Деятельность краеведческого музея Гольшанской государственной гимназии №1 Ошмянского района, в сохранении историко-культурного наследи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 18:14, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение работы Гольшанского историко-краеведческого музея в 1963 – 2010 годах, детальное раскрытие его вклада в научно-просветительскую культурную работу и сохранение историко-культурного наследия.
Задачи: изучить научную и просветительскую работу по теме; исследовать основные направления деятельности музея по сохранению историко-культурного наследия; исследовать экспозиционную и выставочную деятельность музея;
исследовать формирование актива музея.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ……..........................................10
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ………………………...............15
2.1. Сбор и хранение экспонатов………..................................................15
2.2. Использование материалов музея в учебной деятельности………24
ГЛАВА 3. ПРОПАГАНДА ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ……....31
3.1. Экскурсионная работа…….………...................................................31
3.2. Формы внешкольной работы………………………………..………30
3.3. Кружок………………………………..................................................32
ГЛАВА 4. ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВА МУЗЕЯ………………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…................43

Вложенные файлы: 1 файл

Дипл.Музей.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

              УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                          ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

                       Факультет истории и социологии

                             Кафедра истории Беларуси

 

 

 

 

                               Дрозд Раиса Валерьевна 

 

 

Дипломная работа

 

 

 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРАЕВЕДЧЕСКОГО  МУЗЕЯ ГОЛЬШАНСКОЙ ГОСУДАРТСВЕННОЙ  ГИМНАЗИИ №1 ОШМЯНСКОГО РАЙОНА, В СОХРАНЕНИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

    

 

 

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Научный руководитель:

                                                         кандидат исторических наук,

                                                          доцент 

                                                          Ярмусик Эдмунд Станиславович

 

 

 

 

 

 

                    

Гродно 2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3

ГЛАВА 1. ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ……..........................................10

ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ………………………...............15

               2.1. Сбор и хранение экспонатов………..................................................15

               2.2. Использование материалов музея в учебной деятельности………24

ГЛАВА 3. ПРОПАГАНДА ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ……....31

 3.1. Экскурсионная работа…….………...................................................31

               3.2. Формы внешкольной работы………………………………..………30

3.3. Кружок………………………………..................................................32

ГЛАВА 4. ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВА МУЗЕЯ………………………………...38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…................43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Со времени перестройки в отечественной историографии идет интенсивный процесс поиска новых подходов к трактовке истории нашего края.  Не случайно стимулятором к развитию этого явления была необыкновенная заинтересованность, пробудившаяся в людях к своей самобытности, культуре, языку, истории.

Явления культурного возрождения не впервые происходят в Беларуси. Оно косвенно вызвано кризисом социальной и политической жизни. Почему же такая сильная заинтересованность человека к истории своего народа, своего уголка, своей малой Родины?

Эта память о прошлом является своего рода национальной энергией, которая дает силы к дальнейшему существованию и развитию. Каждый народ должен иметь свою историческую память, сохранять ее во имя будущих поколений, воспитывать национальное самосознание у молодежи. Именно национальное самосознание заключает в себе чувства и мысли этнической принадлежности людей, присоединению их к национальным ценностям прошлого и настоящего, к культуре и языку, любви к родным местам.

Знание истории родного края не просто вопрос образованности. Оно необходимо не только профессиональным исследователям или интеллигентным слоям общества. Каждый гражданин должен ориентироваться в событиях прошлого, прошлого того места, где он родился.

Современный период развития нашего общества предъявляет чрезвычайно высокие требования к духовной жизни человека, его идейным и морально-этическим качествам. Формирование нового человека – главная задача общества. Значительная роль в решении этой задачи отводится музеям.

Тысячелетиями человечество думает и создает. Каждое поколение оставляет наследникам свои ценности, особенности и вещи своего времени, которые тщательно собираются, бережно сохраняются и пропагандируются в специально построенном помещении – храме муз (так переводится с греческого слово музей). Именно музей должен своими ценными реликвиями прошлых столетий и сегодняшних дней внести почти что главный вклад в систему воспитания основ исторической памяти, высоких моральных критериев сегодняшнего и будущих поколений. Музей   материальное воплощение истории, место, где слова и идеи приобретают зрительные образы.

Школьные музеи имеют разный профиль. Наряду с музеями широкого профиля, ведущими работу по разным направлениям, распространены музеи исторические, историко-революционные, истории школы, села, литературные, естественнонаучные и другие, более узкого профиля. Они могут быть и мемориальными, если посвящаются жизни и деятельности одного лица и создаются в том месте, где жил и работал этот человек.

Выбор профиля школьного музея зависит как от потребностей учебно-воспитательной работы школы, так и от реальных возможностей данной местности в сборе предметов-подлинников и памятников–первоисточников, фонд которых должен лежать в основе музейной экспозиции.

Наиболее распространены в школах краеведческие музеи широкого профиля, отражающие природу, историю, экономику и культуру своего региона. Краеведческими являются  и большинство музеев, работа которых  идет в каком-то одном направлении [5, c.148].

Отделы краеведческого музея состоят из различных разделов, экспозиции которых раскрываются наглядными материалами – экспонатами, составляющими главное богатство музея. Все музейные экспонаты, независимо от того, находятся они в экспозиции или хранилище, относятся к основному или вспомогательному фонду.

Основной фонд образуют подлинные памятники. Принято выделить четыре группы подлинных музейных экспонатов:

1. вещественные памятники: орудия труда, промышленное оборудование или детали, образцы полезных ископаемых, сельскохозяйственных культур, насекомых, вредителей сельского хозяйства; монеты, значки, ордена, печати; оружие, предметы военной техники и т. д.

2. письменные материалы: печатные  и рукописные документы, листовки, прокламации, книги, газеты, журналы и другие издания.

3. подлинные фотографии и кинодокументы.

4. произведения искусства и подлинные  наглядно-изобразительные и графические  материалы: картины, рисунки, скульптура; плакаты, открытки, марки; планы, карты, схемы, чертежи, графики; фономатериалы.

Такая группировка подлинных материалов по их внешней характеристике обусловлена требованиями практики музейной работы и различными условиями хранения и использования экспонатов, относящихся к названным выше группам.

К вспомогательному фонду относятся материалы, которые специально создаются для пояснения подлинных экспонатов: диорамы, панорамы, карты, схемы, таблицы. Они служат обобщающим наглядным материалом. В ряде случаев вспомогательные материалы создаются взамен отсутствующих подлинников, необходимых для раскрытия темы. Это различного типа копии, репродукции, макеты, модели, муляжи, чучела и др. вспомогательный фонд обычно включает и накапливает записи воспоминаний людей, представляющие интерес для данного музея.

Экспозиции объединяют разные по содержанию материалы в единый тематический и зрительный комплекс, обеспечивающий цельное восприятие заложенной в них информации. Например,  в отделе истории могут экспонироваться материалы, показывающие историческое развитие и общественную жизнь района с древнейших времен и до наших дней. Это могут быть образцы археологических находок, портреты и личные вещи выдающихся людей; вещи показывающие культуру прошлого; карты, рисунки, макеты, схемы, описания и другие материалы, отражающие историю района [5, c.153].

Следует отметить, что создание музейных экспозиций – не просто собирательство, а целенаправленное и обоснованное комплектование по заранее задуманному плану.

Проводимая школьным краеведческим музеем работа многообразна по своему содержанию и формам. Школьный музей:

  • постоянно пополняет свои фонды путем организации наблюдений, походов, экскурсий и экспедиций школьников; путем изучения литературных, картографических, архивных источников и подготовке на их основе экспонатов; путем налаживания переписки и личных контактов с различными лицами;
  • изучает собранные в музее материалы;
  • обеспечивает учет и хранение музейных экспонатов;
  • создает экспозиции и устраивает постоянные и временные выставки;
  • оказывает помощь учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе;
  • проводит экскурсии по музею учащихся, родителей, жителей района;
  • устанавливает связи с другими с другими школьными музеями, а также с государственными музеями;
  • проводит вечера, конкурсы, викторины краеведческого содержания.

Из сказанного выше вытекают четыре основных направления работы школы и музеев по видам деятельности и способам ее организации: экспозиционная, собирательская, работа отделов фондов и экскурсионно-массовая [5, c.154]. 

Создание школьного музея – это определенный этап краеведческой работы, а отнюдь не ее завершение. Поэтому на смену одним педагогическим задачам приходят другие, появляются новые формы работы, остаются неизменными лишь ее основные направления.

Главной задачей экспозиционной работы является совершенствование экспозиции. Жизнь идет вперед, явления окружающей нас действительности находятся в постоянном  развитии и изменении, эти изменения и являются неиссякаемым источником пополнения экспозиции новыми материалами.

У поисково-исследовательской  работы предела нет, как нет его и в совершенствовании экспозиции. Здесь следует иметь в виду главное: поиск материала должен вестись планомерно и целенаправленно. Важно знать, что искать, где искать и как искать. Иными словами должен быть план поисково-исследовательской работы, составленный под руководством учителя, отвечающего за краеведческую работу, или другого педагога  по поручению руководителя музея, директора школы.

Путей сбора краеведческого материала для музея очень много. Широко практикуются экспедиции, походы переписка с отдельными лицами и организациями, встречи и беседы с людьми, работа с периодической печатью, литературой (особенно краеведческой), обращение в архивы, музеи и т.д.

Все материалы, которые поступают в школьный музей, подлежат инвентаризации, т.е. записи в соответствующую книгу. Таких книг две: инвентарная книга (книга поступлений  основного фонда, куда заносятся только подлинники) и книга поступлений вспомогательного фонда. Инвентарная книга требует к себе особого отношения, так как является документом учета золотого фонда музея – его подлинников. По правилам музейной работы она должна быть прошнурована, страницы пронумерованы, запись должна производиться чернилами, никакие исправления не разрешаются. Инвентарная книга скреплена подписью директора школы и печатью.

Очень неплохо для удобства работы иметь в музее различные научно-справочные картотеки. Чтобы лишний раз не перелистывать инвентарную книгу. На карточке можно сделать более подробное описание предмета, дать его фотокопию. Карточка позволяет дополнять характеристику предмета новыми сведениями, полученными уже после того, как предмет был занесен в инвентарную книгу.

Наличие книг поступлений, специальных карточек не формальное требование. Правильный учет и хранение  музейных материалов – очень важный вид работы, хотя и не обладает для ребят такой привлекательностью, как, например, поиск. Поэтому на этот участок работы целесообразно подобрать школьников, а скорее, школьниц, способных тщательно и педантично выполнять работу. К сожалению, в реальной практике школьных музеев учет и хранение музейных экспонатов является наиболее уязвимым местом работы. Нередко теряются, исчезают из школьных коллекций ценные материалы или разрушаются, портятся из-за неумения школьников и учителей обеспечить их сохранность.

Наконец, экскурсионно-массовая работа предполагает подготовку и проведение силами учащихся экскурсий по музею, а также использование музея в общественной жизни школы, включение его в единую систему учебно-воспитательной работы школьного коллектива. Что касается экскурсий, то здесь важно иметь письменный текст (его принято называть контрольным текстом), что позволит значительно расширить состав школьников-экскурсоводов. Содержание, формы массовых мероприятий зависят от профиля музея.

Изучение истории краеведческого музея является актуальной темой, так как музей был и остается воспитателем основ исторической памяти многих покалений.

Объектом исследования дипломной работы является деятельность историко-краеведческого музея Гольшанской Государственной гимназии.

Предметом исследования выступает экспозиция музея.

Музей  был открыт в 1963 году. Краеведческая работа с учащимися была начата в 1962 году, тогда и возникло намерение создать школьный музей. Инициатором стал учитель истории Э.С. Корзун. Все начиналось с небольшой выставки древних монет, старых бумажных денег, нескольких фотографий и выписок из книг. Пришлось побывать и поработать в библиотеках Вильнюса и Минска, вести переписку с земляками, ветеранами войны, искать материалы в архивах Вильнюса, Гродно, Минска. Ежегодно учащиеся получали задания и отправлялись, в походы и экскурсии по нашему краю. Советом музея были разработаны памятки по сбору экспонатов.

Школьный музей призван содействовать воспитанию учащихся, расширению их кругозора, развитию познавательных интересов и общественной активности, формированию у них практических умений и навыков поисково-исследовательской работы.

Информация о работе Деятельность краеведческого музея Гольшанской государственной гимназии №1 Ошмянского района, в сохранении историко-культурного наследи