший об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Крепостное право отменялось. Крестьяне получали личную свободу. Земля сохранялась за помещиками до заключения выкупной сделки, крестьяне пользовались Усадьбой и угодьями за повинности (временно обязанное состояние). В течение двух лет избранные из местного Дворянства мировые посредники составляли документы — уставные грамоты о выделении крестьянам земельных наделов за выкуп.

Размеры крестьянских наделов определялись местными «Положениями». Местным учреждениям поручалось организовать сельские и волостные общества крестьян. Дворовые люди объявлялись свободными без выкупа но в течение двух лет должны были служить своим хозяевам или уплачивать оброк. Крепостные рабочие помещичьих и казенных фабрик и заводов переводились на оброк и получали право выкупа прежних своих усадеб и наделов. Сумма выкупных платежей определялась размерами крестьянского оброка, т. е. выкупалась не личная зависимость крестьян и не земля, а повинности. Эта сумма, будучи положена в банк под 6% годовых, должна была приносить помещику ежегодный доход в размере оброчных платежей. Посредником между крестьянином и помещиком выступало государство, выплачивавшее помещику при заключении выкупной сделки 75—80% выкупной суммы. Крестьяне должны были вносить ежегодно 6% этой выкупной ссуды в течение 49 лет. Удельные крестьяне получили свои наделы по «Положению» от 26 июня 1863 г. также за выкуп, но временно-обязанными они оставались всего два года, после чего были переведены на обязательный выкуп. Государственные крестьяне, считавшиеся лично свободными и платившие в казну оброчную подать, по «Положению» от24 ноября 1866 г. сохранили за собой находившиеся в их пользовании земли. Они могли либо продолжать платить оброчную подать государству, либо заключить с казной выкупную сделку. Выкуп вносился единовременно в сумме, годовой процент с которой равнялся сумме оброчной подати.

Земельная реформа. Вторая часть реформы регулировала земельные отношения Закон признавал за помещиком право частной собственности на всю землю имения, в том числе и на крестьянскую надельную землю. Крестьяне были освобождены с землей, иначе это привело бы к выступлению народа и подорвало бы государственные доходы. Правда, большие группы крестьян не получили земли: дворовые, посессионные рабочие, крестьяне мелкопоместных дворян. По реформе крестьяне получали установленный земельный надел (за выкуп). Отказываться от надела крестьянин не имел права. Размер надела устанавливался по обоюдному согласию помещика и крестьянина. Если согласия не было, то «Положения» устанавливали норму надела — от 3 до 12 десятин, что и фиксировалось в уставной грамоте. Территория России была разделена на черноземную, нечерноземную и степную. В нечерноземной зоне помещик имел право сохранить за собой 1/3 часть земли, а в черноземной — 1 /2 часть. Если до реформы крестьяне пользовались большим количеством земли, чем устанавливалось «Положениями», то часть земли у них отбиралась в пользу помещиков — это называлось отрезками. Крестьяне средней полосы потеряли на отрезках 20%, а в черноземной — 40% земли. При наделении помещик предоставлял крестьянам худшие земли. Часть наделов располагалась среди помещичьих земель — чересполосица.

За проход или прогон скота через поля помещика взималась особая плата. Лес и угодья, как правило, сохранялись в собственности помещика. Земля предоставлялась только общине. Землей наделялись мужчины. Собственником земли была община, выйти из которой крестьянин до уплаты выкупа не мог. Была введена круговая порука: платежи-налоги поступали от всего общества, за отсутствующих вынуждены платить все члены общины. После опубликования Манифеста во многих губерниях начались крестьянские бунты против грабительских положений реформы. Крестьян не устраивало, что после опубликования документов о реформе они еще 2 года должны были оставаться в подчинении у помещика — исполнять барщину, платить оброк, что предоставленные им наделы были помещичьей собственностью, которую они должны были выкупать. Особенно сильны были массовые волнения в селе Бездна Казанской губернии и в селе Кандеевка Пензенской губернии. Всего в 1861 г. произошло 1860 крестьянских волнений, для подавления более половины из них была применена военная сила. Но к осени 1861 г. крестьянское движение пошло на убыль.

Историческое значение реформы.

  • были созданы условия для широкого развития рыночных отношений, Россия вступила на путь капитализма, за 40 последующих лет страна проделала путь, который многие государства прошли за века;
  • неоценимо нравственное значение реформы, которая покончила с крепостным рабством;
  • реформа открыла путь преобразованиям в земстве, суде, армии и т. п.

Но реформа была построена на компромиссах, учитывала интересы помещиков в гораздо большей степени, чем интересы крестьян. Она не до конца искоренила крепостничество, пережитки которого тормозили развитие капитализма. Было очевидно, что борьба крестьян за землю и подлинную свободу будет продолжена.

Вопрос №36. Общественно-политические движения пореформенной России. Начало формирования политических партий.

Консерваторы. Либеральное движение.

В начале царствования Александра II происходит формирование русского либерального движения. Лидеры западников Кавелин и Чичеринопубликовали за границей программные документы русского либерализма. Были выдвинуты следующие требования:

  • свобода совести;
  • свобода от крепостнического состояния;
  • свобода общественного мнения;
  • свобода книгопечатания, преподавания;
  • гласность суда.

Но при этом не был выдвинут главный либеральный принцип — введение конституции. Русские либералы полагали, что введение конституции в этот период останется либо на бумаге, либо усилит позиции аристократов-дворян. Будучи сторонниками конституционной монархии, они считали, что народ надо готовить к принятию конституции, а до этого следует проводить местные реформы, развивать хозяйство, поднимать культурный уровень народа. Большую роль в пропаганде либеральных идей играли журналы «Русский вестник» (редактор М. Н. Катков) и «Русская беседа»(редактор А. И. Колешев). На их страницах активно обсуждались вопросы о необходимости отмены крепостного права, наделения крестьян землей, предоставления свободы совести, слова, значении русской самобытности в разных сферах жизни. Однако в начале 60-х годов в либеральном движении начались разногласия, появились сторонники радикальных требований. Центром левых либералов стала Тверская губерния. В 1862 г. тверское дворянство направило Александру II послание, в котором объявляло, что оно отказывается от своих сословных привилегий. Кавелин и Чичерин отрицательно отнеслись к инициативе тверских дворян. Разногласия между либералами еще более усилились, когда Катков поддержал правительство в подавлении Польского восстания 1861 —1863 г Либеральное движение пошло на спад. В свою очередь, консерваторы стремились оградить императора от влияния либералов и провести реформы в интересах дворянства. Их деятельность имела успех: из правительств удалили реформаторов, в частности, был отставлен от должности Милютин. Александр II полагал, что это приведет к примирению разных направлений. Лидер консерваторов — шеф жандармов граф Шувалов, будучи ближайшим советником императора и оказывая на него сильное влияние, стал фактическим диктатором. Идеологом консервативного курса стал бывший либерал, редактор газеты «Московские ведомости» Катков. Он резко критиковал Герцена, обвиняя его в том, что тот из Лондона толкает «юношей-фанатиков» на каторгу. Катков отрицательно относился к реформам, которые, по его мнению, «развратили общество, превратили интеллигенцию в стадо без мыслителей». Политическим лозунгом консерватизма была стабильность, но не возврат назад. Однако русские консерваторы отражали интересы дворянства, которое пыталось вернуть утраченные феодальные привилегии. Консерваторы и либералы не имели широкой социальной поддержки.

А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский. «Земля и воля» в 60-х годах.

В начале 60-х годов в России начался рост революционного движения. Недовольство крестьян реформой 1861 г. оказало влияние на революционную демократию. Идейными вождями революционного движения были Герцен и Чернышевский. В Лондоне Герцен продолжал издавать газету «Колокол». Но после призыва оказать помощь польским повстанцам популярность «Колокола» начала падать, и в 1867 г. он был закрыт. Герцен не смог удержать от раскола общественное движение: либералы и радикальные демократы в конце 60-х годов окончательно разошлись. В первой половине 60-х годов радикально-демократическое движение возглавили Чернышевский и Серно-Соловьевич.

Летом 1861 г. стали распространяться подпольные листки, в которых авторы требовали передать крестьянам всю землю, ввести конституцию, свободу печати и прямо призывали крестьян и разночинскую молодежь к активным действиям. Чернышевский подверг резкой критике реформу 1861 г. Полиция начала репрессии. По доносу был арестован Чернышевский. Его обвинили в составлении опубликованной в 1862 г. прокламации «Барским крестьянам от их благожелателей поклон», в которой крестьянам в доступной форме разъяснялся грабительский характер реформы 1861 г. В прокламации давался также совет готовиться к выступлению. И хотя авторство Чернышевского не было доказано, его приговорили к 14 годам каторги. Был арестован и Серно-Соловьевич. Два года они провели в Петропавловской крепости; здесь Чернышевский написал знаменитый роман «Что делать?», в котором изложил свои взгляды на будущее социалистическое общество. В 1864 г. над ним совершили акт «гражданской казни» и отправили в Сибирь на каторгу. Лишь через 20 лет, в 1883 г., он был освобожден. Серно-Соловьевич погиб по пути в Сибирь. Все это усилило радикальные настроения среди молодежи. Еще в 1861 г. демократы создали нелегальную организацию «Земля и воля» во главе с Серно-Соловьевичем, которую после его ареста возглавил Утин. В организацию входили студенты-разночинцы, мелкие чиновники, младшие офицеры, мещане, разорившиеся дворяне. Их программа включала требования: созыв народного собрания, установление демократической республики, равноправие женщин, передача крестьянам всей земли. Они распространяли революционную литературу, оказывали материальную помощь заключенным и ссыльным. Но в 1863 г., когда они готовили крестьянское восстание, начались аресты. Утин эмигрировал, и Петербургское отделение организации было распущено. Московское отделение возглавили студенты университета Ишутин и Каракозов. Они готовили крестьянскую социалистическую революцию, хотели устроить побег Чернышевского. 4 апреля 1866 г. Каракозов по своей инициативе стрелял у Летнего сада в императора, но пуля пролетела мимо. После покушения потрясенный Александр II сделал резкий поворот в сторону открытой реакции. Из правительства были удалены либеральные министры, начались аресты. Министром народного просвещения стал реакционер Толстой, который поставил под контроль полицию, гимназии и университеты. Все ишутинцы были отправлены на каторгу, а Каракозов казнен. Выступления молодежи принимали все более экстремистский характер.

Возникновение народничества. III течения в народничестве.

В конце 50 — начале 60-х годов в молодежной среде получает распространение особый тип молодого человека — нигилист (отрицающий общепринятые моральные ценности и идеалы). Нигилист-врач, инженер, агроном делал конкретную работу, отрицая официальную идеологию, устои общества. В 1861 г. правительство ввело плату за обучение в университете, произошли студенческие волнения, многие студенты были исключены. Тысячи «изгнанников» шли в народ по доброй воле, других высылала полиция. Они становились сельскими учителями, врачами, писарями, хотели возвратить «долг народу». Народничество стало ведущим направлением в освободительном движении, оно имело свою идеологию. Народники

  • защищали интересы крестьян;
  • отрицательно относились к буржуазному строю;
  • верили в социалистическую утопию;
  • надеялись, что Россия придет к социализму, минуя капитализм; они считали, что «община — зародыш социализма, а русский крестьянин по своей природе — социалист»;
  • не понимали, что в деревне уже возникают капиталистические отношения;
  • рабочим отводили роль агитаторов в крестьянских кружках, отрицали их самостоятельную роль;
  • не придавали особого значения борьбе за конституцию гражданские свободы;
  • полагали, что самодержавие не имеет прочной социально основы и поэтому свергнуть его будет легко.

В своем развитии народничество прошло два этапа:

  • первый — 70-е — начало 80-х годов — революционное народничество;
  • второй — 80—90-е годы — либеральное народничество.

В революционном народничестве было три течения и три главных идеолога:

  • пропагандистское направление — идеолог Лавров. Он считал, что Россия может миновать стадию капитализма и перейти к социализму путем революции. Основой будущего строя станет крестьянская община, которую он рассматривал как ячейку социализма. Он выдвинул теорию «героя и толпы», согласно которой народ (толпа) слепо следует за героем. Героями являются лучшие представители интеллигенции. При этом он считал, что не только крестьяне, но и сама интеллигенция еще не готовы к революции. По его мнению, нельзя «торопить историю», насилие должно быть минимальным. Интеллигенция должна вначале понести социалистические идеи в народ, а потом уже поднять крестьян на восстание;
  • бунтарское, или анархическое, направление — идеолог Бакунин. Резко критиковал марксизм, отрицательно относился к диктатуре пролетариата. Он считал, что государство — это высшее зло, оно угнетает человека и поэтому должно быть разрушено в ходе стихийного народного бунта. Предлагал свободную организацию общества «снизу вверх» — союзы общин, волостей, областей, народов, т. е. самоуправление народа. В результате, но мнению Бакунина, установятся социализм, равенство, упразднится брак, дети будут воспитываться обществом в духе атеизма. В конце 60-х годов Бакунин познакомился со студентом Нечаевым, который основал в Москве нелегальный кружок «Народная расправа», и попал под его влияние. Нечаев проповедовал, что революционер — это «обреченный человек, у него одна страсть — революция», что для достижения своих целей он должен использовать любые средства, даже самые аморальные. Он создал подпольную организацию со строгой конспирацией и жесткой дисциплиной. Студента Иванова, которого Нечаев заподозрил в предательстве, он приказал убить, чтобы «сцементировать кровью» свою организацию. Убийство было раскрыто полицией, Нечаеву удалось бежать за границу, но в 1872 г. был выдан русским властям. Начался показательный судебный процесс, более 30 человек было приговорено к тюремному заключению. Бакунин порвал с Нечаевым, который в 1882 г. умер в Петропавловской крепости.
  • заговорщическое направление — идеолог Ткачёв. Он полагал, что самодержавие не имеет прочной основы, поэтому для его свержения нужна не крестьянская революция, а лишь небольшая группа заговорщиков. Они захватят власть и проведут социалистические преобразования, установят равенств братство. В конце 70-х годов идеи Ткачёва стали одерживать верх в народническом движении.

Информация о работе Государственный строй России в конце XV – начале XVI в