Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 11:31, доклад
Краткое описание
Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. Классный менеджмент - управление учебно-познавательным процессом, поведением, дисциплинированностью и процессом социализации, осуществляемый учителем в классе.
Доклад на
тему: "Дидактические требования к современному
уроку"
Выполнила студентка
Группы 246
Янышкина Полина
2014
«Урок должен быть
пронизан творчеством и вместе с тем оставаться
уроком»
С.И. Гессен
Педагогический процесс
- специально организованное взаимодействие
старшего (обучающего) и младшего (обучаемого)
с целью передачи старшими и освоения
младшими социального опыта, необходимого
для жизни и труда в обществе.
Классный менеджмент - управление
учебно-познавательным процессом, поведением,
дисциплинированностью и процессом социализации,
осуществляемый учителем в классе.
Личностно-ориентированное
образование - педагогический процесс,
создающий условия для проявления личностных
функций учащегося: мотивации, выбора,
смыслотворчества, самореализации, рефлексии
и т.д.
Обучение - целенаправленный
и планомерный процесс передачи и усвоения
знаний, умений, навыков и способов познавательной
деятельности человека.
Оптимизация педагогического
процесса - логическая последовательность
действий учителя для избранного сценария
учебно-воспитательного процесса.
Урок — форма организации
обучения с целью овладения учащимися
изучаемым материалом (знаниями, умениями,
навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими
идеями).
«С урока начинается
учебно-воспитательный процесс, уроком
он и заканчивается. Все остальное в школе
играет хотя и важную, но вспомогательную
роль, дополняя и развивая все то, что закладывается
в ходе уроков», - так оценил урок
выдающийся отечественный педагог-ученый
Ю.А. Конаржевский
Уроки бывают разными: хорошими
и плохими, интересными и скучными, познавательными
и бесполезными.
Один урок сменяется другим,
незавершенность повторяется, а неудовлетворенность
результатами работы учителя и учащихся
накапливается. Все это вызывает негативное
отношение учеников к уроку в частности
к школе в целом, а у учителя – к педагогической
деятельности.
Но бывает и по-другому. Как сделать
урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи
с учителем? И возможно ли это? Надо, чтобы
учитель проектировал урок.
Настоящий
урок начинается не со звонка, а задолго
до него.
Достоинство урока определяется
качеством подготовки к нему учителя.
Подготовка – это не что иное, как разработка
урока, его моделирование или проектирование,
оформленного в поурочный план. Поурочный
план – это не только рациональная конструкция
урока, но и программа деятельности, продукт
творчества учителя, отражение его педагогического
почерка, важнейший элемент культуры,
средства экономии времени и сил.
Проект –это прообраз предполагаемого
результата, попытка заглянуть в будущее.Урок
никогда не будет носить целостного системного
характера, если отсутствует основательная
подготовка к нему. Учитель сегодня не
является единственным источником информации
и его роль на уроке состоит в том, чтобы
организовать работу учащихся с информацией,
полученной ими из множества других источников,
а это требует тщательного продумывания
процесса обучения. Жарова Л.В. в своей
книге «Учись самостоятельности» акцентирует
внимание учителя на планирование не только
своей деятельности на уроке, но прежде
всего деятельности учащихся и предлагает
привлекать их самих к разработке плана
следующего урока, реальные штрихи которого
можно наметить в конце предыдущего. Тем
самым, учитель постепенно может приобщить
учащихся к планированию в целом своей
деятельности на уроке, и в частности к
выполнению отдельных видов заданий или
своего ответа. Ученик на практике приобретает
одно из важнейших умений – умение планировать.
Совместное проектирование урока, взаимодействие,
диалог, партнерство – это уже черты современного
урока. Можно подумать, что проектирование
поурочного плана по одной и той же технологии
приведет к однотипности уроков. Этого
не случиться никогда. Индивидуальность
учителя, разный уровень компетентности,
творчества, различные предметы, разнообразная
тематика уроков, возрастные особенности
учащихся, степень педагогических и ученических
умений не позволит сделать уроки одинаковыми.
Успех урока определяется не
только качеством планирования, не только
тем, насколько эмоционально будет рассказывать
или объяснять учитель, а прежде всего
уровнем общения учителя с учениками,
организацией взаимодействия учащихся
друг с другом, характером их деятельности,
а интересом к теме урока. И действия учителя
на уроке не должны быть связаны обязательством
выполнения собственного плана. По ходу
урока не исключена любая импровизация.
Но хорошая импровизация возможна только
при условии заранее продуманного урока.
Требования
к современному уроку
Цель урока – это заранее запрограммированный
результат, который должен быть достигнут
учителем и учащимся в конце урока.
Триединая цель урока – это сложная составная цель,
вбирающая в себя три аспекта: учебно-образовательный,
воспитательный и развивающий.
Учебно-образовательный
аспект определяет какие предполагаются
приращения в знаниях.
Это может быть:
формирование новых знаний;
усвоение новых знаний (усвоить, значит,
понять, запомнить, применить);
обеспечение усвоения (углубления,
расширение) наиболее существенных элементов
знаний, определений, правил, формул, формулировок,
теорий и их доказательств.
формирование общеучебных умений и навыков: планировать учебную работу, работать с учебником (пользоваться оглавлением, находить в учебнике нужный текст, разбивать его на смысловые части, самостоятельно изучать новый материал), работать с таблицами, справочной литературой, самостоятельно проверять правильность выполнения упражнений, усвоение материала.
формирование навыков (точных,
безошибочно выполняемых действий, доведенных
в силу многократного повторения до автоматизма);
формирование умений (сочетания
знаний и навыков, которые обеспечивают
успешное выполнение деятельности);
контролирование степени усвоения
знаний, умений, навыков.
Развивающий
аспект - какие логические операции
и приемы умственной деятельности усвоят
учащиеся:
1) Развитие речи: обогащение
и усложнение ее словарного
запаса; усложнение ее смысловой
функции ( новые знания приносят
новые аспекты понимания); усиление
коммуникативных свойств речи ( экспрессивность,
выразительность);овладение учащимися
художественными образами, выразительными
свойствами языка.
2) Развитие мышления:
умение выделить объекты сравнения;
находить параметры и признаки
сравнения;
умение соотносить, сопоставлять,
противопоставлять, находить сходства
и различия;
умение анализировать;
умение строить аналогии;
обобщать;
систематизировать;
объяснять понятия;
ставить и решать проблему.
3) Развитие сенсорной сферы -
развитие глазомера, ориентировки в пространстве,
и во времени, точности и тонкости различения
цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков
речи.
4) Развитие двигательной
сферы - овладение моторикой мелких мышц,
умением управлять своими двигательными
действиями, развивать двигательную сноровку,
соразмеримость движений и т.п.
5) Формировать интерес
к предмету, связывая изучение творческого
материала с историей развития науки,
эмоции, волю.
Воспитывающий
аспект - какие качества личности
будут формироваться.
Формирование мировоззренческого
понимания науки как объективной реальности;
Формирование представления
о познаваемости мира, роль практики как
критерия истинности познания; методы
научного познания (наблюдение, исследования,
эксперимента, выдвижения гипотез), методологические
понятия (объяснения, обоснования, доказательства,
аксиомы, истины, теоремы).
Формирование диалектико-материалистического
понимания развития природы и общества:
понимания причин развития знаний, потребностей
практики, противоречий в науке. Условий
приемлемости правил, формул, свойств,
отражений причинно-следственных связей.
Воспитание понимания роли труда
и научных знаний в жизни общества, активность,
настойчивость, самостоятельность в изучении
предметов, познавательную потребность,
увлеченность предметами, творческий
подход к решению задач и выбору профессии.
Воспитание нравственности,
чувства патриотизма, чувства долга, ответственность,
сознательную дисциплину и культуру поведения,
коммуникабельность. Эстетическое воспитание.
Дидактические требования к современному
уроку
четкое формулирование образовательных
задач в целом и его составных элементов,
их связь с развивающими и воспитательными
задачами. Определение места в общей системе
уроков;
определение оптимального содержания
урока в соответствии с требованием учебной
программы и целями урока, с учетом уровня
подготовки и подготовленности учащихся;
прогнозирование уровня усвоения
учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
выбор наиболее рациональных
методов, приемов и средств обучения, стимулирования
и контроля оптимального воздействия
их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий
познавательную активность,
сочетание различных форм коллективной
и индивидуальной работы на уроке и максимальную
самостоятельность в учении учащихся;
реализация на уроке всех дидактических
принципов;
создание условий успешного
учения учащихся
Психологические требования к уроку
К ним относятся:
учет возрастных особенностей;
учет психологических особенностей
(памяти, внимания, темперамента, воображения,
воли, эмоциональной сферы).
Гигиенические требования к уроку
температурный режим;
освещенность;
критические точки усвояемости.
Время
1-4 мин.
5-23 мин.
23-34 мин.
35-45 мин.
Усвояемость
60 %
80 %
45-60 %
6 %
Кризисы
внимания:
1 - на 14-18-ой минуте
2 - через 11-14 минут
3 - через 9-11 минут
4 - через 8-9 минут
(по Высоцкой
С.И.)
В педагогической литературе
нет единой классификации типов
уроков.
Чередов И.М. выделяет девять,
Онищук В.А. - шесть, Махмутов М.И. - четыре
типа урока.
Классификация
типов уроков, разработанных на ФППК МГПУ:
Изучения и первичного закрепления
новых знаний.
Закрепления новых знаний.
Комплексного применения знаний.
Обобщения и систематизации
знаний.
Проверки, оценки и коррекции
знаний.
Учитель в зависимости от места
урока в теме (разделе), от типа урока определяет
его структуру, используя тот или иной
набор элементов.
Объем учебного материала, выносимого
на урок, должен быть оптимальным, не перегружать
учащихся и не быть недостаточным. Учителю
необходимо обеспечить связь содержания
данного урока с предыдущим уроком и ранее
изученным материалом.
В литературе
существует много подходов к классификации
методов обучения. Лернер И.Я., Скаткин
М.Н., Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Харламов
И.Ф. определяют методы по источникам знаний,
по характеру учебно-познавательной деятельности
учащихся и другим основаниям.
Методы обучения – это совокупность приемов
и подходов, отражающих форму взаимодействия
учащихся и учителя в процессе обучения.