Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 15:04, курсовая работа
Местное самоуправление — самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Так сегодня трактует этот институт власти общероссийский закон.
С различными историческими периодами, в различных странах менялись интересы населения, формировались новые традиции, возникали новые вопросы местного значения, но непреходящим оставался главный интерес — благоприятные условия жизни человека.
Создание таких условий — водопровода и дорог, общественного транспорта и личной безопасности, и много другого — является целью местного самоуправления.
Введение.......................................................................................................... 3
1. Предпосылки Земской реформы............................................................................................................ 7
1.1. Состояние местного хозяйства и управления в 40—60-е годы XIX века.....................................................................................................................7
2.1. Значение революционной ситуации и отмены крепостного права для проведения Земской реформы............................................................................................................ 13
2. Земская реформа 1864 года....................................................................... 20
2.1. Основные положения и особенности реформы......................................20
2.2. Общественная оценка реформы................................................................25
3. Историческое значение Земской реформы................................................. 29
Заключение........................................................................................................ 31
Список использованных источников и литературы................................
Содержание
Введение......................
1. Предпосылки Земской реформы.......................
1.1. Состояние местного хозяйства и управления
в 40—60-е годы XIX века..........................
2.1. Значение революционной ситуации и
отмены крепостного права для проведения
Земской реформы.......................
2. Земская реформа 1864 года..........................
2.1. Основные положения и особенности реформы.......................
2.2. Общественная оценка реформы.......................
3. Историческое значение Земской реформы.......................
Заключение....................
Список использованных источников и литературы....................
Введение
Конституция Российской Федерации (1993 года) признала и гарантировала право граждан России на местное самоуправление. Таким образом, завершился “виток истории” и, будем надеяться, развитие местного самоуправления в нашей стране будет проходить поступательно и по восходящей. Для такого утверждения есть основания и тема Земской реформы в наше время становится всё более актуальной.
Действительно, местное самоуправление относится к достижениям всего человечества. Усовершенствованное за сотни лет своего развития, впитавшее в себя опыт и исторические традиции, местное самоуправление стало неотъемлемой принадлежностью повседневной жизни всех цивилизованных стан.
Местное самоуправление — самостоятельная
и под свою ответственность деятельность
населения по решению непосредственно
или через органы местного самоуправления
вопросов местного значения, исходя из
интересов населения, его исторических
и иных местных традиций. Так сегодня трактует
этот институт власти общероссийский
закон.
С различными историческими периодами,
в различных странах менялись интересы
населения, формировались новые традиции,
возникали новые вопросы местного значения,
но непреходящим оставался главный интерес
— благоприятные условия жизни человека.
Создание таких условий — водопровода и дорог, общественного транспорта и личной безопасности, и много другого — является целью местного самоуправления.
Каков бы ни был размер территории
и численность населения государства,
решать многие важнейшие для людей вопросы
являлось и является проблемой для “центра”,
как бы он не назывался — король или президент,
правительство или парламент.
Для решения любых вопросов — местных
и общегосударственных — нужны, в первую
очередь, денежные средства, которых всегда
и везде бывает мало. Именно эти обстоятельства
вынуждали правителей вводить или соглашаться
на местное самоуправление — передавая
деньги, а точнее — право их зарабатывать
и расходовать на местах, что приводило
к кардинальному изменению отношений
между властью и обществом.
Не была исключением и Россия, где первая наиболее последовательная общегосударственная реформа местного — земского и городского — самоуправления датируется 1864 годом.
В России дворянам издавна было предоставлено право управлять своими местными делами в каждой губернии самостоятельно, через выборных людей. У них был свой опыт самоуправления и для них было ясно, что править местными делами всех губерний из Петербурга одинаково нельзя, что чиновники не в состоянии знать все местные условия, что эти условия могут хорошо знать только местные люди, из которых необходимо делать выбор “хороших хозяев” и только им можно поручить общественные дела. А выбор этот могут сделать сами жители каждой губернии и каждого уезда.
Но не только опыт сословного самоуправления “голосовал” за введение самоуправления. На решение правительства оказал решающее, как нам представляется, влияние налоговый фактор, который и был одной из основных причин введения местного самоуправления.
Распространение системы управления государственными крестьянами на всю страну не решило бы главного и самого трудного для правительства вопроса — о земских сборах и повинностях.
Но дело не только и не столько в том, что были найдены новые объекты налогообложения или применены новые способы их исчисления. За этим, казалось бы, заурядным фактом — налоги повышали всегда и везде — кроется целая цепь событий, которые играют немаловажную роль в историческом и экономическом развитии России.
Основанием для размера налогообложения была принята ценность и доходность имущества. Главным же, можно сказать — конечным результатом было осознание населением одной непреложной истины: недвижимость — земля, дом, фабрика или что-то иное — должна “работать” и приносить прибыль. Можно относиться к своей собственности по принципу “пусть будет, как есть”, но налоги придется платить “как должно”.
Осознание налогоплательщиками этой простой в общем-то истины, а также изменение их хозяйственной психологии, причем за очень короткий срок, несомненно, следует отнести к положительным результатам деятельности земств. К результатам, на первый взгляд, незаметным, но сыгравшим значительную роль в экономическом развитии страны.
Применение новых методов хозяйствования, лучшее использование собственного имущества всем населением вело к увеличению налогооблагаемой базы и, естественно, земских сборов.
Именно это и есть главные результаты самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения по решению местных вопросов. Самостоятельная деятельность заключалась в том, что земские учреждения сами зарабатывали средства для решения своих — местных дел. Такая деятельность была не только самостоятельной, но и «под свою ответственность». С 1864 года земство постепенно вводится в 34 губерниях европейской части России.
Вопрос о причинах, вызвавших создание земских учреждений, долгое время не ставился как отдельная проблема. Общее признание в русской буржуазной науке получила мысль о том, что земская реформа была естественным следствием отмены крепостного права и что те условия, которые привели к крестьянской реформе, в конечном счете определили и необходимость реформы земской. Высказывалась и другая мысль, признававшая основной причиной введения земства сознание необходимости коренного переустройства совершенно неудовлетворительной системы управления земскими повинностями. Так полагал земский деятель и публицист В. Ю. Скалон, так думал профессор К. Д. Кавелин, таково же было мнение Н. Н. Авинова.1
Разумеется, признание непригодности дореформенных местных учреждений и управления земскими повинностями нельзя считать причиной переустройства их на началах самоуправления. Оно было распространено уже в начале Крымской войны, между тем земская реформа начала проводиться в 1864 году.
Значительный шаг вперед в объяснении вопроса делали Б. Б. Веселовский и Н. И. Иорданский, поскольку они находили основную движущую пружину земской реформы в отмене крепостного права. Без сомнения, отмена крепостного права предопределила возможность и необходимость всех дальнейших буржуазных преобразований, и все же не она была главной причиной введения земских учреждений2.
Из работ посвящённых вопросу Земской реформы и земству можно особо выделить труды Гармизы В.В., Герасименко Г.А., Абрамова В.Ф3.
В них наиболее полно освящены вопросы причин и предпосылок Земской реформы, форм и методов проведения и реализации реформы, показана значимость Земской реформы, подчёркнута роль земства.
Источники по данной теме можно разделить
на следующие группы:
1) официальные документы общегосударственного
и местного значений;
2) эпистолярные источники;
3) источники, относящиеся к периодической
печати.
При написании данной работы была поставлена цель – проанализировать сущность и значимость Земской реформы 1864 года.
Исходя из общей цели, были выделены конкретные задачи, на основании которых строится содержание работы.
К ним относятся:
1) определение предпосылок реформы (при
выделении состояния местного хозяйства
и управления в 40-60-е гг. XIX в., анализе роли
революционной ситуации и отмены крепостного
права);
2) анализ содержания Земской реформы 1864
г., что заключается в характеристики основных
положений реформы и оценки её современниками;
3) определение исторической значимости
реформы для России.
1. Предпосылки Земской
реформы
1.1. Состояние местного хозяйства и управления в 40—60-е годы XIX века
Устройство земского самоуправления вызывалось и определялось потребностями капиталистического развития страны, развития земледелия, промышленности, торговли, путей сообщения, ростом народонаселения.
Экономическое развитие увеличило старые потребности, выдвинуло новые. Оно усложнило и умножило административные деда. Бюрократическая, чиновничья администрация, чуждая местным потребностям и интересам, уже не могла в новых условиях растущего буржуазного хозяйства сколько-нибудь удовлетворительно обеспечить эти потребности. При наличии сравнительно развитой промышленности, сельского хозяйства и торговли уже нельзя было мириться с отсутствием или непригодностью путей сообщения, систематическими неурожаями, низкой агрикультурой, падежами скота, почти сплошной неграмотностью населения.
Капитализм требовал серьезного улучшения местного хозяйства.
После отмены крепостного права
развитие промышленности и торговли не
сразу пошло в гору. Одной из причин этого
были многочисленные недостатки в организации
местного хозяйства. Между тем внутренний
рынок после реформы 1861 года начал расширяться.
В. И. Ленин считал важнейшим условием
развития внутреннего рынка разложение
крестьянства на сельскохозяйственный
пролетариат и крестьянскую буржуазию.
С одной стороны, указывал Ленин, крестьяне-бедняки
и батраки меньше потребляют, но больше
покупают, а с другой стороны, крестьянская
буржуазия создает внутренний рынок двояким
путем: за счет средств производства —
во-первых («рынок производительного потребления»),
и за счет возросшего личного потребления—во-вторых4.
Меры для развития торговли и промышленности
могли принимать только правительственные
учреждения. Открытие ярмарок и торгов,
учреждение фабрик и заводов, устройство
пристаней и верфей всецело зависело от
разрешения губернатора и губернского
правления, а в известных случаях допускалось
только с утверждением центральной власти.
Выставки мануфактурных изделий и произведений
сельского хозяйства могли открываться
только после утверждения министром внутренних
дел или министром государственных имуществ.
Сбор сведений и предположений о развитии
местного хозяйства предоставлялся почти
исключительно губернатору. Эта система
бюрократической опеки совершенно подавляла
частную инициативу и вызывала постоянные
жалобы на затруднительные формальности
и проволочки при возбуждении ходатайств
о заведении торговых или промышленных
предприятий.
Успех всех мероприятий по развитию торговли и промышленности зависел всецело от губернских властей. Но правительственные чиновники не торопились разрешать вопросы, связанные с торговлей и промыслами.
Дальнейшее развитие хозяйства наталкивалось на косную и бездеятельную чиновничью среду. Создавалось противоречие между капиталистическим развитием и тормозящим это развитие бюрократическим аппаратом царского самодержавия. Передача местного хозяйственного управления из рук бюрократии в руки общественных сил казалась естественным выходом. Разумеется, местное самоуправление при сохранении царизма не могло ликвидировать это противоречие; оно могло лишь несколько его ослабить и разрядить напряженную обстановку.
Особенно большим препятствием дальнейшему капиталистическому развитию было негодное состояние путей сообщения. К концу 50-х и к началу б0-х годов появились новые дороги шоссе, но их эксплуатация была крайне затруднена из-за плохой организации дорожной повинности. К тому же нередко дороги проводились без всякого учета экономических потребностей местности.
Дороги находились на попечении уездной полиции и содержались натуральной, повинностью крестьянского населения. По мере проведения новых дорог тяжесть этой повинности для крестьян еще более увеличивалась. Естественно, что последние всеми способами уклонялись от подводной и дорожной повинности и плохо ее исполняли.
Скверные дороги задерживали капиталистическое развитие, приносили прямые убытки купцам и промышленникам, но местные правительственные власти были бессильными улучшить дорожное хозяйство. Комиссия, рассматривавшая отчет министерства путей сообщения за 1862—1863 годы, пришла к заключению о совершенной невозможности строительства шоссе на государственный счет и о необходимости передать это дело в руки местных земских учреждений5.
Насколько отражалось негодное состояние дорожного хозяйства на торговле и общем благосостоянии населения, видно из того, что в одно и то же время (в середине 50-х годов) четверть овса продавалась в степных губерниях за 20— 25 коп. серебром, а в Петербурге или в Риге — за 4—5 руб. серебром, то есть в 20 раз дороже. Кубическая сажень дров в лесных местах северной России стоила 30 копеек., а в Одессе—30 рублей6.
Такая пестрота в ценах крайне затрудняла товарообмен. Тяжелые транспортные условия вызывали вздорожание товаров. При огромных пространствах России и удаленности потребляющих центров от сырьевых, производственных районов улучшение путей сообщения становилось государственной необходимостью. Министерство внутренних дел было вынуждено признать, что «уездные дорожные комиссии... ровно ничего не делают, за редкими исключениями»7.
Неурожаи были постоянным бедствием в царской России, но в дореформенную эпоху они поражали сельское хозяйство особенно часто и в особенно широких размерах. Официальные цифры урожайности завышены и вообще произвольны. Единой государственной системы статистики в дореформенной России не было.
Подавляющее большинство современников не понимало связи голодовок с крепостническим землевладением и причину низкого уровня земледелия видело в бюрократическом управлении. Местное самоуправление казалось им панацеей от всех зол. Это было понятной реакцией многих представителей господствующего класса на бюрократический гнет Николая I. Систематические неурожаи создавали бескормицу для скота. От голода и от эпидемий чумы, сибирской язвы, ящура, воспаления легких, оспы и других болезней падали ежегодно десятки и даже сотни тысяч голов скота. Положение не улучшилось и после отмены крепостного права. В отчете министерства внутренних дел Валуев приводил цифры падежей скота в начале 60-х годов. В докладе указывалось, что значительный падеж имел место в 35 губерниях. Особенно поражали скот эпидемические заболевания — чума, сибирская язва. Валуев сообщал, что для изыскания мер против «повальных болезней скота был учрежден при министерстве внутренних дел особый комитет «об улучшении ветеринарной части». За 1861—1863 годы комитет, по словам министра внутренних дел, составил проекты о преобразовании ветеринарной части в империи, об улучшении ветеринарных училищ, о мерах к ограничению падежей. Однако Валуев не мог ничего сказать о результатах работы этого комитета. Проекты составлялись, но падежи скота продолжались. Неурожаи и голодовки создали положение, при котором продовольственный вопрос не сходил с повестки дня заседаний комитета министров.