Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 18:14, дипломная работа
Цель исследования – изучение работы Гольшанского историко-краеведческого музея в 1963 – 2010 годах, детальное раскрытие его вклада в научно-просветительскую культурную работу и сохранение историко-культурного наследия.
Задачи: изучить научную и просветительскую работу по теме; исследовать основные направления деятельности музея по сохранению историко-культурного наследия; исследовать экспозиционную и выставочную деятельность музея;
исследовать формирование актива музея.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ……..........................................10
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ………………………...............15
2.1. Сбор и хранение экспонатов………..................................................15
2.2. Использование материалов музея в учебной деятельности………24
ГЛАВА 3. ПРОПАГАНДА ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ……....31
3.1. Экскурсионная работа…….………...................................................31
3.2. Формы внешкольной работы………………………………..………30
3.3. Кружок………………………………..................................................32
ГЛАВА 4. ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВА МУЗЕЯ………………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…................43
Температура воздуха в музее +16-18 0С. Постоянно проводится влажная уборка помещения, для поддержания оптимальной влажности воздуха в помещении, освещение люминесцентное.
В музее также имеется и ведется учетная документация (планы, книга приказов и положений, инвентарные книги, журнал учета посетителей, книга отзывов, программа, разработанная руководителем музея на 5-летний период обучения).
Вновь принятые экспонаты сразу же заносят в книгу Основного фонда, в данной книге ведется учет особо ценных экспонатов.
В музее ведется экскурсионно-массовая работа. Администрация гимназии регулярно контролирует работу музея, завуч по воспитательной работе оказывает помощь в проведении встреч с писателями, ветеранами войны и труда, а также в проведении праздников, экскурсий, лекций, бесед.
В связи с тем, что музей является школьным, его финансовое обеспечение зависит целиком от школы, музей не располагает возможностью пополнения своих фондов путем закупки. Основным источником пополнения фондов остается дарения и собирательская деятельность. Существует так же обмен экспонатами между музеями одного уровня или организациями, занимающихся коллекционированием и экспонированием. Главным источником пополнения экспонатов остается поисковая деятельность руководителя музея и учащихся.
Критерием отбора предметов музейного значения для краеведческого музея остается главным образом уникальность предмета. Уникальность в свою очередь может проявляться в разных формах: принадлежность предмета известному человеку, предмет с которой связанна определенная история и многое другое.
Безусловно, что в следствии отбора, в основной фонд попадают не все предметы, лишь наиболее ценные с точки зрения истории, культуры. Такой анализ предмета производит сам руководитель музея, опираясь на опыт своих коллег из других музеев, руководствуясь профилем своего музея. Надо сказать что в школьных музеях система отбора экспонатов упрощена, в силу своего статуса, но тем не менее остается важным с точки зрения образовательно-воспитательного и эстетической точек зрения.
Таким образом, критерии отбора предметов музейного значения могут быть очень разнообразными и индивидуальными для каждого музея. Профиль музея определяет лишь первую стадию отбора предметов, затем идет детальное изучение самого предмета и его истории. Именно такой научный подход к определению ценности предмета для музейной коллекции, способен объективно дать оценку предмету музейного значения в системе культурных ценностей.
2.2. Использование материалов
Из материалов музея школьники узнают, какой была их деревня в середине 16 века. Гольшаны лежали на важном торговом пути, идущем из Вильнюса до Волыни. Здесь несколько раз в году устраивались ярмарки, шла бойкая торговля скотом, ремесленными изделиями, сукном, полотном, льном, медом.
Заезжие купцы продавали пряности, дорогие ткани. В местечке имелись постоянные дворы для приезжих, в больших количествах варилось пиво, работало около десятка мельниц.
Документы музея успешно используются на уроках истории. Например, при изучении темы «Белорусские земли в 14-16 вв.» они служат ярким свидетельством неограниченной и бесконтрольной власти шляхты над белорусским крестьянством. На уроке приводится рассказ об издевательствах управляющего имением Гольшаны в начале 50-х годов 16 века. Как говорит документ, управляющий мог насильно разлучить семьи крестьян, дарить их своим знакомым, как вещи. Он не только издевался над крестьянами, но и убивал их. Крестьяне нигде не могли найти защиты, ибо управляющий сам и судил.
Так местный материал помогает ребятам представить, каковы были проявления крепостного права в Белоруссии.
Как следует из материалов музея, во второй половине 19 века Гольшаны вошли в Ошмянский уезд Вильнюскай губернии. В 1961 году крепостное право было отменено, но жизнь крестьян не улучшилась. Об этом свидетельствуют документы, о волнениях Гольшанских крестьян.
Развитие капитализма коснулось и нашего края. Далеко распространилась слава о гольшанских умельцах вязания. Работая на скупщика, крестьяне на дому занимались изготовлением шерстяных рукавиц, чулок, кафтанов, именуемых в литературе гольшанскими. Но одним этим ремеслом прокормится, было не возможно. Малоземелье оставалось бичом для крестьянства.
Живы еще в деревне люди, которые из уст самих участников слышали волнующий рассказ о событиях, происшедших 2 октября 1891 года в деревне. Напоминанием о них служит один из ценнейших экспонатов музея – часть протокола, составленного царскими властями.
Помещик Горбанев, имея около 1,5 тысячи десятин земли, решил присоединить к своим владением пастбища обще площадью в 334 десятины, находящиеся в пользовании крестьян деревни Гольшаны. Крестьяне, доведенные нуждой до отчаянья, мужественно выступили за свои интересы. Напуганный помещик был вынужден уступить им 50 десятин земли.
Данные факты убеждают школьников, что земельная реформа 1861 года не принесла народу облегчения, и к началу 19 века в России назревали революционные события.
И вот свершилась революция. В Гольшанах в 1919 году была объявлена Советская власть и создана коммунистическая ячейка, первая во всем уезде. Ее секретарем избрали Эсфирь Левину, председателем волостного Совета – П.У. Кондратовича. Об этом школьники узнают на уроке «Наш край в годы гражданской войны», который обычно проводится в музее. Им рассказывают о деятельности Ошмянского уездного исполкома в 1919 году и уездного ревкома в 1920 году. К этому уроку учащиеся готовят сообщения о замечательных земляках – героях тех лет. В музей приглашаются родственники и люди, знавшие Э. Левину, П.У. Кондратовича, председателя ревкома волости В.И. Стриевского.
На таких уроках юные гольшанцы учатся беречь землю, за которую их земляки пролили свою кровь.
Отгремела гражданская война. Западная Белоруссия оказалась под игом панской Польши. Геройски погибла Эсфирь Левина.
Насилие осадничества, дороговизна промышленных товаров, большие налоги, запрещение белорусского языка – все это тяжким бременем легло на жителей Гольшан. Однако неспокойно чувствовали себя власти. Гольшанцы интересовались новостями из Советской Белоруссии, боролись за воссоединение с ней.
Используя легально действующие кружки, коммунисты, проводили большую работу среди населения. Под их влиянием крестьяне отказывались платить налоги, бойкотировали принудительные повинности. Одним из агитаторов был уроженец Гольшан А.Ф. Стефанович. Ныне он персональный пенсионер. На встречах со школьниками, организуемых музеем, он рассказывал о героической деятельности своих соратников.
Беседуя с молодежью, ветераны призывают ее чтить традиции старшего поколения, помнить, что все блага завоеваны в упорных битвах с классовым врагом.
В 1939 году сбылась мечта населения Западной Белоруссии: Красная Армия протянула ему свою руку помощи. В школьном музее значительное место отведено материалом, рассказывающим об этом событии. В центре экспозиции – портрет Любови Финковской, первого председателя Гольшанского сельсовета. Она участвовала в работе сессии Верховного Совета БССР, которая проходила в Минске, а затем в числе делегатов от западных областей побывала в Москве. В 1941 году Любовь Финковскую расстреляли фашисты. О том, каким замечательным человеком она была, как самоотверженно участвовала в борьбе коммунистов Западной Белоруссии, как помогала устанавливать Советскую власть, рассказал учащимся на встрече в музее сын героини Анатолий Владимирович Финковский.
Весь советский народ поднялся на борьбу с гитлеровскими захватчиками. В нашем районе народными мстителями руководили подпольные райкомы партии и комсомола, созданные по решению Вилейского обкома партии. Много славных дел на счету у ошмянских партизан. В музее Гольшанской школы собран богатый материал о борьбе народных мстителей в наших местах. Эти материалы используются на уроке «Всенародная борьба против фашистов». К уроку учащиеся готовят сообщения о деятельности Ошмянского подпольного райкома партии и его секретаря В.И. Тубелиса, о партизанской бригаде имени Н. Гастело, в которой райком базировался, о партизанах – наших земляках, награжденных орденом Ленина, А.С. Орловском, С.П. Пархимовиче и других. На уроке демонстрируются фотографии народных мстителей, зачитываются письма и воспоминания ветеранов, читаются стихи партизанских поэтов.
Главным событием в послевоенной истории деревни была коллективизация сельского хозяйства. О том, как она проходила, краеведам рассказали их родители, ветераны колхоза, партийные работники. Рассказы были записаны и хранятся в музее. Работа по сбору и систематизации сведений о создании колхозов в нашем крае помогла учащимся рельефнее представить героев «Поднятой целины» М. Шолохова, глубже понять материал учебника истории.
Материалы музея используются в работе учителей начальных классов, учителей белорусского языка и литературы, географии, трудового обучения.
Преподаватели белорусской литературы при изучении творчества Ф. Богушевича используют материалы, собранные краеведами во время походов на родину Богушевича. В своих сочинениях учащиеся рассказывают об огромной любви поэта к родному краю, простому народу, о правдивом изображении положения белорусских крестьян. Лучшие сочинения хранятся в музее.
В сочинениях «Мой край, моя страна», «Герои среди нас», «Человек славен трудом» учащиеся делятся своими впечатлениями от встреч с интересными людьми, пишут о своем посильном вкладе в дело процветания Родины, о меняющейся на глазах современной деревне, о том, как трудятся их родители. Ребята понимают, что, чем богаче и могущественнее будет наша Родина, тем лучше будет жизнь их земляков.
3.1. Экскурсионная работа
Экскурсия – коллективный осмотр музея, достопримечательного места, выставки, объекта природы и т.д. по определенному маршруту под руководством экскурсовода с познавательными, образовательными, научными и воспитательными целями, а также для удовлетворения эстетических потребностей при использовании свободного времени.
Таким образом, экскурсии присущ ряд характерных признаков, главный из которых приоритет зрительного восприятия, которое сопровождается необходимым словесным комментарием [26, c.471].
В Гольшанском краеведческом музее подготовка экскурсий включает в себя следующие этапы:
Первый этап — определение темы экскурсии, ознакомление с ее содержанием. Для этого необходимо освоить минимум литературы (в первую очередь учебные пособия) и музейную экспозицию на поставленную тему.
Второй этап — составление плана экскурсии. Он проходит несколько ступеней, на каждой из которых уточняется и углубляется. По возможности исчерпывающе прорабатываются литература и источники по поставленной теме. Тщательно изучается экспозиция, причем основное внимание уделяется музейным предметам.
Далее разрабатывается структура экскурсии, выделяются темы, подтемы, устанавливается их порядок, который кладется в основу маршрута по залам. Затем для каждой части экскурсии намечаются объекты экскурсионного показа — экспозиционные материалы, которые группируются в соответствии с намеченной структурой. Необходимо отметить определенную «автономность» экскурсии по отношению к экспозиции. Экскурсовод творчески отбирает, а иногда и по-иному группирует экспозиционный материал с учетом требований экскурсионного метода и восприятия группы данного состава.
Эта работа фиксируется автором экскурсии в своих личных записях в наиболее удобной для него форме. На основе этого первоначального плана в письменном виде составляется развернутый план экскурсии. В нем даются окончательная формулировка цели экскурсии, раскрываемые в ней идейно-теоретические положения. Уточняется структура экскурсии, ее маршрут, состав демонстрируемых экспонатов, используемых текстов. Формулируются логические переходы и выводы; конкретизируется содержание вступительной и заключительной бесед. В развернутом плане указываются методы проведения экскурсии. Этот план должен быть апробирован на практике. Только после проведения ряда экскурсий и выяснения ее положительных сторон и недостатков на основе развернутого плана может быть составлен итоговый документ, который получил название методической разработки экскурсии.
Получив предварительную апробацию, методическая разработка экскурсии обсуждается и утверждается на методических, проблемных и ученых советах, руководством музея. Методическая разработка не должна сковывать творческую мысль экскурсовода. Она лишь направляет его действия по проверенному пути. На ее основе экскурсовод может создать свой вариант экскурсии и даже написать ее подробный текст [22, c.281].
Основной прием проведения экскурсии, который используется в Гольшанском краеведческом музее – демонстрационный, сочетающий показ со словом экскурсовода.
Каждая экскурсия состоит из трех частей: вступительная беседа; основная часть экскурсии; заключительная беседа.
Целью вступительной беседы, варианты которой зависят от характера группы, является установление контакта экскурсовода со своей аудиторией. Беседа включает: знакомство с группой — выяснение ее состава, интересов и конкретных запросов, что особенно важно при отсутствии предварительных данных о группе; краткие сведения о музее, определение задач, темы экскурсии и порядка ее проведения; указания на правила поведения в музее.
Экскурсия делится на элементы, каждый из которых заканчивается выводом. По окончании экскурсии дается общий вывод. Переход от одной подтемы к другой, от одного экспоната к другому должен быть обоснован логически или эмоционально.