Государство и культура этрусков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:15, реферат

Краткое описание

Актуальность изучения моей темы заключается в том, что многое в их истории, религии, культуре, включая и пока еще не вполне понятную письменность, остается загадочным по сей день.
Цель работы: Изучение истории государства и культуры этрусков.
Задача реферата: Проследить влияние этрусков на мировую культуру.

Вложенные файлы: 1 файл

Государство и культура этрусков..docx

— 49.09 Кб (Скачать файл)

Не меньшего восхищения заслуживает  бронзовая статуя воина из Тоди, известная под названием Марс из Тоди. Это выдающееся произведение искусства, найденное в 1835 году, относится  к IV веку до н. э., когда на этрусков уже  оказала сильное влияние классическая греческая скульптура. Мягкое и мечтательное выражение лица изображенного юноши  контрастирует с прочным панцирем и копьем, недвусмысленно свидетельствующими о том, что его профессия - война. Образ спокойного, опирающегося на копье этруска полон достоинства  и уверенности. Техника бронзовой  отливки достигла здесь высокого уровня: отдельно создавались туловище, голова, шлем, руки, ноги. Некоторые  детали - шлем, копье и вставки  инкрустированных глаз утеряны. Изваяние несколько меньше натуральной величины. Тенденция уменьшать размеры  фигуры, свойственная этрусской посвятительной скульптуре, возможно, связана с  культовыми соображениями или эстетическими  нормами, определявшимися назначением  произведения.

К началу I века до н. э. относится  бронзовая скульптура Оратора, найденная  в Санквинете в окрестностях Тразименского  озера. Из надписи на постаменте явствует, что это статуя Авла Метеллы. Скульптура была создана в то время, когда  в Этрурии усиливалось культурное влияние Рима. Романизированный этруск - его нелегко отличить от римлянина - спокойным жестом правой руки призывает  к тишине слушателей, к которым  он хочет обратиться с речью. Скульптурой  Оратора этрусский мир как  бы прощается со своим прошлым, ибо  неумолимый ход истории уже показал, что этрусской культуре суждено  умереть. Это трагическое свидетельство  судьбы этрусков в период укрепляющегося римского могущества.

Тематика этрусской скульптуры не исчерпывается изображением человека. Здесь, как и в живописи, проявилось увлечение этрусков изображениями  животных. Скульпторы не отступили  даже перед нелегкой задачей воспроизвести  мифологическое чудовище химеру.

Статуя мифического существа химеры, относящаяся к V веку до н. э., вначале вызвала немало споров. Ученые, не слишком верившие в творческие способности этрусков, считали, что  она либо ввезена из эллинистических  областей, либо создана греческим  мастером, творившим в Этрурии. В  наши дни эти сомнения отпали, и  Химера считается одним из высших достижений художественного гения  этрусков. И действительно, немногие из этрусских памятников так наглядно и убедительно, как Химера, демонстрируют  характерное для этрусского искусства  сочетание изысканности и простоты. В целом эта скульптура создает впечатление сказочного существа. Но если вглядеться в отдельные ее части, исполненные в реалистической манере, это впечатление исчезает, ибо сами по себе они не кажутся страшными и необычными.

Мастер соединил в теле Химеры льва, змею, в которую превращен  хвост, и козла, неожиданно вырастающего из спины льва. Напряжение и ярость чудовища трактованы с большой экспрессией: оно рычит, припав на передние лапы, оскалена пасть, шерсть на спине и  гриве поднялась дыбом. Скульптор  не скрывает здесь эмоции, как в  статуе Капитолийской волчицы, но высвобождает их от пластической скованности, присущей памятникам архаического искусства.

Смело показано сложное движение Химеры, искусно моделированы ее кожа, с обозначением проступающих ребер  и набухших кровеносных сосудов, мягкие ткани краев разинутой  пасти, напряженные складки у  глаз. Глубокие рваные раны Химеры объясняют  ее ярость. Их особенно убедительная достоверность  сильно оттеняет нереальность монстра. Смелость, на которую были способны этруски в те напряженные и  страшные для них годы борьбы с  Римом, помогла им дерзать в искусстве, в частности, изваять эту статую, в которой оказались слитыми  жизнь и вымысел.

Восхищение вызывает не только художественная композиция мифологического  существа, но и мастерство исполнения, ибо отдельные части скульптуры - на первый взгляд несовместимые - слиты  в единое целое удивительной впечатляющей силы. Достигается это благодаря  поистине математической точности и  совершенству исполнения.

К не менее известным творениям  относится и Капитолийская волчица, датируемая концом VI - началом V века до н. э. Имя мастера, выполнившего эту  работу, осталось неизвестным, иногда ее приписывают мастеру Вулке, но сама бронзовая волчица была знаменита  уже в древности. Сильный зверь, крепко вцепившийся напряженными передними  лапами в землю и повернувший  морду с оскаленной пастью, будто  защищает младенцев Ромула и Рема, фигурки которых были помещены под  набухшими от молока сосками в  эпоху Возрождения. Предполагалось, что тем самым скульптуре будет  придан ее первоначальный вид. Однако в настоящее время волчица  демонстрируется в том виде, в  каком была найдена. Она притягивает  зрителя своим взглядом, несколько  презрительным и устремленным мимо него в мир неведомых зверей, к  которому она сама принадлежала без  Ромула и Рема, спрятавшихся в ее тени. Благодаря прямым передним лапам  животного и шее, являющейся продолжением тела, кажется, что волчица оцепенела. Тем не менее изображение в целом не производит впечатления окаменелости, застывшей неподвижности. Выполненная в реалистической манере голова волчицы словно оживляет схематичные тело и лапы и приковывает к себе внимание зрителя, благодаря чему второстепенные детали ускользают из его поля зрения. Трактовка пластических масс в статуе, композиция всех элементов, выражение внешней сдержанности при внутреннем напряжении соответствовали стилю и вкусам в искусстве, а возможно, и настроениям, господствовавшим на рубеже VI-V веков до н. э. Нельзя не принять во внимание, что изваяние, прославлявшее Ромула и Рема, создавалось этрусским скульптором для его злейших врагов - римлян, возможно, как памятник свержению этрусских царей в Риме и провозглашению республики. Римляне приняли этрусскую идею - хищный зверь охраняет благополучие города, как волчица оберегает покой младенцев.

Художественные произведения из камня, созданные этрусскими мастерами, столь же совершенны, как и изделия  из металла и обожженной глины. Этрусские  скульпторы, конечно, использовали для  своей работы наиболее распространенный на их родине материал - чаще всего туф  или известняк, иногда алебастр. Как  правило, они выбирали материал помягче, легче поддававшийся обработке. Не лишено интереса, что знаменитые в римский период залежи высококачественного  мрамора вблизи от Лyны, на севере Этрурии, не были известны этрускам.

Камень служил этрускам для  создания надгробных стел с изображением фигур умерших. Стелы относятся  к ранней эпохе - VII веку до н. э. Из камня  ваялись саркофаги, барельефы урн, скульптуры мужчин, женщин, животных и  мифологических существ.5

 

 

 

 

 

Заключение

Завершая работу над рефератом  можно прийти к выводу, что этрусская  цивилизация имела большое историческое значение.

Значение этрусского искусства, помимо собственной самобытной ценности, прежде всего в том, что его  художественные формы легли в  основу римского искусства.

Своеобразные технические  приемы этрусков были той почвой, на которой формировалась римская  инженерия. Особенно часто следовали  этрускам римляне в строительстве  дорог, мостов, оборонительных стен. Конструктивные принципы, заявившие о себе в архитектуре  ранней республики, во многом восходят к этрусским системам. В храмовой архитектуре римляне взяли от этрусков высокий подий, крутую многоступенчатую лестницу перед входом, глухую тыльную  сторону здания. Заметно повторение этрусских форм в римских гробницах.

Этрусская скульптура оказала  не менее сильное влияние, чем  архитектура, на римлян. Уже в первые годы республики римский памятник - Капитолийская волчица - исполнялся этрусским мастером. В формировании римского скульптурного портрета нельзя недооценивать, наряду с греческими, традиций этрусских мастеров, особенно в бронзовом литье. Конкретность художественного мышления этрусков, их любовь к точности и деталям  оказались созвучными римской манере восприятия действительности, преимущественно  в жанре портрета.

Римляне многое позаимствовали у этрусков и в области государственного устройства.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Дьякова И.М. История древнего мира- М.: Наука, 1989.

2. ДЭ Из истории человеческого общества- М.: Педагогика,1975.

3.Моммзен Теодор История Рима- Санкт-Петербург, 1994.

4. Неронова В.Д. Этрусские города-государства в Италии- М.: Наука, 1989.

1 И.М.Дьякова  История древнего мира- М.: Наука, 1989.- с. 55-57.

2В.Д.Неронова Этрусские города-государства в Италии- М.: Наука, 1989.- с.80-82

3 ДЭ Из истории человеческого общества- М.: Педагогика,1975.-с. 32-38

4 ДЭ Из истории человеческого общества- М.: Педагогика,1975.- с.45-60.

5 Моммзен Теодор  История Рима- Санкт-Петербург, 1994.- с. 41-53.

 


Информация о работе Государство и культура этрусков