Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:37, реферат
Римляне, отличавшиеся большим практическим смыслом в решении задач материальной жизни, умевшие создать у себя стройный склад гражданственности, утвердить свою военную силу и широко распространить своё политическое могущество, были лишь в слабой степени одарены способностью к художественному творчеству, как и вообще к творчеству в области духовных интересов. Никогда не чувствуя настоящей, внутренней потребности в искусстве, они вначале смотрели на него, как на расслабляющую роскошь, и если обращались к нему, то единственно в видах реальной пользы, причём довольствовались заимствованиями от этрусков.
Господствующей
эстетической и концептуальной идеей,
пронизывающей римскую
Портрет сделал доступным внутренний мир человека. Скульпторы отказались от фронтальных композиций и постепенно - от излишней детализации: в лице вьделялось самое характерное, скупые линии и крупные формы делали портрет монументальным и экспрессивным одновременно. Изменялся портрет и по передаваемому настроению: от силы и жестокости в эпоху борьбы с варварами - до религиозной покорности судьбе к V в. н.э.
В круглой скульптуре формируется официальное направление — портреты царствующего императора, членов его семьи, приближенных к нему лиц, его предков, покровительствующих ему богов и героев. Большая их часть выполнена в традициях классицизма, предполагающего идеализированный образ могучего и мудрого правителя.
Живопись
Эта отрасль искусства, подобно скульптуре, перешла в Италию из Греции. Но тогда как в Риме не было почти ни одного своего скульптора, который настолько пользовался известностью, чтобы его имя сохранилось для потомства, в туземных художниках, с успехом трудившихся по части живописи, не было недостатка. Римляне были наделены способностью к ней, получив первое знакомство с живописью от этрусков, которые, как доказано, широко пользовались ею для украшения своих погребальных склепов и, вероятно, также храмов и жилищ.
Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также пейзажные зарисовки. В период империи особое внимание получила портретная скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого лица. Многие произведения скульптуры представляли прекрасно выполненные копии классических греческих и эллинистических произведений искусства. Особенно распространенным видом искусства была мозаика и обработка, драгоценных металлов и бронзы.
К сожалению,
живопись менее долговечна, нежели
скульптура, поэтому образцов первой
сохранилось меньше, чем примеров
второй. Исключением следует считать
настенные фрески, обнаруженные археологами
в домах Помпеи, Геркуланума и Рима. Их
выделяют приятные цвета, живые краски,
свобода живописной манеры, свидетельствующие
об огромном таланте римских художников.
Рим отличался портретным искусством,
там в избытке можно было встретить уличных
художников, за несколько центов тут же
создающих портреты горожан.
Римская
живопись, отталкиваясь непосредственно
от греческих образцов, использовала
различные возможности для
Станковая живопись не сохранилась, но из письменных источников известно, что ведущим жанром был портрет. Наряду с жилищем римляне расписывали -домашнюю мебель и посуду.
В отличие от Египта и Греции, искусство использовалось римлянами не для выражения возвышенных чувств и идей, а больше для демонстрации богатства, престижа, статуса.
Литература
Первоначально литературные произведения писались на камне или на коре дерева, поэтому слово «liber» обозначало и книгу и лыко, а также на вощёных и свинцовых табличках
Первыми памятниками римской прозы были законы, договоры и богослужебные книги, но уже в пожаре 387г. до н.э. сгорели многие важные документы. В 240г до н.э. римляне познакомились с трагедией и комедией авторства Ливия Андроника, который перевёл на латынь «Ожиссею» и по поручению жрецов написал первую латинскую хоровую песнь.
Первым действительно выдающимся литератором (комедиографом) стал Тит Макций Плавт. Он заражал зрителей буйной веселостью, используя прием упрощения характеров до гротеска, создавая классические сюжеты комедии положений.
Различие культур
греческой и римской
В I веке до н. э,
жил прославивший римскую литературу
Цицерон (106—43 до н. э.) — величайший
оратор, писатель, знаток греческой философии.
Его публицистические произведения относят
к лучшим образцам римской прозы. Сохранилось
более 50 речей Цицерона и сочинений по
теории риторики. Цицерон был не только
замечательным писателем и выдающимся
оратором, но и видным государственным
деятелем, юристом, знатоком философии.
Его творчество открыло в римской литературе
эпоху «золотой латыни», считавшейся образцом
прозы.
Больших успехов достигла римская поэзия в I веке до н. э. Наибольшую известность из лирических поэтов получил Гораций (65—8 до н. э.), в сатирах, лирических «одах» и посланиях которого до нас дошло множество философских рассуждений и житейских наставлений, написанных в духе эпикуреизма и стоицизма.
Император
Август привлекал к себе лучших писателей
своего времени. Его время называют
«золотым веком римской культуры». Самыми
прославленными поэтами были Вергилий,
Горация, входившие в кружок Мецената
— приближенного Августа — покровителя
талантов, а также Овидий. Под пером Луцилия
родился новый, чисто римский жанр — сатира.
Общеизвестным, знаменитым творением
Вергилия стала поэма «Энеида», посвященная
странствиям Энея, в которой соединялись
воедино любовь автора к древним преданиям,
греческие философские воззрения иа строение
Космоса, греческие представления о мировой
душе и посмертной судьбе; мысли о награде
тем, кто верно служит отечеству, я о каре
предавших его. Вергилий умер, не успев
закончить «Энеиду», но именно эта поэма
обессмертила его имя. «Энеида» является
самым популярным памятником римской
литературы.
Гораций
писал любовные стихи и сатиру, высмеивал
пороки римского общества. Это его перу
принадлежит знаменитое стихотворение
«Памятник», которое так мастерски переводили
Ломоносов, Державин, Пушкин.
Овидий
знаменит своими любовными элегиями,
но особенно поэмой «Метаморфозы» — мифологическим
эпосом, в котором повествуется о превращениях
людей в растения и животных. Поэма завершается
легендой о том, как Юлий Цезарь превращается
в звезду.
Современниками Августа были известные историки Тит Ливий, Дионисий Геликарнасский, географ Клавдий Птолемей, анатом и физиолог Гален, архитектор Витрувий, автор великолепного трактата по архитектуре, прославившего его имя.
Воспитатель императора Нерона, знаменитый философ Сенека, внес значительный вклад в развитие трагедийного жанра. Именно эту античную трагедию драматургии Нового времени избрали в качестве образца для подражания. Трагедии Сенеки написаны в духе «нового стиля»: затянутые патетические монологи, громоздкие метафоры и сравнения предназначены скорее для читателя, чем для зрителя.
Развитие искусства
красноречия, стремление его сохранить
содействовали развитию прозы. Плодотворным
итогом софистической практики явилось
возникновение малых
Римское
театральное искусство в
Просвещение
Больших
успехов достигли в Риме просвещение
и научная жизнь. Обучение состояло
из трех ступеней: начального, школы
грамматики и школы риторики. Императоры
ассигновали крупные суммы на содержание
школ риторики. В начальной школе учили
читать, писать, считать. В средней школе
учителя-грамматики преподавали греческий
язык и семь свободных искусств — грамматику,
диалектику, риторику, музыку, арифметику,
геометрию и астрономию, а также архитектуру
и медицину, Последняя ступень представляла
собой высшую школу, и в ней обучались
искусству красноречия и философии. Владение
риторикой было необходимым условием
политической карьеры.
В римской
системе образования, позаимствовавшей
образца у греков, математика тем не менее
отошла на второй план, а на первый выдвинулись
право, языки, литература и история. Уроки
музыки и гимнастики заменялись верховой
ездой и фехтованием. На высшей ступени
особое внимание, в отличие от Греции,
уделялось не философии, а риторике На
завершающем этапе нередко предпринимались
образовательные поездки в греческие
культурные центры, особенно в Афины.
Центрами
научной деятельности были Рим, Александрия,
Афины, Карфаген. Большое значение придавалось
в Риме в I — II веках географическим знаниям,
медицине и истории. Появляются трактаты
Страбона и Птолемея. «Естественную историю»,
являвшуюся энциклопедией по физической
географии, ботанике, зоологии, минералогии,
создал Плиний Старший. Больших успехов
добилась медицина - врач Гален проводил
опыты по изучению дыхания, деятельности
спинного и головного мозга, дал первое
анатомическое описание организма. В этот
период были созданы школы для подготовки
врачей.
К этому
времени относится деятельность
греческого писателя и философа Плутарха.
Главное сочинение — «Сравнительные жизнеописания»
выдающихся греков и римлян (50 биографий)
— и сегодня входит в культурный арсенал
европейцев.
Греческие
ученые приглашались наставниками и
воспитателями в богатые римские семьи,
а их научными открытиями восхищались
римские ученые мужи, использовавшие свои
аналитические способности в более практических
целях, например, в земледелии или управлении
государством. В области науки и философии
достижения римлян были скромными. В эпоху
Римской империя основными центрами научной
деятельности оставались города эллинистического
Востока: Александрия, Пергам, Родос, Афины
и, конечно, Рим и Карфаген.
Для римлян
была характерна любовь к прикладным
наукам, особую роль среди которых играла
юриспруденция - наука о праве. Уже с III
века до н. э. можно было получить консультацию
профессионального юриста, во II веке до
н. э. появляются первые правоведческие
исследования, а в I веке до н, э, уже существовала
обширная юридическая литература, представленная
трудами таких авторов, как Муцин Сцевола
и Сервий Сульпиций Руф, которые занимались
и практической деятельностью, выступая
на судебных процессах.
Центром изучения философии в Римской империи (как и в классической Греции, и в эпоху эллинизма) оставались Афины. В I—II веках н. э. среди знати особенно популярен был стоицизм, основными представителями которого в это время были Сенека (ок. 4 г. до н. э.— 65 н. э.) и император Марк Аврелий (121— 180н. э,). Низшие слои общества особенно почитали бродячих философов-киников.
Религия
Римская
культура, как и греческая, теснейшим
образом связана с религиозными
представлениями. Римский мир религиозных
образов представлен
Вначале
римляне были язычниками, поклонялись
греческим и в меньшей степени этрусским
богам. Позже мифологический период сменился
увлечением языческими культами. Наконец,
в завершение эволюции победу одержало
христианство, которое в IV веке, после
разделения Римской империи на Западную
и Восточную, приняло конкретные очертания
католицизма. Древнейшие религиозные
представления римлян были связаны с земледельческими
культами обожествления природы, культом
предков и другими магическими ритуалами,
исполняемыми главой семейства. Затем
государство, взяв на себя организацию
и проведение ритуалов, создало официальную
религию, которая изменила прежние представления
о богах.