Древнерусское государство: формирование, функционирование, сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:20, контрольная работа

Краткое описание

В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв. Развитие земледелия, особенно пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного). Славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в Лесной и лесостепной зонах, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство. Заселив Балканы, славяне славяне сыграли значительную роль в разрушении дунайской границы Византии.

Содержание

1 Предпосылки создания Древнерусского государства………………………………………………………….…………

3
2 Норманнская теория происхождения государства, ее оценка в историографии ….………………….…………………………………………

6
3 Киевская русь – раннефеодальная монархия…...………………….….….
8
4 Экономика и общественные отношения………………………………….
10
5 Первые Киевские князья …………………………………………………..
11
Библиографический список…………….…………………………………..
20

Вложенные файлы: 1 файл

вариант 02.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Во время этой поездки  Ольга крестилась. Киевская княгиня  первой из верховных русских правителей приняла обряд крещения в православную веру. Таинство Крещения совершил над нею Патриарх Константинопольский Феофилакт (933-956), а восприемником был сам император Константин Багрянородный (912-959). Ей было наречено в Крещении имя Елена в честь святой равноапостольной Елены (память 21 мая), матери святого Константина.

Символично, что в крещении Ольга приняла имя Елена, в  честь матери Константина Великого. В христианской традиции Елена выступила  покровительницей и заступницей  веры. В Византии, вероятно, надеялись  с помощью Ольги распространить христианство в восточной Европе. Но пока крещение осталось как бы личным выбором княгини. Тем не менее он примечателен. Во-первых, тем, что на Руси предпочитали принимать христианство по византийскому образцу - сказывались более прочные связи и сильное влияние империи. Во-вторых, христианство получает распространение среди знати, проникает в княжеское семейство. В средневековье пример лица авторитетного, облеченного властью, всегда был важен и поучителен. Пример был необходимым элементом модели поведения - на него ориентировались, его повторяли. Пример был необходимым элементом модели поведения - на него ориентировались, его повторяли. Не случайно летописец нашел образное сравнение для оценки поступка княгини: она была «как бы зарей перед восходом солнца».

Но среди бояр и  дружинников в Киеве нашлось немало людей которые, «возненавидели Премудрость», как и святую княгиню Ольгу, строившую Ей храмы. Ревнители языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подраставшего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство и даже гневавшегося на нее за это. Коварство Византии, не пожелавшей дать Руси христианство, было на руку язычникам. В поисках решения святая Ольга обращает взоры на запад. Святая Ольга принадлежала еще к неразделенной Церкви и вряд ли имела возможность вникать в богословские тонкости греческого и латинского вероучения. Противостояние Запада и Востока представлялось ей прежде всего политическим соперничеством, второстепенным по сравнению с насущной задачей -- созданием Русской Церкви, христианским просвещением Руси.

По возвращению в  Киев Ольга пыталась склонить к христианству Святослава, но он, будучи ярым язычником, поклонявшимся дружинному богу Перуну, отказался.

Через несколько лет  после поездки в Константинополь  Ольга направила посольство к германскому императору Оттону I. Цель посольства была двоякой - установить постоянный политические отношения с Германией и укрепить религиозные связи. Оттон I направил в Киев христианских миссионеров. Однако киевские язычники выгнали миссионеров из города и едва не перебили их. По существу власть в Киеве перешла к Святославу.

Умирая, княгиня завещала похоронить ее по христианскому обряду, а на могиле не справлять языческую  тризну.

Князь Святослав  Игоревич (годы княжения - 964-972)

В начале 60-х годов Ольга передала правление сыну Святославу. «Оставшись трехлетним ребенком по смерти отца, убитого древлянами, Святослав возрос в среде дружинников, -- свидетельствует Русский биографический словарь 1904 года. Уже в 946 году он находится во главе дружины, выступившей против древлян с местью за смерть Игоря; маленького четырехлетнего князя сажают на коня и дают ему в руки копье, которое он и бросает во врагов; копье, брошенное слабой детской рукою, падает у ног княжеского коня; дружина, видя у себя во главе начальника-младенца, начавшего бой, храбро бросается на врагов и быстро их одолевает». Историк Лев Диакон описал наружность Святослава: «Среднего роста, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом и с густыми, длинными, висящими на верхней губе, волосами. Голова у него была совсем голая, но только на одной ее стороне висел локон волос, означающий знатность рода; шея толстая, плечи широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и диким». «Пылкий и смелый, отважный и деятельный»,-- так аттестует киевского князя Святослава византийский летописец Лев Диакон.

В зрелые годы Святослав  не сознавал и не считал себя киевским князем и в 40-х годах жил в  Новгороде. Воспитателем Святослава был  Асмуд, а воеводой - Свенельд. Как  только Святослав возмужал, он обнаружил типичные черты князя-дружинника; дела земские его интересовали мало, его тянуло к военным предприятиям в отдаленных землях.

С 964 г. Святослав начинает жестокую борьбу против Хазарского каганата, представлявшего для Киева постоянную угрозу. Вначале Святослав освобождает от власти хазар земли вятичей и подчиняет последних Киеву. Затем одерживает победы над волжскими булгарами, северокавказскими племенами ясов, касогов, кабардинцев, черкесов, адыгейцев и положил начало русскому Тмутараканскому княжеству на Таманском полуострове (Восточное Приазовье). Победы Святослава настолько ослабили Хазарский каганат, что он уже не смог возродить свою былую мощь и вскоре распался.

Оставив на захваченной  территории гарнизоны, Святослав вернулся в Киев, а его отряды начали нападения, на крымские владения Византии. Русы продолжали линию прошлых лет: богатые греческие колонии по-прежнему привлекали их внимание. Отношения с Византией стали напряженным.

В 967--968 г.г. в союзе  с Византией Святослав воевал с Болгарией за Подунавье. В 967 пошел за Дунай на Болгарского царя, по просьбе византийцев, разгромил там всех, ему понравились Балканы и он основал г. Переяславец, сделав его своей столицей. Он хотел создать большое государство, включавшего земли всех славян и Византии.

Блистательные победы киевского  князя испугали византийского императора Никифора Фоку, -- он примирился с болгарами, а затем заключил тайный союз с  печенегами. Летом 968 г. печенеги осадили  Киев. Дружины, способной дать отпор  врагу в Киеве не было. Ольга с тремя малолетними внуками укрылась за крепостными стенами. Святослав с войском был далеко, но на левом берегу Днепра стояла малая дружина киевского воеводы Претича, способная непродолжительное время оказывать печенегам сопротивление. Некому юному киевлянину удалось пробраться через печенежский стан, переплыть Днепр и уведомить Претича о нашествии кочевников. Когда дружина Претича внезапно появилась у стен Киева, печенеги, устрашившись воинской доблести русичей, заключили мир и удалились от города.

В 969 г. Святослав вернулся в Киев. Однако он мало уделял внимания внутреннему управлению. Правда, разросшееся  великокняжеское семейство позволило  ему управлять с помощью сыновей, выступавших в роли киевских наместников, которым был чужд местный племенной сепаратизм. Но едва ли этого было достаточно для упрочения быстро растущей державы. Не случайно киевляне в минуту опасности справедливо упрекали знаменитого витязя в беспечности, которая не прилична правителю: «Ты, князь, чужой земли ищешь и блюдешь ее, от своей же отрекся». Он разделил свои владения между своими сыновьями: Ярополку отдал Киев, Олегу -- землю Древлянскую, Владимиру -- Новгород, а сам вновь отправился в Болгарию, намереваясь перенести столицу Руси в болгарский город Предславец, куда, как он считал, будут «сходиться блага из разных стран»: шелк, золото, утварь Византии, серебро и скакуны из Венгрии и Чехии, воск, мёд, меха и пленные рабы из Руси.

По возвращению в  Болгарию (970 г.), Святослав нашел  там не подданных, а врагов, приводить к покорности которых пришлось огнем и мечом. Византийский император Иоанн Цимисхий, опасаясь упрочения власти Святослава, потребовал, чтобы он оставил Болгарию. Святослав ответил отказом, и завязалась кровопролитная война. Решительное сражение произошло у города Адрианополя. «Перед битвой Святослав сказал дружине: «Бегство не спасет нас.! Станем крепко. Иду перед вами, и, когда соложу голову свою, тогда делайте, что хотите». Малочисленная дружина Святослава бросилась на византийцев с такой яростью, что войско Цимисхия не устояло и бежало, Святослав одержал победу. Однако византийцы, располагавшие большими резервами, быстро восстановили силы, тогда как силы Святослава таяли. В 971 году Святослав был окружен в крепости Доростол на Дунае. Попытки прорыва не удались. После долгой осады и примеров отчаянной храбрости русских воинов, Святослав заключил с Иоанном Цимисхием мирный договор, согласно которому он терял все позиции, завоеванные им на Балканах, и повел свое поредевшее войско к Киеву. Однако коварный византийский император, желая окончательно погубить Святослава, дал знать печенежскому хану Куре, что «…князь киевский возвращается в свою отчину с малыми силами, но с великими богатствами». Весной 972 г., у днепровских порогов (на острове Хортица), Святослав попал в засаду и погиб вместе с дружиной в неравном бою с подкупленными византийскими дипломатами печенегами, устроившими засаду. По преданию, хан Куря сделал из черепа Святослава чашу и, в знак своей воинской доблести, пил только из нее.

Перед Святославом стояла задача защитить Русь от набегов кочевников (печенегов) и расчистить торговые пути в другие страны. С этой задачей Святослав справился успешно, что позволяет говорить о нем как о способном деятеле и полководце. Активная военная деятельность Святослава способствовала расширению границ Древнерусского государства. Особенно сильно удалось продвинуться на восток и юго-восток - до бассейна Оки и Северного Кавказа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Орлов А.С. История  России. 2 издание Москва, 2004. C. 14 - 22

2. Данилевский И.Н.  Древняя Русь глазами современников  и потомков (9-12 вв.). Москва., 2001. с.340

3. Ключевский В.О. Русская  история. Полный курс лекций. В  трех книгах. - Москва., 1997. с.792

4. Мавродина Р.М. Киевская  Русь и кочевники (печенеги, торки, половцы). Л., 1983. с.18

5. Цечоев В.К., Власов  В.И., Степанов О.В. История отечественного  государства и права. - Москва., 2003. с.480

6. Повесть временных  лет. Л., 1983. с.25

7. Титов Ю.П. История  государства и права России. Москва, 1999.с.12-14

8. В.Д. Сиповский "Родная Старина". - Н. Новгород, 1993 с.43

9. А.Н. Сахоров История  России. Москва., 2008 с.44-46

10. М. Грушевский "Иллюстрированная история Украины". - К.,1997 - стр. 61




Информация о работе Древнерусское государство: формирование, функционирование, сущность