Земский собор как орган сословно представительской монархии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:57, реферат

Краткое описание

Важной задачей данной работы было показать, каков был политический голос соборов, какое значение имели земские соборы в формировании и функционировании склада жизни Московского государства второй половины XVI в. — XVII в., как они влияли на внутриполитические отношения.

Содержание

Введение…………………………………….…....…………………………3
Определение Земского собора………………………..…….……………..4
Земский собор………………………………………….…………………...6
Деятельность Земского собора………………………...…………………11
Заключение………………………………...…………..…………………..19
Список литературы…

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по истории.docx

— 68.92 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

«Уральский  государственный  университет путей  сообщения»

ПЕРМСКИЙ  ИНСТИТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА -

    филиал  государственного образовательного учреждения

    высшего профессионального  образования -

    «Уральский  государственный  университет путей  сообщения»

    в г. Перми (ПИЖТ УрГУПС) 
     
     
     

Кафедра гуманитарных

и социально-экономических  дисциплин 
 
 
 
 
 

ЗЕМСКИЙ СОБОР КАК ОРГАН  СОСЛОВНО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКОЙ  МОНАРХИИ 

Реферат по отечественной истории 
 
 
 
 
 
 

ВЫПОЛНИЛ:

Студент I курса, группы Д–138

Я.С. Рисков 
 

ПРОВЕРИЛ:

Кандидат  исторических наук, доцент

В. В. Вяткин 
 
 
 

ПЕРМЬ

2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………….…....…………………………3

Определение Земского собора………………………..…….……………..4

Земский собор………………………………………….…………………...6

Деятельность  Земского собора………………………...…………………11

Заключение………………………………...…………..…………………..19

Список  литературы………………………...…………...…………………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Начальной формой политической централизации  в России явилась сословно- представительная монархия, сложившаяся на рубеже XV - XVI веков. В царствование Ивана Грозного, в середине XVI века, формируется орган сословного представительства - земский собор. Дальнейшая история земских соборов на протяжении второй половины XVI - XVII веков тесно связана с изменениями в социальной структуре и сословном строе, с развитием классовой борьбы, с эволюцией государственного аппарата.

      В процессе изучения темы ставилась цель выяснить, почему появились земские  соборы, какие экономические и  политические обстоятельства и процессы в Московском государстве к середине XVI в. вызвали к жизни такую форму опоры правительства на феодальное сословие и городскую верхушку общества в форме земских соборов.

      Важной  задачей данной работы было показать, каков был политический голос  соборов, какое значение имели земские  соборы в формировании и функционировании склада жизни Московского государства  второй половины XVI в. — XVII в., как они влияли на внутриполитические отношения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМСКОГО СОБОРА 

    В памятниках XVI века термин «земский собор» не встречен. Он редко употребляется  и в XVII столетии. Документы XVII века, трактующие о созыве земских соборов, чаще говорят просто «собор», «совет», «земский совет». Слово же «земский» в XVI веке значит «государственный».

       Собор, являвшийся в XVI  веке  «вполне законченным, выработанным  типом политического учреждения»,  оставался таковым и в XVII столетии .Только он «осложнился... новым, выборным элементом», который «присоединился к нему со стороны, и представляет собой продукт, выросший совсем на другой почве».

       Различные историки по - разному дают определение земских соборов. Обратим внимания на самые интересные из них.

В. О. Ключевский: земские соборы - это «особый тип  народного представительства, отличный от западных представительных собраний».

       С. Ф. Платонов: земский собор  - это «совет всей земли», состоящий  «из трех необходимых частей»: 1) «освященного собора русской  церкви с митрополитом, позднее  с патриархом во главе», 2) боярской  думы, 3) «земских людей, представляющих  собой различные группы населения  и различные местности государства».

       С. О. Шмидт: «...Соборы XVI века - это не представительные учреждения  в обычном понимании, а скорее  бюрократические». Соборы времени  Ивана Грозного - «органы территориальной  централизации, признак объединения  земель под властью одного  государя». Соборы были нужны   «укрепляющемуся самодержавию как  орудие сопротивления сохраняющийся еще феодальной раздробленности».

       Р. Г. Скрынников считает, что  Русское государство XVI века до  земского собора 1566 года было  самодержавной монархией с аристократической  боярской думой, а с этого  времени  пошло по пути превращения  в сословно - представительную монархию. До 1566 года соборные совещания  «представляли сравнительно немногочисленную  верхушку господствующего класса  в лице членов боярской думы  и руководства церкви». Участниками  собора 1566 года были, «помимо бояр  и церковников, многочисленные  представители дворян, приказной  бюрократии и купцов». Причину  «расцвета соборной практики  в мрачную эпоху опричнины»  автор объясняет «первым серьезным  кризисом опричной политики»  и попытками монархии найти  «непосредственную опору в более  широких слоях господствующих  классов, в среде дворянства  и богатейшего купечества». Но  «полоса компромисса» была кратковременной,  на смену «пришел террор, надолго  покончивший  с соборной практикой». 
 
 
 
 
 
 
 

ЗЕМСКИЙ СОБОР 

     Значение  боярской думы во времена Ивана IV начало падать именно потому, что русская знать не была объединена ни в какие корпорации, а поодиночке бояре и князья были бессильны перед верховной властью.

     Новому  уровню политической организации страны, сложившемуся к середине XV в. - единому государству, должны были соответствовать и новые социальные институты - сословия и представительные учреждения, отстаивавшие интересы крупных областей. О.И. Чистяков пишет, что характерным органом сословно-представительной монархии в России были земские соборы1.

     Земские соборы собирались нерегулярно. Первый из них, созванный в 1549 г. и заседавший до 1550 г., принял “Судебник” 1550 г. и  сформировал программу реформ середины XVI века. Последний земский собор состоялся в 1653 г. в связи с решением вопроса о включении Украины в состав России.

     В земский собор входили, прежде всего, боярская дума - бояре и удельные князья, и Освещенный собор - высшие слои духовенства. На многих совещаниях земских соборов присутствовали также представители дворянства и верхушки посада. Схематически систему  органов власти и управления России середины XVI века можно представить следующим образом:

Ц а р ь

Боярская дума

Боярская дума

Удельные  князья, бояре

Представители поместного дворянства и верхушки посада

Освященный собор

З е м с к и й с о б о р

П р и к а з ы

Городовые приказчики

Губные старосты, излюбленные головы

Митрополит 

с 1589-

Патриарх

 
 
 

 
 
 
 
 

     В истории развития земских соборов  в целом можно выделить соборы 3-х групп: 1) выборные; 2) соборы последних  лет Смуты и 1648 г.; 3) все прочие. При этом первые соборы можно не учитывать, поскольку они созывались главным образом для “заслушивания  правительственных деклараций” (например, собор 1549 г.) и санкционирования законодательных  и иных мероприятий (собор 1551 г.).

     В период избрания в 1613 г. первого Романова соборы также не играли значительной роли, поскольку решали все влиятельные  бояре. А после Смуты было восстановлено  самодержавие в полном его значении, то есть монархия без каких-либо ограничений. В середине XVII века, когда стали проявляться первые признаки абсолютизма, соборы служили правительству в основном местом для произнесения заявлений, в том числе - внутриполитических.

     Соборы 1611- 1613 и 1648 гг., в противовес всем остальным, действительно вынесли хоть какие-то решения: в частности, соборам 1648 г. удалось предопределить Уложение 1649 г. Как отмечает Торке, влияние населения на законодательство здесь чувствуется гораздо больше, чем влияние даже французских Генеральных штатов в XV и XVI вв.,2 но связано это было, скорее, с периодами “безвластия” и “ополчений” в России, чем с реально действовавшей системой законодательной представительной власти. Эпизодические явления деятельной работы земских собраний в России очень быстро миновали.

     Как уже говорилось выше, оценка роли и  политического влияния земских  соборов в исторической литературе крайне неоднозначна. Но прежде, чем  останавливаться на ней, следует  вспомнить о происхождении самого словосочетания “земский собор”. Впервые  оно было введено К.С.Аксаковым в 1850 г. по аналогии с выражением “земская дума”, использованным еще Карамзиным Н.М. Позднее С.М.Соловьев ввел этот термин в свою “Историю России”, и с тех пор “земский собор” укрепился в научном языке. Русские славянофилы видели в нем признак противостоящей царю “силы народа”; в соответствии с действительно существующим выражением “собор всея земли”, “земля” означала для них весь народ, хотя как известно, крестьяне, составлявшие почти 90% населения Руси, в работе соборов, за единичными исключениями, не участвовали.

       По определению Л.В.Черепнина, земский собор являлся сословно-представительным органом единого государства; совещанием правительства объединенной Руси с сословными представителями, созданный в противовес произволу феодального права.3

     Противоположную точку зрения высказывают некоторые  современные историки. Немецкий ученый Торке Х.-Й., например, рассматривает сущность земских соборов с точки зрения этимологии слова “земство”. “Земские дела” - в его понимании - это задачи и потребности местного самоуправления, созданного при Иване IV, в отличие от центрального, правительственного, т.е. - “государевых дел”. “Земские люди” или “земля”, в отличие от служилых людей, это выборные местные должностные лица, принадлежащие (за исключением, например, дворянских губных старост) к посадскому населению. На этом основании Торке делает вывод, что выражение “земский собор” не может означать учреждение в целом, в которое входили царь, освященный собор, дума, служилые люди и, наконец, земские люди.4

     Совершенно  иначе термин “земство” трактует Черепнин, который полагает, что  земство по отношению к XVI в. - это именно “вся земля”, государство: “дела земские” - государственные дела, “устроение земское” - государственное строительство, устройство.

     Правы, по-видимому те историки, которые считают, что местное выборное управление и его представители в Москве - не то же самое, что сословие: посадские люди, хотя они и должны были выбирать только самых “лучших” (т.е. - богатых) людей, не имели качеств гражданина в западноевропейском понимании - их зависимость от правительства и политическое бесправие были слишком велики. В разгар опричнины участники собора 1566 г. умоляли царя прекратить репрессии: за такую дерзость челобитчики лишились своих языков.

Информация о работе Земский собор как орган сословно представительской монархии