Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 15:22, реферат
Древний Египет – государство, интересное современному человеку своей самобытностью и загадочностью, оставило огромное культурное наследие для мировой цивилизации, произведения его искусства ещё в древности вывозились в различные уголки мира и широко копировались мастерами других стран. Своеобразные архитектурные формы — величественные пирамиды, храмы, дворцы и обелиски, вдохновляли воображение путешественников и исследователей в течение многих столетий. Египетскими мастерами создавались прекрасные настенные росписи и статуи, были освоены способы производства стекла и фаянса, поэтами и писателями созданы новые формы в литературе.
9
Во времена Среднего царства появляются
тексты аналогичного содержания на стенках
деревянных саркофагов, принадлежавших
вельможам. «Тексты пирамид» и «Тексты
саркофагов» наряду с другими религиозными
текстами послужили основой для составления
одного из главных произведений древнеегипетской
религии — «Книги мертвых», содержащей
описание многочисленных обрядов, заклинаний
и молитв, позволяющих умершему благополучно
пройти суровые испытания в загробном
мире, чтобы достичь вечного блаженства
на «полях Иалу».
Интересные сведения
о египетской религии содержатся в «Мемфис-ском
богословском трактате», в котором рассказывается
о том, как бог Птах (покровитель Мемфиса)
своим словом творит мир. Этот трактат,
в своей основе восходящий к эпохе Древнего
царства (Ш тысячелетие до н. э.), дошел
до нашего времени в записи конца VIII в.
до н. э.
Сохранившиеся медицинские папирусы (они называются по именам их современных владельцев или по месту хранения: Большой папирус Эберса, Хирургический папирус Эдвина Смита), математические произведения дают представление о развитии научных знаний в Древнем Египте.
В целом многочисленные письменные источники позволяют воссоздать историю, жизнь и культуру Древнего Египта с достаточной полнотой. Однако историю Древнего Египта невозможно изучать без археологических материалов, памятников материальной культуры, необычайно разнообразных и благодаря современным методам исследования дающих богатую информацию о его истории и культуре. Огромное количество отдельных категорий вещей (керамики, посуды, предметов быта и культа, орудий труда, статуй, рельефов, фресок и др.) хранится во многих музеях мира. Особую ценность представляют большие археологические комплексы: остатки гробниц-пирамид и мастаб, городов, храмов, крепостей, морских портов, некрополей.
10
Из погребальных комплексов кроме великих пирамид III—IV династий можно назвать одно из древнейших погребений, возможно, правителя верхнеегипетского царства в городе Энхаб (Нехен) и гробницу фараона Тутанхамона, найденную в 1922 г. неразграбленной. Из других царских захоронений большую ценность представляет своего рода «склад» мумий фараонов Нового царства, которые были изъяты из своих первоначальных погребений и тайно перезахоронены в скалах Дейр-эль-Бахри (к западу от Фив) при XXI династии, чтобы предохранить мумии фараонов от надругательства грабителей. Обнаруженные в тайнике мумии фараонов позволяют с помощью современных методов исследования установить физический тип, болезни, возраст египетских владык и другие данные, важные для уточнения хронологии правления.
Примерами массовых захоронений могут считаться некрополь раннединастического времени, насчитывающий около 10 тыс. могил (около Мемфиса), захоронение воинов в Фивах и знаменитый некрополь в Абидосе. В этом общеегипетском религиозном центре культа Осириса со времен Среднего царства многие жители со всего Египта стремились построить себе кенотафы (т. е. параллельные гробницы с пустым саркофагом; погребение же умершего производилось там, где он умирал). Некрополь Абидоса — около полутора тысяч стел, жертвенников, статуй, миниатюрных моделей храмов — содержит богатейший материал по религии, культуре, общественному устройству Египта.
Обильную информацию дают раскопки древнеегипетских городов. Наиболее древним археологически исследованным городом является город Энхаб — предполагаемая столица верхнеегипетского царства (конец IV— начало III тысячелетия до н. э.).
11
Со времени Среднего царства сохранились остатки города Иллахуна у входа в Фаюмский оазис, построенного по плану с делением на жилые кварталы с однотипными жилищами для средних прослоек и особняками для знати, ремесленными мастерскими.
Из городов более позднего времени хорошо исследован город Танис в Дельте. Раскопки городов дополняются исследованием египетских крепостей. Наиболее крупные из них обнаружены на территории Нубии. На берегу Красного моря был открыт древнеегипетский порт Гасуу.
Величественными памятниками монументального строительства являются многочисленные храмы, обнаруженные в огромном количестве в разных местах. Из них можно назвать заупокойный храм при пирамиде Джосера (III династия), храмы бога Ра, возведенные в Абусире и Бубастисе (V династия), храмово-погребальный комплекс Ментухотепа I (XI династия) в Дейр-эль-Бахри и грандиозный храм Амона-Ра в Фивах (в Луксоре и Карнаке). Оригинальными формами храмового строительства стали храмы, вырубленные в скалах, например полупещерный храм царицы Хат-шепсут (XVIII династия) и храм Рамсеса II в Абу-Симбеле в Северной Нубии.
Египетские письменные материалы и памятники археологии являются основными для реконструкции древнеегипетской истории и культуры, но не исчерпываются ими. Довольно значительную информацию можно получить из источников, происходящих из соседних с Египтом стран — Нубии, Палестины, Сирии, других областей Восточного Средиземноморья. В богаз-кёйском архиве хеттских царей, некоторых книгах Библии содержатся любопытные материалы о взаимоотношениях этих стран с Египтом, о системе международных связей тогдашнего мира.
12
Как вывод, в распоряжении современных ученых и исследователей имеется огромный материал различных категорий источников, который позволяет изучать и реконструировать многие стороны египетской цивилизации.
Теперь, я считаю, можно перейти к периодизации истории Египта.
Под историей Древнего Египта подразумевается история Египетской цивилизации со времени зарождения в Египте классового общества и государственности, которое произошло во второй половине IV тысячелетия до н. э, до падения независимости египетского государства в конце VI в. до н. э., когда Египет был включен в состав Персидской державы.
История Древнего Египта, продолжавшаяся около трех тысячелетий, подразделяется на следующие периоды:
1. Первый додинастический период (первая половина IV тысячелетия до н. э.). Начало разложения родовых отношений.
2. Второй додинастический, или герзей-ский, период (вторая половина IV тысячелетия до н. э.). Появление социальной дифференциации, создание элементов ирригационной системы, появление первых номовых государственных образований. В конце периода — создание Верхнеегипетского и Нижнеегипетского царств.
3. Раннее царство. Правление I—II общеегипетских династий. Образование единого обще еги пет с ко го государства (XXXI —XXIX вв. до н. э.).
4.
Расцвет Египта в эпоху
13
5. I Переходный период (VII—X династии, XXIII—XXI вв. до н. э.). Распад единого египетского государства на отдельные номы.
6. Возрождение централизованного египетского государства в эпоху Среднего царства. Правление XI—XIII династий (середина XXI—XVIII в. до н. э.).
7. II Переходный период (XIV—XVII династии, конец XVIII— начало XVI в. До н. э.). Ослабление Египта. Народные восстания. Захват Египта гиксосами.
8.
Расцвет египетской
9. III Переходный период (XXI династия, XI-—X вв. до н. э.). Упадок Египта.
10. Позднее царство. Египет под властью иноземных династий (XXII—XXV династии, XI—VIII вв. до н. э.). Возрождение Египта при саисской (XXVI) династии (VII —VI вв. до н. э.).
11. Завоевание
Египта Персией и включение
его в состав Персидской
Так же дается более упрощенная периодизация, где историю Египта делят на 4 периода.
1. Период Раннего царства (с 3100 по 800 г. до н.э.) - Иначе этот период называют эпохой царствования первых трех династий египетских фараонов,
14
2. Период Древнего, или Старого, царства, который качался около 2800 г. до н. э. и закончился в 2250 г. до н. э. Этот период включает в себя время царствования III и IV династий.
3. Период Среднего царства (около 2250-1700 гг. дон. э.) - эпоха царствования XI-XII династий египетских фараонов.
4. Период Нового царства (около 1575—1087 гг. до н. э.). время царствования XVIII-XX династий фараонов. 3. Периодизация истории Древнего Египта
Периоды между Древним, Средним и Новым царствами были отмечены постепенным спадом в хозяйственной и политической жизни Египта.
Египет Нового царства явился прообразом первой в мировой истории империи. Это было огромное разноплеменное государство, которое было создано путем завоеваний соседних территорий. В результате военных походов египетских фараонов Нового царства в состав Египетского государства вошли Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и другие богатые природными ресурсами области, но к концу эпохи Нового царства Египет приходит в упадок из-за оскудения политического и экономического могущества правящей династии.
Со временем некогда столь сильный в экономическом и военном плане конгломерат номов сам становится добычей завоевателей.
Первыми его территорию начали завоевывать персы, затем - римские войска. А в результате военных предприятий последних Египет в 30 г. до н. э. был включен в состав Римской империи.
15
Начало формирования государства.
Долина Нила и соседние с ней области (территория будущего Египетского государства) были рано освоены человеком. Здесь обнаружены остатки стойбищ палеолитических охотников и собирателей с очагами, костями животных и рыб и орудиями труда. Число кремниевых орудий некоторых из стоянок достигает нескольких тысяч. Такие стоянки найдены на территории Фаюмского оазиса, в Верхнем Египте и в ряде других мест. Культура каменного века достигла наибольшего развития в период верхнего палеолита (20—10 тыс. лет до н. э.). Древние обитатели долины Нила в это время изготовляли составные орудия из тонких пластин, вставлявшихся в костяные или деревянные рукоятки, добывали рыбу, собирали моллюсков и съедобные растения, охотились на диких зверей и птиц. Так, например, стойбище Ком-Омбо в течение почти 5 тыс. лет (15—10 тыс. лет до н. э.) служило базовым лагерем первобытной общине, охотившейся на диких быков и оленей, но добывавшей также газелей, гиппопотамов и различных птиц. Увеличивающееся население быстро освоило долину Нила и почти полностью использовало имевшиеся здесь готовые пищевые ресурсы. Все это вело к решающим переменам в жизни древнего человека. Плодородные почвы нильской долины, наличие дикорастущих злаков в соседних областях, в частности на Эфиопском нагорье, диких животных, поддающихся одомашниванию, благоприятствовали переходу древних людей к земледелию и скотоводству.
Этот переход происходил в период неолита, когда изготовление орудий из кремня и камня путем их различной обработки, в частности шлифования, достигло наибольшего совершенства. Самые древние из известных нам поселений неолитических земледельцев и скотоводов в долине Нила могут быть отнесены к рубежу VI—V тысячелетий до н. э.
16
Первые земледельческие общины. Разложение первобытнообщинных отношений (V— первая половина IV тысячелетия до н. э.)
Типичными памятниками земледельческих общин Нижнего Египта V тысячелетия до н. э. являются поселения, располагавшиеся по берегам Фаюмского озера. Жители фаюмских поселков разводили крупный и мелкий рогатый скот, а также свиней. Шла в пищу и рыба, которую ловили с помощью костяных гарпунов и удочек с костяными же крючками. Для хранения запасов зерна здесь использовались ямы, устланные циновками, урожай убирался жатвенными ножами, представлявшими собой кремневые пластины в деревянной рукоятке. Была известна уже глиняная посуда — характерная черта земледельческой культуры. Но лепные сосуды еще были грубыми и неуклюжими.
В Верхнем Египте приблизительно в то же время жили племена скотоводов-земледельцев, оставившие памятники тасийской культуры, преимущественно могильники. Эти племена возделывали пшеницу и ячмень, разводили мелкий рогатый скот и изготовляли глиняные сосуды с серой и черной поверхностью, иногда покрытые резным орнаментом. Тем не менее основными источниками пищи оставались охота и рыболовство. Продукты хранили в специальных, вылепленных от руки грубых горшках. Тасийцы жили родовыми общинами. Вполне вероятно, что к этому периоду относятся зачатки примитивного орошения.
На более высокой стадии развития находились наследовавшие тасийцам племена культуры Бадари (конец V— начало IV тысячелетия до н. э.). Они разводили уже не только мелкий, но и крупный рогатый скот, а собранные на полях урожаи ячменя и пшеницы хранили не только в сосудах, но и в закромах, обмазанных глиной. О значительности таких запасов, требовавших охраны от грызунов, свидетельствует появление домашней кошки. Землю
17
рыхлили мотыгой с кремневым наконечником.
Для задержания воды нильских разливов и орошения полей стали строить небольшие каналы. Охота и рыболовство сохраняли еще свое хозяйственное значение.
Дальнейший прогресс можно проследить в амратских комплексах (от названия современной деревни Амра), относящихся к первой половине IV тысячелетия до н. э. (первый додинастический период). Появились поселения, нередко укрепленные стенами, что является свидетельством концентрации населения и развития ирригационного земледелия, обеспечивающего египтянам прочную оседлость.
Информация о работе Древний Египет: история становления государства