Древнегреческая мифология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 19:56, контрольная работа

Краткое описание

Роль религиозного фактора в жизни древних обществ, без сомнения, трудно переоценить, поэтому исследование проблем древнегреческой мифологии является важнейшим и необходимым элементом изучения истории и культуры древней Греции. Изучение древнегреческой мифологии позволяет понять специфику мышления живших в то время в Элладе людей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………2

1. Общая характеристика древнегреческой мифологии…………………………….4

2. Мифы о богах………………………………………………………………………...6

3. Мифы о героях……………………………………………………………………….13

Заключение………………………………………………………………………………17

Список литературы……………………………………………………………………..18

Вложенные файлы: 1 файл

Древнегреческая мифология.docx

— 42.63 Кб (Скачать файл)

  Афродита – богиня любви и красоты, дочь Зевса и Дионы. Однако древнее хтоническое происхождение богини выражено в мифе, согласно которому она произошла из крови оскопленного Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену. Кроме того, это богиня плодородия.

  Покровительство любви проявляется прежде всего в облике богини. Афродита – признанная красавица, признания которой добиваются многие боги. Но словно в подтверждение тому, что любовь не зависит от внешности, супругом Афродиты является самый некрасивый бог Олимпа – хромой Гефест.

  Фетишистским рудиментом в образе Афродиты является ее пояс, который она передала Гере, чтобы соблазнить Зевса. В этом поясе заключены любовь, желание, слова обольщения. Святилища богини имелись в разных областях Греции.

  Гермес – вестник богов, проводник душ умерших, покровитель путников, воров и торговцев. Он – посредник между богами и людьми и иногда насылает вещие сны. С развитием скотоводства Гермес воспринимается также как покровитель пастухов, умножающий приплод скота. Позднее его также считали покровителем торговли.

   Рудиментом хтонической мифологии в образе Гермеса является прежде всего его имя, которое можно перевести как «груда камней» -- своеобразный символ бессмертия. Другие фетишистские рудименты – золотые крылатые сандалии и золотой волшебный жезл, при помощи которого Гермес насылает на людей сны.

  Гермес почитался на анфестериях – празднике пробуждения весны и почитания умерших.

  Гера в греческой мифологии супруга и сестра Зевса. Брак Геры с братом – рудимент древней кровнородственной семьи. Гера олицетворяет, как уже было сказано ранее, устойчивую моногамную семью. Именно этим объясняется ее ненависть к внебрачным детям Зевса. Благодаря моногамному браку с Зевсом Гера получает верховную власть над другими богинями. Еще одна важная функция Геры – помощь роженицам. Она вытекает из основной миссии богини – охраны прочности брачных уз. Гера – мать богини родов Илифии, которую она подослала, чтобы ускорить роды Никиппы и тем самым способствовать воцарению Эврисфея вместо Геракла.

  В то же время образ Геры свидетельствует о падении матриархата. Когда Гера в отместку Зевсу рождает без супруга Гефеста, ребенок получается уродливым, и со зла Гера сбрасывает его с Олимпа, отчего Гефест становится хромым.

  Архаичность Геры проявляется в том, что ее сыном считается один из самых кровавых богов доолимпийского периода – бог войны Арес. Кроме того, в хтонический период Геру обычно изображали с глазами коровы, что также является рудиментом древней мифологии.

  Деметра - в древнегреческой мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия; дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса.

  В мифе о Деметре, оформившемся в древнем центре её культа - аттическом поселении Элевсине, отразилось первобытное представление о периодическом умирании и возрождении растительного мира; дочь Деметры - Персефона (Кора) была похищена богом подземного мира Аидом, и разгневанная Деметра лишила землю плодородия; поэтому Зевс приказал Персефоне две трети года проводить с матерью на земле, на время же между летней жатвой озимых и появлением осенью первых ростков нового посева Персефона должна была возвращаться в царство мёртвых.

  Распространённый во многих местностях Греции культ Деметры слился в Древнем Риме с культом италийского растительного божества Цереры.

  Аполлон – сын Зевса и Лето. В образе этого бога слились архаические и хтонические черты, поэтому божество выполняет противоречивые функции – как губительные, так и благодетельные. Однако считается, что Аполлон появился уже в олимпийский период, поскольку он с Артемидой родился на плавучем острове Астерия, поскольку Гера запретила Лето вступать на твердую землю за измену Зевса, что свидетельствует о повышении роли семьи[9]. Аполлон – достаточно жестокий бог: он своими стрелами посылает внезапную смерть старикам, участвует в убийстве Патрокла Гектором и Ахилла Парисом, борется с Гераклом, губит детей Ниобы, сдирает кожу с сатира Марсия за дерзость последнего. В то же время он врач, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны, защитник от бед, прорицатель, основатель и строитель городов, покровитель певцов и музыкантов.

  В образе Аполлона отразилось своеобразие греческой мифологии в ее историческом развитии. Для архаического Аполлона характерно наличие растительных функций, его близость к земледелию и пастушеству. Зооморфизм Аполлона проявляется в его связи и даже отождествлении с вороном, лебедем, волком, мышью, бараном[10].

  В олимпийский период Аполлон помогает людям, учит их мудрости и искусствам, строит им города, охраняет от врагов. Образ божества также претерпевает изменения: отныне Аполлон воспринимается как идеал мужской красоты.

  Дионис – бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Культ Диониса появился в Греции в олимпийский период. Это проявилось в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов. Дионис обучает людей виноградарству и виноделию, стремится избавить их хотя бы на время от забот. Это проявляется в облике вечно юного красавца Диониса. В то же время архаическое зооморфное происхождение Диониса отразилось, в частности, в мифе о пиратах, которые хотели продать Диониса в рабство, но оковы спали с рук божества, а снасти оплели виноградные лозы. Разбойники превратились по желанию Диониса в дельфинов.

3. Мифы о героях 

  Как уже говорилось ранее, мифы о героях появляются в олимпийский период развитии мифологии и символизируют победу человека над силами природы. Рассмотрим, как это отражается в мифах о героях.

Можно выделить следующие  черты, позволяющие отнести персонажей греческих мифов к героям.

  Во-первых, все они имеют божественное происхождение. Прометей – сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса, его мать – океанида Климена. Персей – потомок Геракла, сын аргосской царевны Данаи и Зевса. Тесей со стороны матери происходит от Зевса, а отец его – сам Посейдон. Орфей – сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы. Геракл – сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Дедал – внук афинского царя Эрехфея и сын Метиона.

  Во-вторых, они осознают свое происхождение, в чем-то противопоставляют себя богам, сохраняя при этом чисто человеческие черты. Они совершают подвиги, недоступные простым смертным, или обманывают богов, на что другие люди не способны. Прометей объединяет черты архаического божественного покровителя племени, обладает функциями добродетели и включается в систему родственных отношений новых богов: не помогает титанам в борьбе с Зевсом, но противостоит последнему в том, что касается приниженного положения людей. Именно поэтому Прометей крадет божественный огонь и отдает его людям, за что героя сурово наказывает Зевс.

  Персей побеждает горгону Медузу, спасает от морского чудовища Андромеду, а народ острова Сериф освобождает от власти тирана Полидекта, превратив последнего в камень при помощи головы Медузы.

  Сизиф дважды обманом избегает смерти: сначала пленив бога смерти Таната (благодаря чему люди несколько лет не умирали), а потом – запретив приносить жертвы по случаю его кончины и скрывшись якобы для того, чтобы напомнить родственникам об этой обязанности из Аида. За совершение этих поступков Сизиф жестоко наказан богами после смерти.

  Образ Тесея – сложный мифологический комплекс, включающий в себя рудименты ранней классики (происхождение от Посейдона) и черты олимпийского периода развития мифологии (подвиги). Тесей побеждает множество чудовищ и разбойников (Дамаста, Перифета, кроммионскую свинью, Минотавра).

  Орфей – певец и музыкант, наделенный силой искусства, которому покорялись не только люди, но и боги. Он участвовал в походе аргонавтов, усмиряя волны пением и музыкой. Он покорил музыкой даже владыку царства мертвых Аида, его жену Персефону и пса Кербера. За это Аид даже согласился отпустить погибшую супругу Орфея Эвридику, но из-за нарушения Орфеем запрета Аида жена певца так и осталась в царстве теней.

  Геракл победил множество чудовищ: киферонского и немейского львов, лернейскую гидру, стимфалийских птиц, добыл пояс царицы амазонок Ипполиты и золотые яблоки Гесперид, очистил Авгиевы конюшни и даже спустился в Аид, чтобы привести оттуда Кербера. После мучительной смерти от яда Геракл вознесся на Олимп и был причислен к богам.

  Дедал – изобретатель столярных инструментов и мастерства, искуснейший архитектор и скульптор. Он построил лабиринт для Минотавра и подсказал Ариадне, как при помощи клубка ниток помочь выйти оттуда Тесею. Дедал смог подняться с сыном Икаром в небо, изготовив крылья из птичьих перьев, скрепленных воском. Так Дедал спасся от царя Миноса, хотя при этом его сын погиб.

  Вероятно, практически каждого героя можно считать «культурным», поскольку, совершая свои подвиги, все они помогали людям справляться с трудностями и находить выход из любой сложной ситуации, не бояться трудностей и успешно противостоять врагам, то есть наиболее важным их культурным предназначением является вселение надежды в тех, кто впоследствии прославил их.

  В мифах о героях последние часто борются со злом не грубой физической силой, а при помощи ума.

  Условно типы героев, встречающихся в мифах, можно разделить на две категории: те, которые благодаря своим сверхъестественным способностям приносят пользу людям, порой жертвуя при этом собой, и те, которые заботятся исключительно о личных интересах. Вторых, как правило, жестоко наказывают боги, первых, даже идущих наперекор воле высших сил, в итоге прощают. К первым относятся следующие герои: Прометей, Персей, Геракл, Тесей, Орфей. Ко второй категории героев относятся Сизиф и Дедал.

  Кроме героев в греческих мифах действуют и другие персонажи. В первую очередь это боги – то сочувствующие героям и помогающие им, то препятствующие им и наказывающие. Кроме богов, с героями взаимодействуют другие люди, порой тоже обладающие особыми качествами (например, колдунья Медея, одна из жен Геракла, сурово отомстившая ему за измену). И, конечно, речь идет о персонажах, с которыми сражаются герои и которых они побеждают – чудовища, о которых речь шла выше.

  Типовой портрет греческого героя представляется нам следующим образом. Это, как правило, человек молодой (за исключением Прометея и Дедала все перечисленные герои совершали свои подвиги с юности), физически развитый (для борьбы с чудовищами это качество незаменимо). Герой – человек или полубог (обычно – сын бога, иногда он получает бессмертие в награду за подвиги или, как Геракл, даже причисляется к сонму богов). Все герои обладают незаурядными умственными способностями или каким-то исключительным талантом в определенной области. Герои часто противопоставляют себя богам, вступают с последними в противодействие и нередко побеждают.

  Тем не менее, важную роль в греческих мифах играет Судьба.

  Так, судьба Прометея после того, как он похитил у богов для людей огонь, изменена Зевсом. Отныне герой в течение многих веков прикован цепями к скале, его печень клюет железный орел, и изменить это положение до момента, указанного богами, когда должно прийти избавление Прометея от мук, не может даже сам верховный бог.

  Небезынтересно, что многие герои пытаются победить смерть.

  Греческая мифология понимает бытие человека после смерти следующим образом. За человеком прилетает бог смерти Танат и сопровождает его душу в Аид – царство мертвых. У входа в Аид течет священная река Стикс. Душу новоприбывшего на ладье перевозит в Аид Харон. Попавший в царство мертвых не сможет выбраться обратно: Аид окружает река забвения Лета, путь обратно преграждает трехглавый пес Кербер. Смерти боятся, поскольку она неизбежна, но всячески пытаются победить ее.

  Нередко встречаются в мифах о героях элементы фетишизма, тотемизма, анимизма и магии.

  Фетишизм – культ неодушевленных предметов. Например, Геракл, совершая свои подвиги, обычно берет в подтверждение этих фактов нечто принадлежащее его врагам  (шкура Немейского льва, ядовитую желчь лернейской гидры). Убив Горгону Медузу, Персей также берет ее смертоносную голову. Это – проявления фетишизма.

  Тотемизм – комплекс верований и обрядов, связанных с представлением о родстве между группами людей и тотемами – видами животных и растений. В мифе о Дедале и Икаре тотемизм, на мой взгляд, -- в использовании птичьих перьев при изготовлении летательного аппарата. В мифе о Тесее его первый воспитатель и приемный отец – кентавр Хирон. Минотавр – чудовище с головой быка и телом человека, которого победил Тесей, -- тоже проявление тотемизма, т.к. отцом Минотавра был человек. Геракл тоже встречается с кентаврами. Медуза Горгона, побежденная Персеем, и ее сестры, несут в своей внешности и образе жизни черты тотемизма.

  Анимизм – вера в существование душ и духов. Он присутствует во всех мифах о героях, но наиболее выражен в мифах об Орфее и Сизифе. Первый спускается в Аид за душой Эвридики, второму удается сбежать из царства мертвых, обманув его обитателей.

  Магия – обряды, связанные с возможностью человека воздействовать на других при помощи колдовства. Проявляется также практически во всех мифах. Например, ее активно применяет одна из жен Геракла – колдунья Медея. Тесей использует крылатые сандалии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

   Таким образом, изучение мифов Древней Греции позволяет исследовать представления людей о природе, а также отследить ряд реальных исторических событий.

Информация о работе Древнегреческая мифология