Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:37, контрольная работа
Кодекс царя Хаммурапи является одной из значительных вех мировой истории. Хаммурапи правил в долине Евфрата, автохтонными жителями которой были шумеры. Этот народ создал высокоразвитую цивилизацию. Они начали строить дома из кирпичей на тысячу лет раньше любого другого народа, жили семейными общинами и создали города-государства.
Введение. _______________________________________________________3
Государственный строй Вавилона. ________________________________4
Законы Хаммурапи.______________________________________________4
Право собственности. ____________________________________________5
Обязательственное право. ________________________________________6
Брачно-семейное право и наследственное право. ____________________7
Уголовное право и процесс._______________________________________9
Заключение ____________________________________________________11
Список использованной литературы ______________________________11
ПРИВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
(г. Нижний
Новгород)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине
«История
государства и права
зарубежных стран»
По
теме: Законы царя
Хаммурапи.
Приготовила:
Студентка 1 курса заочного отделения
Группа 11/З-101
Сорокина
Анастасия.
Содержание
Введение.
______________________________
Государственный
строй Вавилона.
______________________________
Законы
Хаммурапи.____________________
Право
собственности. ______________________________
Обязательственное
право. ______________________________
Брачно-семейное право и наследственное право. ____________________7
Уголовное
право и процесс.______________
Заключение
______________________________
Список
использованной литературы
______________________________
Введение.
На протяжении последнего столетия археология непрерывно открывала древние цивилизации, исчезнувшие с лица земли несколько тысячелетий назад. Цивилизации эти отличались одна от другой уровнем научного, культурного и технического развития, а так же административно-юридической и правовой системой.
Кодекс
царя Хаммурапи является одной
из значительных вех мировой
истории. Хаммурапи правил в
долине Евфрата, автохтонными
жителями которой были шумеры.
Этот народ создал
Кочевники
совершали периодические
Государственный строй Вавилона
Древневавилонское
царство представляло собой централизованное
государство. В руках царя была сосредоточена
законодательная, исполнительная и
судебная власть. Вместе с тем царская
власть не была сильной. Царь рассматривался
как наместник и служитель бога на земле.
Таким образом, глава государства не был
самостоятельным, его деятельность направлялась
свыше, богом. Снизу царская власть ограничивалась
сильным духовенством и богатыми городами.
Три священных города Вавилонии — Ниппур,
Сиппар и Вавилон — имели льготные грамоты,
ставившие их в привилегированное положение.
Царь не имел права сажать в тюрьму граждан
этих городов, требовать с них солдат,
заставлять работать в храмовых хозяйствах.
Блюстителями неприкосновенности прав
городов выступали жрецы.
Законы Хаммурапи
Правление царя Хаммурапи ознаменовано
созданием сборников законов. Хаммурапи,
придавая большое значение законодательной
деятельности, притупил к ней в
самом начале своего правления. Первая
кодификация была создана на втором году
правления; это был год, когда царь «установил
право стране». Данная кодификация, к сожалению,
не сохранилась, а известные сегодня законы
Хаммурапи относятся к концу его царствования.
Эти законы были выбиты на большом черном
базальтовом столбе. Наверху, на лицевой
стороне столба изображен царь, стоящий
перед богом Солнца Шамашшем — покровителем
суда. Под рельефом начертан текст законов,
заполняющий обе стороны столба.
Текст
распадается на три части. Первой частью
является обширное введение, в котором
Хаммурапи объявляет, что боги передали
ему царство для того, «чтобы сильный не
притеснял слабого». Затем следует перечисление
благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи
городам своего государства. После введения
размещены статьи законов, которые в свою
очередь заканчиваются обстоятельным
заключением. Всего памятник насчитывает
282 статьи.
При составлении
сборника в его основу были положены старое
обычное право, шумерийские судебники,
новое законодательство.
Законы Хаммурапи,
в отличие от других восточных кодификаций,
не содержат религиозного и морализующего
элементов.
Своим законодательством
Хаммурапи пытался закрепить общественный
строй государства, господствующей силой
в котором должны были стать мелкие и средние
рабовладельцы. Это первый известный сборник
законов, освящавший рабовладельческий
строй, частную собственность.
В кодексе Хаммурапи принимается, хотя
и не всегда последовательно, принцип
вины и злой воли. Например, устанавливается
различие в наказании за предумышленное
и нечаянное убийство. Но телесные повреждения
карались по восходящему к глубокой древности
принципу "око за око, зуб за зуб".
Человек, укравший или укрывший чужого
раба, карался смертной казнью.
Право
собственности.
Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:
- царские;
- храмовые;
- общинные;
- частные.
И царским и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник дохода. Царская земля раздавалась в пользование издольщикам.
Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю. При этом сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало.
Частное землевладение было различным
по своему объему. Крупные землевладельцы
использовали труд рабов и наемных рабочих,
мелкие — сами обрабатывали свою землю.
Обязательственное
право
Законодательству Хаммурапи известны договоры:
- аренды;
- имущественного найма;
- личного найма;
- займа;
- купли-продажи;
- хранения;
- товарищества;
- мены;
- поручения.
В законах Хаммурапи имеется ряд статей,
регулировавших аренду земли, которая
играла, очевидно, большую роль в земельных
отношениях того времени. Плата за арендованное
поле равнялась обычно 1/3 урожая. При аренде
на условиях отдачи половины урожая арендодатель
обязывался участвовать в расходах или
в работе по обработке поля. Сад, который
давал больше дохода, сдавали за 2/3 урожая.
Если арендатор не обрабатывал взятую
землю, то он должен был уплатить хозяину
поля исходя из объема урожая, выращенного
соседями.
Кроме аренды поля, сада, законы Хаммурапи
упоминают о различных видах имущественного
найма помещения, домашних животных, судов,
повозок, рабов. Законы устанавливали
не только плату за наем вещей, но и ответственность
в случае потери или гибели нанятого имущества.
Работа по найму практиковалась очень широко, и свободные люди участвовали в этом наряду с рабами. Нанимали, как правило, на короткий срок — на время посевных работ или жатвы. Оплата в основном была поденной, но в таком размере, чтобы наемный работник был в состоянии прокормить свою семью в течение всего периода работы по найму.
Особое регулирование получила работа профессионалов — врачей, строителей, корабельщиков. Услуги были дифференцированы в оплате в зависимости от категорий потребителей услуг.
Характерными были отношения между крупными и мелкими торговыми агентами — между тамкарами и шаммалумами соответственно. Последние были партнерами-помощниками тамкаров и несли определенную ответственность за недополучение торговой прибыли. Если прибыль не получена, шаммалум возмещал ее тамкаpy в трехкратном размере. Если продажа была удачной и прибыль получена, шаммалум обязан был передать прибыль с надлежащими документами тамкару.
Довольно подробно законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства в этом вопросе является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения:
- ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;
- ограничение
процентов, взимаемых
- ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.
В условиях существования частной собственности
как на движимое, так и на недвижимое имущество
большое развитие получил договор купли-продажи.
Продажа наиболее ценных предметов (земли,
построек, рабов, скота) осуществлялась
в письменной форме (на глиняных табличках)
при свидетелях. Продавцом мог быть только
собственник вещи.
Кроме названных законодательство Хаммурапи
знает договоры хранения (поклажи), товарищества,
мены, поручения.
Законы
Хаммурапи предусматривают обязательства
из причинения вреда. Ответственность
несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину
следует отдать раба за раба); корабельщик,
потопивший корабль вместе с вверенным
ему для перевозки имуществом, обязан
возместить стоимость всего погибшего.
Брачно-семейное
право и наследственное право
Брак в Вавилоне, как и везде, считался законным при соблюдении определенных юридических формальностей: необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетелях (обычно устный), а иначе этот брак не имел законную силу (п. 128): "Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина - не жена".
Неверность со стороны жены каралась смертью. Были установлены подробные правила для разбирания обвинений такого рода. При определенных обстоятельствах она могла быть и оправдана, например, в п. 134 говорится: "Если человек будет уведен в плен, а в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна". При возвращении же война из плена, его жена возвращалась к нему, но это правило не распространялось на ее детей, рожденных от другого. В этом пункте прямо так и говорится: "дети следуют за их отцами". Но, если этот человек ушел из общины, то его жена, после его возвращения назад не должна была возвращаться к нему. "Если человек бросит свою общину и убежит и после этого его жена войдет в дом другого, то если этот человек вернется и захочет взять свою жену, - так как он возненавидел свою общину и убежал, жена беглеца не должна возвращаться к своему мужу". Дети, в этом случае тоже, вероятно, не возвращались.
Если же жена в отсутствие мужа могла прокормить себя, но вошла в дом другого, то этот случай приравнивался к измене и, соответственно, карался смертью.
Правда, эти законы о супружеской неверности распространялись только на женщин. Муж же, наоборот, мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признавать своими законными детьми. Смертной казнью он карался лишь в том случае, если соблазнил жену свободного человека, хотя если муж этой женщины хотел простить ее, то ему тоже могли сохранить жизнь.
Однако законы в этом случае предусматривают, что если муж будет изменять ей со свободными, "ходить из дома в дом", то жена могла забрать свое приданое и уйти в дом своего отца.
В определенных обстоятельствах: болезнь жены, женитьба на жрице, которой не позволялось иметь детей, плохое поведение жены - муж мог взять вторую жену. Целью этого брака являлось рождение детей, которые унаследуют семейное имущество, и будут поддерживать культ предков.
Интересна в семейных отношениях статья: "Если жена человека, которая живет в доме человека, вознамерится уйти и станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа, то ее должно изобличить, и если ее муж решит покинуть ее, - он может покинуть ее; он может в ее путь не давать ей никакой разводной платы. Если ее муж решит не покидать ее, то муж ее может взять замуж другую женщину, а та женщина должна жить в доме своего мужа, как рабыня".
Слова "станет разорять свой дом" могут свидетельствовать о том, что замужние женщины в древнем Вавилоне могли наравне с мужчинами заниматься торговыми делами и распоряжаться средствами семьи по-своему усмотрению.