Деятельность земств в социальной сфере (конец ХIХ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:16, реферат

Краткое описание

На рубеже XX - XXI века наблюдается процесс возрождения культуры благотворительности в России. Он был прерван на пике развития в начале XX века и теперь вновь входит в нашу жизнь. Это связано со сложившейся социально-экономической ситуацией, которая характеризуется обнищанием сравнительно большой части населения и ослаблением потенциала государства. В 90-е годы XX века государство значительно сузило круг своих функций в регулировании социальной сферы.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………………………………………3
2.Терминология проблемы………………………………………………………………………………..4
3.Предпосылки причины развития благотворительности и общественного призрения……………………………………………………………………………………………………………6
4. Объекты и субъекты благотворительности и социальной деятельности……………………………………………………………………………………………………13
5. Заключение…………………………………………………………………………………………………19
6. Список литературы……………………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Введения.docx

— 37.24 Кб (Скачать файл)

- Ведение дел по управлению благотворительными капиталами и имуществом;

- Ведение дел, собственно к призрению относящихся.

Содержание  этой деятельности составляло создание и управление богоугодными и общественными  заведениями - сиротскими и воспитательными  домами, больницами, домами для призрения  умалишенных, богадельнями и работными  домами «для прокормления неимущих работой».

Многие авторы активно исследуют работу земств, как важной составляющей дореволюционной  благотворительности. В некоторых  исследованиях мы даже встречаем  такое понятие, как «земская благотворительность» . Земства, как мы знаем, это государственные выборные органы местного самоуправления. Их вклад в развитие общественного благотворительного движения нельзя переоценить. Но, на наш взгляд, то, что большинство исследователей рассматривает как благотворительность, есть не что иное, как этап выделения из благотворительности государственной социальной политики. Объекты благотворительности создавались по инициативе отдельных граждан или групп граждан, но строго контролировались государством. В отличие от общественных организаций в понимании современной истории России, чья деятельность также строго контролируется государственными службами, эти заведения должны были предоставлять регулярно дополнительную отчетность о качестве предоставляемых услуг (помимо основной финансовой). Они подчинялись государственным министерствам и ведомствам (МВД, Ведомство Императрицы Марии) и согласовывали с ними большинство своих решений и действий.

Можно сказать, что исследуемый этап истории  благотворительности стал этапом формирования сложной системы государственной  социальной защиты. Исследователи А. Ю. Друговская и Л. С. Гатилова называют ее системой государственно-общественного призрения. Она, на наш взгляд, формировалась в первую очередь из объектов благотворительности, относящихся к так называемой закрытой благотворительности.

Поощряя благотворительность, государство поддерживало частную  инициативу: частным лицам, обществам, городам и селениям разрешалось  учреждать благотворительные заведения  и принимать участие в усовершенствовании работы уже существующих, в соответствии с законодательством. Тем не менее, частные благотворительные учреждения открывались только по разрешению правительства.

В законодательных  актах Российской Империи отражена и политика правительства в отношении  каждого вида заведений: заведений  детского призрения, богаделен, работных домов и домов трудолюбия, больниц, домов для умалишенных, церковной  благотворительности и приходских попечительств.

В особую главу  выделялся в законодательстве и  вопрос о призрении бедных сельских обывателей . Причем акцент сделан на призрении этой категории лиц непосредственно самими сельскими обществами или же родственниками нуждающихся. Призрение рассматривалось как обязательная мирская повинность крестьянской общины. Надзор за порядком в больницах, богадельнях и др. заведениях общественного призрения возлагался на сельских старост и волостных старшин. Таким образом, призрение наиболее обездоленной части российского общества - крестьянства - возлагалось законом на само крестьянство.

К середине XIX века складываются предпосылки для  развития благотворительной деятельности в Российской империи. Во-первых, это  накопленные традиции благотворительности, которые берут свое начало еще  до крещения Руси. Во-вторых, до середины XIX в. все вопросы социальной поддержки были сосредоточены преимущественно в руках государства и церкви. Причинами этому были жесткая централизация власти, сословное деление, невозможность развития слоя крупных капиталистов-благотворителей. Но социально-экономические и политические процессы XIIIV-XIX веков способствовали тому, что обострилась потребность в формировании системы социальной поддержки и созрели условия для ее функционирования.

Реформа Екатерины II дала начало созданию системы приказов общественного призрения, которые  на наш взгляд, могут считаться  зачатками системы социальной поддержки  населения в современном понимании. Благотворительность была хорошей  заменой катастрофически недостающего государственного финансирования. Создание государственной системы призрения  нельзя в полной мере рассматривать  как создание системы благотворительности, а только как предпосылку, которая  создала условия для развития благотворительности в Империи. Здесь можно провести параллель  с существующей в современной  истории России государственной  системой социальной защиты населения. Государственные и муниципальные  больницы, школы, детские дома и библиотеки получают помощь частных жертвователей. Различия возникают в том, что  является основным источником финансирования, и в том, кто инициатор создания этих заведений.

В подтверждение  выводов можно привести мнение Е.Д. Максимова. Так, рост приютов, подчиненных  Ведомству Императрицы Марии, был  связан, прежде всего, с почином комитета Главного Попечительства, а также  благодаря содействию губернаторов на местах, уездных предводителей  дворянства и земских начальников, уездных и сельских попечительств приютов. То есть инициатива в создании приютов, по мнению Е.Д.Максимова, шла «сверху» .

Для работы организаций общественного призрения XIX века характерна централизация управления. Несмотря на то, что к этому процессу привлекались все сословия, в попечительства входили местные головы, архиереи и губернаторы, которые руководили процессами. Вся деятельность организаций  согласовывалась с ними, вышестоящим  органом или осуществлялась с  Высочайшего соизволения.

 

ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ  И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Структура благотворительной  деятельности и социальной поддержки  населенияРассмотрим составные части благотворительной и социальной деятельности в конце XIX- начале XX века. Анализируя классификации, объекты и субъекты процесса, можно увидеть расхождения в понимании проблемы разными исследователями. Опуская критику уже существующих классификаций, предложим собственный вариант. По объектам благотворительную деятельность можно разделить на:

1.Церковную;

2.Общественную;

3.Частную.,

По субъектам  на:

-Церковную;

-Состоятельных господ;

-Простых граждан.

Если сегодня  можно четко провести грань между  частной (индивидуальной) благотворительностью и благотворительностью предпринимателей, то к исследуемому периоду этот метод  применить сложнее. Здесь можно  предложить применить это деление  с опорой на сословное устройство. Благотворительность общественная включает все виды поддержки, которые  предоставлял простой люд, мещане, крестьяне, мелкие торговцы. В основном это  были кружечные сборы, помощь трудом, небольшие пожертвования, участие  в лотереях, посещение благотворительных  мероприятий. Люди принимали участие  в благотворительности независимо от финансового и сословного положения. И как показывают данные современных  социологических исследований (на которые  с определенными оговорками допустимо  ссылаться), люди с малыми средствами к существованию, часто сами нуждающиеся, готовы помогать ближним чаще, чем  богатые. То же подтверждают и архивные данные благотворительных учреждений . По ним можно сделать некоторые выводы о социальном положении, мотивах жертвователей и размерах жертвуемых ими сумм.

Но все  же эта часть пожертвований составляла небольшой процент. Основной объем  средств обеспечивала благотворительность  состоятельных господ. Это поддержка  членов императорской семьи, купечества, дворянства, промышленников, заезжих  состоятельных иностранцев.

Таким образом, при использовании данных классификаций  предлагается применять в качестве основания либо вид благотворительности, либо социальное положение жертвователя. Это видится важным, исходя из двух причин. В первой классификации это  связано с тем, что здесь используются различные методы благотворительности  и источники финансирования. Во второй классификации важно то, что субъекты благотворительности, представители  разных сословий, резко отличались друг от друга доходами.

В 1891-1899 годах  было создано свыше половины (53%) всех благотворительных обществ, возникших  в стране с 40-х годов XIX в. К началу ХХ в. в Российской империи насчитывалось  более 11 тыс. благотворительных учреждений (4 762 благотворительных общества и 6 278 благотворительных заведений). На каждые 100 тыс. населения приходилось 6 благотворительных учреждений.

В конце XIX в. (в 1898 г.) благотворительные учреждения в России по родам благотворения  распределялись следующим образом: богаделен - 1514, детских приютов - 763, учреждений медицинской помощи - 350, школ благотворительного характера - 463, дешевых столовых - 125, ночлежных  домов - 67, домов трудолюбия - 67, яслей - 50, странноприимных домов - 40, дешевых  квартир - 82, народных читален - 34. Всего  насчитывалось 3555 благотворительных  учреждений. Из них в Москве находилось 453 учреждения (13% от общего числа), в  Санкт-Петербурге - 638 (18%).

В Российском государстве некоторые благотворительные  учреждения управлялись на особых основаниях. К первой группе относились благотворительные  заведения, состоящие под непосредственным покровительством Императора и членов Императорского Дома (Учреждения и  Уставы этих заведений составлялись особым образом); ко второй категории  заведений относились комитеты, общества и благотворительные кассы, которыми заведовало Министерство внутренних дел; к третьей группе относились благотворительные  заведения Императорского Человеколюбивого общества и к четвертой категории - духовные и некоторые другие ведомства попечительства о бедных .

Благотворительные общества и учреждения распределялись по ведомствам: Министерства внутренних дел, Министерства народного просвещения, Министерства путей сообщения, Морского министерства, Министерства земли и  государственного имущества, Министерства Императорского Двора, Ведомства учреждений императрицы Марии, Ведомства духовного и др..

Ведомство учреждений императрицы Марии имело 683 учреждения, Российское Общество Красного Креста - 518, Императорское Человеколюбивое  общество - 212, Попечительство о домах  трудолюбия и работных домах - 274, ведомства  православного исповедания и  военного духовенства - 3358, МВД - 6835, Министерство народного просвещения - 68 и др. Только за один 1898 г. услугами этих учреждений воспользовалось более 7 млн. человек.

Для некоторых  исследователей также характерно сужение  круга объектов благотворительности, что, на наш взгляд является серьезной  ошибкой. Надо понимать, что помощь оказывалась не только бедствующим  гражданам и заведениям общественного  призрения (больницам, работным домам, приютам). Поддерживались заведения  культуры, образования, библиотеки, парки  отдыха. Граждане совместными усилиями возводили памятники. Так, в Пензе  по инициативе и при содействии горожан  были созданы библиотека им. М.Ю. Лермонтова, Пензенское общество любителей естествознания (ПОЛЕ), скверы Пушкина и Лермонтова. Так, в некоторых исследованиях  происходит сужение списка объектов, форм, методов и мотивов благотворительности. В них не показываются реальные объемы вкладов, которые делали рядовые  граждане в развитие социальной сферы  и своего региона в целом.

Формы благотворительности и общественного  призрения

Формы и мотивы благотворительности зависят от субъектов этой деятельности и от предпосылок, которые им создает  окружающая среда, историческое развитие и нынешние органы власти, создавая законы и проводя сиюминутную  политику.

В первой половине XIX века окончательно сложились формы  общественного призрения и типы благотворительных учреждений. К  моменту основания приказов и  до конца царствования Александра I в России преобладали закрытые формы призрения (предоставление мест в сиротских домах, приютах, домах умалишенных, больницах, богадельнях).

К середине XIX века начинают набирать обороты открытые формы призрения, известные и ранее, но не имевшие большого распространения. К ним относятся: раздача милостыни (наиболее популярная); выдача ссуд и денежных пособий (постоянных и единовременных); вещевая, денежная и продуктовая помощь на дому; дешевые столовые и квартиры. У каждой из этих форм были свои достоинства и недостатки. С одной стороны, закрытая благотворительность более целенаправленна, ее работу легче контролировать государственным и общественным органам. Но, с другой стороны, в больницах, богадельнях, сиротских домах и приютах можно оказать помощь весьма ограниченному количеству людей. Во-вторых, эта форма благотворительности требовала дополнительных затрат на жалование персоналу и постройку или наем помещений. И, наконец, пребывание призреваемых в этих учреждениях нарушало их семейные связи и лишало самостоятельности. Что касается открытой благотворительности, то, во-первых, она не требовала специально организованных заведений, во-вторых, такую помощь можно было оказывать неограниченному количеству бедняков, (их число ограничивалось лишь отсутствием средств). Но существенным ее недостатком являлась трудность в организации помощи действительно нуждающимся и сложность контроля над тем, чтобы она использовалась по прямому назначению.

Так, в качестве источников финансирования призрения  бедных духовного звания закон предусматривал добровольные и благотворительные  пожертвования, кружечные сборы, доходы от продажи свечей, кладбищенские, штрафные деньги, взыскиваемые по духовному  ведомству.

Для помощи лицам с недостатками слуха и  зрения использовались закрытые формы  призрения. Императорское Человеколюбивое  общество и попечительное о тюрьмах  общество наиболее активно применяли  в своей деятельности открытые формы  помощи нуждающимся (дешевые и бесплатные квартиры и столовые, денежные пособия, ночлежные дома и т.д.).

Эти технологии были наиболее распространены. Они  были удобны и понятны большинству  граждан. Закрытые формы благотворительности  стали первым шагом на пути к формированию системы государственной защиты. Он был сделан 1 сентября 1763 года, когда Екатерина II подписала манифест об учреждении в Москве «сиропитательного дома» в Москве. А так как средств у государства на это не было, на общественное благо стали привлекаться общественные ресурсы.

Информация о работе Деятельность земств в социальной сфере (конец ХIХ)