Декабристы и их роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 19:20, реферат

Краткое описание

Необычайно сложной и противоречивой была первая четверть XIX века. Капиталистический уклад, зародившийся еще в XVIII веке, развивался в крайне стесненных и затруднительных условиях. Отчетливее всего это выявилось в начале XIX века. Страна значительно увеличила производство товаров, используя вольнонаемный труд. Росло число промышленных рабочих. Оброчные крестьяне также уходили в города на заработки и тем самым увеличивали количество городского населения. Перед вторжением Наполеона в Москве насчитывалось 9000 дворян,19000 купцов,18000 мещан,47000 дворовых людей, а свыше 96000 московских жителей было зачислено в разряд "прочих"

Вложенные файлы: 1 файл

Декабристы и их роль.docx

— 105.99 Кб (Скачать файл)

Восстание декабристов в 1825 году -- результат, итог всего декабристского движения. Оно явилось проверкой их революционных возможностей. Это было первое в истории России открытое политическое выступление. Возникает вопрос: если бы Якубовский и Трубецкой не изменили, была ли возможна победа в этом восстании? История сама делает вывод: нет. Дело декабристов оказалось трудным и потребовало в дальнейшем огромного напряжения народных сил и большой работы(в первую очередь в массах).Многие последующие поколения революционеров при всем желании не смогли воплотить ее в жизнь. Открытое революционное вооруженное выступление осуществилось только через 80 лет после восстания декабристов, в 1805 году. Но уже как движение народных масс под руководством единственного революционного класса - пролетариата.

Но дело декабристов не было забыто. Уже тот факт, что  молодые люди сознательно пошли  на гибель во имя великого дела, презрев  свои привилегии, значил и значит очень  много .Участники студенческих кружков Московского университета конца 20-х,начала 30-х годов 19 века А.И.Герцен и Н.П.Огарев, петрашевцы -- все они считали себя последователями дела декабристов. Декабристские идеи близко принимались революционерами 60-х годов. "Когда я был студентом,-- вспоминал один из них,Л.Ф.Пантелеев, -- а затем и в последующие годы, дело декабристов всегда возбуждало огромный интерес, постепенно слагался особый пиетет к личности декабристов. Мало того, чувствовалась, в известной степени, преемственная связь текущего общественного движения с политическими идеалами декабристов".

Союз  спасения и Союз благоденствия

Первое декабристское  общество - Союз спасения - возникло в  начале февраля 1816 г. в Петербурге по инициативе 23-летнего полковника Генерального штаба А. Н. Муравьева. В общество первоначально вошли молодые  гвардейские офицеры Н. М. Муравьев, братья М. И. и С. И. Муравьевы-Апостолы, С. П. Трубецкой и И. Д. Якушкин. Свое окончательное устройство общество получило через год, когда в него вступил приехавший в Петербург энергичный П. И. Пестель. При его участии был составлен и принят "статут" (устав) общества. С этого момента оно получило новое название - "Общество истинных и верных сынов Отечества". В члены общества принимались по строжайшему отбору только офицеры гвардейских полков и Генерального штаба. Это была еще малочисленная, носившая заговорщический характер группа единомышленников, насчитывавшая даже спустя год после своего основания не более 10 - 12 членов. Лишь в конце существования в ней состояло 30 человек.

В этой декабристской  организации, хотя и была определена основная цель - введение конституции  и уничтожение крепостного права, еще оставались неясными средства достижения этой цели, отсутствовала программа  политических преобразований. Предполагалось в перспективе "исторгнуть" ее у правительства путем открытого  выступления тайного общества в  момент смены царей на престоле - не присягать новому царю, если он не провозгласит конституционное правление. Сохранялась и надежда, что Александр, продолжая свою реформаторскую деятельность, может по своей инициативе даровать конституцию, и предполагалось в  таком случае всемерно поддержать его: "Ежели сам государь подарит отечество твердыми законами и постоянным порядком дел, то мы будем его вернейшими приверженцами и оберегателями" (из показаний Пестеля).

В августе 1817 г. царский  двор вместе с гвардией выехал в  Москву для проведения торжеств в связи с пятилетием победы в Отечественной войне 1812 г. В составе гвардии в Москве оказались почти все члены декабристской организации. Квартира Александра Николаевича Муравьева в Хамовнических казармах стала местом собраний декабристов. В это время до них дошли известия о кровавой расправе над крестьянами Новгородской губернии, сопротивлявшимися переводу их в разряд военных поселян. Кроме того, из Петербурга пришло от Трубецкого письмо, в котором он сообщал о том, будто бы Александр намеревается восстановить независимость Польши, присоединив к ней некоторые исконно русские губернии. Все эти известия вызвали взрыв возмущения у декабристов. Спонтанно возник план немедленного выступления, которое предполагалось начать с цареубийства. И. Д. Якушкин вызывался пробраться с двумя пистолетами в Кремль и во время царского выхода из Успенского собора из одного пистолета поразить царя, а из другого - самого себя, что должно было придать акту цареубийства характер дворянской дуэли. После продолжительных и горячих споров сторонников и противников цареубийства мысль о покушении на царя была оставлена ввиду крайней ограниченности сил участников заговора для совершения переворота, если бы и удалось осуществить цареубийство. В итоге решено было ликвидировать Союз спасения и приступить к созданию другой, более широкой организации.

В январе 1818 г. такая  организация была создана в Москве и получила название Союза благоденствия. За время своего трехлетнего существования (1818 - 1821) Союз благоденствия сделал крупный шаг в разработке организационно-тактических  принципов и программных положений  декабризма. От Союза спасения он отличался  более многочисленным составом - в  нем насчитывалось уже до 200 членов, детально разработанным уставом - "Зеленой  книгой". Первая часть устава носила благонамеренный характер и преследовала, по отзывам самих декабристов, "ближнюю  цель: распространение просвещения, занятие должностей гражданских  членами тайного общества". Составители  его использовали устав тайного  прусского общества Тугендбунда (Союза добродетели), созданного в 1808 г. с целью патриотического воспитания народа, когда разгромленная Наполеоном Пруссия оказалась под его игом. С первой частью устава "Зеленая книга" знакомили всех вступающих в Союз благоденствия. Несколько позднее была составлена и вторая часть, содержащая "сокровенную цель" общества - "введение конституции и законно-свободного правления", "уничтожения рабства", введение "равенства граждан перед законом, гласности в государственных делах и в судопроизводстве", ликвидация рекрутчины, военных поселений. "Сокровенная" часть "Зеленой книги" не сохранилась, но ее существование подтверждается рядом показаний декабристов.

В Союзе благоденствия  на первый план выдвигалась задача формирования в стране передового "общественного  мнения", благоприятного в будущем  для осуществления преобразовательных планов декабристов. Тезис об "общественном мнении, правящем миром", выдвинутый еще в XVIII в. французскими просветителями, был широко распространен в европейском  освободительном движении конца XVIII - начала XIX в. Решающее значение общественному  мнению в историческом процессе придавал и М. М. Сперанский в своих проектах государственного преобразования. Декабристы были убеждены, что достаточно создать  соответствующее "общественное мнение" в стране, как возникнут необходимые  условия для политического переворота, причем не обязательно насильственным путем. Они полагали, что для этого  потребуется примерно 20 лет. В связи  с этим ими предусматривалось  образование помимо тайных ячеек ("управ") Союза благоденствия различных  легальных и полулегальных просветительских, литературных и даже благотворительных  обществ, предназначавшихся для "распространения  общественного мнения". В силу этого деятельность Союза благоденствия  приняла преимущественно пропагандистско-просветительский характер.

Через сеть легальных  и полулегальных научных и  литературных обществ и "управ" Союз благоденствия был тесно  связан с прогрессивными кругами  России. В журналах и альманахах члены Союза благоденствия выступали  в защиту передовой науки и  литературы, защищали обиженных и  несправедливо осужденных, выкупали из крепостной неволи талантливых самоучек, создавали ланкастерские школы  взаимного обучения в армейских  частях, оказывали помощь голодающим крестьянам (например, в Смоленской губернии), подавали правительству (Н. И. Тургенев) проекты освобождения крестьян, "гремели" в салонах против крепостного права, палочных наказаний в армии, аракчеевских военных поселений, а некоторые члены общества (М. Ф. Орлов и В. Ф. Раевский) вели даже прямую антиправительственную пропаганду в армии. На самих тайных заседаниях Союза благоденствия его члены, как вспоминал И. Д. Якушкин, "обсуждали главные язвы отечества: закоснелость народа, крепостное состояние, жестокое обращение с солдатами, для которых служба в течение 25 лет была каторгой, повсеместное лихоимство, грабительство и, наконец, явное неуважение к человеку вообще".

Члены Союза благоденствия  придерживались разных взглядов и представлений  о путях и средствах политических преобразований в стране. Было немало либерально и оппозиционно настроенных  членов, которые в своей деятельности не шли дальше требований первой части "Зеленой книги", т. е. ограничивались мирной пропагандистско-просветительской работой. Вместе с тем постепенно брало верх радикальное направление  тайного общества, требовавшее "решительных  мер" вплоть до введения республики. И чем шире становился круг Союза  благоденствия, тем более разнородным  становился его состав. На многочисленных собраниях кипели споры, рождались  разнообразные проекты и планы, сталкивались различные, иногда противоположные  мнения. Эти разногласия особенно четко обозначились в переломные для декабристского движения 1820 - 1822 гг.

В январе 1820 г. в  Петербурге, на квартире Ф. Н. Глинки, собралось  совещание 14 членов руководящего органа Союза благоденствия - Коренной управы. На этом совещании Пестель выступил с докладом о формах правления  в России после революционного переворота. Излагая "все выгоды и невыгоды как монархического, так и республиканского правлений", Пестель доказывал  преимущества последнего. После жарких споров и под влиянием убедительной аргументации Пестеля все участники  совещания высказались за республику. Пестелю и Никите Муравьеву было поручено приступить к разработке программных  документов тайного общества.

Разногласия между  радикальной и умеренно настроенной  группами членов Союза благоденствия  особенно обострились к концу 1820 г. и поставили общество на грань  кризиса. Необходимо было искать новые  пути и средства борьбы. С этой целью  в январе 1821 г. в Москве состоялся  съезд представителей "управ" (ячеек) Союза благоденствия. Ввиду  обострившихся разногласий в  тайном обществе съезд принял решение  о формальном самороспуске тайной организации, чтобы освободиться от ненадежных и  колеблющихся попутчиков, а также  погасить подозрения правительства, уже  осведомленного через поступившие  доносы о ее существовании, с тем чтобы образовать более законспирированное тайное общество. Этой акцией стремились также и устранить Пестеля, влияние которого на тайную организацию в последние годы ее существования очень возросло.

Северное  общество декабристов, тайная революционная организация в России в 1821—25, самая крупная в движении декабристов. Создана в Петербурге на основе существовавшего ранее «Союза благоденствия». Основатели общества: Н. М. Муравьев, Н. И. Тургенев, М. С. Лунин, С. П. Трубецкой, Е. П. Оболенский. В декабре 1823 был принят устав общества, определявший конечную цель (установление республики), структуру и поведение членов. Во главе организации стояла Дума, избираемая на год из 3 человек, общество имело управы (группы). Члены общества делились на два разряда: «старейшие», или «убеждённые», и «согласные». Первые выбирали Думу, контролировали её действия, принимали новых членов, возглавляли управы. Без согласия «старейших» нельзя было предпринимать никаких действий. Права «согласных» были очень ограничены. Важнейшим идеологическим документом Северного общества декабристов была «Конституция» Н. Муравьева, излагавшая программу революционных преобразований в России. Она не была принята как программа всем обществом, но поддерживалась многими его членами, сторонниками умеренных реформ и тактики (установление конституционной монархии, сохранение помещичьего землевладения и зависимости крестьян от помещиков). В 1823 в Северное общество декабристов вступил К. Ф. Рылеев, придавший обществу более демократическое и радикальное направление. Вокруг него сплотились наиболее решительные члены организации (братья А. А., Н. А. и М. А. Бестужевы, И. И. Пущин, П. Г. Каховский, А. И. Одоевский, В. К. Кюхельбекер, А. И. Якубович и др.), которые с конца 1824 заняли руководящее положение в обществе. Под влиянием группы Рылеева и П. И. Пестеля, приезжавшего в Петербург в 1824, Северное общество декабристов начало приближаться к революционной программе Южного общества декабристов. Оба общества наметили совместное выступление на 1826, но изменение обстановки в связи со смертью императора Александра I вынудило Северное общество декабристов выступить 14 декабря 1825. Согласно выработанному обществом плану намечалось силой оружия принудить Сенат объявить о свержении правительства и созыве Учредительного собрания, которое решило бы вопрос о конституции и форме правления в России. Колебания и дворянская ограниченность взглядов, свойственные всем декабристам, послужили основной причиной поражения первого организованного вооруженного выступления против самодержавия. 
Л. А. Сокольский.

КОНСТИТУЦИЯ Никиты Муравьева явилась плодом длительной работы. Он начал ее писать с осени 1821 г., но нет сомнений, что подготовительный период ее создания начался ранее. Никита Муравьев изучил всевозможные действовавшие в то время конституции, штудировал основные законы революционной Франции… Северо-Американских Соединенных Штатов, испанскую конституцию 1812 г. и многие другие… Конституция Никиты Муравьева сохранилась в нескольких вариантах: … проект обсуждался среди членов Северного общества; они внимательно взвешивали его формулировки, писали свои подробные замечания и возражения. Был известен проект и членам Южного общества, например Пестелю.

Однако конституция  Никиты Муравьева в отличие от «Русской Правды» Пестеля не была обсуждена всем Северным обществом, не была проголосована и принята  всей организацией.

… Никита Муравьев в своей конституции объявлял освобождение крестьян от крепостной зависимости, но одновременно вводил положение: «Земли помещиков остаются за ними». По его проекту крестьяне освобождались  без земли. Лишь в последнем варианте своей конституции он под давлением  критики товарищей сформулировал  положение о незначительном наделении  землей: крестьяне получали усадебные  участки я сверх этого по две  десятины на двор в порядке общинного  владения. Конституция Никиты Муравьева  характеризовалась высоким имущественным  цензом: только земельный собственник  или владелец капитала имел право  полностью участвовать в политической жизни страны, избирать и быть избранным. При этом землевладелец сначала  ценился Никитой Муравьевым вдвое  «дороже» капиталиста. Позже Никита Муравьев отказался от двойного ценза  и ввел один общий ценз для избирателей  – 500 рублей. Лица, не имевшие движимости или недвижимости на эту сумму, не могли участвовать в выборах. Лица, избираемые на общественные должности, должны были обладать еще более высоким  имущественным цензом; лишь при выборах  низшего представителя местного управления — волостного старшины – отсутствовало требование имущественного ценза; к этим выборам допускались  «все граждане, без изъятия и различия». Но для других выборных должностей ценз сохранялся и был тем значительнее, чем выше была должность; он доходил  в некоторых случаях до 60 тыс. рублей серебром.

Женщины по конституции  Никиты Муравьева, как и по конституции  Пестеля, были лишены избирательного права. Кроме того, Никита Муравьев был  намерен ввести образовательный  ценз для граждан Российского  государства. Избирательные права  получали лица, достигшие 21 года. Через  двадцать лет после принятия конституции  предполагалось ввести обязательное требование грамотности избирателя: неграмотный  лишался избирательных прав. Так  как образование можно было получать только за плату, введение ценза грамотности  было еще одним предпочтением  материально состоятельных избирателей  несостоятельным. Сверх этого конституция  Никиты Муравьева вводила еще  ценз оседлости: кочевники не имели  избирательного права.

Информация о работе Декабристы и их роль