Земельные отношения в России с 1917 по наши дни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 01:19, реферат

Краткое описание

В истории России было два исторически обусловленных события, которые могут дать определенные уроки нынешним земельным преобразованиям. Это - отмена крепостного права и реформа 1906 года. Связь времен неискоренима, изучая жизнь предков, лучше узнаем самих себя.
Исторические многовековые корни народного быта, жизненных традиций объективно не могут быть видоизменены в короткий срок. Да и нужно ли их менять? А если нужно, то все ли и какие именно? И каким образом - революционно, т.е. насильственно, или эволюционно, т.е. постепенно?

Содержание

1. Введение. 2
2. История развития кадастра в России. 2
3. Земельные отношения на современном этапе. 4
4. Заключение . 8
5. Приложение. 8
6. Список литературы. 16

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 43.82 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

  1. Введение.                                                                               2
  2. История развития кадастра в России.                             2
  3. Земельные отношения на современном этапе.              4
  4. Заключение .                                                                         8
  5. Приложение.                                                                         8
  6. Список литературы.                                                            16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Так важно сегодня оглянуться в  наше историческое прошлое, чтобы, возможно, именно там найти ответ на насущные вопросы о земельных ресурсах. Исключительная сложность задачи реформирования земельных отношений объективно заставляет и нас обращаться к  тем периодам развития отечества, которые  в этом отношении были для России переломными, проходили под знаком социально - экономических реформ.

В истории России было два исторически  обусловленных события, которые  могут дать определенные уроки нынешним земельным преобразованиям. Это - отмена крепостного права и реформа 1906 года. Связь времен неискоренима, изучая жизнь предков, лучше узнаем самих  себя.

Исторические многовековые корни  народного быта, жизненных традиций объективно не могут быть видоизменены в короткий срок. Да и нужно ли их менять? А если нужно, то все ли и какие именно? И каким образом - революционно, т.е. насильственно, или эволюционно, т.е. постепенно?

Кадастр, который в настоящее  время ведется во всех странах  мира, неотрывно связан с понятием учета, оценки состояния и использования  природных ресурсов, инженерной деятельности, экологии, и предполагает выделение  однородных по своим условиям территориальных  границ, их картографирование и описание с использованием количественных и  качественных характеристик.

Кадастр, в современном понимании, представляет собой результат длительного  исторического процесса. Анализ кадастровой  деятельности в прошлом позволяет  лучше организовать ее в настоящем  и может служить инструментом, позволяющим с большей достоверностью судить о будущих перспективах.

История кадастра России увековечена  в уникальных изданиях книг и картографических документов, которые сохранились  в библиотеке и геодезическом  музее Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК). В приложениях представлены редчайшие документы, подтверждающие проведение кадастровых работ на территории России прошлого века.

История развития кадастра в России.

Первые описания земель в России появились в IX в. Они касались главным  образом монастырских и церковных  земель и служили основанием для  наделения духовенства имуществом, в частности землей. Трудно сказать, на какой стадии развития человеческих сообществ впервые возникла потребность зафиксировать границы земельных владений. Признаки понятия принадлежности территории можно заметить даже у животных. Поэтому история развития земельного кадастра и в Западной Европе, и в России определяется прежде всего уровнем экономического развития и характером отношений собственности. А начинается эта история с образованием государства и развитием налогообложения. Как собирать дань с подданных и покоренных народов, если не знать, сколько у них земель и что она может дать? А самые древние из дошедших до нас сведений о взимании сборов и податей русскими князьями относятся ко времени Олега (X в.) и Ольги, которая после убийства древлянами ее мужа Игоря обложила их тяжкой данью и установила размеры повинностей с каждого плуга как единицы земельной меры и обложения…

Каждый век производились изменения  по улучшению ведения земельных  отношений.

В России в начале ХХ века эволюция земельных отношений проходила в направлении утверждения частной мелкой земельной собственности в форме крестьянских хозяйств .

С такой системой земельных отношений  входила Россия в революцию 1917 года .

В результате революции 1917 года в России произошла смена социально-экономической  формации, что повлекло за собой  изменение всех законодательных  актов.

Одним из первых законодательных актов  о земле был Декрет “О социализации земли” 1918 года, причем им была закреплена всенародная собственность на землю, трудовой характер землепользования, учреждено равное право на пользование  землей, исходя из потребительско-трудовой нормы землепользования на землях сельскохозяйственного значения. А положения “О социалистическом землеустройстве” и “О мерах перехода к социалистическому землепользованию” 1919 года закрепили две основные формы : государственную и коллективную (приложение).

Начиная с 1955 года был введен государственный учет наличия и распределения земли по угодиям и землепользователям, а также государственная регистрация всех землепользований по единой общесоюзной системе. В последствии в 1970 году, Совет Министров СССР утвердил положение “О государственном контроле за использованием земель, возложив контроль на Советы народных депутатов и землеустроительные службы системы Министерства сельского хозяйства и продовольствия СССР.

За годы советской власти в нашей  стране были созданы три основные вида кадастров : сельскохозяйственных территорий, водный и лесной. Все основные учетные и отчетные кадастровые документы создавались в виде государственных актов на право пользования землей, списков землепользователей, земельно-кадастровых книг предприятий и организаций и др., а также в виде планово-картографических документов. Все вышеперечисленные документы создавались в рукописной форме и имеют достаточно низкую точность. Так, координаты точек на границах между коллективными хозяйствами определялись с точностью от 1 до 5 метров, а на населенные пункты не всегда имелись карты и планы даже масштаба   М 1 : 5 000.

После национализации российские земли  до времени внесения в 1990 году поправок в Конституцию РСФСР 1976 года не знали  права частной собственности. Они  без оплаты передавались физическим и юридическим лицам в вечное, бессрочное пользование.

Коллективизация единоличных крестьянских хозяйств в отношении земли явилась  для государства лишь сменой землепользователей: множество мелких держателей участков заменило меньшее число крупных  коллективных землепользователей. Сама же эта акция была великой трагедией  для миллионов крестьян. Земля  оставалась всенародным достоянием, собственностью народа, которой от его имени управляли государственные  структуры.

Конституция, принятая референдумом 1993 года, утвердила частную собственность  на землю, уже имеется множество  реальных, явных формальных и скрытых  частных земельных собственников, лишь отсутствие необходимых законодательных  документов сдерживает активность земельного рынка, фактически уже существующего.

С началом процесса перестройки  было принято большое количество законодательных актов, связанных  с вопросами использования земли. В них указано,что формы владения землей могут быть следующими : пользование, аренда и пожизненное наследуемое владение; землевладение и землепользование являются платными.

Земельные отношения на современном  этапе.

С распадом Союза Советских Социалистических республик возникла необходимость  разработки новых законодательных  актов, регламентирующих учет недвижимости и решения всего комплекса  вопросов по созданию кадастра. Существующие законодательные акты, действующие  на территории РФ, не регламентируют многих вопросов, возникающих при создании кадастра недвижимости. Так, по исторически  сложившимся причинам в России достаточно хорошо развиты организационно-правовые вопросы земельного кадастра, большей  степенью ориентированного на учет сельскохозяйственных земель и незастроенных территорий, в то время как организационно-правовые вопросы кадастра недвижимости городских  территорий практически еще не проработаны.

Перемены в жизни общества, вызванные  перестройкой экономических отношений, появление частной собственности  и других форм собственности, высветили  ряд проблем в развитии городских  территорий и использовании ресурсов, среди которых проблема городского кадастра является одной из актуальных.

Возвращение частной собственности  на землю и другие объекты как  основного вида собственности требуют  в первую очередь переориентирования правовой базы всех видов кадастров. Частная собственность создает  возможность свободной смены  владельцев, быстрому изменению стоимости  и потребует от разработчиков  кадастровых систем обеспечения  высокой оперативности и непрерывности  экономической оценки объектов кадастра.

Правовой основой изменения  этой ситуации явились Конституция  Российской Федерации, закон Российской Федерации “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, Земельный кодекс РСФСР  и другие нормативные акты.

Земельная реформа проводится не только на землях сельскохозяйственного назначения, но и на землях городов и других поселений; промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны, природоохранного, природо-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; лесного и водного фонда, запаса и иного назначения, то есть на всей территории России.

Земельные отношения - крупная и  сложная проблема, она определяется совокупностью отношений между  субъектами земельного права по поводу использования земли как ограниченного  природного ресурса. Они включают в  себя отношения по владению, пользованию  и распоряжению земельными участками.

Объектами земельных отношений  являются земельные участки, их части, земельные доли и права на них. Субъектами земельных отношений  выступают физические и юридические  лица.

Принятые законы и серия подзаконных  актов призваны служить как правовой базой, так и руководством для  принятия решений на местах во всех регионах России.

Земельные отношения, регулируемые Конституцией Российской Федерации, земельным и  другим законодательством, являются составной  частью общественных отношений между  органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами по поводу владения, пользования  и распоряжения землей. В процессе земельных отношений земля рассматривается  как общенациональное достояние. Она  используется и охраняется как основа жизни, деятельности и благосостояния народов России.

Главная цель земельных преобразований в Российской Федерации состоит  в обеспечении рационального  использования и охраны земель как  важнейшего природного ресурса, создании правовых, экономических, организационно-технологических  и других условий для воспроизводства  и повышения плодородия почвы, сохранения сельских, лесных и других земель, улучшения  природной среды, развития сельских и городских поселений.

Участниками земельных отношений  являются граждане и юридические  лица. Правовое положение участников земельных отношений определяется земельным законодательством, другими  федеральными законами, законами субъектов  Российской Федерации. Земля в Российской Федерации может находиться в  государственной, муниципальной, коллективной, кооперативной, частной и иных формах собственности. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные  юридические лица выступают участниками  земельных отношений только в  случае аренды земли. Объектами земельных  отношений являются земельные участки, части земельных участков, земельные  доли в праве общей собственности  на землю и права на них.

Использование земли в Российской Федерации является платным за исключением  случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Формами платы за землю  являются земельный налог, арендная плата, плата за временное пользование  землей, плата за приобретение земельных  участков в собственность, плата  за приобретение права аренды земельных  участков, компенсационные платежи  за потери сельскохозяйственного производства, плата за пользование земельным  участком при установлении сервитута.

Платежи за землю направляются на финансирование мероприятий по охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, обустройство территории, на компенсацию затрат на эти цели собственников земельных  участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, а также на проведение землеустройства (включая работы по установлению границ земельных участков в натуре, изготовлению их планов или  чертежей границ), ведение государственного земельного кадастра, проведение мониторинга  земель, осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель.

Все земли Российской Федерации  подлежат охране.

Охрана включает систему правовых, организационных, экономических, технологических  и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель, сохранение почв, предотвращение их от деградации и недопущение необоснованного  изъятия ценных сельскохозяйственных и лесных земель, а также восстановление и повышение плодородия почв. Особой охране подлежат сельскохозяйственные угодья.

Приватизация земли колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, которым она передана в бессрочное (постоянное) пользование, и земли, которая  находится в государственной  или муниципальной собственности, осуществляется на добровольной основе по решению общего собрания работников предприятия.

Информация о работе Земельные отношения в России с 1917 по наши дни