При распаде Древнерусского государства
в середине XII века на Руси образовалось около 15 относительно
территориально устойчивых княжеств.
Наиболее могущественными княжескими
династиями являлись черниговские Ольговичи,
смоленские Ростиславичи, волынские Изяславичи
и суздальские Юрьевичи. В период раздробленности
Руси политическая власть из рук князя
и младшей дружины частично перешла к
усилившемуся боярству. Если ранее бояре имели деловые, политические
и экономические отношения с целым родом
Рюриковичей во главе с великим князем,
то теперь — с отдельными княжескими семьями.
В Новгородской земле, которая,
как и Киев, не стала вотчиной какой-либо
из княжеских ветвей рода Рюриковичей,
в результате антикняжеского восстания
был установлен республиканский строй — князь
стал приглашаться и изгоняться вечем. Во Владимиро-Суздальской землеизвестен
случай, когда боярство и младшая дружина
физически устранили князя-«самовластца» Андрея Боголюбского[, но
в ходе борьбы за власть после
его смерти старое ростово-суздальское
боярство было разгромлено, и личная власть
владимирских князей существенно усилилась.
В южнорусских землях городские веча играли
огромную роль в политической борьбе.
В Галицкой земле имел
место уникальный случай избрания князя
из числа боярства. (Галицко-Волынская летопись)
Основным типом войска стало феодальное ополчение, началось расслоение княжеской дружины
на полк как территориальное воинское
соединение и княжеский двор. Для обороны города, городской округи
и слобод использовалось городское ополчение.
В Великом Новгороде княжеская дружина фактически была наёмной по отношению
к республиканской власти, особый полк
имел владыка, горожане составляли «тысячу»
, также имелось и боярское ополчение,
образованное из жителей «пятин»
Единственным общерусским политическим
органом оставался съезд князей, который
решал в основном вопросы борьбы с половцами. Церковь также сохраняла своё относительное
единство во главе с митрополитом и боролась с разного рода региональными
«ересями» путём созыва соборов.
Название Русь сохранялось в этот период за землями
в Среднем Поднепровье. Жители разных
земель обычно называли себя по столичным
городам княжеств: новгородцы, суздальцы,
куряне и т. д.
Военная организация
Древнерусское войско состояло из двух
основных частей: дружины и ополчения — в IX—X веках племенного, затем городского.
Дружина в IX–X вв. была наёмной. Значительную её часть составляли пришлые варяги. Также её пополняли выходцы из прибалтийских
земель и местных племён. Размеры ежегодной
оплаты наёмника оцениваются историками
по-разному. Жалование выплачивалось серебром,
золотом и мехами. Обычно воин получал
около 8–9 киевских гривен (более 200 серебряных дирхемов) в год, однако к началу XI века плата рядовому
воину составляла лишь одну северную гривну. Кроме того, дружина кормилась за счёт
князя. Изначально это выражалось в форме
столования, а затем превратилось в одну
из форм натуральных налогов — «кормление», содержание дружины податным населением
во время полюдья и за счёт средств от сбыта его результатов
на международном рынке. Среди дружин,
подчинённых великому князю, выделялась
его личная «малая», или младшая, дружина,
которая включала 400 воинов.
Общая численность древнерусского войска
достигала, по данным летописей, от 20 до
40 тысяч человек.
Денежная система
Становление денежного обращения на
славянских землях Восточной Европы происходит
на рубеже VIII—IX веков, когда началась
активная торговля Северной и Восточной
Европы со странами Халифата. Восточноевропейские
страны, лишённые крупных рудных запасов
монетного металла активно импортировали
серебро. В первой трети IX века в Древней
Руси получили распространение монеты,
которые чеканили в африканских центрах
Халифата и которые попадали на Русь кавказским
и среднеазиатским торговыми путями. С
830-х годов распространение получают дирхемы
азиатской чеканки.
Во второй половине
X века появились две территориальные
русские системы, определившиеся на фоне
разного тяготения северного и южного
регионов к международным рынкам. Главным
средством обращения Южной Руси (Киев,
Чернигов, Смоленск и т.д.) стали вырезки
из дирхемов весом 1,63 грамма, составляющие
1/200 византийской литры. Аналогичные вырезки
использовались на землях Северной Руси,
однако их вес был 1,04 грамма или 1/200 серебряной
гривны. Важным памятником этой системы
явлюятся сферические весовые гирьки,
употреблявшиеся в северных областях
Руси для взвешивания серебряных монет.
После угасания притока восточных монет
на Русь из-за ослабления Халифата их заменили
товаро-деньги. На рубеже X-XI веков во времена
Владимира Красное Солнышко и Святополка
была предпринята попытка чеканки собственных
монет. Однако вскоре она была прекращена
из-за отсутствия сырьевой базы(Древняя
Русь. Город, замок, село.. — Москва: Наука,
1985. — С. 364.)
Ремёсла
Древнерусские ремесленники производили
более 150 видов железных и стальных изделий.
Эта продукция играла важную роль в развитии
товарных связей городов с сельской местностью.
Древнерусские ювелиры владели искусством
чеканки цветных металлов. В ремесленных
мастерских изготовлялись орудия труда ,
оружие, предметы быта украшения — золотые,
серебряные, бронзовые, медные.
В древнерусских
городах были развиты такие виды ремёсел
как гончарное, кожевенное, древодельное,
камнесечное и т.д. Своими изделиями Русь
завоевала известность в тогдашней Европе.
В городах ремесленники работали как на
заказ, так и на рынок.
Торговля
Торговля в Древней Руси играла огромное
значение. Внешняя торговля была довольно
сильно развита, являлась важной составляющей
экономики древнерусских княжеств.
Важнейшими торговыми путями Древнерусского
государства были:
- путь «из варяг в греки», начинавшийся из Варяжского моря, по озеру Нево, по рекам Волхов и Днепр выходивший в Чёрное море, Балканскую Болгариюи Византию (этим же путём, войдя из Чёрного моря в Дунай, можно было попасть в Великую Моравию);
- Волжский торговый путь, шедший от города Ладога на Каспий и далее в Хорезм и Среднюю Азию, Персию и Закавказье;
- сухопутный путь, начинавшийся в Праге и через Киев выходивший на Волгу и далее в Азию.
Налоги (дань)
Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена.
Чаще всего единицей налогообложения
выступал «дым», то есть дом, или семейный очаг. Размер налога традиционно был в одну
шкурку с дыма. В некоторых случаях — например,
с племени вятичей, — бралось по монете от рала (плуга). Формой сбора дани было полюдье, когда князь с дружиной с ноября по апрель
объезжал подданных. Русь делилась на
несколько податных округов; полюдье в киевском округе проходило по землям древлян, дреговичей, кривичей, радимичей исеверян. Особый округ представлял собой Новгород, выплачивающий около 3000 гривен. Сбор дани осуществляли дружины по несколько
сотен воинов. Господствующая этно-сословная
группа населения, которая называлась
«русь», выплачивала князю десятую часть от
своих годовых доходов.
В 946 году после подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, упорядочив
сбор дани. Она отменила полюдье установила
«уроки», то есть размеры дани, и создала
«погосты» — крепости на пути полюдья,
в которых жили княжеские управляющие
и куда свозилась дань. Такая форма сбора
дани и сама дань назывались «повоз». При уплате налога подданные получали
глиняные печати с княжеским знаком, что освобождало их от повторного сбора.
Реформа содействовала централизации
великокняжеской власти и ослаблению
власти племенных князей. (Вернадский Г.В. Золотой век Киевской )
Культура Древней
Руси
Крещение Руси способствовало
широкому распространению и быстрому
развитию письменности и письменной культуры.
Развитие письменности на родном языке
привело к тому, что русская церковь с
самого начала не стала монополистом в
сфере грамотности и образования. О распространении
грамотности среди слоёв городского населения
свидетельствуют берестяные грамоты,
обнаруженные во время археологических
раскопок в Новгороде и других городах.
Это письма, памятные записки, учебные
упражнения и т.п. Письмо, таким образом,
использовалось не только для создания
книг, государственных и юридических актов,
но и в быту. Нередко встречаются надписи
на ремесленных изделиях. Простые горожане
оставляли многочисленные записи на стенах
церквей Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира
и других городов.( Культура и искусство Древней
Руси)
Литература
В становлении древнерусской
литературы большую роль сыграл фольклор.
Устная поэзия оказала большое влияние
на художественные особенности и идейную
направленность письменной литературы,
на формирование древнерусского языка.
Характерной особенностью русской средневековой
литературы является её ярко выраженная
публицистичность. Памятники литературы
являются одновременно и памятниками
общественной мысли. В основе их содержания
лежат важнейшие проблемы общества и государства( Культура
и искусство Древней Руси)
С принятием христианства
Древняя Русь была приобщена к книжной
культуре. Развитие русской письменности
постепенно стало основой для возникновения
литературы и было тесно связано с христианством.
Несмотря на то, что письменность была
известна в русских землях и ранее, только
после крещения Руси она получила широкое
распространение. Также она получила основу
в виде развитой культурной традиции восточного
христианства. Обширная переводная литература
стала основой для формирования собственной
традиции. Для раннего периода характерно
развитие таких жанров, как проповедь,
жития святых (среди них житие первых русских
святых Бориса и Глеба), описания военных
походов (знаменитое «Слово о полку Игореве»);
тогда же берёт начало русское летописание
(«Повесть временных лет»)
Из периода XI—XII веков
дошло более 80 духовных и светских книг.
Древнерусские авторы предпочитали оставаться
неизвестными(.Культура
Киевской Руси)
Зодчество
До конца Х века на
Руси не было монументального каменного
зодчества, но существовали богатые традиции
деревянного строительства, некоторые
формы которого повлияли впоследствии
на каменную архитектуру. Значительные
навыки в области деревянного зодчества
обусловили быстрое развитие каменной
архитектуры и её своеобразие. После принятия
христианства начинается возведение каменных
храмов, принципы строительства которых
были заимствованы из Византии. Большие
церкви Древней Руси, построенные после принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами
монументальной архитектуры в восточно-славянских
землях. Архитектурный стиль Киевской
Руси утвердился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным
образом сделаны из дерева. Первой каменной
церковью Киевской Руси была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой
относят к 989 году. Церковь строилась в
качестве кафедрального
собора неподалёку от княжеского
терема. Софийский собор в Киеве, построенный
в XI веке является одним из самых значительных
архитектурных сооружений данного периода.
Первоначально Софийский собор представлял
собой пятинефный крестово-купольный
храм с 13 главами. С трёх
сторон он был окружён двухъярусной галереей,
а снаружи — ещё более широкой одноярусной.
Собор строился константинопольскими строителями, при участии
киевских мастеров. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен
в стиле украинского барокко. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Живопись
После крещения
Руси из Византии пришли новые виды монументальной
живописи — мозаика и фреска, а также станковая
живопись (иконопись). В XII-XIII веках в живописи
отдельных культурных центров стали проявляться
местные особенности. Это характерно для
Новгородской земли и Владимиро-Суздальского
княжества. С XII века формируется специфический
новгородский стиль монументальной живописи,
который достигает наиболее полного выражения
в росписях церквей Георгия в Старой Ладоге,
Благовещения в Аркажах и особенно Спаса-Нередицы.
В этих фресковых циклах, в отличие от
киевских, заметно стремление к упрощению
художественных приёмов, к экспрессивной
трактовке иконографических типов. В станковой
живописи новгородские черты были выражены
слабее. Во Владимиро-Суздальской Руси
домонгольского периода сохранились фрагменты
фресок Дмитриевского и Успенского соборов
во Владимире и церкви Бориса и Глеба в
Кидекше, а также несколько икон. Лучше
всего сохранилась фреска Дмитриевского
собора с изображением Страшного суда.
Она создана двумя мастерами — греком
и русским. К владимиро-суздальской школе
относятся несколько больших икон XII —
начала XIII веков. Самой ранней из них является
«Боголюбская Богоматерь», датируемая
серединой XII века, стилистически близкая
к знаменитой «Владимирской Богоматери»,
которая имеет византийское происхождение
Фольклор
Письменные
источники свидетельствуют о богатстве
и разнообразии фольклора Древней Руси(Культура
Киевской Руси)
Значительное
место в нём занимала календарная обрядовая
поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся
неотъемлемой частью аграрного культа.
Обрядовый фольклор включал в себя также
предсвадебные песни, похоронные плачи,
песни на пирах и тризнах. Широкое распространение
получили и мифологические сказания, отражавшие
языческие представления древних славян.
На протяжении многих лет церковь, стремясь
искоренить остатки язычества, вела упорную
борьбу с «поганскими» обычаями, «бесовскими
игрищами» и «кощунами». Однако эти виды
фольклора сохранились в народном быту
вплоть до XIX-ХХ веков, потеряв со временем
свой начальный религиозный смысл, обряды
же превратились в народные игры.
Существовали также
такие формы фольклора, которые не были
связаны с языческим культом. К ним относятся
пословицы, поговорки, загадки, сказки,
трудовые песни. Авторы литературных произведений
широко использовали их в своём творчестве.
Письменные памятники сохранили многочисленные
предания и легенды о родоначальниках
племён и княжеских династий, об основателях
городов, о борьбе с чужеземцами. Так, народные
сказания о событиях II-VI веков отразились
в «Слове о полку Игореве».Фольклор продолжал
развиваться и после распространения
письменной литературы, оставаясь важным
элементом древнерусской культуры. В последующие
столетия многие писатели и поэты использовали
сюжеты устной поэзии и арсенал её художественных
средств и приёмов.
Древнерусское право
В X веке на Руси действовало обычное право. Его наиболее ранними
ныне известными памятниками были договоры киевских князей с
Византией (911, 944, 971 гг.), в которых
содержались сведения о «Законе Русском».
Эти договоры содержали ряд статей о праве
собственности и наследования, о пленных
и «челяди» и т. д. Помимо договоров, нормы
«Закона Русского» отражены в скандинавских сагах и в «Правде Ярослава». Они касались взаимоотношений
между равными людьми, русью, одним из
институтов была «вира» — штраф за убийство. Законы гарантировали
отношениясобственности, в том числе и собственности
на рабов («челядь»). Среди вещных прав
некоторые исследователи выделяют «персональное
данничество», которое характеризовалось
«верховным правом великого князя Киевского
на землю и отчуждением права взимания
некоторой части дани в пользу третьего
лица.
Несколько иной характер носили договоры
князей с народом. Такие договоры заключались
вечем от имени народа с князем. Условия
княжения предлагались той или иной стороной,
а затем утверждались взаимным соглашением.
Примером служит Новгородская республика,
вече которой, приглашая к себе князя,
ставило ему целый ряд условий, серьёзно
ограничивающих его власть: не судить
без Суда посадника, не раздавать без него
волостей и грамот, не приобретать самому,
княгине, боярам и дворянам недвижимого
имущества в пределах Новгородской земли
и т. д. К источникам относились и договоры
с дружиной, которые заключались устно
и содержали условия о сроках службы, размерах
пожалований за службу и т. д. (Государство и право Древней
Руси)