Государственный строй России в конце XV – начале XVI в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 21:42, реферат

Краткое описание

Родившийся за год до падения монголо-татарского ига, в 1479 г., Василий III, вступив на престол в октябре 1505 г., продолжил дело своего отца по собиранию русских земель. В 1510 г. к Московскому государству был присоединен Псков, в 1514 г. — Смоленск, в 1521 г. — Рязань. Однако объединенные в первой трети XVI в. российские земли еще сохраняли значительную самостоятельность

Вложенные файлы: 1 файл

история билеты.docx

— 179.97 Кб (Скачать файл)
  • Запорожская сечь оставалась в совместном подчинение;
  • к России отходили Смоленск, левобережная Украина и Киев;
  • за Польшей оставалась Белоруссия и правобережная Украина.

В 1686 г. условия Андрусовского перемирия подтвердил «Вечный мир» с Польшей, предусматривающий совместные действия против возможной турецко-татарской агрессии.

СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

На севере западном направлении важнейшим вопросом внешней политики было возвращение России выхода на Балтику. В 1656-1658 гг. началась русско-шведская война. Несмотря на первоначальные успехи, России не удалось добиться быстрой победы. Возобновление русско-польской войны (1658 г.) вынудило правительство заключить Валисарское перемирие со Швецией. Однако Швеция, использую внешнеполитические промахи Москвы, заставила Россию пересмотреть статьи перемирия и заключить Кардисский мир. По его условиям Россия отказывалась от всех своих завоеваний на Балтике, так и не достигнув желаемого.

ЮЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

В первой половине XVII в. Россия сосредоточила усилия на строительстве оборонительной линии и крепостей для защиты от нападения крымских татар: в 40-е гг. XVII в. сооружена новая «засечная черта» из 29 крепостей. В 1641 г. отряд донских казаков захватил по своей инициативе крепость Азов и, закрепившись в ней, обратился за помощью к Москве. Учитывая неподготовленность России к войне с Османской империей, Земский собор отказал казакам в поддержке, Азов был оставлен (это событие вошло в историю под названием «Азовское сидение»). Однако ко второй половине XVII в. столкновений с Османской империей не удалось избежать. Летом 1667 г. впервые началась русско-турецкая война (1677-1681 гг.). 120-тысячное войско двинулось на Чигирин. Осада турками этой крепости закончилась для них бесславно — бегством. Но летом 1678 г. начался новый поход 200-тысячного войска турок и татар на Чигирин. В этот раз город был взят, однако совместное русско-украинское войско (120 тыс.), дав несколько ожесточённый сражений, заставило турок отступить. В 1681 г. было заключено Бахчисарское перемирие России с Крымом сроком на 20 лет, с условиями:

• земли южнее Киева, Подолия оказывались под властью Турции;

• Турция признавала право России на левобережную Украину и Киев. В 1684 г. была образована антитурецкая веницианско-астро-польская«Священная лига». Россия примкнула к лиге (1686 г.) на условиях «Вечного мира» с Польшей. Союзнические обязательства вынудили Россию вести военные действия против Крымского ханства. Русские войска во главе с В. В. Голицыным начали Крымские походы:

• 1687 г. Жажда, голод, болезни, страшный степной пожар (татары подожгли степь перед наступающими) не позволили князю Голицыну дойти даже до Крыма. Однако этот крайне неудачный для русских поход оказался полезен Речи Посполитной: занятый обороной своих рубежей, крымский хан не пришёл на помощь Турции, воевавшей с Польшей.

• 1689 г. 100-тысячное войско под командованием В. Голицына достигло Перекопа. Но переправиться в Крым князь так и не решился. Столь бесславно закончившиеся Крымские походы показали военную слабость России и необходимость реорганизации армии.

Вопрос №19. Россия в последней четверти XVII в. Предпосылки преобразований. Начало государственной деятельности ПетраI.

Предпосылки, цели и характер петровских реформ.

Истоки преобразований эпохи Петра Великого следует искать в предыдущем, XVII столетии. В результате деятельности первых Романовых был преодолен глубочайший социально-экономический и политический кризис государства и общества, вызванный событиями Смутного времени, и к концу века наметилась тенденция европеизации России, а также четко обозначились предпосылки будущих реформ. Важнейшими из них явились:

  • активизация внешней политики и дипломатической деятельности российского государства;
  • интенсивное развитие внутренней и внешней торговли;
  • реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем;
  • переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов.

Кроме того, важнейшей из предпосылок грядущих преобразований стала тенденция к абсолютизации верховной власти, дальнейшее укрепление российского самодержавства, что выразилось в легитимизации титула «самодержец», укреплении административной централизации, отмирании Земских соборов как органов сословного представительства и др. Огромное значение имело также оформление общегосударственного законодательства с учетом европейских законодательных актов и дальнейшее совершенствование кодификации. Среди ключевых предпосылок реформаторской деятельности Петра следует назвать реорганизацию и совершенствование вооруженных сил — создание полков иноземного «нового строя», изменения в порядке комплектования и набора в полки, реформа военно-окружной системы. Наконец, огромную роль сыграло постепенное размежевание российского общества под влиянием западноевропейской культуры и церковной реформы Никона, появление в нем национально-консервативного и западнического течений.

Начало царствования Петра I.

После государственного переворота в августе 1689 г. власть в стране перешла к сторонникам 17-летнего царя Петра Алексеевича (формально делившего власть со своим братом, сыном Алексея Михайловича от Марии Милославской царевичем Иваном, до смерти последнего в 1696 г.). Петр, став после отстранения Софьи самостоятельным правителем, на первых порах не проявлял интереса к государственным делам. Фактическое же управление страной осуществляли родственники и приближенные матери царя Петра Натальи Кирилловны Нарышкиной — П. К. Нарышкин, Т. Н. Стрешнев, Б. А. Голицын, а также родственники первой жены Петра Е. Ф. Лопухиной. Сам же царь предпочитал проводить время в «нептуновых да марсовых потехах»: устраивал военные учения и маневры, строил «потешные» суда на Плещеевом озере под Ярославлем.

В первые годы своего правления юный Петр окружил себя способными и энергичными помощниками и специалистами, особенно в военной области. Среди «служилых иноземцев», живших в то время в Немецкой слободе, выделялись ближайший друг царя Ф. Лефорт, опытный генерал П. Гордон, талантливый инженер Я. Брюс и др. А из русских приближенных постепенно формировалась сплоченная группировка сподвижников царя, сделавших впоследствии блестящую административную карьеру: А. М. и Ф. А. Головины, Г. И. Головкин, братья П. М. и Ф. М. Апраксины, А. Д. Меншиков, А. А. Курбатов, А. И. Репнин. С их помощью Петр устраивал маневры «потешных» войск (будущих гвардейских полков — Преображенского и Семеновского). Особое внимание Петр уделял становлению отечественного флота. В мае 1692 г. на Плещеевом озере был спущен на воду небольшой ботик, построенный при непосредственном участии царя, а в последующие два года Петр со своими приближенными дважды совершал длительные поездки на Белое море. Там, в Архангельске, было положено начало строительству первых русских морских судов.

Вопрос №24. «Посвященный абсолютизм» Екатерины II.

Екатерина II пришла к власти в результате государственного переворота, совершенного гвардейскими офицерами под руководством братьев Орловых 17 июня 1762 г. Вскоре после этого Петр III был убит заговорщиками и Екатерина стала полновластной императрицей. Ее царствование было долгим - целых тридцать четыре года. За это время бывшая иноземная принцесса успела многое: она не только стала русской Государыней, но, имея перед глазами опыт осуществления переворота, сумела так построить внутреннюю политику, что еще при жизни ей было присвоено звание «Великой и Премудрой Матери Отечества». Екатерину заслуженно считали достойной преемницей Петра I, и достаточно быстро её имя стало употребляться вместе с эпитетом «Великая». Достойно удивления и восхищения умение молодой императрицы решать сложные проблемы государственного управления, и прежде всего - умение удержаться у власти, не имея изначально почти никакой поддержки, но завоевывая ее буквально шаг за шагом.

Известно, что время царствования Екатерины совпало с эпохой Просвещения. Так или иначе, идеология просветителей - Вольтера, Дидро, Руссо, Монтескье и др. - влияла на политику европейских монархов. Не избежала такого влияния и Екатерина. Обладавшая живым умом и развитым мышлением, она был знакома с трудами просветителей и их взглядами на государственное устройство и управление. Уже в качестве русской императрицы она, переписывалась с Вольтером и Дидро, обсуждая с ними проблемы организации власти в роль монарха в управлении обществом.

Нельзя забывать, что императрице приходилось реализовывать свои взгляды, почерпнутые у просветителей, в огромном самодержавном государстве, основанном на политическом и экономическом господстве дворянства, не терпевшего ущемления своих интересов. Найти равнодействующую между целями власти и привилегированным сословием было не просто. Тем не менее, мероприятия первых лет царствования Екатерины традиционно связывают с проведением политики просвещенного абсолютизма. Помимо уже привычных для аристократии раздач казенных земель и крестьян в качестве награды участникам дворцового переворота, Екатерина провела ряд преобразований, способствовавших укреплению её власти. Так, она отменила особое, гетманское правление на Украине, реформировала Сенат, в котором видела опасность для своей самодержавной власти. Во избежание возможности вмешательства в компетенцию верховной власти и для упорядочения его работы, Екатерина разделила Сенат на 6 департаментов, тем самым сделав его чисто административным органом, лишенным законодательных прав. Четыре петербургских и два московских департамента Сената становились самостоятельными учреждениями со своим кругом дел и своей канцелярией, что разрушало единство Сената и ослабляло его. Вопреки личному желанию императрицы отказаться от всех законодательных актов, принятых Петром III, ей пришлось подтвердить некоторые из них, и прежде всего:

  • указ об упразднении Тайной розыскных дел канцелярии;
  • указ о передаче в государственное управление монастырских и церковных земель (секуляризация);
  • запрещение покупать крестьян к мануфактурам.

Но самым примечательным событием начала екатерининской эпохи, безусловно, стала работа Уложенной комиссии. Еще в молодости изучив взгляды европейских философов, и вновь вернувшись к этому занятию в качестве императрицы, Екатерина пришла к выводу о том, что порядок и стабильность в государстве, благоденствие подданных возможно обеспечить, добившись соблюдения законов. Поэтому свою непосредственную задачу она видела в создании новой, более совершенной системы законодательства взамен архаичного Соборного Уложения 1649 г. С этой целью было объявлено о созыве специальной Уложенной комиссии. Мероприятие было организовано и обставлено с размахом: 14 декабря 1766 г. вышел манифест о созыве комиссии, состоящей по образцу и подобию старинных Земских Соборов из представителей разных сословий. Работа комиссии была гласной и проходила под контролем императрицы. Депутаты наделялись целым рядом льгот и привилегий. Кроме того, совершенные во время работы комиссии ограбление, избиение и убийство депутата карались удвоенной мерой наказания. Выборы в комиссию были почти всесословными. 53% населения России - крепостные крестьяне - депутатов не выбирали (считалось, что их представляют помещики-владельцы). От дворян выбирался один депутат от уезда, от горожан - один от города (независимо от числа жителей), от государственных крестьян - один от каждой провинции. От центральных государственных учреждений также посылался один депутат. Кроме того, право выбора имели экономические (бывшие монастырские и церковные) крестьяне, оседлые «инородцы» Поволжья, Приуралья и Сибири, а также казачество. В результате большинство депутатов в комиссии составляли дворяне и горожане. Новшеством по сравнению с Земскими Соборами стало составление письменных наказов депутатам от избирателей. Хотя реального применения в работе комиссии собранный таким образом материал не нашел, в нем были представлены интересы и требования представителей различных сословий. Для работы комиссии императрица составила «Наказ», в котором излагала свои взгляды на программу действий и задачи комиссии. «Наказ» состоял из 20 глав, написанных Екатериной в течение двух лет и восходящих к трудам Монтескье и Бекариа. Комиссия начала свою работу в Москве 30 июля 1767 г. с прочтения «Наказа» Екатерины. В дальнейшем она разделилась на Большое собрание и 15 частных комиссий. Помимо вопросов законодательства, достаточно часто обсуждался и вопрос о крепостном праве, что, по мнению большинства историков, и привело в дальнейшем к ее роспуску. Большое собрание прекратило работу в январе 1769 г., частные комиссии работали до 1771 г. Проект нового Уложения так и не был принят.

Еще одним интересным начинанием Екатерины II было создание в 1765 г. Вольного экономического общества, которое должно было пропагандировать рациональные способы ведения хозяйства. Для этого стали издаваться различные работы по агрономии, селекции, животноводству и пр.

Вопрос №19. Социально-экономические преобразования ПетраI.

Социальная политика

На протяжении дочти всех лет царствования Петр предпринимал меры по созданию системы привлечения людей на службу государству. Царь,считая себя «работником» в государстве, подобного ожидал и требовал от граждан своего государства, независимо от сословной принадлежности.Дворянское сословие в его классическом виде юридически оформилось при Петре. Произошла его консолидация в замкнутую привилегированную структуру, зависимую от монарха и обязанную служить царю и государству; за что дворянство обеспечивалось землей (до 1762 года), душевладением и освобождалось от многочисленных податей. «Указ о единонаследии» (1714 г.) закрепил процесс консолидации, с экономической точки зрения уравняв в правах дворянское поместье с боярской вотчиной. Параграфы этого указа предписывали передавать земельную собственность по наследству только старшему сыну, вводилась система майората - запрет на продажу любых дворянских земельных владений. Остальные члены рода должны были нести обязательную службу в государственных учреждениях, армии или на флоте. Таким образом, государственная служба становилась единственным источником благосостояния. Служебная карьера зависела от личной выслуги или заслуг перед царем, что требовало обязательного образования. Указ 1714 года запрещал дворянским детям жениться, если они не постигли основы наук. Более почетна была военная карьера, которую дворянские сыновья начинали с нижних чинов. Подобная практика привела к тому, что сыновей в армию записывали с младенческого возраста, чтобы к приходу в армию получить хотя бы младший офицерский чин. Гражданскую службу предписывалось также начинать с низших ступеней. Таким образом, дворянство стало особым привилегированным сословием, всецело зависящим о государства и царя. Введенная в январе 1722 года «Табель о рангах» еще более упорядочила и регламентировала службу:

  • разделила службу на гражданскую, придворную, военную;
  • ввела систему иерархии чиновников (14 классов);
  • укрепила новые критерии продвижения по службе (принцип личной выслуги и заслуг);
  • создавала стимулы для служебного рвения и продвижения по чинам: занять следующий ранг можно было пройдя все предыдущие.

«Табель...» предоставляла возможность лицам податного сословия входить в дворянское сословие: чин XIV класса предоставлял личное дворянство, а VIII класс возводил личного дворянина в потомственное дворянство. Особенно быстро можно было сделать карьеру в армии.

Информация о работе Государственный строй России в конце XV – начале XVI в