Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 06:01, доклад
Екатерина II является одной из наиболее значимых фигур в истории России. Её царствование – одно из замечательнейших в русской истории; и светлые и тёмные стороны его имели огромное влияние на последующие события, особенно на умственное и культурное развитие страны. Реформы, проведённые Екатериной II, имели большое значение в развитии России, а сильная внешняя политика и огромные военные успехи укрепили Российскую Империю как великую державу. Недаром её назвали Екатериной Великой.
Введение. 3
1. Личность Екатерины II и первые годы правления. 4
2. “Просвещённый абсолютизм” Екатерины II. 10
Заключение 15
Список используемой литературы 16
Содержание
Содержание 2
Введение. 3
1. Личность Екатерины
II и первые годы правления. 4
2. “Просвещённый
абсолютизм” Екатерины II. 10
Заключение 15
Список используемой
литературы 16
Введение.
Екатерина II является
одной из наиболее значимых фигур
в истории России. Её царствование
– одно из замечательнейших в русской
истории; и светлые и тёмные стороны
его имели огромное влияние на
последующие события, особенно на умственное
и культурное развитие страны. Реформы,
проведённые Екатериной II, имели
большое значение в развитии России,
а сильная внешняя политика и
огромные военные успехи укрепили Российскую
Империю как великую державу.
Недаром её назвали Екатериной Великой.
В наше политически
и экономически нестабильное время
очень сложно выбрать правильный
путь развития страны, ответ на вопрос
о правильной дороге в нашей истории,
которая, как известно, повторяется,
а именно в деятельности Екатерины
II скрыто руководство к действию
будущих правителей.
Прежде всего, в
первой части хотелось бы рассказать
о личности Екатерины II, о её приходе
к власти и первых годах правления.
Во второй части
рассказать о тех делах Екатерины
II, из-за которых время её правления
названо “просвещённым
1. Личность Екатерины
II и первые годы правления.
Екатерина II родилась
21 апреля 1729 г. в Штеттине. Урожденная
Софья Фредерика Августа
В Штеттине Екатерина
II провела и детство. Воспитание
её было поручено случайным гувернанткам
и учителям, преподававшим Закон
Божий, немецкий язык, чистописание, музыку
и танцы. Впоследствии Екатерина
с уважением вспоминала учителя
немецкого языка Вагнера и
гувернантку Кардель, умную и
добрую, по словам Екатерины, “знавшую
многое, ничему не учившись”. Под влиянием
Кардель воспитанница познакомилась с
французской литературой.
Несмотря на недостаточное
образование, Екатерина II на многих производила
впечатление развитой и многообещающей
девочки. Свои богатые природные
дарования ей пришлось проявить вскоре
по приезде в Россию, и она вполне
сумела расположить к себе всех,
кому приходилось встречаться с
ней.
Когда Елизавета
Петровна выбрала Екатерину невестой
для своего племянника Петра Фёдоровича,
ей было всего 14 лет. 21 декабря 1743 года
её мать получила от Брюммера письмо с
приглашением, от имени Елизаветы, приехать
с дочерью в Петербург. В письме
был намёк и на цель приезда. Вместе
с тем на путевые расходы из
Петербурга было прислано 10000 рублей. Родители
Екатерины были очень обрадованы
браком будущего русского императора
с их дочерью. Затруднение вызвал
вопрос о перемене вероисповедания,
но отец Екатерины, сначала убеждавший
дочь не менять веры, под конец уступил.
Он написал для дочери ряд наставлений,
которые и вручил ей перед отъездом.
Эти наставления, немного белья,
да ещё четыре платья составляли всё
приданое Екатерины.
30 декабря 1743 года
Екатерина выехала, вместе с
матерью, из Цербста. С этого
дня она больше никогда не
видела ни родины, ни отца и
братьев. 3 февраля они прибыли
в Петербург, а 6-го выехали
в Москву, где в это время жила Елизавета
вместе с двором; в Москве они были 9-го
вечером. Тотчас же по приезду, их посетил
сам Пётр Фёдорович, а вслед за ним явился
камергер, передавший от имени императрицы,
что чем скорее они будут у Её Величества,
тем приятнее для неё. Миловидная принцесса
всем при дворе очень понравилась, а сама
Елизавета Петровна, по словам одного
очевидца этой встречи, была от Екатерины
в восхищении. Обе стороны остались довольны
друг другом, и вопрос о бракосочетании
принцессы с Петром Фёдоровичем скоро
был решён. Уже через 9 дней после приезда
в Москву, мать Екатерины писала мужу,
что отныне их дочь – невеста будущего
русского царя.
День бракосочетания
не был назначен, поскольку Елизавета
решила сначала перевоспитать невесту
для жизни в России. К принцессе
назначили двух учителей: по русскому
языку Ададурова, по Закону Божьему
Симона Тодорского. Екатерина проявила
исключительное прилежание в усвоении
учебных предметов. Русский язык
был для неё очень труден, и
она настойчиво употребляла всё
свободное время на заучивание русских
слов и фраз; просыпаясь ночью, она
повторяла то, что учила днём.
15-ти летняя девушка твёрдо поставила
себе цель сделаться вполне русской
и забыть своё немецкое происхождение.
Хотя, как говорят, она до конца
жизни говорила с акцентом. В этом
у Екатерины нельзя не видеть удивительное
для таких юных лет понимание
своего положения и глубокую проницательность.
При каждом удобном
случае Екатерина старалась показать
свою любовь к русскому языку, русским
обычаям и православной вере. Особенно
расположил всех следующий случай.
В марте 1744 года она простудилась
и опасно заболела. Когда её положение
казалось безнадёжным, мать предложила
ей пригласить лютеранского пастора. Но
Екатерина пожелала видеть только своего
православного законоучителя, с
которым и беседовала. После выздоровления
она стала брать уроки Закона
Божия почти ежедневно, и 28 июня 1745
года было совершено её присоединение
к православию, при чём она без малейшей
запинки наизусть прочла православный
символ веры. 29-го она была обручена с Петром
Фёдоровичем и получила титул Императорского
Высочества. Предстояло бракосочетание.
Но в начале 1745 года великий князь захворал
оспой. Когда после выздоровления Екатерина
увидела его, то едва узнала своего жениха:
так его изменила болезнь, и физически
и духовно. 21 августа 1745 года состоялось
бракосочетание, отпразднованное с небывалой
пышностью.
Екатерина II была довольно
сложной и безусловно незаурядной личностью.
С одной стороны она - приятная и любвеобильная
женщина, с другой - крупнейший государственный
деятель. С раннего детства ею был усвоен
житейский урок - хитрить и притворяться.
Но при всех способностях приспосабливаться
великой княгине приходилось тяжело: имели
место нападки со стороны императрицы
Елизаветы Петровны и пренебрежение со
стороны мужа Петра Фёдоровича. Самолюбие
её страдало. Тогда Екатерина обратилась
к литературе. Обладая недюжинными способностями,
волей и трудолюбием, изучила русский
язык, много читала, приобрела обширные
познания. Она прочитала много книг: французских
просветителей, античных авторов, специальные
труды по истории и философии, сочинения
русских писателей. В итоге Екатерина
II усвоила идеи просветителей об общественном
благе как высшей цели государственного
деятеля, о необходимости воспитания и
просвещения подданных, о главенстве законов
в обществе.
В 1754 году у Екатерины
родился сын Павел Петрович, будущий
наследник русского престола. Но ребёнка
взяли от матери в апартаменты
императрицы.
В декабре 1761 года скончалась
императрица Елизавета
Екатерина II отличалась
огромной работоспособностью, силой
воли, целеустремлённостью, храбростью,
хитростью, лицемерием, неограниченным
честолюбием и тщеславием, в общем,
всеми чертами, характеризующими “сильную
женщину”. Она могла подавлять свои эмоции
в угоду развитому рационализму. Ей был
присущ особый талант завоёвывать общие
симпатии.
Екатерина II медленно,
но верно, продвигалась к русскому престолу,
и, в итоге, отняла власть у мужа.
Вскоре после воцарения непопулярного
среди родового дворянства Петра III,
опираясь на гвардейские полки, свергла
его.
28 июня 1762 года от
лица Екатерины был составлен
манифест, говорящий о причинах
переворота, о возникшей угрозе
целостности отечества. 29 июня Петр
III подписал манифест о своем
отречении. Новой императрице
с готовностью присягнули не
только полки гвардии, но и
Сенат и Синод. Несмотря на
то, что Россия устала от
Екатерина II начала
царствование отменой многих распоряжений
Петра III. Домовые церкви были открыты,
вербовка охотников в голштинские
войска отменена, монастырям возвращено
недвижимое имущество. Эти, и многие
другие меры вызвали общее расположение
к Екатерине.
В первые годы царствования
Екатерина II напряженно искала пути утверждения
на троне, проявляя при этом крайнюю
осмотрительность. Решая судьбу фаворитов
и фавориток предшествующего
царствования, Екатерина проявила великодушие
и снисходительность. Она остерегалась
рубить сплеча. В итоге многие действительно
талантливые и полезные государству люди
остались на своих прежних должностях.
Екатерина любила и умела ценить заслуги
людей. Она понимала, что ее похвалы и награды
заставят людей еще усерднее трудиться.
В начале царствования
Екатерина еще не освоилась с
новой для себя ролью и либо
продолжала претворять в жизнь политику,
намеченную в предшествующее время,
либо завершала ее. Отдельные новшества
императрицы носили частный характер
и не давали оснований относить царствование
Екатерины к разряду выдающихся
явлений в отечественной
Екатерина не без
основания указывала на довольно
затруднительные
Сразу после воцарения
Екатерины была заметна кипучая
деятельность в государственном
организме. При этом во всех отношениях
выказывалось личное участие императрицы
в решении всевозможных вопросов.
С момента восшествия
на престол и до коронации Екатерина
II участвовала в 15 заседаниях Сената,
и небезуспешно. В 1963 году Сенат был
реформирован: он был разделен на шесть
департаментов со строго определенными
функциями и под руководством
генерал-прокурора, назначаемого монархом,
стал органом контроля за деятельностью
государственного аппарата и высшей судебной
инстанцией. Сенат лишился своей главной
функции - законодательной инициативы,
она фактически перешла к императрице.
Смерть Иоанна Антоновича
5 июля 1764 года избавила Екатерину от
страха за будущее своего трона. Теперь
ее честолюбие могло быть удовлетворено
реализацией собственных
Трудно перечислить
все, что сделала Екатерина II для
пользы и славы России. Еще проживая
в Москве, после коронации, она
ознаменовала начало царствования великим
и добрым делом: основала так называемый
Воспитательный Дом. В этом доме находили
приют дети, оставленные родителями.
До этого времени брошенные дети либо
погибали от голода и холода, либо вырастали
в нищете и невежестве. Только немногие
попадали к добрым людям, которые доводили
их до ума. В Воспитательном Доме детей
не только кормили, поили, одевали, но и
учили. Из “дома” они выходили уже самостоятельными
людьми, способными приносить пользу себе
и отечеству. Вскоре такой же дом был открыт
в Петербурге.