Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 09:27, реферат
Термин "язычество" имеет христианское книжное происхождение и применяется к верованиям различных народов. До эпохи христианизации язычество являлось универсальной системой верования, где весь быт человека тесно переплетался со сверхъестественным миром богов и духов природы. Во всех трудовых начинаниях, по понятиям древних славян, присутствовала сверхъестественная сила. Религия славян не однородна, это связанно скорее всего с территориальными особенностями и условиями жизни различных славянских народов
Введение…………………………………………………..........................3
1.Языческие верования славян……………………………………..4
2.Пантеон Владимира………………………………………………9
3.Крещение Руси……………………………………………………11
4.Двоеверие на примере преемственности языческих богов и христианских святых.
Крестьянские праздники…………………………………………14
Заключение………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………...19
Однако реформа потерпела
К концу X в. в жизни древнерусского общества произошли серьезные изменения: возвысилась великокняжеская власть, усилилось имущественное и социальное расслоение, киевские князья наладили интенсивные контакты (военные, торговые, дипломатические) с соседними государствами. Сохранение язычества мешало успешному развитию всех этих процессов. Стало необходимым введение монототеистической религии. Как ни старался Владимир выстроить пирамиду веры, упорядочивая языческие культы и противопоставляя их христианствунству, ему пришлось отказаться от этой идеи и принять новую веру.
С решением
Владимира перейти в
Византийские источники дополняют, они сообщают, что император Василий II обратился к Владимиру за помощью против мятежного полководца Варды Фоки, претендовавшего на императорский трон. Князь согласился помочь, если за него выдадут царевну и, в свою очередь, обещал креститься. И послал к нему Василий впоследствии митрополитов и епископов ,и крестили они князя и весь народ его.
Вернувшись в Киев
из Херсонеса, Владимир
Введение христианства на Руси все же не являлось безболезненным и мирным. В племенах подвластных Киеву христианство входило с огнем и мечом. Насилием и жестокостью Киев утверждал свою власть. Понятно почему крещение встретило здесь сопротивление.
Введение христианства в Туровской земле, соседствующей с Киевом, отразилось в легенде ,где рассказывается, что к Турову по реке приплыли каменные кресты .Когда же остановились напротив городских ворот, речная вода покрылась кровью. Легенда запечатлела кровавую борьбу в ходе христианизации.
Владимир крестил своих сыновей и отправил в качестве посадников в различные русские города, по-видимому он физически устранял местных правителей там, где они еще сохранились .Новые властители должны были любыми способами утвердить христианство.
Более подробно изложено крещение Новгорода. Владимир поручил Добрыне, который в свое время принуждал поклоняться Перуну , явиться в Новгород и крестить его жителей. Те узнав это поклялись не впускать их в город , встретив с оружием в руках, заявляя: «Лучше нам помрети, неже боги наша дати на поругание». Заставить упорных язычников покориться удалось, лишь, когда киевская рать подожгла несколько домов, грозя превратить весь деревянный город в огромный костер. Новгородцы запросили мира. После этого Добрыня сокрушил языческих идолов и заставил их приверженцев креститься в Волхове. Сопротивлявшихся волокли к реке силой. Память о насильственном крещении новгородцев сохранилась в поговорке: «Путята крести мечем, а Добрыня огнем».
Большинство жителей Киевской Руси было крещено на протяжении княжения Владимира, но немало еще оставалось и язычников. Часть новообращенных возвращалась к языческим обрядам сразу после ухода княжеской рати из их местности. Особенно долго удерживалось язычество в дебрях Северо-востока. Ростово-Суздальская и Муромская земли были обращены в христианство лишь в середине XI в., а окончательно утвердилась там новая вера к концу столетия.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что христианство на Руси вводилось по воле киевской знати и поляно- киевской общиной в целом. Навязывание с применением кровавых средств , другим племенам происходило с целью усиления власти Киева. Понятно почему христианизация повсюду наталкивалась на сопротивление местного населения. В этом состояла одна из главных причин медленного распространения христианства и возникновения двоеверия. Другой причиной была привязанность самой верхушки власти к языческим традициям.
Подавляющее
большинство народа не
Безусловно язычество утратило свой официальный характер, в результате чего появилось скрытое неприятие, ослаблявшее христианство изнутри. Фактическими язычниками оставались многие христиане. Такое состояние характеризуют как "двоеверие". Язычники исполняли внешние обряды святой церкви, но сохраняли суеверия и обычаи своих отцов.
Как
о массовом явлении пишет о
«двоеверии» христиан
Переосмыслению
подверглись и христианские
Наряду
с Христом и Богородицей
Иоан Креститель
накрепко соединился с
Соединение язычества и христианства прослеживается и в похоронных обрядах Руси ХI-XII веков. Сожжение было вытеснено захоронением в землю. Но в могилу вместе с крестами клали пищу.
Христианские
праздники также подверглись
языческой обработке.
В
начале мая язычник молился
по поводу первых сходов на
полях, и сопровождалось это
празднованиями, которые церковь
облекла в новую форму-
Зимний
праздничный цикл русского
В средней полосе России
в костюмах ряженых преобладали
бытовые маски. И по времени возникновения,
и по своим функциям маски бытовой
группы отличались разнообразием. Эта
группа включала одновременно и религиозно-магические
образы и персонажи социально-
Бытовая сторона календарных праздников, состоявшая по преимуществу из остатков языческих обрядов и действий, выражалась в смеховых и шуточных формах. Народный культ смеха, вытесненный из официальной жизни и церковного культа, сохранился в области около церковных праздничных зрелищ. Смех играл видную роль в праздничных увеселениях, связанных главным образом с моментами переодевания, обновления внешнего вида.
Магическое преодоление страха смехом, мертвенности - радостным возрождением, свобода, вольность, устремленность в будущее - всеобщие черты народных игрищ и зрелищ.
Новогодне-святочный цикл сохранил ряд таких интересных моментов как гадание, считалось, что открытое по святочному гаданию обязательна сбудется.
Новогодний цикл обрядности завершался христианским праздником крещения. В центре рождественского крещенского цикла крестьянского календаря стояли древние аграрно-магические обряды, направленные на достижение желаемого урожая, увеличение производительных сил природы, здоровья людей.
Масленичное
печенье блинов
Процесс христианизации шел сложно,
до конца не закончился. «Двоеверие»,
сначала явное, затем скрытое,
было преодолено частично
1Рыбаков Б.А.Язычество древних славян
Изучая данную тему, я смогла найти ответ на интересующий меня вопрос. Как и по какой причине возникло такое явление как «двоеверие». Полученные в ходе изучения данные помогли мне придти к выводу, что одной из главных причин является насильственное крещение Руси. Христианство учреждалось для возвеличивания княжеской власти над покоренными восточнославянскими племенами. Поэтому понятно, почему христианизация наталкивалась на сопротивление населения. Безусловно всему этому мешала также стойкость языческих нравов как простого народа, так и верхов. Христианские церкви воздвигались там, где молились языческим идолам, что также стало причиной для замены языческих богов на христианских святых.
После крещения
массовые публичные поклонения
верховным богам Перуну, Роду, Волосу
заменились скрытыми, свершаемыми
отдельной семьей. Лишь после
того как окончательно
Информация о работе Двоеверие как результат христианизации Руси