Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:04, реферат
ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО. Первое жизнеописание князя Александра Ярославича Невского (1221—1262) было составлено, как считают ученые, в 80-е гг. XIII в. книжником Владимирского Рождественского монастыря. Здесь было погребено тело князя, и в конце XIII в. началось его почитание как святого. В списках Ж. не имеет устойчивого заголовка и называется “Повесть о житии и храбрости”, “Слово о великом князе”, “Житие блаженного великого князя”. Автор Ж. называет себя современником Александра, “самовидцем” его жизни и создает жизнеописание князя по своим воспоминаниям и рассказам его соратников.
ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО. Первое жизнеописание князя Александра Ярославича Невского (1221—1262) было составлено, как считают ученые, в 80-е гг. XIII в. книжником Владимирского Рождественского монастыря. Здесь было погребено тело князя, и в конце XIII в. началось его почитание как святого. В списках Ж. не имеет устойчивого заголовка и называется “Повесть о житии и храбрости”, “Слово о великом князе”, “Житие блаженного великого князя”. Автор Ж. называет себя современником Александра, “самовидцем” его жизни и создает жизнеописание князя по своим воспоминаниям и рассказам его соратников.
Ж. Александра — это не биография, в которой полно, подробно, последовательно повествуется о всей жизни князя. Автор отбирает только самые значительные события (битва со шведами на Неве, освобождение Пскова, Ледовое побоище, поход в литовские земли, дипломатические отношения с Ордой и папой римским), которые воссоздают героический образ князя-воина, доблестного полководца и мудрого политика. С. исторической точки зрения в Ж. много неточностей. Например, шведский король не принимал участия в походе 1240 г. и битве на Неве, во время набега на Суздальскую землю в 1252 г. ханом Золотой Орды был Сартак, а не Батый. В Ж. нет ни одной даты, события порой описываются без необходимой конкретизации: из Ж. не сразу ясно, кто такой “король страны Римской из полуночной земли”, о каком городе, построенном некими “от Западной стороны”, идет речь и т. д. Но не эти подробности были важны для автора, а впечатление, производимое его героем. История и сама деятельность Александра Ярославича в Ж. предстает в преображенном виде, не столько в своих конкретных проявлениях и событиях, сколько в вечной сущности, не в житейских подробностях, а в житийном облике.
В Ж. много канонического,
традиционного для этого жанра.
Следуя канонам жития, автор начинает
свое повествование с
“Услышав о доблести Александра, король страны Римской из северной земли...” — так начинается рассказ о Невской битве. Автор не упоминает, что в это время (1240 г.) Александру было всего 19 лет, современники это хорошо знали (см.: Кучкин В. А. О дате рождения Александра Невского // Вопросы истории.— 1986.—№2.—С. 174—176). В Ж. изображается зрелый муж, о котором послы других стран говорят: “Прошел я страны и народы, но не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей”. Александр узнает о том, что шведы пришли в Неву, “пыхая духом ратным”, “шатаясь от безумия”, угрожая: “Если можешь, защищайся”. Он разгорается сердцем, выступает в поход с малой дружиной, в бою “на лице самого короля оставляет след своего копья”. Прекрасна речь князя, обращенная к дружине, лаконичная, суровая, мужественная: “Не в силе Бог, но в правде”. Решителен, храбр Александр и в битве на Чудском озере. Князь не может снести похвальбы немцев: “Покорим себе славянский народ!” Он освобождает Псков, воюет немецкие земли, воплощая собою возмездие за гордость и самонадеянность врагов. Они пришли, хвастаясь: “Пойдем и победим Александра, и захватим его”. Но гордые рыцари были обращены в бегство и взяты в плен, и “вели босыми подле коней тех, кто называет себя “божьими рыцарями”. Как и в описании сражения на Неве, автор не дает подробной картины битвы, только несколько образов, которые помогают представить, какой жестокой была сеча: “Казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью”. Слава о победах Александра разнеслась повсюду. “И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима”.
Во всем подобны князю и его воины. Автор Ж. включает в описание битвы на Неве рассказ о шести храбрецах, которые бились, “не имея страха в сердце своем”. У каждого из шести свои ратный подвиг. Так, например, новгородец Миша потопил три шведских корабля, Сава обрушил шатер великий златоверхий, Сбыслав Якунович бился одним топором так, что все дивились силе его и храбрости. Ученые считают, что в этом рассказе о шести храбрецах отразилось устное предание о битве на Неве или дружинная героическая песня. Чтобы передать величие духа и красоту мужества, автор обращается не только к русским эпическим традициям, но и библейским. Воины Александра сравниваются в своей храбрости и стойкости с воинами царя Давида, сердца их как сердца львов, они исполнены духа ратного и готовы положить свои головы за князя. Библейские сравнения и аналогии стали одним из главных элементов художественной системы Ж. Деяния князя осмысляются в сопоставлении с библейской историей, и это придает жизнеописанию особую величавость и монументальность. Постоянные уподобления и упоминания о Давиде, Езекии, Соломоне, Иисусе Навине и самого Александра возвышают до библейского героя. Указания на помощь свыше (явление Бориса и Глеба Пелгусию перед Невской битвой, чудесное избиение шведов ангелами за рекой Ижорой, помощь Божия полка в сражении на Чудском озере) убеждают, в особом покровительстве Александру божественных сил.
Как умный политик и
дипломат предстает Александр Невский
во взаимоотношениях с Ордой и
папой римским. Достойно, учено и
мудро звучит ответ мужей Александра
послам папы. Перечислив основные этапы
в истории человечества и христианства,
они завершили его словами: “А
от вас учения не примем”. Описание
взаимоотношений с Ордой должно
убедить, что на Руси остались князья,
мужество и мудрость которых могут
противостоять врагам Русской земли.
Победы Александра внушают страх
восточным народам, жены татарские
пугают своих детей его именем.
Даже Батый признает величие Александра:
“Истину мне сказали, что нет
князя, подобного ему”. И это помогает
Александру “отмолить” русские полки
от участия в походах монголо-
Взволнован и лиричен рассказ о смерти князя. Автор не в силах сдержать своих чувств: “О горе тебе, бедный человече!.. Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами, как не вырвется сердце твое вместе с корнем!” Смерть князя всеми воспринимается как величайшее горе. “Уже зашло солнце земли Суздальской!”—говорит митрополит Кирилл (Александр умер великим князем Владимирским), “Уже погибаем!” — вторит ему весь народ. Рассказ о чуде, когда Александр как живой простирает руку и принимает грамоту из рук митрополита,— кульминация в этом возвышенном, приподнятом повествовании “о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра”. И. П. Еремин назвал Ж. “восторженной данью светлой памяти князя”. Не точные исторические сведения хотел сообщить о князе автор, а воодушевить лицезрением мужественной красоты, праведности и милосердия.
Все исследователи отмечают
литературную одаренность автора Ж.,
его ученость. Среди литературных
источников, к которым обращался
составитель Ж., “История иудейской
войны” Иосифа Флавия, “Хронографическая Александрия”
Ж. Александра Невского, написанное в 80-е гг. XIII в., явилось основой для всех последующих редакций памятника в XIV—XVI вв. (их более десяти). На долгое время Ж. стало образцом для княжеских жизнеописаний и воинских повестей, его влияние ощутимо в “Повести о Довмонте”, в “Сказании о Мамаевом побоище”, в “Слове о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича Донского” и многих других произведениях древнерусской литературы.
Изд.: Мансикка В. Житие Александра Невского: Разбор редакций и текст.— СПб., 1913 (ПДП, № 180), Житие Александра Невского / Подг. текста, перевод и примеч. Ю. К. Бегунова // Изборник (1969).— С. 328—343, 739—742; Житие Александра Невского / Подг. текста, перевод и комм. В. И. Охотниковой // ПЛДР: XIII век.— М., 1981.— С. 426—439, 602—606, Повесть о житии Александра Невского / Подг. текста, перевод и примеч. В. И. Охотниковой // Воинские повести Древней Руси — С. 120—135, 474—476.
Лит.: Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века: “Слово о погибели Русской земли” — М.; Л., 1965 — С. 12—66, Дмитриев Л. А. Повесть о житии Александра Невского // История русской литературы XI— XVII вв.— М., 1985—С. 152—156, Охотникова В. И. Повесть о житии Александра Невского // Словарь книжников — Вып. 1 — С. 354—363.
Охотникова В. И. Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь / Под ред. О. В. Творогова. М., 1996.
OCR Сергей Трофимов.
Житие новгородского и владимиро-суздальского князя Александра Ярославича Невского (1220—1263) является одним из важнейших источников для сведений о его жизни и деятельности и, вместе с тем, выдающимся памятником древнерусской литературы. Советские исследователи1) неоднократно обращались к тексту так называемой «летописной» или «первоначальной» редакции2) жития по отдельным изданным спискам,3) в том числе и по Новгородской 1-й летописи младшего извода3а) и Софийской 1-й летописи.3б) Большинство исследователей присоединялось к высокой оценке жития Александра Невского в составе Софийской 1-й летописи, данной еще Н. А. Полевым: «Это род поэмы. Составляя собой переход от древних героических песен, каковы «Слово о полку Игореве», к чисто схоластическим памятникам позднейшим, сия поэма или повесть поэтическая, чрезвычайно любопытная, как памятник словесности русской XIII века. Она внесена во многие списки летописей, но невежды переписчики перемешали ее с историческими известиями, какие находились в новгородской и других летописях».4)
Несмотря на обстоятельные труды В. И. Мансикки,5) Н. И. Серебрянского,6) С. А. Бугославского7) и других, житие Александра Невского «первоначальной» редакции оставалось неизученным современными приемами текстологии: нет критического издания жития, не изучена литературная история «первоначальной» редакции, ее отношения к летописям, к так называемой «светской биографии» князя Александра и т. п. На этот недостаток уже указывали Д. С. Лихачев8) и И. П. Еремин.9) Неудовлетворительное состояние изучения важнейшего источника по истории Руси XIII века — жития Александра Невского «первоначальной» или «летописной» [230] редакции является одной из причин некритического освещения исторических фактов: преувеличения роли князя Александра Ярославича, победителя немцев и шведов и ходатая за Русскую землю, перед ханом, и недостаточного внимания в изучении его внутренней политики как князя, действовавшего в интересах суздальской знати и жестоко подавлявшего народные восстания.
В настоящей работе мы рассмотрим житие Александра Невского только в составе Новгородской 1-й летописи младшего извода и Софийской 1-й летописи.
Было ли житие Александра Невского написано для одного из Новгородских сводов XIII века? В Новгородской 1-й летописи старшего извода (Синодальный список) жития не содержалось.
А. А. Шахматов10) пришел к выводу, что отрывки из жития Александра Невского являются вставками в Комиссионный список Новгородской 1-й летописи младшего извода, сравнительно с Синодальным списком, под 1240—1242, 1245, 1251—1252 годами. Выводы А. А. Шахматова были поддержаны В. И. Мансиккой11) и С. К. Шамбинаго.12)
Сличение Синодального списка с тремя списками Новгородской 1-й летописи младшего извода: Комиссионным, Академическим и Толстовским показывает, что ни летописные известия Синодального описка не послужили источником для жития князя Александра, ни известия жития не были источниками известий Синодального списка.
В житии князя Александра Невского полностью отсутствуют новгородские известия 1238—1263 гг. о женитьбе князя, о строительстве городов по реке Шелони, о раздорах и спорах князя Александра с новгородцами, об отъездах его из Новгорода в Суздальскую землю, отсутствуют подробности о Ледовом побоище, известные новгородскому летописцу, нет рассказа о посольстве немцев после Ледового побоища, о походе Александра на емь в 1256 году, о расправе Александра с сыном Василием и его дружинниками, о татарской переписи. Зато в житии много подробностей, неизвестных новгородскому летописцу: описание «чудес» и подвигов ратников князя Александра в Невском и Ледовом побоищах, характеристика внешности князя, его речи, обращенные к псковичам в 1242 году и к князьям, отправлявшимся в поход на Юрьев в 1262 г., рассказ о посольстве папы, подробный рассказ о преставлении и о погребении князя и о посмертном чуде с грамотой.13) Обращает на себя внимание различие в изображении князя Александра в житии и в Синодальном списке Новгородской 1-й летописи старшего извода. В житии автора привлекает не столько точное следование хронологии событий и историческим реалиям, сколько образ самого князя, дорогой и близкий для современников. В Синодальном списке в краткой форме сообщается о фактах княжения Александра как новгородского князя, не замалчиваются его ссоры с новгородцами и крутые расправы с врагами. [231]
Так как Синодальный список в части с 1234 года до конца написан почерком первой половины XIV века,14) то можно предполагать, что в нем жития Александра, по крайней мере, в первой половине XIV века не было. Летописные известия Синодального списка об Александре гораздо более полные и подробные, чем известия жития. Новгородский летописец под 1263 г. отмечает высокие заслуги князя, который «много потрудился за Новгород и Псков и за всю Русскую землю». Новгородцы чтили военную доблесть и исключительные заслуги князя Александра, победителя шведов и немцев, но не могли ему простить нарушение прав новгородской боярско-вечевой республики.
Александр Ярославич за долгие годы своего княжения в Новгороде (1236—1252) старался подорвать экономическое и политическое значение новгородского боярства, отнимал у него земли, выносил судебные решения от своего имени, отнял берег Тре и посылал туда за меховою данью своих дружинников, раздавал новгародские волости своим сторонникам и владимирской знати.15) Вместе с тем, он способствовал проведению татарский поголовной переписи и жестоко подавлял народные волнения. В договорной грамоте 1272 г. Новгорода с Ярославом Ярославичем мы читаем осуждение внутренней политики Александра: «А что, княже, брат твой Александр деял насилие на Новгороде, а того ся, княже, отступи».16) Можно предполагать, что житие не было включено в летопись, потому что характеристика князя Александра, как суздальского князя и местного святого, в житии не совпадала с характеристикой князя в Синодальном списке летописи или, может быть, летописец вовсе не знал жития.
В XV веке житие Александра Невского уже читается в составе Новгородской 1-й летописи младшего извода, в Комиссионном (старший список 50-60-х годов XV века), Академическом и Толстовском списках.
После летописной статьи 1239 г. о женитьбе князя на полоцкой княжне, дочери князя Брячислава, и о строительстве городов на реке Шелони, житие начинается под 1240 со слов «О господе бозе нашем...». Извлечения из жития чередуются с летописными известиями из Новгородской 1-й летописи старшего извода, до 1252 г. Под 1252 г. помещен заключительный плач «О, горе» и описание преставления князя Александра и чуда с грамотой. Составитель свода даже не заметил, что Александр умирает у него дважды под 1252 и под 1263 годом. В. Мансикка и С. Шамбинаго подробно указали на все эпизоды «первоначальной» редакции жития, которые содержатся в Новгородской 1-й летописи младшего извода, поэтому мы не будем на этом останавливаться специально. Обратим внимание на способ, с которым летописец искусно переплетает рассказы жития с летописными известиями. Приведем примеры из описания Невского сражения: [232]
Синодальный список Новгородской 1-й летописи старшего извода: |
Комиссионный список Новгородской 1-й летописи младшего извода: |
«В лето 6748. Придоша Свеи в силе велице, и Мурмане и Сумь, и Емь в кораблих множьство много зело; Свеи с князем и с пискупы своими; и сташа в Неве, устье Ижеры, хотяче всприяти Ладогу, просто же реку и Новъгород и всю область Новгородьскую».17) |
«Се же слышав король части Римьскы, от полунощьныя страны, таковое мужество князя Александра, и помысли в себе: «и пойду, рече, пленю землю Александрову». И събра вои множество, силу велику зело Свея с князем и пискупы своими, и Мурмане, и Сумь, и Емь, и токо наполни корабля многы полков своих и подвижеся в силе велице, пыхая духом ратным, и прииде в рику Неву и ста усть Ижеры, шатаяся безумием своим, хотя ще въсприяти Ладогу, такоже и Новъград и всю область Новгородчкую и пакы посла послове с великою гордостию».18) |