Древний Китай

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 11:41, реферат

Краткое описание

Политические и правовые учения в строгом и специальном смысле этого понятия появились лишь в ходе довольно долгого существования раннеклассовых обществ и государств.
В теоретико-познавательном плане генезис политических и правовых учений (теорий) проходил в русле постепенной рационализации первоначальных мифических представлений.
В своем возникновении политико-правовая мысль повсюду у древних народов на Востоке и на Западе – у древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и др. – восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире.
На ранней стадии своего развития воззрения, условно именуемые как политические и правовые, еще не успели отделиться в относительно самостоятельную форму общественного сознания и в особую область человеческого знания и представляли собой составной момент целостного мифологического мировоззрения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....3
Понятие, сущность и функции политической идеологии…………...7
1.1. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока…………………………………………………………………………..10
1.2. Политико – правовая мысль Древнего Китая……………………...14
2. Наиболее влиятельные политические учения Древнего Китая……16
2.1. Даосизм………………………………………………………………16
2.2. Конфуцианство………………………………………………………19
2.3. Моизм………………………………………………………………...22
2.4. Легизм……………………………………………………………......26
Заключение………………………………………………………………..29
Список использованной литературы…………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат на тему-Древний Китай.docx

— 84.12 Кб (Скачать файл)

Легисты отказались от традиционных моральных трактовок политики и разрабатывали учение о технике отправления власти. Осуществляя эту переориентацию, Шан Ян руководствовался устремлениями служилой знати и зажиточных общинников, добивавшихся ликвидации патриархальных порядков. От политической теории они меньше всего ждали наставлений в добродетели. Им нужна была выверенная программа общегосударственных преобразований.

"Человеколюбивый, —  отмечал Шан Ян, — может оставаться человеколюбивым к другим людям, но он не может заставить других людей быть человеколюбивыми... Отсюда ясно, что одного человеколюбия или справедливости еще недостаточно, чтобы добиться хорошего управления Поднебесной". Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчеты.

Легисты придавали большое  значение обобщению опыта предшествующих правителей, экономическому обеспечению политики.

Еще одну особенность легизма  составили элементы исторического подхода к общественным явлениям. Поскольку частнособственнические интересы новой аристократии противоречили архаическим устоям общинной жизни, постольку ее идеологам приходилось апеллировать не к авторитету традиций, а к изменению социальных условий по сравнению с прошлым.

В противоположность даосам, конфуцианцам и монетам, призывавшим восстановить древние порядки, легисты доказывали невозможность возврата к старине. "Для того, чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности".

Хотя легисты были далеки от изучения действительных исторических процессов и, как правило, ограничивались простым противопоставлением современности прошлому, их исторические взгляды способствовали преодолению традиционалистских воззрений, расшатывали религиозные предрассудки и подготавливали тем самым условия для создания светской политической теории.

Идеологи легизма намечали провести обширный комплекс экономических и политических реформ.

В области управления предлагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников. Умный правитель, говорится в трактате "Шан цзюнь шу", "не потворствует смуте, а берет власть в свои руки, устанавливает закон и с помощью законов наводит порядок".

Намечалось также упразднить передачу должностей по наследству. На административные посты Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске.

Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоев в государственном аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих должностей. "Если в народе есть люди, обладающие излишками зерна, пусть им за сдачу зерна предоставляются чиновничьи должности и ранги знатности". Деловые качества при этом не учитывались. Шан Ян предъявлял к чиновникам лишь одно требование — слепо повиноваться государю.

Легисты считали необходимым  ограничить общинное самоуправление, подчинить семейные кланы и патронимии местной администрации. Не отрицая общинного самоуправления в принципе, Шан Ян выступал с проектами реформ (районирования страны, службы чиновничества на местах и др.), которые преследовали цель поставить граждан под непосредственный контроль государственной власти. Реализация этих проектов положила начало территориальному подразделению граждан в Китае. Предлагалось также установить единые для всего государства законы. Как и другие ранние легисты, Шан Ян не помышлял еще о полной замене обычного права законодательством. Под законом он понимал репрессивную политику (уголовный закон) и административные распоряжения правительства.

Отношения между властью  и народом Шан Ян рассматривал как противоборство враждующих сторон. "Когда народ сильнее своих властей — государство слабое; когда власти сильнее своего народа — армия могущественна". В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана. Шан Яну не известны представления о правах граждан, их законных гарантиях и т. п. Закон выступает у него средством устрашающего превентивного террора. За малейший проступок, убеждал Шан Ян, следует карать смертной казнью. Эту карательную практику должна была дополнить политика, направленная на искоренение инакомыслия и оглупление народа.

Высшей целью деятельности государя Шан Ян считал создание могущественной державы, способной объединить Китай путем захватнических войн. Легизм содержал наиболее полную программу централизации государства, и его рекомендации были использованы при объединении страны под властью императора Цинь Шихуана (III в. до н. э.).

Официальное признание учения в то же время имело крайне негативные последствия. Практическое применение легистских концепций сопровождалось усилением деспотизма, эксплуатации народа, внедрением в сознание подданных животного страха перед правителем и всеобщей подозрительности. Учитывая недовольство широких масс легистскими порядками, последователи Щан Яна отказались от наиболее одиозных положений и, наполняя легизм моральным содержанием, сближали его с даосизмом либо конфуцианством9.

 

Заключение

 

В данной работе мы раскрыли сущность  политической идеологии и правовых учений в государствах Древнего Востока,  изложили политико – правовую мысль Древнего Китая, осветили подробно наиболее влиятельные политические учения Древнего Китая.

В результате чего, пришли к  выводу, что политическая мысль Древнего Китая была сугубо приземленной, однако во всех взглядах отстаивается необходимость установления «жестоких» законов как главное средство управления.

Даосская мысль об управлении довольно проста: не надо мешать развиваться  народу, людям и не следует вносить  в гармонию страны свое личностное, указующее начало. На практике оказалось, что идеал правления государством через недеяние не осуществился. И  хотя часто правители привлекали ко двору даосских мудрецов и монахов, но они так и не прониклись идеей  единения и управления Благостью.

Лао-цзы уравнял два  понятия: «мудрец» и «правитель». Действительно, человеку, не познавшему Дао, нельзя доверить управление государством, это сакральное действо, сходное с функциями  самого Дао, только в меньшем масштабе. На истинного правителя распространяются качества мудреца. Он незаметен, нетребователен. Он ставит себя словесно ниже народа, когда  собирается встать над ним как  государь: «Лучший правитель - тот, о  котором народ не знает». Государь правит не через приказы, а через  умы, через «сердце народа». Мало того, он следует «сердцу народа», и тогда он оказывается «своим»  для каждого человека. Таким образом, правитель-мудрец может создать внутри своего государства общность, единство всех людей «внутри тела культуры».

Конфуций впервые в  истории Китая с помощью образа цзюнь цзы поднял значение бюрократии в системе управления и обществом  в целом. Бюрократия обязана была не только следить за соблюдением  правил (пи), но и воплощать их в жизнь на собственном примере. Именно она в конфуцианской модели государства являлась и толкователем и носителем правил. В этом одна из коренных причин большей значимости бюрократии в конфуцианской модели государства, нежели легистской, ибо там бюрократия была  скована законом и у нее не было такой свободы творчества в толковании законов, как у конфуцианских сановников в интерпретации правил. Можно предположить, что Конфуций вполне умышленно развязывал руки какой-то небольшой части управляющих из числа самых высших ее представителей, допустив их к толкованию правил. Таким образом, правитель и его ближайшее окружение всегда могли в удобное им время и в выгодном для них смысле истолковать определенное правило даже концепцию.

И также нужно заметить, что Конфуций, будучи сторонником  авторитарной системы, в то же время  был противником абсолютизации  императорской власти. Его модель государства свидетельствует о  том, что Конфуций стремился ограничить права императора. В этом, по-видимому, одна из причин возникновения концепции  благородного мужа — прообраза будущего “совершенного” бюрократа.

Главная цель, пронизывающая  концепцию Мо-цзы, — это принцип  «всеобщей любви»10. Всеобщая любовь понимается как любовь всех ко всем.  Эта любовь, по мнению Мо-цзы, может разрешить любые конфликты как в экономической, так и в политической сферах. Он видел в осуществлении этого принципа выход из политического и экономического хаоса. Кроме того, критикуя конфуцианство, Мо-цзы подчеркивал важность уважения талантов, самоуважения, ненападения. Он полагал, что все талантливые люди должны иметь возможность управлять страной вне зависимости от происхождения. Мыслитель выделял три основания успешного правления:  «Если мудрых не наделять высоким чином, то народ не будет уважать их. Если мудрым выдается небольшое жалованье, то народ не верит, что этот пост важен.  Если мудрым не давать в подчинение людей, то народ не будет бояться их».

Легизм и его противоборство с конфуцианством сыграли огромную роль в дальнейшей политической истории Китая. Хотя упования Шан Яна на полное огосударствление жизни общества все же не сбылись. Идея превращения человека в винтик государственного механизма была уже изначально утопичной. Гораздо болем жизнеспособными оказались морально-правовые идеи Конфуция и его многочисленных последователей.

В эпоху Хань (206 г. до н. э. v 220 г. н. э.) окончательно утвердилось  конфуцианство, дополненное идеями легизма, утверждается в качестве государственной религии Китая. Школа моистов постепенно отмирает. Даосизм, переплетаясь с буддизмом и местными верованиями, приобретает черты магии и со временем утрачивает влияние на развитие политической и правовой идеологии.

Официальным учением императорского Китая конфуцианство оставалось вплоть до Синхайской революции 1911-1913 гг.

Современные исследователи  китайской истории и культуры делают следующий вывод: идеологии  двух школ (конфуцианской и легистской) оказали решающее влияние на формирование теории государства и права Китая, теории, на основе которой строилась вся практика государственного управления страной вплоть до XX века. 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Александрова О.И., Долбунов Н.Н. История политических и правовых учений, учебно-метод. пособие , Санкт-Петербург, 2009

2. Блинников Л.В., Краткий словарь философских персоналий,                                  г. Новосибирск / 2010 г./ редакция: Мандрик  Р.А.-360с.

3. Кузищин В.И., История Древнего Востока, издание третье пер. и дополн., Москва «Высшая школа», 2003

4. Лейст О.Э., История политических и правовых учений. Учебник/ Под ред. доктора юрид. наук, профессора. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2009 — 688 с

5. Шумаева О. Л. История политических и правовых учений, серия: Шпаргалка; Экзамен, 2008 г., 32 стр.

6. Юрчук B.C., История политических и правовых учений, изд-во: МИЭМП

2010 – 187с.

7. Национальный интернет портал Республики Беларусь, /Электронный ресурс/ Политология/  Брест, 2011г.,  http://library.tuit.uz/skanir_knigi/book/politologiya_3/polit_5.htm

8. Китай - история и современность /Древний Китай/,  интернет-ресурс - http://tokitay.ru/

9. Интернет–альманах «Все о Китае»/Путешествие во времени и пространстве/ http://www.china-voyage.com/2010/

10. Крупнейший сборник онлайн словарей, http://www.onlinedics.ru/slovar/

 

 

1 Национальный интернет портал Республики Беларусь, /Электронный ресурс/ Политология -  Брест, 2011г,  http://library.tuit.uz/skanir_knigi/book/politologiya_3/polit_5.htm

2 История политических и правовых учений. Учебник/ Под ред. доктора юрид. наук, профессора О.Э. Лейста. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2009 г. — 688 с.

3 История политических и правовых учений. Учебник/ Под ред. доктора юрид. наук, профессора О.Э. Лейста. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2009 г. — 688 с.

4 Юрчук B.C., История политических и правовых учений, изд-во: МИЭМП,  2010 – 187с.

5 Крупнейший сборник онлайн словарей, http://www.onlinedics.ru/slovar/

6 История политических и правовых учений. Учебник/ Под ред. доктора юрид. наук, профессора О.Э. Лейста. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2009 г. — 688 с.

7 История политических и правовых учений. Учебник/ Под ред. доктора юрид. наук, профессора О.Э. Лейста. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2009 г. — 688 с

8 История политических и правовых учений. Учебник/ Под ред. доктора юрид. наук, профессора О.Э. Лейста. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2009 г. — 688 с

9 История политических и правовых учений. Учебник/ Под ред. доктора юрид. наук, профессора О.Э. Лейста. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2009 г. — 688 с

10 Краткий словарь философских персоналий, г. Новосибирск | 2010 г. Автор: Блинников Л.В. Редакция: Мандрик Р.А.-360с.


Информация о работе Древний Китай