Елизавета Петровна (1741 – 1761 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 09:28, реферат

Краткое описание

Данная работа посвящена развитию культуры в годы царствования российской императрицы Елизаветы Петровны (1741 – 1761 гг.). Актуальность этой темы заключается в необходимости более точно прояснить значение культурных изменений в России после эпохи Петра I и закрепившихся в общественной жизни во время правления Елизаветы Петровны.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 34.38 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Данная работа посвящена развитию культуры в годы царствования российской императрицы Елизаветы Петровны (1741 – 1761 гг.). Актуальность этой темы заключается  в необходимости более точно  прояснить значение культурных изменений  в России после эпохи Петра  I и закрепившихся в общественной жизни во время правления Елизаветы Петровны. Научная важность поставленной проблематики определяется хронологической параллельностью и существенным совпадением “культурной революции” в России в XVIII в. и эпохи Просвещения в Западной Европе. Поэтому непосредственной целью предлагаемого исследования будет рассмотрение культурного сдвига в России, вызванного петровскими реформами и тесно взаимосвязанного с просветительской культурой и наукой западноевропейского общества того времени. В процессе изучения культурных явлений елизаветинской эпохи (наука и образование, религия, архитектура, музыка, живопись, народная культура и быт и т. д.) мы попытаемся выявить характерные черты духовной жизни русского народа этого “переломного” времени, сочетание и взаимосвязь в ней национального и интернационального, общеевропейского и специфически российского. В соответствии с этими задачами и будет построено изложение материала в главах представленной работы. Особое внимание будет также уделено рассмотрению “общественно-политического фона” культурной эволюции России при императрице Елизавете Петровне, что позволит оценивать ее феномены не изолированно, а в совокупности с другими сферами социальной жизни (включая субъективный фактор общественной деятельности в лице выдающихся деятелей данной эпохи).

 

Таким образом, данная работа является попыткой комплексного изучения культурной жизни периода правления Елизаветы  Петровны, рассматриваемой в контексте  развития всей российской культуры в  XVIII в. с ее “дерзким” новаторством и традиционалистски консервирующей преемственностью.  

 

 

          I Основные черты социальной и культурной жизни России в середине XVIII века

 

1.1. Российская  империя в эпоху правления  Елизаветы Петровны

 

Эволюция  культуры эпохи Елизаветы Петровны оказалась тесно связанной с  культурным развитием России в первой четверти XVIII в. и, прежде всего, с мощнейшим процессом ее “европеизации”, предпринятой Петром I. Метафорически этот процесс можно назвать “прорубанием окна в Европу”, а реально он выражался в строительстве новой столицы Санкт-Петербурга на берегах Балтийского моря, названной символически “Окном в Европу”. Новая столица России явилась символом европеизации страны в противовес старой столице Москве, олицетворявшей собой прежнюю “московскую старину”. “Европеизация” выразилась в широком заимствовании западноевропейских образцов во всех сферах жизнедеятельности общества и, в первую очередь, в сфере быта и культуры. Российская культура первой четверти XVIII в. развивалась под влиянием трех взаимосвязанных процессов, истоки которых проявились еще в предшествующем столетии: происходило дальнейшее обмирщение культуры, усиливалось личностное начало, наконец, преодолевалась ее национальная замкнутость. “Но, отмечая преемственность культуры петровского времени с культурой XVII в., следует подчеркнуть”, - пишут Н.И. Павленко, В.Б. Кобрин, В.А. Федоров, - “что это было не плавное развитие, лишенное качественных сдвигов, а скачок, сопровождавшийся появлением многочисленных новшеств.”

Царствование  императрицы Елизаветы Петровны представляет блестящую эпоху в  российской  истории. Как отмечает К. Валишевский: “ Она была дочерью  Петра Великого. Родившись вдали  от трона, она была вознесена на него, потому что в ее жилах текла  кровь величайшего из русских  и одного из самых замечательных  людей, когда-либо существовавших. В  силу своего происхождения от Петра  Великого и, несмотря на выдающееся участие  иностранцев в ее восшествии на престол, ее царствование ознаменовалось, между  регентством Бирона или Анны Леопольдовны и правлением Екатерины Ангальт-Цербстской, таким расцветом национального чувства, какое России  не скоро еще пришлось пережить.”

  Для подобного утверждения были определенные основания, хотя это было время дворцовых переворотов, сотрясавших один за другим российский императорский двор. Сама Елизавета Петровна пришла к власти в результате дворцового переворота в ночь с 24 на 25 ноября 1741 г. В 2 часа ночи этого дня Елизавета в сопровождении преданных ей Братьев Шуваловых, Воронцова и лейб-хирурга Лестока появилась в казармах Преображенского полка и, напомнив солдатам, что она – дочь Петра Великого, приказала им следовать за собой. Гвардейцы восторженно присягнули новой императрице и по ее указанию арестовали и отправили в крепость Анну Леопольдовну, Антона Ульриха, Левенвольда, Остермана, Миниха, вице-канцлера Головкина и самого младенца-государя Ивана Антоновича, представителя Брауншвейгской семьи. В тот же день был издан краткий манифест о восшествии на престол Елизаветы Петровны. В манифесте сторонники и виновники немецкого засилья при русском дворе в годы правления Анны Ивановны (“Бироновщина”) и регентства Анны Леопольдовны обвинялись в заговоре, они должны были нести заслуженное наказание. Начался отъезд иноземцев из России, особенно немцев. Короновалась царица 25 апреля 1742 г. в Москве.

В целом  для правления Елизаветы Петровны характерен ряд очень важных положительных  сторон. Она, прежде всего, решительно покончила с пронемецким режимом  в системе управления государством и призвала к деятельности новое  поколение русских людей, не делая  при этом различия между знатными вельможами и мелкопоместными дворянами. Елизавета Петровна неизменно оставалась патриоткой в самом лучшем смысле этого слова и постоянно покровительствовала  всему национальному. Правление  Елизаветы Петровны было достаточно гуманным для того времени и лишено оголтелой антииностранной ксенофобии (абсолютное отрицание всего иноземного). Перестала свирепствовать Тайная канцелярия, отошла в прошлое ужасная и  бессмысленная практика “слова и  дела государева”. Императрица не только не подписала ни одного смертного  приговора, но и отменила фактически в России смертную казнь и остановила массовую практику изощренных пыток  и истязаний, процветавших во времена  Бирона.

 

Новая императрица  упразднила Кабинет министров, восстановила Главный магистрат, ликвидированный  Верховным Тайным Советом. Были восстановлены  также Мануфактур – и Берг-коллегии, слитые ранее с Коммерц-коллегией  под тем предлогом, что “одно  дело в разных руках обретается”. Было объявлено также о том, что  Сенату возвращается вся полнота  власти, которой он располагал в  петровское время. Все эти факты  свидетельствуют о том, что Елизавета  Петровна действительно серьезно стремилась ориентироваться на некоторые образцы  властвования своего отца, подчеркивая  тем самым некую преемственность  с ним. Однако и Елизавета Петровна не могла обойтись без учреждения, несколько напоминавшего Верховный  Тайный Совет  и Кабинет министров, - во время Семилетней войны возникло постоянно действовавшее совещание, стоявшее над Сенатом и названное  Конференцией при высочайшем дворе. В работе Конференции участвовали  руководители военного и дипломатического ведомств, а также лица, специально приглашенные императрицей.

То есть, мы можем констатировать, что в  вопросах устройства государственного управления Елизавета Петровна стремилась вернуться к началам своего отца. Однако добиться в этом деле желаемых результатов в полной мере ей не удалось. И в первую очередь ее методы управления были лишены моментов деспотизма и жестокости, характерных  для Петра I. Пожалуй, Елизавета Петровна явилась одной из самых романтических фигур в ряду властвовавших в том веке российских государынь, правление которых можно определить как женодержавие, сочетающееся с господством многочисленных фаворитов противоположного пола.

Двадцатилетнее  царствование Елизаветы Петровны оказалось  одним из самых спокойных, мирных и не жестоких в истории России, по крайней мере в XVIII веке. Внутренняя политика Елизаветы отличалась стабильностью и нацеленностью на рост авторитета государственной власти. По целому ряду признаков заметно, что курс взятый императрицей был первым шагом к политике просвещенного абсолютизма. В области внешней политики правительство Елизаветы в общем держалось пути, отчасти указанного Петром Великим, отчасти зависящего от складывающейся международной обстановки и от тогдашнего положения главнейших западноевропейских государств. Культурная политика Елизаветы Петровны как бы в концентрированном виде выразила программу, включающую двоякого рода движение – центростремительное к России и центробежное из нее, то есть одновременно ориентация на  московскую старину, на национальные ценности (поиск национальной идеи) и продолжение с некоторыми корректировками “европеизации”, начатой Петром I в начале век

 Не только исторические события и искреннее желание Елизаветы вернуться назад – к порядкам отца, но и само то время царствования императрицы повлияли на культурную жизнь ее эпохи, ведь само по себе елизаветинское двадцатилетие – это эпоха выбора, эпоха великих возможностей. Все это, откладывая отпечаток друг на друга, влияло на ход культурной жизни.  

 

  

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 3. Культурная  европеизация России во времена  Елизаветы Петровны

 

Вступив на трон, императрица Елизавета стремилась во многом восстановить порядки Петра  Великого, но при этом делала все  на свой лад. В первую очередь она  устранила  от дел многих влиятельных  иностранцев и передала возможную  власть в руки русских вельмож, которые  по ее мнению уже  достаточно европеизированы  и готовы управлять государством и обществом  не хуже иностранных  чиновников, приглашенных в свое время  в Россию. Елизавета Петровна восстановила в правах Сенат, укрепила положение  Священного Синода  и православного  духовенства в целом (как бы подчеркивая  свою преемственность с московской стариной), посадила в управлении своих  доверенных лиц из числа русских  людей и дала им право законодательствовать. Из числа приближенных Елизаветы  Петровны  особенно выделялись графы  Разумовские, графы Шуваловы, Воронцовы, канцлер Бестужев-Рюмин. Все эти  факторы сказались на характере  и общем направлении культурного  развития Российского государства. Теперь процесс культурной европеизации  находился в руках широкообразованных  в европейском духе людей, одновременно с этим патриархально воспитанных  и не порвавших своей   связи  с тысячелетней национальной русской  культурой. Как правило, все они  были русскими по национальности, во многом близкими по духу самой Елизавете  Петровне, разделявшими ее культурные пристрастия. Поэтому, культурная европеизация при Елизавете Петровне явственно  носила  отпечаток ее личности. И  как мы уже отмечали  явную  двойственность натуры Елизаветы Петровны, выше указанной  В.О. Ключевским как  натуры одновременно  современно европейски образованной и патриархально православно  воспитанной, что и сказалось  на характере и направленности культурной европеизации  России в этот период.

 

Процесс культурной европеизации, проводившийся Елизаветой, протекал по форме в основном путем, предписанным рукой Петра I, но с некоторой корректировкой. Прежде всего, она проявилась в удалении или постепенном вытеснении (численном, фактическом) иностранцев, но не самих западных достижений, перенимавшихся со времени Петра Великого. Были убраны наиболее одиозные иноземцы, скомпрометировавшие себя в годы “бироновщины”, а не сами иностранные заимствования. Культурная политика Елизаветы удовлетворяла настроениям европеизировавшегося дворянства (тем, что она следовала заветам отца, но отказалась от его деспотических методов) и интересам православного духовенства (тем, что Елизавета и ее Сенат большое внимание оказывали церковному благочинию). В целом культурная европеизация в елизаветинскую эпоху отличалась гораздо большей гибкостью, плавностью, эволюционностью в отличие от довольно резкого, даже грубо насильного, революционного культурного переворота Петра I. Символом попытки Елизаветы “примирить” старину и новь являлись частые поездки ее и двора из новой столицы Санкт-Петербурга в старую столицу Москву. Это была своего рода политика “культурного лавирования”, предпринятая с целью стабилизировать социально-культурную ситуацию в стране и по возможности сгладить накопившиеся противоречия (это делалось в угоду императрице, которая постоянно опасалась дворцовых переворотов).

 

Обо всем сказанном  свидетельствуют слова прусского  короля Фридриха II в политическом манифесте 1752 г.: “Россией управляет чувственная женщина, которая предоставила государственные дела министру подкупленному иностранцами(ориентация на французов – Авт.). Во внутренней политике эта женщина неумело укрепляет власть духовенства и освобождает его от налогов, которыми обложил его Петр I. Она расстраивает финансы беспорядочным хозяйствованием, а также своими расходами, потому что отсутствует дисциплина и, прежде всего, потому что она увольняет иностранных офицеров (имеется в виду немцев – Авт.)”.

 

Приведенные слова Фридриха II имеют под собой реальную почву так как, говоря точно: “Что касается общего характера жизни тогдашнего образованного общества, то время Елизаветы характеризуется сменой немецкого влияния, господствовавшего в предшествующую эпоху, французским культурным влиянием: французские моды, французский язык, французская литература начинают в эту пору завоевывать русское образованное общество для того, чтобы окончательно восторжествовать в нем в эпоху Екатерины”. Культурная переориентация на Францию в середине XVIII в. вполне объясняется личным воспитанием Елизаветы Петровны и в целом общим изменением духовного климата в Европе этого времени, находящегося уже под влиянием интеллектуального расцвета французских просветителей.

Двадцатилетнее  царствование Елизаветы Петровны оказалось  одним из самых спокойных, мирных и не жестоких в истории России. На этом основании и базировалось развитие культуры России того времени. Постепенность и эволюционность ее развития связаны со стабильностью  политического положения страны в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Развитие культуры в 40 – 60 – е гг. XVIII в. в годы правления Елизаветы Петровны

 

2.1. Наука  и образование

Дальнейшее  развитие при Елизавете Петровне получили наука и образование, приобретшие  первоначальный толчок во времена Петра  Великого. Особенно отчетливо это  заметно в организации российской науки.

Центром научной мысли становится Академия наук, созданная в Санкт-Петербурге в 1724 – 1725 гг. Членами Академии наук были как иностранцы, так и русские  ученые. Ее первыми членами были иностранные ученые, среди которых  было немало крупных знатоков своего дела. Российская Академия наук учреждалась  по типу иностранных и во многом не уступала им. Академикам предоставлялись  хорошие условия: высокий денежный оклад, квартира, дрова, свечи, проезд в  Россию за счет казны.

Информация о работе Елизавета Петровна (1741 – 1761 гг.)