Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 15:33, контрольная работа
В конце 50-х гг. в Советском Союзе обозначились зачатки явления, которое спустя несколько лет превратится в диссидентство. Диссидентами называли тех представителей общества, которые открыто, выражали несогласие с общепринятыми нормами жизни в стране и предпринимали конкретные действия, подтверждая свою позицию. Диссидентство как общественно-политическое явление являлось порождением самой системы организации советского общества. И было одним из ярких направлений нравственного сопротивления тоталитаризму. Существовало несколько направлений диссидентских движений, самое масштабное это правозащитное движение, также религиозные течения и национальные движения.
Наряду с наметившимся противостоянием интеллигенции и власти в советском обществе в конце 60-х гг. заметно усилилось диссидентское движение. В 1964 г. за критику политики КПСС в национальном вопросе (прежде всего в отношении крымских татар) был помещен в психбольницу на 1,5 года генерал Петр Григоренко (Союз борьбы за демократические права), впоследствии еще не раз, арестовывавшийся за диссидентскую деятельность. Толчком к активизации оппозиции послужило подавление при помощи советских войск политических реформ в Чехословакии (1968 г.). Оппозиционное движение, немногочисленное и малоорганизованное, пыталось противостоять политическим реалиям брежневского правления. 25 августа 1968 г. на Красной площади состоялась сидячая демонстрация 8 человек против ввода советских войск в ЧССР. Участники демонстрации (Л. Богораз-Брухман, жена Даниэля, П. М. Литвинов и др.) были приговорены к различным срокам заключения.
В конце 60-х гг. власти начинают подводить научную базу под борьбу с диссидентами. Было создано Пятое управление для борьбы с внутренней оппозицией. Изощрённее стали формы борьбы с диссидентами. Выступавших против советского режима направляли на психиатрическую экспертизу в институт им. Сербского (в 60-е гг. здесь были введены некоторые новации, академик Н.В. Снежневский обосновал диагноз "вялотекущая шизофрения", позволяющий объявить больным любого человека с отличными от стандартных взглядами), помещали в лечебные заведения и тюрьмы. Общее количество политзаключенных, находившихся одновременно в местах лишения свободы, насчитывало не менее 600 человек. Среди известных диссидентов были А. Сахаров, В. Буковский, А. Марченко, В. Красин, Ж. Медведев, Л. Убожко и др.
Впервые за долгие годы выступления в защиту прав человека довольно регулярно происходили в армии и на флоте 9 ноября 1975 г. капитан 3 ранга В. Саблин вывел большой противолодочный корабль "Сторожевой" в акваторию Балтийского моря и потребовал от руководства страны предоставления эфира для изложения своих взглядов на сложившееся в СССР внутриполитическое положение. Корабль был остановлен в 21 миле от морской государственной границы СССР, Саблин арестован и позднее после суда расстрелян за измену родине. Достаточно мощным в рассматриваемый период было движение и в национальных республиках, в первую очередь в Прибалтике. В различных акциях протеста участвовало, по оценкам КГБ, до 50 тыс. человек, а согласно подсчетам самих диссидентов — в десять раз больше. Не замечать это движение, тем более, учитывая поддержку Запада, было уже нельзя, и советское руководство вначале 70-х гг. пошло на некоторые уступки в правилах выезда за границу (в том числе лиц еврейской национальности), в некотором снижении цензурного контроля и т. д.9
В середине 60-х гг. усиливаются национальные движения в Закавказье, на Украине, в Литве. В 1965 г. волна арестов, которым подверглись в основном молодёжь и интелегенция. Украинского журналиста В. Чорновила арестовали за книгу "Бельмо", в которой рассказывалось о лагерной жизни, учитель истории В. Мороз за протест против русификации. Эти люди оставались в лагерях до середины 80-х гг. Верховный суд Литвы принял решение о закрытии доступа в церковь литовской молодёжи, прошли суды над двумя священниками, обучавшими детей катехизису. Ответом на эти государственные меры стал выпуск самиздатовской "Хроники католической церкви" в 1972г., и самосожжение 14 мая того же года в Каунасе двадцатилетнего литовца Романа Каланты в знак протеста против преследований Католической церкви.
Признанным лидером правозащитников к середине 70-х гг. стал А.Д. Сахаров. В марте 1971г. он направил на имя Л. Брежнева "Памятную записку". Она стала подлинной программой диссидентского движения. В качестве первоочередных мер он предлагал провести амнистию политзаключённых, обеспечить гласный суд по политическим делам, запретить использование психиатрии в политических целях и т.д. В сентябре того же года он обратился к членам Президиума Верховного Совета СССР, изложив свой взгляд на проблему свободной эмиграции и беспрепятственного возвращения на Родину. В феврале 1973 г. Секретариат ЦК КПСС принял решение "Об исключении имени академика Сахарова в официальных публикациях советской прессы". В 1975 г. Сахарову присуждена Нобелевская премия мира. Советская пресса вела кампанию против А.Д. Сахарова. Её кульминацией стало письмо 72 академиков и членов-корреспондентов АН СССР с резким осуждением общественной позиции А.Д Сахарова.
Именно на этот исторический период приходится пик политической, общественной и литературной активности одного из корифеев диссидентства – А.И. Солженицына. В 1968 г. на Западе вышел его роман "В круге первом", официальная реакция на который была довольно жестокой – на следующий год Солженицына исключили из Союза писателей РСФСР. Присуждение А.И. Солженицыну Нобелевской премии в октябре 1970 г. вызвало ажиотаж, началась травля, лейтмотивом которой был тезис: "Нобелевская премия – каинова печать за предательство своего народа". В 1973 – 1974 гг. на Западе вышел "Архипелаг ГУЛАГ". В феврале 1974 г. писатель был арестован и выслан за границу (сначала он жил в ФРГ, затем США).
В 1972 – 1974 гг. прокатились массовые аресты правозащитников. Наряду с открытыми репрессиями власти использовали все средства дискредитации режима, подтасовку фактов и явную ложь. Усилилось использование психиатрии в политических целях за 1972 - 1974 были признаны невменяемыми 73% лиц, направленных на экспертизу в ЦИСП им. Сербского. Правозащитное движение практически перестало существовать. Уцелевшие ушли в подполье.10
Заключение
Тридцать без малого лет правозащитное и диссидентское движение создавало предпосылки новой общественной ситуации. Идеи правового государства, самоценности личности; превалирование общечеловеческих ценностей над классовыми или национальными стали – задолго до перестройки основой взглядов правозащитников.
В наши дни исследовательской практике важно уйти от черно-белого изображения сложной действительности. В этой связи небезынтересно такое замечание Д.И. Каменской, известного московского адвоката, участницы ряда политических процессов в конце 60-х годов:
«Ставшие сейчас привычными терминами «диссиденты», «инакомыслящие» тогда только приобретали права гражданства. В те годы мне приходилось встречаться с теми, кто впоследствии приобрел широкую известность своим участием в диссидентском движении. Их, безусловно, объединял нонконформизм и достойное уважения мужество, готовность жертвовать своим благополучием и даже свободой. Однако это были очень разные люди.
Иногда мне казалось, что некоторых из них слишком увлекает сам азарт политической борьбы. Разговаривая с ними, я явно ощущала, что, борясь за свободу высказывания своих мнений, они в тоже время недостаточно терпимы к мнениям и убеждениям других людей. Недостаточно бережно, без необходимой щепетильности распоряжаются судьбами тех, кто им сочувствует».
Среди интеллигенции отношение к диссидентству различно. Одни считали, что в движении преобладала нигилистическая направленность, разоблачительный пафос становится над позитивными идеями. Но есть и другая точка зрения. Люди, близкие к движению (Л. Богораз, С. Ковалев) пишут о «раскрепощении снизу», о том, что 70-е гг. были эпохой перестройки – перестройки общественного сознания, которая в наши дни всего лишь обрела официальный статус и, наконец, начала приносить первые зримые плоды. Р. Медведев утверждал, что «без этих людей, сохранивших свои прогрессивные убеждения, не был бы возможен новый идеологический поворот 1985-1990 годов». Исследование истории правозащитного и диссидентского движения только начинается, но сегодня ясно: без изучения истории инакомыслия нельзя понять эволюции нашего общества от сталинизма к демократии.
Список используемой литературы
6. Погружение в трясину (анатомия застоя) – Москва, Прогресс, 1991г.
7. А.Б. Безбородов, М.М. Мейер, Е.И. Пивовар «Материалы по истории диссидентского движения 50-80-х годов».
8. А.С. Орлов, В.А. Георгиев «История России».
1 История России в новейшее время (1945 – 1999): Учебник для вузов/ Под ред. А. Б. Безбородова. – М.: "Олимп", "Издательство АСТ", 2000 – 464 с.
2 История России в новейшее время (1945 – 1999): Учебник для вузов/ Под ред. А. Б. Безбородова. – М.: "Олимп", "Издательство АСТ", 2000 – 464 с.
3 История России. Учебное пособие для абитуриентов вузов/ А.Ю. Полунов, Н.Л. Головкина, Т.В. Слобина и др.; Под ред. Л.И. Семенниковой. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 540 с.
4 Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России: Учебник для вузов. — 3-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА, 2003. — 768 с.
5 Алексеева Л. «История инакомыслия в СССР» - новейший период – Москва-Вильнюс, Весть, 1992г.
6 Алексеева Л. «История инакомыслия в СССР» - новейший период – Москва-Вильнюс, Весть, 1992г.
7 А.Б. Безбородов, М.М. Мейер, Е.И. Пивовар «Материалы по истории диссидентского движения 50-80-х годов».-с.155
8 Погружение в трясину (анатомия застоя) – Москва, Прогресс, 1991г.
9 История Советской России/ Ратьковский И. С., Ходяков М. В. - СПб.: Издательство "Лань", 2001. - 416 с.
10 История России. Учебное пособие для абитуриентов вузов/ А.Ю. Полунов, Н.Л. Головкина, Т.В. Слобина и др.; Под ред. Л.И. Семенниковой. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 540 с.