Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:06, доклад
Цель курсовой работы рассмотреть предпосылки, основные этапы и результаты проведения денежной реформы С.Ю.Витте
В соответствии с целью данной работы были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать причины проведения денежной реформы С. Ю. Витте.
2. Рассмотреть сущность денежной реформы С. Ю. Витте.
Введение…………………………………………………………………….…….2
Раздел 1. Причины проведения денежной реформы С.Ю. Витте.
1.1.Экономико-политические причины реформы С.Ю.Витте…………………5
1.2.Состояние финансовой системы России в дореформенный период………6
1.3.Роль личности С.Ю. Витте в продвижении денежной реформы 1895-1897 гг………………14
Раздел 2. Денежная реформа С.Ю. Витте 1895-1897.
2.1.Подготовительные меры, предпринятые накануне проведения реформы…………………………………………………………………………..18
2.2.Содержание и периодизация реформы 1895-1897 гг……………………...26
2.3.Кредитно-банковская политика С.Ю. Витте………………………………31
Раздел 3. Итоги денежной реформы С.Ю. Витте и ее значение для финансовой стабильности экономики.
3.1.Итоги денежной реформы С.Ю. Витте……………………………………..35
3.2.Значение денежной реформы для экономики России……………………..36
Заключение……………………………………………………………………….39
Библиографический список……………………………………………………..41
Содержание
Введение…………………………………………………………
Раздел 1. Причины проведения денежной реформы С.Ю. Витте.
1.1.Экономико-политические
причины реформы С.Ю.Витте……………
1.2.Состояние финансовой
системы России в
1.3.Роль личности С.Ю. Витте
в продвижении денежной реформы 1895-1897
гг…………………………………………………………………………
Раздел 2. Денежная реформа С.Ю. Витте 1895-1897.
2.1.Подготовительные меры,
предпринятые накануне проведения реформы……………………………………………………………
2.2.Содержание и периодизация реформы 1895-1897 гг……………………...26
2.3.Кредитно-банковская
Раздел 3. Итоги денежной реформы С.Ю. Витте и ее значение для финансовой стабильности экономики.
3.1.Итоги денежной реформы С.Ю. Витте……………………………………..35
3.2.Значение
денежной реформы для
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..41
Введение
Денежная реформа - это полное или частичное преобразование денежной системы страны, проводимое государством в связи с расстройством денежного обращения и в целях укрепления национальной валюты, стабилизации денежной единицы.
История развития человечества неразрывно связана с развитием экономики, а тем самым и с денежным обращением. Проблемы эволюции денег и денежно-кредитного обращения, стали особо актуальными в современной ситуации, когда потребность в приближении экономической теории к практике реформирования хозяйства России стала настоятельнее.
Глубинные проблемы переходной экономики России особо остро проявляются в денежной сфере. Безуспешность попыток их решения приемами денежных реформ посредством ортодоксальной денежной теории свидетельствует о необходимости поиска новых методов. В связи с этим, изучение тех разделов экономики, в которых исследуются денежные явления, их природа, эволюция и воздействие на экономическую систему в целом, приобретает особо важное значение. Таким образом, актуальность моей темы определяется как ее научной, так и практической значимостью.
Посредством денежных реформ правительство пытается создать такой механизм денежного обращения, который бы способствовал экономическому росту и процветанию государства. Именно поэтому темой своей работы я выбрала "Денежную реформу 1895-1897 гг. в России и ее значение для финансовой стабилизации экономики". Я считаю, что это одна из самых блестящих реформ в истории России, которая действительно помогла экономике страны.
Цель курсовой работы рассмотреть предпосылки, основные этапы и результаты проведения денежной реформы С.Ю.Витте
В соответствии с целью данной работы были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать причины проведения денежной реформы С. Ю. Витте.
2. Рассмотреть сущность денежной реформы С. Ю. Витте.
3. Выявить результаты
проведения денежной реформы С.
При исследовании использовались ряд книг по экономической истории, по мировой экономики и международных отношений. Наиболее ценными из которых оказались книги: «Исторический анализ бюджетной политики России» Р. Белоусова и «С.Ю. Витте: судьба реформатора» под редакцией В. Хорос, где наиболее чётко и понятно изложены предпосылки, сущность, мероприятия и результаты данной денежной реформы.
Раздел 1. Причины проведения денежной реформы С.Ю. Витте.
1.1.Экономико-политические причины реформы С.Ю.Витте.
В последней трети XIX начале XX в. в промышленно развитых странах Западной Европы, в России и Японии, в США и в странах Латинской Америки, на Филиппинах, в Индии и в Германской Восточной Африке изменился тип денежных систем: произошел переход к системе золотого стандарта. Первой страной, которая ввела золотой монометаллизм, была Англия, где золотой стандарт окончательно утвердился в результате банковской реформы 1844 г., известной под названием Закона Роберта Пиля. В 70 - 90-е гг. XIX в. золотой стандарт в форме золотомонетного стандарта был введен в Германии, Швеции, Норвегии, Дании, Португалии, Австралии, Египте, США (окончательно в 1900 г.), Японии.
Вхождение России в мировой рынок вызывало настоятельную потребность в создании денежной системы того же типа, что и в промышленно развитых странах. Неразменность кредитного рубля была причиной очень резких колебаний его валютного курса. Несмотря на то, что рубль, был полностью конвертируемой валютой продажа иностранной валюты за рубли внутри страны была свободной и разрешался неограниченный вывоз кредитных рублей за границу, эти колебания препятствовали интенсивному развитию внешней торговли и соответственно уменьшали доходы бюджета. Кроме того, они мешали притоку в страну иностранного капитала, так как делали будущие прибыли (в золотой валюте) неопределенными, а сами инвестиции рискованными. В связи с этим основными причинами денежной реформы 1895-1898 гг. стали фискальные интересы, заинтересованность правительства в развитии внешнеэкономических связей России. [7]
Cам же реформатор
Сергей Юльевич Витте
1.2.Состояние финансовой системы России в дореформенный период.
Начало реформ и первые пореформенные десятилетия в финансовом отношении были для России весьма сложным периодом. Государственные бюджеты до конца 80-х гг. были дефицитными, а денежное обращение расстроенным.
Заслуга М.Х. Рейтерна состояла в том, что он являлся первым министром финансов, который подчеркнул приоритетное значение экономической модернизации России. После первых неудач проведения финансовой реформы, он предложил программу, которая представляла собой целостный комплексный план, рассчитанный на длительное время. Значение ее заключалось, прежде всего, в том, что почти все ее положения стали по сути дела тем фундаментом, на котором базировалась экономическая политика всех последующих министров финансов в пореформенной России, таких как Н.Х.Бунге, И.А. Вышнеградский, С.Ю.Витте. Сам М.Х. Рейтерн сумел только приступить к реализации ее отдельных положений. Основными элементами этой программы являлись следующие:
1. добиваться введения «твердых» денег, свободнообменивающихся на серебро и золото, что было необходимо для развития внутреннего и внешнего товарообмена, притока иностранных инвестиций.
2. добиваться улучшения торгового баланса за счет сокращения импорта и расширения экспорта.
3. создание возможно
большей сети железных дорог,
направленных к облегчению
4. сокращение
казенного железнодорожного
5. достижение
равновесия в государственном
бюджете за счет сокращения
непроизводственных расходов в
пользу «производственных
6. введение изменений
в таможенный тариф для
7. дальнейшая
концентрация финансового
В целом положение дел при М.Х. Рейтерне финансово-налоговой сферы оставалось, хотя и неустойчивым, но более-менее стабильным. К 1877 г. ему удалось поднять процентное соотношение металлической части разменного фонда к количеству кредитных билетов с 8,7% в 1864 г. до 18,9%, т.е. укрепить кредитный рубль. Однако начавшаяся русско-турецкая война потребовала огромных расходов. Правительство было вынуждено пойти на выпуск необеспеченных кредитных билетов на сумму 398 млн. рублей. В результате курс кредитного рубля на 1 января 1878 года упал до 69,1 золотых копеек и продолжал падать в следующем году. Когда в 1876 г. политические замешательства приняли угрожающий характер, Рейтерн представил государю подробную записку, в которой доказывал, что Россия от войны сразу и надолго потеряет все достигнутые ей, благодаря 20-летним реформам, результаты. Когда война с Турцией была решена, он «просил об увольнении его от управления Министерством финансов и оставался на своем посту лишь по чувству гражданского долга».[10]
На военные расходы с 1876 по 1878 год понадобилось свыше 888 миллионов рублей. Эта сумма могла быть покрыта лишь займами и выпуском кредитных билетов. Последних выпущено было на 300 миллионов рублей, хотя М.Х. Рейтерн, представляя финансовому комитету о неизбежности выпуска кредитных билетов, сам подчеркнул вредные его последствия.
На посту министра финансов в период с 1877 по 1880 гг. находился С.А. Грейг, у которого не было сколько-нибудь твердой и ясной программы действий, и который был готов обращаться ко всяким средствам для увеличения доходов. С.А. Грейг, по характеристике даже весьма расположенного к нему П.А. Валуева, был человеком «невозможным по неподатливости ума и самоуверенности, более или менее наивной». С.Ю. Витте же его определял как «одного из наиболее слабых министров финансов России».
При нем был введен налог с пассажиров и товаров большой скорости (1879 г.), водочные изделия обложены дополнительным акцизным сбором, увеличен акциз с пива, табака; подняты пошлины со страхований, увеличен гербовый сбор, а равно поднята цена актовой и вексельной бумаги, с распространением последней на Польшу. Отменен беспошлинный привоз чугуна и железа, допущенный в 1861 г. для машиностроительных заводов.
Увеличивая налоги, Грейг пытался направить руководящие сферы к уменьшению расходов. Результатом поданной им государю записки было назначение комиссии для сокращения расходов. Но она была так же бесполезна, как и другие, бывшие ранее (1818, 1822, 1835, 1857, 1865 годы). Обыкновенных доходов не могло хватать для покрытия расходов, вызванных не только текущими потребностями, но и окончанием войны. Для покрытия дефицита в кратковременное управление министерством финансов Грейгу пришлось прибегнуть к выпуску займов. Часть сумм, полученных от реализации, была употреблена на изъятие из обращения кредитных рублей, количество которых с 500 миллионов рублей было понижено до 408 миллионов рублей (1879 г.); но затем опять произведены были новые выпуски.
Рассмотрим, из чего складывались основные доходы России, и какова была динамика роста различных статей бюджета. Хотя доля государственных доходов, получаемых за счет сбора традиционных оброков и податей, по сравнению с началом XIX века сильно упала, они, тем не менее, составляли существенную часть поступлений, почти столько же, сколько давали к 1880 г. таможенные пошлины. При этом следует отметить, что удельный вес этой статьи доходов оставался практически неизменным.[3]
По-прежнему существенную часть поступлений в казну давала продажа спиртного — от 38 до 35,5%. Около 5% в совокупности давали поступления от акцизов на соль, табак и сахар. От 1,5 до 2,5% давали поступления от права на торговлю. С 10 до 15% поднялся удельный вес доходов от таможенных сборов, хотя в абсолютных цифрах он вырос почти в 3 раза.
Существенные изменения начали происходить со статьями доходов, которые хотя и давали в то время незначительную часть поступлений, но отражали положительные тенденции, происходившие в экономике. В данном случае имеются в виду поступления от железных дорог и продажи табака и сахара. В первом случае рост составлял в абсолютных цифрах более 5 раз, а удельный вес поднялся с 0,8% до 3%. Во втором случае в абсолютных цифрах он также превысил 5 раз, а в процентном соотношении вырос с 1 до 2,8%. Это показывало, насколько динамично развивались данные отрасли.
Тем не менее, структура поступления доходов оставалась во многом традиционной, опиравшейся в значительной степени на старые полуфеодальные источники. Например, оброки, подати, питейный и таможенный доходы составляли в совокупности в 1861 году 66,4%, а в 1880 году — 70,9%. Это приводило к тому, что в налоговой системе продолжали накапливаться негативные моменты. Росли недоимки, возрастал государственный долг и т.д. Все это требовало внесения корректив в финансовую политику правительства.