Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 07:59, контрольная работа
Древнерусское государство (Киевская Русь) – государство исторически переходного типа, основной институт политической системы классового общества, охраняющий его экономические и социальные структуры. Включало огромную по тому времени территорию, и оказывало значительное влияние на судьбы мирового исторического процесса. Древняя Русь стала колыбелью трех Лунных славянских народов - русского, украинского и белорусского. Будучи полиэтническим государством, Киевская Русь стала примером равноправия всех народов, о чем говорил в своем "Слове о законе и благодати" русский митрополит Илларион (XI в.). Именно поэтому данная тема очень интересна для изучения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Политическое устройство. Киевский и Новгородский типы политического управления ……………………………………………......4
Социальные отношения и экономика ……………………………………8
«Русская правда» - кодекс раннефеодального государства…………………………………..............................................10
Заключение……………………….………………………………………………16
Список используемой литературы……………………………………………..17
НОУ ВПО Дальневосточный институт международного бизнеса
Факультет «Экономика и международный бизнес»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Отечественная история»
ТЕМА: «ГОСУДАРСТВО КИЕВСКАЯ РУСЬ в ХI – XII вв.»
Выполнил студент:
Пьянов И.А.
Группа: 413-М
Шифр: 25
Проверила: к.и.н., доцент
Гридунова А. Н.
Хабаровск 2014
Тема № 5: Государство Киевская Русь в ХI – XII вв.
План:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………….…………………………
Список используемой литературы……………………………………………..
Введение
Древнерусское государство (Киевская Русь) – государство исторически переходного типа, основной институт политической системы классового общества, охраняющий его экономические и социальные структуры. Включало огромную по тому времени территорию, и оказывало значительное влияние на судьбы мирового исторического процесса. Древняя Русь стала колыбелью трех Лунных славянских народов - русского, украинского и белорусского. Будучи полиэтническим государством, Киевская Русь стала примером равноправия всех народов, о чем говорил в своем "Слове о законе и благодати" русский митрополит Илларион (XI в.). Именно поэтому данная тема очень интересна для изучения.
Объектом изучения является становление Государства Киевская Русь, исследование таких вопросов, как что породило и поддерживало раздробление на княжества древней Руси и на каком принципе, при таком положении дел, держалось единство Русской земли.
Предметом изучения является возникновение особой системы органов и учреждений, осуществлявших функции государственной власти; наличие права, закрепляющего определенную систему норм, санкционированных государством; наличие определенной территории, на которую распространялась юрисдикция данного государства.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Древнерусское государство (Киевская Русь) было раннефеодальной монархией. Верховная власть принадлежала великому киевскому князю, который являлся формальным собственником всей земли и военным руководителем государства. Главные функции князя киевской эпохи: он законодательствует, он военный вождь, он верховный судья и верховный администратор. Высший класс общества составляла княжеская дружина, которая делилась на высшую и низшую. Первая состояла из княжих мужей или бояр, вторая — из детских или отроков. Управление государством строилось по принципу военной организации в подвластных великому князю землях и городах. Его осуществляли княжеские наместники — посадники и их ближайшие помощники — тысяцкие, возглавлявшие во время военных действий народное ополчение в XI — XII вв. — через княжеский двор и многочисленную администрацию, которая ведала сбором дани и податей, судебными делами, взысканием штрафов.
Во время Киевского периода существовал и признавался правильным порядок наследования и владения родовой – от отца к сыну, от брата к брату и от дяди к племяннику, но рядом с ним существовали и условия, подрывавшие правильность этого порядка. Произвол князей, или не признававших законного порядка и авторитета старших, или же нарушавших, благодаря силе и старшинству, интересы младших князей, тоже препятствовал правильности политической жизни. Изгойство, исключение князей из прав их состояния создавало по краям Русской земли такие области изгоев, которыми они владели уже прямо по семейному, а не по родовому порядку; владетель-изгой не мог претендовать на иные волости, но и на его волость не должны были претендовать другие князья. Наконец, если мы вспомним вмешательство в политические дела и в вопросы наследования городских веч, которые иногда не признавали для себя обязательными счеты княжеского старшинства и звали в города князей по своему выбору, то мы укажем все важнейшие условия, разлагавшие правильный порядок политической жизни.
Наличность этих условий служит ясным доказательством того, что политическое устройство Киевского княжества было неустойчиво. Составленное из многих племенных и городских миров это княжество не могло сложиться в единое государство в нашем смысле слова и распалось. Поэтому точнее всего будет определить Киевскую Русь как совокупность многих княжений, объединенных одною династией, единством религии, племени, языка и народного самосознания.
От общей формы политического быта перейдем к его частностям. Первой политической формой, которая зародилась на Руси, был быт городской или областной. Когда областная и городская жизнь уже сложилась, в города и области явилась княжеская династия, объединившая все эти области в одно княжество. Рядом с властями городскими стала власть княжеская. Этим и обусловливается тот факт, что в XI--XII вв. наблюдается на Руси два политических авторитета: 1) княжеский и 2) городской, или вечевой на которых правом голоса пользовались все главы семейств. Вече старше князя, но зато князь часто виднее веча; последнее иногда на время уступает ему свое значение. Законным называлось вече, созванное князем. Вече же, собранное против воли князя, мятежнически, считалось незаконным. Следствием юридической неопределенности положения веча было то, что последнее было в большой зависимости от условий чисто местных или временных: политическое значение его понижалось при сильном князе, имевшем большую дружину, и, наоборот, усиливалось при слабом; кроме того, в больших городах оно имело большее политическое значение, чем в малых.
В Новгородской и Псковской республиках народное собрание – вече, обладало высшей законодательной и судебной властью. Здесь в распоряжении вече находились финансы и земельный фонд.
Новгородская земля одно из крупнейших территориально-государственных образований в составе Древнерусского государства (Киевской Руси) 882—1136 годы, с центром в городе Новгороде. Господин «Великий Новгород» состоял из пяти районов, которые носили название 5 "концов". Соответственно этому вся новгородская земля разделялась на 5 провинций, носивших название "пятины". Новгородцы называли свои земли "землею Святой Софии" по названию главного новгородского храма. Подчиненные Новгороду города были крепостями, которые должны были защищать город в случае нападения врагов – немцев, шведов, датчан.
Государственное устройство и управление Новгорода складывалось под воздействием народного вече. Вече избирало князя, а впоследствии, воспользовавшись распрями киевских князей, стало избирать и владыку, т.е. архиепископа, хотя до XII в. киевский митрополит присылал архиепископа по своему усмотрению.
Добившись такого порядка, Новгород получил полную независимость и обособленность и превратился в самостоятельное государство, где верховная власть принадлежала вече. Князь был лишен права приобретать земельные владения в Новгороде. Новгородцы выделяли ему землю, как правило, на Волге. За свою службу князь получал "дары" или "дань" в точно определенном размере. Избирая князя, новгородское вече вступало с ним в договор, или ряд: "Новгород держати в старине по пошлине". Пошлина – это старый обычай. Князь в Новгороде был высшей правительственной властью. Он предводительствовал новгородской ратью, был верховным судьей и правителем. Однако, как постороннее Новгороду лицо князь жил не в самом городе, а в 3-х верстах от него, возле озера Ильмень.
Править Новгородом князь обязывался, не изменяя новгородских законов и обычаев, причем с постоянным участием посадника, избранного вечем. Посадник сопровождал князя на войну, присутствовал при княжеском суде, вместе с князем назначал должностных лиц. Посадник в Новгороде ведал гражданскими делами, а тысяцкий был предводителем ополчения. Тысяцкому подчинялись сотские-начальники 10 сотен, составлявших тысячу. У каждого из пяти городских концов были кончанские старосты. С каждого городского конца выставлялись 200 ополченцев.
Новгородский владыка-архиепископ не только ведал церковными делами, но и играл большую роль в политической жизни Новгорода. Он возглавлял правительственный совет, состоявший из бояр, следил за деятельностью вече. Всякое решение вече требовало благословения владыки. Своей печатью владыка скреплял договорные грамоты с иноземцами. Владыка был хранителем государственной казны, во дворе владыки у Софийского собора хранили государственный архив. У него был свой штат чиновников и даже свой полк, стоящий отдельно от новгородского ополчения. Владыка был крупным землевладельцем.
Вече в Новгороде являлось органом высшей государственной власти, выносило решения, наделяло должностных лиц полномочиями, выступало в договорах с иностранцами от имени феодальной республики. Кроме вече, имелся совет господ, включавший бояр, владыку, князя, посадника и тысяцкого.
Древнерусская экономика основывалась на комплексном развитии земледелия, скотоводства и разнообразных промыслов, основными из которых были охота, рыболовство и бортничество - добыча меда диких пчел. Этот тезис сейчас никем не оспаривается. Древнерусская знать благоденствовала за счет всякого рода внеземельных доходов - даней, полюдья, кормлений. В социальных отношениях было много архаических черт, пережиточных явлений: сохранялась кровная месть, наряду со многими пережиточными чертами в семейно-брачных отношениях господствовала большая семья.
В раннефеодальном обществе Киевской Руси все свободное население носило название «люди». Отсюда термин, означающий сбор дани, — «полюдье». Выделялись два основных класса — крестьяне (смерды) и феодалы. Оба класса по своему составу не были однородными. Смерды делились на свободных общинников и зависимых. Свободные общинники имели натуральное хозяйство, платили дань князьям и боярам и одновременно являлись для феодалов источником пополнения категории зависимых людей. Класс феодалов составляли представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен и земель, бояре, а также старшие дружинники.
Община - замкнутая социальная система, призванная организовать все виды деятельности человека — трудовую, культурную обрядовую. Будучи многофункциональной, она опиралась на принципы коллективизма и уравнительности, являлась коллективным собственником земли и угодий. Свою внутреннюю жизнь она организовывала на принципах прямой демократии - выборности, коллективном принятии решений и прочее. Она перераспределяла земельные наделы, решала налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, судебные споры, расследовала преступления и осуществляла наказание за них.
Полюдье было хорошо налаженным государственным делом. Местные князья заранее из отдаленных районов собирали дань с крестьянского населения и свозили их к местам ее концентрации (погостам), через которые ежегодно, с ноября по апрель по санному пути киевский князь с дружиной совершал объезд огромной, до 1,5 тыс. км, территории. Масштабность данного мероприятия была значительной, и не случайно слово "полюдье" вошло в язык греческого царя и скандинавских сказаний в русской транскрипции. Собранное в колоссальных размерах богатство (продовольствие, мед, воск, меха и пр.) не только удовлетворяло потребности князя и его дружины. Оно составляло довольно весомую долю древнерусского экспорта. К собранной продукции добавлялись рабы, челядь из пленных или попавших в тяжелую кабалу людей. Грандиозные, хорошо охраняемые военно-торговые экспедиции, приходящиеся на летнее время, доставляли экспортную часть полюдья по Черному морю в Болгарию, Византию, на Каспий. Русские сухопутные караваны достигали Багдада по пути в Индию.
В дальнейшем внеэкономические реформы эксплуатации (дань, полюдье) начали уступать место экономическим, основанным на праве собственности. Складывалась система разнообразных налогов, торговых, судебных и других пошлин. При этом налоги собирались в основном мехами. А мех куницы или белки соответствовал определенной денежной единице. Интересно, что если мех терял свой товарный вид, а княжеский знак на нем сохранялся, то платежеспособность его оставалась неизменной.