Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 23:23, реферат
Актуальность темы исследования. Российская Федерация и Федеративная Республика Германия не только крупнейшие европейские государства, но и в силу своего положения в системе международных координат, а также политического веса несут особую ответственность за сохранение мира и стабильности на европейском континенте. Исторические факты свидетельствуют о наличии тесных связей России и Германии на протяжении нескольких столетий. Обе страны достигли такого уровня зрелости отношений, когда необходимость и, более того, неизбежность партнерства между ними как бы определены самим ходом международного развития
В главе II – «Субъекты федераций в международных и внешнеэкономических связях» - автор анализирует особенности германского и российского федерализма как базы для расширения межгосударственного взаимодействия. Рассматривая федерализм как форму государственного устройства, автор отмечает, что «федерализм», прежде всего, политическое, а не правовое понятие. Можно говорить лишь об общих признаках, наличие которых позволяет отнести конкретное «территориально-правовое образование» к тому или иному типу государства. Любая федерация – живой политический организм. Поэтому периодически назревает потребность реформирования сложившихся федеративных отношений.
В данном контексте возникли предложения о проведении федеративной реформы в Германии. Экспертный совет, наблюдающий за ходом экономического развития ФРГ, состоящий из профессоров-экономистов, констатировал, что действующая структура федерализма создает большое, а возможно, самое большое препятствие для проведения коренных реформ. Федеральное правительство и 16 земель часто блокируют действия друг друга. Обнаруживаются сбои в координации между федеральным правительством и землями. Налицо противоречия в действиях Бундестага и Бундесрата. Бундесрат имеет право вето над 60% всех федеральных законов. Право вето распространяется на все законы в сфере налогообложения. Еще одна проблема касается того, что полномочия, которыми наделен Бундесрат, делают невозможным быстрое управление. Пришедшая к власти в ноябре 2005 г. Большая коалиция нашла возможность снизить межпартийные разногласия по вопросу реформы. Но среди отрицательных последствий реформы можно увидеть расширение сферы, оказывающейся интересной для лоббистов различного уровня. Также следует учитывать вероятность роста асимметрии Германской федерации. Поскольку земли будут выплачивать зарплату собственным бюджетникам, разница в этой зарплате может стать ощутимой. Из-за ослабления влияния центра на образование возможно увеличение в различиях между учебными заведениями, прежде всего школами, различных земель.
В отличие от Германии для России социально-экономическая правовая региональная асимметрия может считаться серьезной проблемой политической жизни и политического управления. Эффективная правильная реализация региональной политики способна существенно ускорить ход экономических и политических преобразований. Однако недостатки и упущения в этой сфере не получают должного анализа. Если сейчас нет их болезненного влияния на взаимоотношения федерального центра и субъектов федерации, то они в любом случае снижают возможность оказания помощи слабым и кризисным территориям и поддержки сильных регионов. Дисбаланс регионов-доноров и регионов-реципиентов останется одной из главных проблем России, на решение которой практически не влияет даже благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. Необходима специальная система мер в области государственной региональной политики, которая бы способствовала сокращению чрезмерной региональной асимметрии.
Реализация Проекта Тасис «Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии» была сфокусирована на разработке предложений по трем взаимосвязанным группам проблем: региональная экономическая и социальная политика; законодательная основа и институциональные структуры региональной политики и федеративных отношений; финансовые ресурсы региональной политики (включая смежные вопросы бюджетного федерализма и межбюджетных отношений).
Германия и Россия близки не только своими правовыми системами, исторической связанностью и общностью федеративной формы государственного устройства. Современная государственная политика в отношении местного самоуправления рассматриваемых государств имеет значительное число общих черт, и в первую очередь усиление государственного контроля законности при осуществлении местного самоуправления, функциональная связь задач и предметов ведения государства и местного самоуправления, а равно роль субъектов федерации в обеспечении правовой основы местного самоуправления. Несомненно, федерализм выступает не только общей платформой регионального взаимодействия России и Германии, но и создает основы для того, чтобы это взаимодействие носило конструктивный характер.
Все более значимую роль в двусторонних торгово-экономических отношениях играет региональное сотрудничество. Субъекты Российской Федерации являются активными участниками международных и внешнеэкономических связей. В значительной своей части эти отношения развиваются на основе договорной базы. В общей сложности между 22 субъектами РФ и 13 федеральными землями ФРГ заключено около 90 соглашений о партнерском сотрудничестве. Наиболее тесные деловые контакты поддерживаются с администрациями и деловыми кругами Москвы и Санкт-Петербурга, Краснодарского и Ставропольского краев, Калининградской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Ростовской, Саратовской, Свердловской и Челябинской областей, а также Мордовии, Татарстана, Башкортостана и др. С германской стороны на региональном уровне активно работают такие федеральные земли, как Северный Рейн-Вестфалия, Бавария, Берлин, Гессен, Баден-Вюртемберг, Нижняя Саксония, Гамбург. Все более активные позиции в российско-германском торгово-экономическом сотрудничестве занимают новые земли, прежде всего Бранденбург, Саксония-Ангальт и Саксония.
Эффективному развитию региональных связей часто мешает и неразвитость инфраструктуры в российской провинции. Из-за этого наьлюдается концентрация немецких филиалов, представительств, а также совместных предприятий в Москве и Санкт-Петербурге. К тому же лишь треть из них работает в производственной сфере. Инвестиционное сотрудничество на региональном уровне развивается все более высокими темпами, прежде всего между Баден-Вюртембергом, Нижней Саксонией, Северным Рейном-Вестфалией и Баварией, с немецкой стороны, и Тюменской, Омской, Пермской, Свердловской областями - с российской стороны. Германские фирмы сохраняют высокую активность в центральных областях европейской части России, в первую очередь во Владимирской и Московской областях.
В главе рассмотрены проблемы вовлечения в международные и внешнеэкономические связи с землями Германии субъектов Российской Федерации, расположенных в Сибири. С одной стороны, этот регион обладает огромным геополитическим, прежде всего ресурсным потенциалом, хотя ускоренными темпами в нем развиваются инновационные области. С другой стороны, в Сибири проживает немало немцев, что также создает дополнительные возможности для эффективного международного сотрудничества.
Находясь между Европой
и бурно развивающимся
Основные темы дискуссий на Форуме-2006 касались стратегии освоения природных ресурсов, а также реализации приоритетных национальных проектов. Участники обсудили роль особых экономических зон в развитии регионов, проблемы энергетики и транспорта, экологии. Главным аспектом БЭФ стало принятие рекомендаций по вопросам использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в части увеличения расходов федерального бюджета на геологоразведочные работы, внесения изменений в федеральное законодательство по использованию лесного фонда и водных ресурсов. Также на обсуждение были вынесены вопросы демографической политики, образования и науки, здравоохранения и спорта. На Байкальском экономическом форуме рассматривались вопросы связи Германии с регионами Сибири и Дальнего Востока.
Помимо таких масштабных
мероприятий большое значение в
сфере двустороннего
Вторые консультации прошли 18-19 февраля 1999 г. в Москве. В ходе переговоров были рассмотрены вопросы, касающиеся российской задолженности, проекты в области высоких технологий, выплаты компенсаций жертвам нацизма и другие двусторонние и международные проблемы. 15-16 июня 2000 г. в Берлине принято решение об учреждении германо-российской рабочей группы по стратегическим проблемам экономического и кредитно-финансового сотрудничества. На четвертых консультации (9-10 апреля 2001 г., Санкт-Петербург) было подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, а также совместное заявление о продолжении Программы по повышению квалификации руководящих кадров для российской экономики.
Главным итогом пятого раунда межправительственных германо-российских консультаций (9-10 апреля 2002 г., Веймар) стало решение проблемы отрицательного сальдо в торговле между СССР и ГДР. Шестые российско-германские межправительственные консультации состоялись в Екатеринбурге 8-9 октября 2003 г. Среди их результатов: межправительственное соглашение о транзите военного имущества и персонала через территорию России; межправительственное соглашение об оказании содействия в ликвидации сокращаемого РФ ядерного оружия; совместные заявления об облегчении поездок российских и германских граждан и о продолжении Программы по повышению квалификации руководящих кадров экономики России; коммюнике о расширении российско-германских молодежных обменов и учреждении координационных бюро в целях их поддержки и другие документы. На седьмом раунде были подписаны: соглашение о разработке и производстве скоростного электропоезда нового поколения между ОАО «Российские железные дороги» и компанией «Сименс АГ»; совместное заявление о сотрудничестве в области транспорта между Министерством транспорта РФ и Федеральным министерством транспорта, строительства и жилищного хозяйства ФРГ; соглашение между Правительством РФ и Правительством ФРГ в области молодежного сотрудничества.
Очередной раунд российско-германских межгосударственных консультаций в Томске 26–27 апреля 2006 г. стал самым представительным за восьмилетнюю историю встреч. По итогам российско-германских консультаций в Томске было подписано восемь документов межгосударственного уровня. Специальное соглашение касалось сотрудничества Сибири и Германии. Серьезной критике была подвергнута стратегия развития Сибири, принятая в 2002 г. Было обращено внимание на неравномерное развитие сибирских регионов. Российско-германский саммит в Томске внес коррективы в основы глобального энергетического диалога. Германия подтвердила, что сохраняет за собой право строить свою долгосрочную политику энергетической безопасности с Россией на двусторонней, взаимовыгодной, прагматической основе, что она не допустит вмешательства внешней, или третьей, стороны. В геополитических интересах России добиться того, чтобы другие европейские страны последовали этому примеру. Для активного включения регионов Сибири в международные и внешнеэкономические связи важно уточнить перечень узловых проблем, которые являются интегрирующими для сибирских территорий и имеют федеральную значимость:
первая – формирование транспортного комплекса востока России с учетом нового геополитического положения страны и занимаемого места Сибири и Дальнего Востока в мировом хозяйстве;
вторая – дальнейшая интеграция Сибири и Дальнего Востока с целью формирования единого экономического пространства России, достойное представление интересов страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе;
третья – усиление государственного регулирования и территориального управления федеральной собственностью в регионах Сибири и Дальнего Востока с целью усиления административного и политического единства России;
четвертая – использование ресурсного потенциала Сибири с учетом нового геополитического положения России и ее места в Евроазиатском экономическом пространстве.
Выводы по главе II:
1. Современный мир можно назвать эпохой рождения новых регионов. С одной стороны, регионогенез наблюдается в процессе придания имеющимся регионам большей самостоятельности от центральной власти во многих вопросах, включая международные и внешнеэкономические связи. С другой стороны, следует видеть появление регионов нового типа, который условно может быть назван кластерным. В рамках таких регионов, части которых могут принадлежать разным государствам, формируются тесные экономические взаимосвязи. Раньше всего по этому направлению пошли еврорегионы. Следует рассматривать современный регионогенез как одно из конструктивных проявлений регионализации, смягчающей риски глобальных процессов на уязвимых территорий и поддерживающей региональную самобытность.
2. После распада СССР началась широкая эмиграция российских немцев в ФРГ. Ее не смог остановить даже Указ Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по реабилитации российских немцев» от 21 февраля 1992 г. Остался нереализованным проект возрождения Республики немцев в Поволжье. Однако стали активно работать различные институты гражданского общества, среди них можно отметить немецкие объединения «Родина» и «Возрождение», действующие на пространстве СНГ. А изучение совместной истории, поддержание интереса народов России, в том числе немцев, к своим традициям и обычаям, сейчас воспринимается как важный элемент развития гражданского общества. В то же время без активизации экономических связей, эти институты могут трансформироваться в фольклорные объединения, а их международный потенциал достаточно быстро иссякнет.
3. Опыт региональных связей России и Германии может служить доказательством ошибочности концепции «сжимающейся» России, сворачивания экономики Сибири и Дальнего Востока, выдвинутой К. Гэдди и Ф. Хилл. Они пытаются дать ответ на вопрос может ли Россия достигнуть тех целей, которые она поставила перед собой, находясь под влиянием экономических устоев и структур, унаследованных со времен СССР. Американские исследователи считают, что реформы обречены до тех пор, пока не будут приняты активные и сознательные меры и исправлены ошибки советского прошлого, т.к. доминантной чертой советского периода с точки зрения рыночной экономической эффективности, было ошибочное распределение ресурсов (в том числе человеческих). Сосредоточиваясь на проблеме климата, они упускают, что для сибирских регионов более значимыми являются проблемы транспорта, образования, здравоохранения.