Древние дороги и знаменитые торговые пути

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 14:13, доклад

Краткое описание

Наиболее древние дороги относятся к IV тысячелетию до н. э. К началу данного тысячелетия относятся дорога, найденная у города Ур вМесопотамии и дорога, найденная рядом с английским городом Гластонбери. Одна из наиболее древних дорог в Европе, названная Свит-Трек, обнаружена на острове Великобритания. Дорога, которая сооружена в XXXIX веке до н. э., состоит из наложенных друг на друга перекладин из молодых ясеня, дуба и липы и дубового настила поверх них. К древнейшим мощёным дорогам относят дороги, найденные на острове Крит. Критские дороги покрыты известняковыми плитами толщиной до 15 см и датируются III тысячелетием до н. э. Кирпич для мощения дорог впервые был использован в древней Индии около 3000 лет до н. э.

Вложенные файлы: 1 файл

древние дороги и знаменитые торговые пути.docx

— 52.15 Кб (Скачать файл)

После того, как в Китае  к власти пришла династия Цин, она предприняла попытки вытеснить русских с Амура, из бассейна Аргуни и Сунгари. Русское правительство взяло на себя инициативу установления добрососедских отношений с Цинской империей. В Китай было направлено посольство, главой которого был назначен Ф.И.Байков. Целью посольства было установление дипломатических отношений и налаживание торговых связей, так как русское правительство, считая торговлю с Китаем весьма прибыльной. В 1663 г. в Китай направлено посольство Н.Г.Спафария (Милеску). Миссия Спафария была неудачна, но имела огромное значение. Спафарий собрал ценные сведения о торговле Китая, в том числе и об его торговых связях с иностранными государствами.

В 1666 году из Москвы в Пекин  был направлен первый торговый караван. Несмотря на потери и большие торговые издержки, общий итог торговли в  Китае оказался весьма прибыльным для  русской казны. Это вызвало исключительный интерес к торговле с Китаем в  правительственных и торговых кругах России. В то же время на пути её развития стояли существенные преграды - дальность  пути через калмыцкие и монгольские  земли, грабительские налёты кочевников.

В 1689 году послом России в  Китае Ф.А.Головиным был подписан первый русско-китайским Нерчинский договор. По условиям договора восточным  форпостом России стал город Нерчинск, и Россия была вынуждена уступить часть своих владений в Приамурье, что более чем на столетие затормозило  развитие связей России с Японией, Кореей и другими дальневосточными государствами. Главное значение договора состояло в том, что стороны, обязались  строить свои отношения на услови¬ях мира и добрососедства - этот принцип оставался неизменным на протяжении всей последующей истории русско-китайских отношений.

Кроме того, договор давал  русским купцам право приезжать  и торговать в Китае. Правительство  царя Петра I решило сосредоточить торговлю с Китаем в своих руках. Ценнейшие  виды пушнины - соболь и черно-бурая лисица - были объявлены товарами казенной монополии. Руководство русско-китайской торговлей и организация казенных караванов были возложены на Сибирский приказ. Караваны отправлялись ежегодно, причем во избежание перебоев в момент пребывания одного каравана в Китае другой готовился в Сибири. В конце 17, в начале 18 веков этот караванный путь шел по Ангаре, Байкалу, Селенге до города Верхнеудинска, дальше - по Уде до Еравнинских озер, а оттуда по рекам Читинке и Шилке в Нерчинск, далее в Китай. В Пекине работала русская торговая фактория, где велись большие торги. Чайные караваны формировались в г. Калгане возле Великой Китайской стены. Здесь располагалось торговое предместье, где размещались торговые представительства крупнейших русских чайных фирм.

Распродажа русских товаров, привезенных караваном, и закупка китайских товаров занимали несколько месяцев. Стоимость казенных товаров, вывозимых из России караванами, быстро возрастала, особенно с 170б г., когда частная караванная торговля была запрещена. После запрещения русским правительством торговли в Пекине маршрут движения караванов был изменен, и главным местом этой торговли становится монгольский город Урга (Улан-Батор), путь до которого из русского приграничного города Селенгинска занимал всего лишь 10-12 дней, тогда как на проезд до Пекина требовалось более трех месяцев.

Как правило, государственными «казенными» караванами из России вывозилась ценная пушнина, ввозились из Китая  золото, серебро, жемчуг, драгоценные  камни, дорогие шелковые ткани, и  другие предметы роскоши, предназначенные  для царского двора. Товары народного русского ремесла: выделанные кожи, мануфактура, галантерея, трикотаж, сукно, пенька, бакалея, тюменские ковры, томская крупчатка, мед, масло, мороженая рыба (стерлядь, сиг, нельма), стеариновые свечи, мыло, железные изделия, скобяной товар и прочее, а также китайские товары, такие как хлопчатобумажные ткани, продовольствие, пользовавшиеся большим спросом у населения Сибири, оставались объектами частнокупеческой торговли.

По мере роста населения  Сибири и увеличения спроса на китайские  товары частная торговля все больше расширялась, особенно в Урге. К этому  времени Китай становился крупным мировым поставщиком чая, и китайское купечество было заинтересовано в русском рынке для этого товара. В России же чай потреблялся пока лишь местным населением Сибири и Прикаспия, спрос которого царскими чиновниками не учитывался, в результате чего казенные караваны чай не закупали.

В 1725 г., после смерти русского царя Петра I, в Китай было направлено посольство во главе с графом Саввой Рагузинским (Владиславичем). В результате двухлетних переговоров, начавшихся в Пекине и продолжавшихся на русско-китайской границе, 20 августа 1727 года был подписан Буринский договор (трактат) об установлении границы вблизи будущего города Кяхты, и 21 октября 1727 г. - Кяхтинский договор (трактат), определивший политические и торговые отношения между двумя странами. Договор стал значительным событием в отношениях между Россией и Китаем. В нем был провозглашен мир между двумя народами, стремление жить в согласии и дружбе. Наряду с установлением границы в районе будущей Кяхты и определением режима въезда и выезда в договоре много места было отведено торговым вопросам.

Началось строительство  города Троицкосавска, рядом с которым появилась русская торговая слобода Кяхта и китайский торговый город Маймачен. С этого времени Кяхта становится главным центром российско-китайской торговли. Город Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) играл роль главного перевалочного и товарораспределительного центра на пути. После строительства Кяхты, значение Верхнеудинска сохранилось. Он стал одним из главных пунктов оптовой торговли Забайкалья. Здесь ежегодно устраивались крупные ярмарки, взимались торговые пошлины, контролировалась вся торговля с Китаем и Монголией. В городе проживало несколько крупных купцов-миллионеров.

Казенная караванная торговля практиковалась в течении 60 лет. За это время из России в Китай было направлено 17 караванов. Караваны, курсировавшие между столицами обоих го¬сударств, способствовали установлению постоянных контактов между правительствами России и Китая, так как это давало возможность попутно с торговлей разрешать и политические вопросы. Караванная торговля толчок развитию экономики обоих государств. После подписания Кяхтинского договора в истории русско-китайских торговых отношений открылась новая страница. Благодаря взаимовыгодной торговле возникавшие неизбежно дипломатические и иные противоречия, разрешались мирно. Так как казенная торговля не дала ожидаемых доходов, русское правительство приняло решение о передаче торговли в частные руки. С этого момента начался бурный рост торговых операций, благодаря чему в Сибири были сосредоточены крупные капиталы, и образовалось несколько известных купеческих династий, впоследствии составивших славу России.

Постепенно чай стал одним  из важнейших предметов торговли, а торговый путь, связывавший Китай  и Россию, был назван «Великим чайным путем». Чай везли на яках, верблюдах, лошадях, речных судах до Москвы. Он появился в России спустя 200 лет после  того, как в стране появилась водка, приобретшая к тому времени положение  основного, главного и непременно русского напитка. В качестве национального  безалкогольного напитка к моменту  появления чая в России уже  более 8 веков существовал квас, с  которым безуспешно боролся за первенство горячий московский безалкольный напиток - сбитень, распространенный с середины 14 века. С самого начала чай считался элитарным напитком аристократов, так как он был очень дорог, а его приготовление требовало специальных знаний. Но, не смотря на все препятствия материального, бытового, психологического и культурного характера на его пути к распространению в народе, он сумел превратиться в подлинно народный напиток, притом такой, отсутствие которого стало просто немыслимым в российском обществе. Россия стала самой «чаепотребляющей» страной мира.

Кроме Китая, ныне чай производят почти в 30 странах мира, а все  страны мира по тому, что в них  больше потребляется: чай или кофе, условно делятся на «чайные» и  «кофейные». При этом большинство  населения Земли предпочитает пить чай. Основной маршрут «Великого  чайного пути» соединил страны Азии и Европы, но со временем по мере роста  производства чая в других странах, его стали перевозить по множеству  других больших и малых торговых путей. Сегодня география «Великого  чайного пути» - это огромная сеть торговых путей, связывающая многие страны, по которым кроме других товаров, перевозят и чай.

«Великий чайный путь»  действовал 260 лет и сыграл огромную роль в сближении соседних народов, в развитии экономики и культуры, родственных, дружеских, семейных связей. На пути строились города и поселки, почтовые станции и постоялые  дворы, церкви и школы, заводы и фабрики, ярмарки и чаепитейные заведения. «Великий чайный путь» по объемам торгового оборота был вторым после «Великого шелкового пути», но по протяженности, а также по тому, какое влияние он оказывал на жизнь народов и стран, участвовавших в чайной торговле, он сравним с «Великим шелковым путем». Путь изменил жизнь во многих провинциях и губернских городах, а жители получили возможность не только покупать и обменивать товары, но и работать на пути. Благодаря чайной торговле появился ряд профессий, которых до того не было. Путь весьма благотворно повлиял на темпы освоения Сибири и Дальнего Востока России. Происходил обмен не только товарами, но и технологиями производства, а также знаниями. Чайная торговля оказалась очень выгодным предприятием. Многие известные русские и китайские купцы создали на ней крупнейшие состояния того времени и нередко финансировали проекты развития городов, различные благотворительные программы, а также ссужали деньги для государственных нужд. Купцы-меценаты оказывали большую помощь в развитии науки и образования, воспитании молодежи, поддержке культуры и искусства. Принесенная из Китая национальная культура чаепития, на территории России и стран Европы породила свои, оригинальные национальные культуры.

Сейчас многие дороги исторического  «Великого чайного пути» превратились в автомобильные и железнодорожные  магистрали, по которым идут товарные потоки и осуществляются туристские перевозки. Часть дорог заброшена  и представляет интерес в основном для туристов. Сегодня «Великий чайный путь» - это самый длинный сухопутный туристский маршрут, позволяющий пересечь Евразию и посетить многие страны. Путешествие по нему дает возможность глубже узнать древнюю, уникальную культуру чая и заново открыть многое из того, что забыто. Кроме того, он позволяет воспользоваться теми возможностями туризма и отдыха, которые предоставляют известные центры и районы туризма трех стран: Балтийское море, Санкт-Петербург, Москва, города Золотого кольца России, Сибирь, озеро Байкал, степи Монголии, Улан-Батор, пустыня Гоби, Пекин, чайные плантации Южного Китая, Желтое море. Маршруты «Великого чайного пути» могут привести в страны Юго-Восточной Азии, Европы и Америки.«Великий чайный путь» становится популярным туристским брэндом и привлекает все большее количество путешественников.

 

 

Сиби́рский тракт (иначе: Московский тракт, Московско-Иркутский тракт, Московско-Сибирский тракт, Великий тракт, Большой тракт, Осьмая государственная дорога) — старинный сухопутный маршрут из европейской части России через Сибирь к границам Китая. Заканчивался ветками на Нерчинск и Кяхту. Общая протяжённость пути из Москвы до Пекина составляла, по одним подсчётам, 8332 версты, по другим — 8839 вёрст.

Из-за отсутствия дорог  сообщение европейской части  России с Сибирью долгое время  осуществлялось по речным путям. Из сухопутных путей существовала Бабиновская дорога, заменившая собой дорогу Чердынскую. Из Казани через Елабугу на Соликамск была проложена Арская дорога. В 1689 году был подписан первый русско-китайский Нерчинский договор, положивший начало официальным отношениям между Россией и Китаем. Торговые потребности поставили ребром вопрос о создании полноценного транспортного коридора между странами. 12 (22) ноября 1689 вышел царский указ о строительстве тракта, соединяющего Москву с Сибирью, однако на протяжении 40 лет это решение оставалось на бумаге. При Петре I путь из Европы в Азию по-прежнему состоял из множества сухопутных дорог, волоков, водных путей. Путешествие этим маршрутом описано протопопом Аввакумом в «Житии» и во второй части «Робинзона Крузо». В 1725 году в Китай было направлено посольство во главе с графом Саввой Рагузинским-Владиславичем. В результате двухлетних переговоров в 1727 году был подписан Буринский договор об установлении границы вблизи будущего города Кяхта, а также Кяхтинский договор, определивший политические и торговые отношения между Россией и Китаем. Три года спустя правительство принялось наконец за обустройство Сибирского тракта; закончено оно было только в середине XIX века. Сибирский тракт шёл из Москвы через Муром, Арзамас, Козьмодемьянск, Казань, Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень,Тобольск, Тару, Каинск, Колывань, Томск, Енисейск, Иркутск, Верхнеудинск, Нерчинск до Кяхты (на границе с Китаем). Далее чаеторговцы пересекали степи Внутренней Монголии и прибывали в Калган — крупную заставу на Великой Китайской стене, считавшуюся воротами в Китай. В середине XXVIII века путь тракта изменился на более южный: от Тюмени он шёл через Ялуторовск, Ишим, Омск, Томск, Ачински Красноярск до Иркутска и далее как ранее. В конце XIX века Сибирский тракт уже не мог удовлетворить транспортные потребности российской экономики, что стало причиной сооружения железнодорожной Транссибирской магистрали.

Восточная часть тракта — от Сибири до Калгана — по аналогии с Великим шёлковым путём получила в новейшей историографии название «великий чайный путь». По нему из Китая везли в Россию караванами чай. После подписания Буринского договора на русско-китайской границе началось строительство города Троицкосавска, рядом с которым образовалась русская торговая слобода Кяхта и китайский торговый город Маймачен. Это положило начало интенсивному торговому обмену между странами, который продолжался почти 300 лет. В 1787 году в России была основана первая чаеторгующая компания «Перлов с сыновьями». Несколько позже появляется обособленный клан торговцев чаем — «чайники». С этого времени чай начинают продавать не только в столицах и близких к ним городам, но и в других регионах России. Путь начинался в городе Ухань и разделялся на несколько сухопутных и водных маршрутов, которые проходили через более чем 150 городов трех стран. Наиболее значимые пункты сухопутного пути: Тяньмынь, Юэкоу, Цзинчжоу, Шаян, Тайгу, Синьсянь, Шаньин, Датун, Калган (ныне Чжанцзянкоу), Пекин, Чжанбэй, Ундерхаан, Мурен, Хух-Хото, Улан-Хуа, Замын-Уула, Эрдэнэ, Урген, Айраг, Чойр, Баян, Налайх, Урга (ныне Улан-Батор), Дархан, Маймачен (ныне Алтан-Булак), Троицкосавск (ныне Кяхта), Новоселенгинск, Гусиноозерск, Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), Кабанск, Мысовая (ныне Бабушкин), Слюдянка, Иркутск, Нижнеудинск, Илимск, Енисейск, Канск. Водно-сухопутный маршрут шел по реке Янцзы до Шанхая, далее — через Хуанши, Цзюйцзян, Чичжоу, Жэньцзян, Порт-Артур (ныне Люйшунь), Тянь-цзин, Вафандянь, Гайчжоу, Дашицяо, Хайчэн, Ляоян, Мукден (ныне Шэньян), Телин, Сыпин, Чанчунь,Харбин, Чжаодун, Дацин, Лунцзян, Хайлар, Манчжурия, Нерчинск. В Верхнеудинске (Улан-Удэ) оба маршрута соединялись. Из Иркутска вдоль реки Лена, через Якутск шла наиболее крупная ветвь пути на Аляску. В районе Байкала действовали сухопутные пути через хребет Хамар-Дабан (Удунгинский, Ивановский, Хамар-Дабанский, Игумновский тракты, Кругобайкальский путь), а также водные пути через Байкал и по Селенге. Существовали и альтернативные пути доставки чая из Китая. Некоторое количество товара поступало по древнему маршруту Великого шёлкового пути — через Среднюю Азию. Позже часть чая стали переправлять в Россию морским путём через Суэцкий канал и Одессу. В Приморье чай доставляли через Владивосток. В другие страны чай попадал морским путём. Из Шанхая маршруты шли в Лондон, Ливерпуль, Бостон. Очень важным для русской чайной истории стал 1903 год — завершилось строительство Транссибирской магистрали, что положило конец караванной торговле. Вместе с тем благодаря скорости доставки, чай в России значительно дешевеет, а его употребление становится массовым.

Информация о работе Древние дороги и знаменитые торговые пути