Оглавление
Введение.
В изучении истории
медицины большое значение имеет знание
и понимание уровня развития общественного
строя, существующего на том или ином историческом
этапе. это обусловлено тем, что становление
и развитие медицины неразрывно связано
с развитием общественного строя. Это
развитие можно охарактеризовать историческим
- научным и социальным - прогрессом, а
также в не меньшей степени с обстановкой
в духовном аспекте общества. последний
пункт, включающий морально-этические
нормы общества, его обобщённые религиозные
воззрения оказал наибольшее влияние
на развитие социума на наиболее ранних
этапах, ещё во времена его становления,
когда был сформирован первобытно-общинный
строй с традиционным укладом. В этом периоде
основу мировоззрения человека составляли
суеверия, возникшие как примитивные трактовки
сил природы, тогда ещё только воспринимаемыми
человеком, а не анализируемыми им. Впоследствии
на основе суеверий сложились примитивные
религии, перешедшие на правах наследия
в последующие исторические эпохи, в некоторых
чертах сохранившиеся и сейчас. Закономерно,
что и развитие врачевания было неразрывно
связано с данным подходом к осмыслению
мира, частью которого является и человек.
Доподлинно известно, что первоначальные
приёмы врачевания были связаны с культами
и фантастическими миропредставлениями,
о чём свидетельствуют археологические
данные. Актуальность данной работы заключается
в необходимости для рассмотрения и понимания
истории медицины древнего общества знания
его мировоззренческой основы, а именно
культов и верований, возникших и составивших
основу врачевания того периода. В тот
период этот фактор имел основополагающее
значение, т.к. значение научного прогресса
ещё не дало о себе знать в должной степени.
Цель данной работы - рассмотреть процесс
зарождения культов и мифов и их влияние
на становление врачевания на основе исторических
данных о них.
Врачевание и зарождение культов и верований
Врачевание в бурный период
истории человечества (известный под названием
"неолитическая революция") развивалось
в тесном взаимодействии как с рациональными,
так и с иррациональными представлениями
об окружающем мире.
Результатом рационального
миросозерцания были положительные знания
и приемы врачевания. Богатый материал
для их реконструкции дают исследования
традиционной медицины аборигенов Австралии,
Америки, Океании, живших в недавнем прошлом,
по археологической терминологии, в каменном
веке.
Так, аборигены Австралии, широко
используя флору и фауну своего континента,
применяли для лечения нарушений пищеварения
эвкалиптовую смолу, касторовое масло
и луковицы орхидеи; останавливали кровотечение
при помощи паутины, золы или жира игуаны;
при змеиных укусах высасывали кровь и
прижигали рану; при заболеваниях кожи
делали промывание мочой и прикладывали
местные глины.
Аборигены Австралии и Америки
широко использовали в процессе врачевания
методы, которые сегодня называются физическими:
паровая "баня" при простудах, горячие
и холодные компрессы, массаж, промывание
кишечника и т.д.
Первобытные врачеватели владели
также и приемами оперативного лечения:
обрабатывали раны лекарствами, приготовленными
из растений, минералов и частей животных;
накладывали "шины" при переломах;
знали опьяняющее и наркотическое действие
некоторых природных средств и использовали
их для обезболивания; умели делать кровопускания,
применяя изделия из камня, кости, рыбьей
чешуи, колючки и шипы растений. В Новой
Гвинее, например, еще в прошлом столетии
первобытные врачеватели племен аборигенов
вскрывали вену при помощи мелких стрел,
которые они пускали с близкого расстояния
из туго натянутого лука.
Однако эмпирические знания
первобытного человека, полученные в результате
практического опыта, были еще весьма
ограниченными. Первобытный человек не
мог предвидеть или объяснить причины
стихийных бедствий, понимать явления
окружавшей его природы. Его бессилие
перед природой порождало фантастические
иррациональные представления об окружающем
мире. На этой почве уже в период ранней
родовой общины начали зарождаться первые
религиозные представления (анимизм, магия, фетишизм, тотемизм, эротические
обряды, погребальный культ), которые отразились
и на приемах врачевания.
Анимизм. В истории религии
многих древних народов важную роль играли
представления об одушевленности мира
в целом. Анимизм (с лат. дух, душа) – наделение
природных явлений человеческими качествами,
представление о присутствии «души», «духа»
в каждой вещи и явлении окружающего мира
(например, одушевление грома, деревьев,
животных, молнии, камней и т.д.). Анимистические
представления о природе души (состоящей
в ее способности отделятся от тела) предопределили
отношение первобытного человека к смерти,
погребению, умершим. В культуре первобытности
анимизм был универсальной формой религиозных
верований, с него начался процесс развития
религиозных представлений, обрядов и
ритуалов.
Магия. Магическая имитация
жизни фокусировала в себе лучи восходящего
сознания (в способности предугадать,
управлять ситуацией) и послужила культурной
праформой, в которой до определенного
времени только и могли существовать более
молодые способы отражения мира: религия,
искусство, наука. Магия (с греч. - волшебство)
– это наиболее древняя форма религии,
представляющая собой отражение окружающего
мира через ряд символических действий
и ритуалов с заклинаниями и обрядами.
Магические представления определяли
всю содержательную сторону первобытного
искусства, которое можно назвать магико-религиозным.
Многие виды магии используются и в настоящее
время в виде любовных снадобий, суеверий,
примет, поверий и т.д. В глубокой архаичной
первобытности, когда магия и религия
совпадали, главной фигурой первобытного
племени был ни маг или жрец, а шаман, воплощающий
в себе все сакральные знания и функции.
Со временем религия отделилась от магии
и стала занимать главенствующее положение
в духовной жизни первобытной общины.
Религия, и в этом ее своеобразие,
ориентирована в мире, где основными параметрами
являются хаос и космос, профанное и сакральное,
на сакрально-космическую реальность.
В той мере, в какой они космичны, она опирается
на миф и ритуал. Олицетворением религии
и религиозной жизни является жрец. Если
сопоставить с религией магию, то обнаружится
ее тяготение уже не к сакрально-космической,
а к сакрально-хаотической реальности
– к миру демонов и других еще менее внятных
и определенных сил хаоса. В обращенности
к этому миру магия вырабатывает свой
ритуал, у нее есть свое подобие мифов.
В центре магического ритуала стоит маг (колдун).
Первобытные общины длительное
время знали параллелизм религиозной
и магической жизни с их ритуалами и мифами,
с фигурами жреца и мага, составляя два
центра жизни. Но главной и преобладающей,
как правило, была религия, магия же оставалась
более или менее периферийной. Общину
возглавлял царь-жрец, маг же, несмотря
на все свое влияние, был фигурой полулегальной,
теневой.
Магический ритуал преследовал
определенную цель, а именно овладение
сакральным и господство над ним, в крайнем
случае, получение от него помощи и подпитки.
Ритуально-магическая обращенность к
сакрально-хаотическому состоит в заговорах
и заклятьях, причем это заклятье требовательно
и принудительно (в то время как молитва
к богам в принципе просительна). Демонический
мир – это область злобно и бессмысленно
буйствующих сил, которые плохо себя сознают,
не способны к последовательности и расчету.
Этим и пользуется маг в попытке овладеть
хаотическо-сакральными силами. Его можно
определить как космическое существо,
стремящееся использовать силы хаоса.
В лучшем случае магу удается господствовать
над сверхчеловеческими силами, почти
безраздельно подчинить их себе. Но эти
силы никогда не становятся его силами,
им самим, он насыщается ими через заклятье
и заклинание, но они же могут и оставить
его. Любое магическое заклинание способно
только укротить и подчинить хаотическо-сакральные
силы, но не пресуществить их в нечто космически
устроенное, с тем, чтобы впоследствии
сделать силами самого мага. Маг – существо
безблагодатное. Он господствует над демонами
потому, что перехитрил их, использует
против них их же собственные силы. Но
власть мага над демонами и другими реалиями
хаоса безнадежно противоречива: чем более
грозными и могущественными силами он
овладевает, тем труднее и невыполнимее
становится задача господства над ними.
Магический промах, ошибка или небрежность
– и для мага может быть все кончено, он
окажется раздавленным подвластными ему
существами.
Среди многочисленных разновидностей
магии была и лечебная магия — врачевание
ран и недугов, основанное на культовой
практике. Сначала культовая практика
не составляла секрета: простые церемонии
и ритуалы мог совершать каждый. Со временем
развитие верований и усложнение ритуалов
потребовали определенной специализации.
Круг лиц, способных их усвоить резко сужался,
культовые действия стали совершаться
старейшинами рода или наиболее умелыми
общинниками.
Виды магии
Виды магии по методам воздействия:
контактная (непосредственное соприкосновение носителя магической силы с объектом, на который направлено действие), инициальная (магический акт, направленный на объект, который недосягаем для субъекта магической деятельности);
парциальная (опосредованное воздействие через остриженные волосы, ноги, остатки пищи, которые тем
или иным образом попадают к обладателю
мат ческой силы);
имитативная (воздействие на какое-либо подобие определенного субъекта).
Виды магии по социальной направленности и
целям воздействия:
вредоносная (нанесение порчи);
военная (система обрядов, направленная
на обеспечение победы над противником);
любовная (направленная на призывание или уничтожение полового влечения: отворот, приворот);
промысловая (направлена на
достижение удачи в процессе охоты или
рыболовства);
метеорологическая (изменение погоды в нужном направлении);
Магию иногда называют первобытной наукой
или пранаукой, потому что она содержала
элементарные знания об окружающем мире
и явлениях природы.
Шаманизм —
вера в то, что отдельный человек (шаман)
обладает сверхъестественными способностями.
Шаманизм возникает на более позднем
этапе развития, когда появляются люди,
обладающие особым социальным статусом.
Шаманы были хранителями информации, имеющей
большое значение для данного рода или
племени. Шаман совершал ритуал, который
назывался камлание (ритуал с плясками,
песнями, во время которых шаман общался
с духами). Во время камлания шаман якобы
получал указания от духов о способах
решения проблемы или лечения больных.
Элементы шаманизма присутствуют в современных
религиях. Так, например, священникам приписывается
особая сила, позволяющая им обращаться
к Богу.
На ранних
этапах развития общества первобытные
формы религиозных верований не существовали
в чистом виде. Они самым причудливым образом
переплетались друг с другом. Поэтому
ставить вопрос о том, какая из форм возникла
раньше, а какая позже, вряд ли возможно.
Рассмотренные
формы религиозных верований можно найти
у всех народов на первобытной стадии
развития. По мере усложнения общественной
жизни, формы культа становятся все более
разнообразными и требуют более пристального
изучения.
Фетишизм. Разновидность магии
– фетишизм (с франц. – идол, талисман, амулет)
– поклонение неодушевленным предметам,
которым приписываются сверхъестественные
свойства. Ими могут быть камни, деревья,
палки, любые предметы, как естественного
происхождения, так и созданные человеком.
Вера в амулеты (с араб. - носить) восходит
к первобытному фетишизму и магии. Она
была связана с конкретным предметом,
которому приписывалась сверхъестественная
магическая сила, способность охранять
его владельца от несчастий, болезней.
Фетишизм широко распространен и в современных
религиях (черный камень в Мекке у мусульман
или многочисленные «чудотворные» иконы
и мощи святых у христиан).
Тотемизм. В истории первобытных
племен особую роль играет поклонение
животным и растениям – прародителям
рода или племени. Когда первобытный человек
называл себя именем животного, именовал
его своим «отцом» или «братом» и воздерживался
от его умерщвления, такое животное называлось
тотемным (с сев. -индей. «то тем» – его
род). Тотемизм – это вера в кровнородственные
связи между родом и определенным животным,
реже растением. В настоящее время тотемизм
сохраняется в Восточном животном гороскопе
или в запретах на поедание священного
животного в религии индуизма.
Необыкновенно важной характеристикой
первобытного общества является существование
этого общества в ритуале. Для первобытности
ритуал универсален и всеобъемлющ. Первоначально
внеритуальных действий, именно как человеческих,
не существовало. Ритуал в первобытности
поднимал человека над собой и очеловечивал
его. Он нес в себе ритм, мерность, упорядоченность.
Ритуал космичен по отношению к хаосу
животной жизни.
Говоря о ритуале, можно его
сравнить с театром. Отличие его от театра
в том, что в нем нет зрителя и исполнителя,
они совпадают; далее, ритуал – это не
понарошку, а бытие на самом деле, в нем
есть жизненная серьезность и гораздо
слабее выражено разделение на героев,
главных действующих лиц и статистов. «Весь
мир обряд, и люди в нем впервые люди».
Ритуал изначален. Он предшествовал
речи. Как смысловое действие он состоит
из сочетания строго определенных и фиксированных
движений. Это действие как речь. В ритуале
многое понятно, объяснено мифами, но не
все. Обязательно есть слой, по поводу
которого никто, даже самые посвященные,
не могут ответить, «что это значит». Эта
часть исполняется не для людей, а для
божества. Поэтому каждый из ритуалов
несет в себе нечто от мистерии или ею
является.
Из ритуала постепенно выделятся музыка, театр, танец,
а в первобытность они были обращены к
нему, ритуал был их смысловым стержнем.
Смысловое наполнение ритуала
состоит в сакрализации профанного и космизации
хаотического мира. Если ритуал не совершать
– небо упадет на землю. Ритуал в концентрированном
виде – это праздник. В пределах праздника
люди встречались и отождествлялись с
богами. Но праздник, достигая своей полноты
(когда люди ощущают себя как «мы - боги»),
может обернуться своей противоположностью
– экстазом или оргией. Предел космизации
бытия предстает хаосом.