Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 18:14, дипломная работа
Цель исследования – изучение работы Гольшанского историко-краеведческого музея в 1963 – 2010 годах, детальное раскрытие его вклада в научно-просветительскую культурную работу и сохранение историко-культурного наследия.
Задачи: изучить научную и просветительскую работу по теме; исследовать основные направления деятельности музея по сохранению историко-культурного наследия; исследовать экспозиционную и выставочную деятельность музея;
исследовать формирование актива музея.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ……..........................................10
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ………………………...............15
2.1. Сбор и хранение экспонатов………..................................................15
2.2. Использование материалов музея в учебной деятельности………24
ГЛАВА 3. ПРОПАГАНДА ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ……....31
3.1. Экскурсионная работа…….………...................................................31
3.2. Формы внешкольной работы………………………………..………30
3.3. Кружок………………………………..................................................32
ГЛАВА 4. ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВА МУЗЕЯ………………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…................43
Выявление предметов музейного значения приобретенных таким образом, опирается на многолетние наблюдения над определенными сферами жизни: над группами населения, деятелями культуры, над бытованием и движением антикварных ценностей, над развитием моды и т.д.
Процесс комплектования можно разделить на этапы, последовательность которых может быть достаточно изменчивая. Приведем наиболее значимые:
1) выделение интересующих музей исторических фактов или фактов современной жизни;
2) определение объектов действительности в качестве объектов музейного изучения с целью комплектования фондов;
3) выявление предметов музейного значения;
4) окончательная экспертиза предметов музейного значения;
5) их приобретение музеем
и придание им статуса
Выявление предмета музейного значения начинается еще в процессе его извлечения из среды, в которой он находится. Это могут быть вещественные, письменные, изобразительные, фото-, видео-, кино-, фонопамятники.
Отбор предметов музейного значения – это решение вопроса о том, что из созданного людьми с наибольшей полнотой отражает документированную музеем реальную действительность той или иной эпохи. Выявление и отбор предметов музейного значения проводится по темам. В основе отбора лежит система критериев, наиболее значимыми из которых являются информативность – способность отражать, а так же воплощать процессы, происходящие в обществе и природе; репрезентативность – это способность предмета музейного значения с наибольшей полнотой среди однотипных предметов отражать эпоху, явление, среду. Эти два критерия требуют наиболее объективного взгляда на предмет с целью выявления в нем, прежде всего отражения ушедшего времени и иной культуры. Кроме того предмет музейного значения, а в будущем как музейный предмет, должен вызывать воздействия на эмоциональную сферу человека. Такими свойствами предмета музейного значения являются: экспрессивность – это такие качества, как древность, необычность, или наоборот узнаваемость, связь данного предмета с известными именами или событиями и т.п.; следующее свойство, влияющее на эмоции человека – это аттрактивность, способность музейного предмета привлекать внимание за счет своих внешних характеристик, как эстетическими достоинствами, так и притягивать внимание своими размерами – гигантскими или крошечными, необычностью форм или уродством.
Классификация предметов музейного значения, предметы музейного значения принято классифицировать по типам, разделяя в зависимости от способа фиксации информации на письменные, вещевые, изобразительные, кино-, фото- и фоноисточники. Следующей единицей классификации музейных предметов выступает вид, который определяется на основании общих существенных признаков (материал, техника, функциональное значение и др.).
Так, предметы, относящиеся к типу вещественных источников, будут подразделяться по материалу (дерево, металл, стекло, кожа, ткань, керамика и т.д.), по функциональному назначению (культовые предметы, оружие, орудия труда, одежда и т.д.). В рамках одного вида выделяют разновидности: например, вид «керамика» подразделяется на грубую керамику, фаянс, фарфор. Более мелкими классификационными единицами являются группы, например: вид – металл, подвид – цветной металл, группа – медь.
В процессе комплектования фондов важным является изучение предмета, как части предметного мира, как документа своей эпохи. Это этап предварительный, но имеет неоценимое значение, так как должен ответить на вопрос, имеет ли предмет музейное значение. В дальнейшем изучении предмета в составе музейных фондов раскроет музейное значение предмета, всесторонне рассмотрит его в контексте с другими музейными предметами.
Подход к отбору предмета музейного значения во многом зависит от его возраста. Для предметов прошлого, давно ушедших из употребления, особенно важно становиться определение времени его возникновения и подлинности, что позволяет судить, насколько они редки. Это требует знания истории видов предметов, истории применения материалов, стилистических особенностей эпох. Также необходимы знания тех признаков предметов, которые удостоверяют их подлинность: с клеймами, фабричными знаками, надписями, датами, эмблемами, монограммами, авторскими подписями – на вещественных и изобразительных предметах; с подписями, печатями, штампами, экслибрисами – на письменных предметах [22, с. 139].
Рассмотрим экспозицию Гольшанского музея.
Гольшанский краеведческий музей занимает важное место в культурной жизни самого местечка. В экспозиции насчитывается около 2 тысяч экспонатов, большое их количество сохраняется в запасном фонде.
Экспонаты включают в себя историю края, представляют историческую, культурную ценность.
Музей очень часто посещают историки, археологи, художники, писатели, поэты, краеведы из многих республик. Также приезжают журналисты и краеведы из Ошмян, Гродно, Минска. Ежегодно музей посещают туристы из Лиды, Новогрудка, Витебска, Гродно и других городов Беларуси, из братской Литвы. Всевозрастающий интерес к местным древностям проявляют ученые.
Первый раздел экспозиции музея посвящен этнографии края. Наиболее ценными экспонатами являются деревянная соха, вязаная борона, полотенца-ручники, платья, покрывала, изделия из соломы, скульптуры самодеятельного скульптора И.Ф. Астрамовича из деревни Новосяды, цимбалы и другие.
Второй раздел экспозиции посвящен истории Гольшан. Впервые Гольшаны упоминаются в 13 в. Согласно «Хронике Быховца», Гольша заложил город на р. Корабль, начал там княжить и назвался князем Гольшанским. Гольшаны никогда небыли городом, так как не имели оборонительных сооружений. Но в Новгородской летописи называются «литовским градом». Так как и в «Хронике Быховца»: «А чацверты брат вялiкага князя Нарымунта Гольша… знайшоу прыгожую гару, аточаную вялікімі раунінамі і напоуненую багаццямі, і спадабалася яму там, і ен там пасяліуся, і на гэтай гары ствары у горад над ракою Карабель… І пачау там княжыць, і назвауся князем Гальшанскім”. Это событие относят к 1280 году, которы и считается датой основания Гольшан. Некоторые исследователи связывают присхождение названия Гольшан со словом “ольха”. И вправду можно услышать созвучие названий Нальшаны – древнее государство балтов на полночном западе современной Белоруссии и Гольшаны – местечко на территории нашего государства.
Первый достаточно известный князь Гольшанский, Альгимунт, вспоминается в конце 14 столетия. С того времени и до своего исчезновения род Гольшанских тесно связан с великими князьями и королями. Альгимунт ездил сватать польскую королеву Ядвигу для Ягайлы. Иван Альгимундович был другом князя Витовта. Софья Гольшанская приняла венчание с Ягайлом после смерти трех его предыдущих жен и стала первоночальницей польской династии Ягелонов [12, c.21].
Князья Гольшанские принимали участие в Грунвальдской битве и, как и многие участники «Погони на Грунвальд», получили на Городельском сьезде свой герб.
В 1481 году Иван Юрьевич Гольшанский участвовал в заговоре православных князей, недовольных правлением Казимира Ягеллона. За несколько дней до свершения, заговор был раскрыт, Гольшанский наказан смертью. С этого времени начинается заняпад рода Гольшанских.
В конце 16 – начале 17 вв. в Гольшанах построили замок, в 17 – 18 в. Гольшанский костел и кляштор францисканцев. Костел построен в стиле барокко. Отсутствие купола надает храму вид средневековой суровости.
Кляштор со времени построения сохранил свой вид. Акустика у кляштора поражающая – даже в одной комнате тембр голоса меняется в зависимости от места нахождения. С кляштором связана одна из интересных Гольшанских легенд
…Сапега спешил построить кляштор к наступающему празднику, а одна стенка постоянно рушилась. Затем он пригрозил работникам, что если не будет готово здание в срок, то никто не получит «премиальных». Мастера посоветовались и пришли к выводу: чтобы кляштор не рушился, нужна жертва, и будет ей жена того из строителей, которая первая принесет мужу обед. Сильно молился самый молодой мастер, чтобы его жена не пришла первой, но влюбленная летела, как на крыльях… Молодую девушку замуровали живой в стене кляштора.
Что только не рушилось в Гольшанах с той поры, а кляштор стоял неподвижно. Только с тех времен, говорят, неприкаянная душа несчастной молодой девушки бродит по кляштору.
В 1995 году строители-реставраторы во время расчистки повалов нашли скелет, который лежал как-то удивительно, часть костей была под стеной. Строители достали останки. В тот же день по всех стенах кляштора пошла большая трещина. Толи это неумелая расчистка подвалов повредила равновесие здания, толи потеряли силу старые стены, лишившись своей жертвы…
Гольшанские легенды – живые рассказы, которые местные жители считают правдивыми жизненными случаями. И, известно, во множественных преданиях рассказывается о бесчисленных кладах, спрятанных в здешних местах. В Гольшанах и вправду был найден клад (1976 г.) из 838 серебряных монет общей массой 1326,626 г. В состав клада входили: 4 пражских денег Карла (1346-1378), 666 экземпляров монет Ватслава IV (1378-1419), чеканенные на монетном дворе Кутно Гора; 14 денариев. Клад хранится в нумизматическом кабинете Белорусского государственного университета.
Павел Стефан Сапега, владелец Гольшан, в конце 16 в. Строит в местечке бумажню. В ней изготовлялась бумага в большом количестве и славилась высоким качеством. Она применялась для написания грамот, государственных документов, для напечатки книг и т.д. В начале 18 в. бумажня уже не работала. Возможно, разрушительную роль сыграла Полночная война 1700-1721 гг., которая нанесла краю большие потери [13, c.16].
В начале 18 в. Гольшаны переживают свой золотой век. На фоне деревень с небольшими домами, с их соломенными крышами, маленькими окнами, Гольшаны значительно выделялись своей застройкой, своим культурным и духовным окружением, своей хозяйственной деятельностью. Кроме выше упомянутого костела и кляштора, здесь в конце 16 в. строится новый просторный двухэтажный замок-дворец с его шестью башнями, платиной на ручье, что делало его неприступным. Исследователи отмечают здесь черты нидерландского ренессанса: местом обороны служили волы и ров, который заполнялся водой из ручья Корабль. Замок-дворец в то время – это шикарная магнатская резиденция. Стены были украшены росписями, окна – витражами, печи выложены гербовой кафлей. Современники считали Гольшанский замок самым выдающимся и красивым в Беларуси и в Литве [24, c.365].
Во время Полночной войны замок был разрушен шведами и уже не смог восстановиться. Тем не менее, еще перед второй мировой войной в замке сохранились камины, росписи, даже портрет одного из Сапегов.
К сожалению, сегодня сохранились только руины замка. Много тайн замок забрал с собой в недры истории. В тенях знаменитых князей и дворцовых интриг тяжело разглядеть простого человека, который обрабатывал, спасал и прославлял эту землю.
Воздух Гольшанской земли с оттенком мужественности ее жителей, которые активно участвовали в восстании 1863 года. Гольшаны находились на перекрестке важнейших дорог, сюда приходили отряды восстанцев, здесь были сборные пункты. Из воспоминаний Зигмунта Минейки, в те далекие времена Гольшанам придавалось важное значение, как центру восстания в Ошмянском повете.
После разгрома восстания в Гольшанах были поставлены виселицы, здесь проводились покорения востанцев. Захоронены востанцы на горе, которая возвышается над Ошмянской улицей в Гольшанах. Даже место захоронения губернатор Муравьев приказал казакам сровнять с землей.
Ветра перемен 1905-1907 г. долетели и к Гольшанам, подняв на борьбу прогрессивную молодежь. Наиболее активным борцом за свободу стал унтер-офицер Константин Стриевский, уроженец Гольшан. Позднее известный общественный и политический деятель РСФСР.
Оружием другого уроженца Гольшанской земли, известного белорусского писателя Язепа Германовича (Винцук Адважный) стали слова. В своих произведениях он осуждал деспотизм помещиков и чиновников. Его произведения пользовались большим спросом у читателей. В. Адважный щедро перенес на бумагу местные выражения, прасловляя таким образом особенный колорит Гольшан.
Еще одним испытанием для гольшанцев стали суровые годы Великой Отечественной войны. Местечко захватили 26 июня 1941 года. Во время оккупации в Гольшанах размещался немецкий гарнизон. Многих жителей расстреляли, других вывезли на принудительные работы в Германию.
Однако гордый народ не покорился врагу. Гольшанцы принимали участие в боях за Польшу, освобождали Прагу и Будапешт, штурмовали Берлин. Многие не вернулись с поля боя. В центре деревни в 1967 году сооружен памятник. На нем высечены имена Л.П. Финковской, Ф.П. Стефановича, А.Г. Астрамовича, М.С. Гордея, Э.Э. Левиной, Л.Н. Мюсикевича, М.М. Мариняка, П.А. Сабила, А.А. Сенько, М.Ф. Финковского, Л.М. Залесского, П.И. Юревича и других, которые своей борьбой и трудом прославили край Гольшанский.
В Великой Отечественной войне погибло 13 жителей. Освобождены Голшаны 07.07.1944г. войсками 1-го стрелкового полка 83-й гвардейской стрелковой дивизии 11-й гвардейской армии. В первые послевоенные годы в Голшанах работали маслозавод, мельница, электростанция, две мастерские. В 1952 году – водяная мельница, лесозавод, обозно-колесный цех, гончарная и колодочная мастерские, кирпичный завод, паровая мельница.
В третьем разделе – история школы, одного из самых старейших учреждений образования Ошмянского края, начавшей обучение детей еще в 1781 году.
Четвертый раздел носит название «Гольшаны в литературе и искусстве», а заключительный – это уголок с подарками школе и музею – от учеников, учителей и посетителей.
Экспозиция постоянно дополнялась, расширялась и была переоформлена. В 1997 году музею присвоено звание народного. Музей постоянно посещают экскурсии, группы туристов из Минска, Молодечно, Лиды, Гродно и других уголков Белоруссии.
Здесь проводятся уроки, воспитательные мероприятия. Для учащихся постоянно ведется курс “Наш край”. В 2002 году музею присвоено имя Э.С. Корзуна. После его смерти музей возгловляет его жена, педогог Я.И. Корзун.
Художественное оформление и тематическое расположение экспозиционного материала выполнено в соответствии с профилем музея. Экспонаты размещены в стеклянных витринах, напольных и настенных с наличием текстов и аннотацией.
План обновления стационарной экспозиции рассчитан на 5-7лет.
Временные выставки так же осуществляются в соответствии с годовым и учебным планом. Для временных выставок выделена отдельная витрина.
Музей находится на первом этаже гимназии. Занимает один экспозиционный зал, площадью 47,9 кв. м. Для защиты музейных предметов от воздействий света и тепла в процессе их хранения, окна задрапированы плотными портьерами, не пропускающими солнечные лучи, имеется центральное отопление.