Иван грозный и его реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 18:42, реферат

Краткое описание

В XVI веке значительно увеличилась территория Российского государства. В состав государства вошли многие народности: мари, мордва, коми, печора, карелы и др. Возникновение единого многонационального государства положило конец усобицам, сделало страну устойчивой к внешним угрозам, способствовало освоению внутренних земель. Однако сильная самодержавная власть несла в себе зародыш деспотизма, развившийся при Иоанне Васильевиче IV.

Вложенные файлы: 1 файл

Иван Грозный и его реформы.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

     В XVI веке значительно  увеличилась территория Российского  государства. В состав государства  вошли многие народности: мари, мордва, коми, печора, карелы и др. Возникновение  единого многонационального государства  положило конец усобицам, сделало страну устойчивой к внешним угрозам, способствовало освоению внутренних земель. Однако сильная самодержавная власть несла в себе зародыш деспотизма, развившийся при Иоанне Васильевиче IV.

 

ГЛАВА 1. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ ИОАННА IV

     Царь Иоанн родился в 1530 году. От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство Иоанна, рано испортили этот ум, дали ему неестественное, болезненное развитие. Иоанн рано сиротел – на четвертом году лишился отца, а на восьмом потерял и мать. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранялось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: «родственники мои не заботились обо мне». Отсюда его робость, ставшая основной чертой его характера. Как все люди, выросшие без отцовского призора и материнского привета, Иоанн рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих. В торжественные церемониальные случаи – при выходе или приеме послов – его окружали царственной пышностью, становились вокруг него с раболепным смирением, а в будни те же люди не церемонились с ними, порой баловали, порой дразнили. В обстановке, в которой шло его детство, он не всегда мог тотчас и прямо обнаружить чувство досады или злости. Эта необходимость сдерживаться, дуться в рукав, глотать слезы питала в нем раздражительность и затаенное, молчаливое озлобление против людей, злость со стиснутыми зубами.

     Безобразие сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос Иоанн, были первыми его политическими впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность. Вечно тревожный и подозрительный, Иоанн рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность высматривать, как плетется вокруг него бесконечная сеть козней, которою, чудилось ему, старались опутать со всех сторон. Это заставило его постоянно держаться настороже. Всего сильнее в нем работал инстинкт самосохранения, все усилия его бойкого ума были обращены на разработку этого грубого чувства.

     13 декабря 1547 года, на семнадцатом году жизни, Иоанн позвал к себе митрополита и объявил, что хочет жениться; на другой день митрополит отслужил молебен в Успенском соборе, пригласил к себе всех бояр, даже и опальных, и со всеми отправился к великому князю, который сказал Макарию: «Уповая на милость божию и на святых заступников земли русской, имею намерение жениться: ты, отче, благословил меня. Первою моею мыслию было искать невесты в иных царствах; но, рассудив основательнее, отлагаю сию мысль. Во младенчестве лишенный родителей и воспитанный в сиротстве, могу не сойтись нравом с иноземкою; будет ли тогда супружество счастием? Желаю найти невесту в России по воле божией и твоему благословению; кроме того, намерен еще до своей женитьбы исполнить древний обряд предков и венчаться на царство». Он велел митрополиту и боярам готовиться к сему великому торжеству, как бы утверждающему печатию веры святой союз между государем и народом.

     Начало самостоятельного правления Иоанна IV ознаменовалось принятием в 1547 году титула царя. 16 января 1547 года совершено было царское венчание. Сие торжественное венчание было повторением Димитриева, с некоторой переменою в словах молитв и с тою разностию, что Иоанн III сам надел венец на главу юного монарха. С сего времени российские монархи начали уже не только в сношениях с иными державами, но и внутри государства, во всех делах и бумагах, именоваться царями, сохраняя и титул великих князей, освященный древностию.

     Через две недели Иоанн женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой, с которой он счастливо прожил более тринадцати лет, и которая имела на него благотворное моральное влияние. В апреле и июне того же года в Москве произошел ряд страшных пожаров. На пятый день после великого пожара москвичи подняли бунт, обвиняя родственников царя Глинских в поджогах; они убили царева дядю, боярина Юрия Глинского и его детей. Их имущество было разграблено. Впечатлительный царь, напуганный жуткими картинами пожаров и бунта, каялся в своих грехах и дал обет отныне посвятить все свои силы служению государству и народу.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПЕРИОД ВНУТРЕННИХ РЕФОРМ

     Со времени женитьбы и венчания на царство началась самостоятельная деятельность царя Иоанна. К концу 40-х годов вокруг молодого правителя образовался круг советников, который составляли главным образом митрополит Макарий, священник Сильвестр, Алексей Адашев и князь Андрей Курбский. Это новое правительство позднее было названо "Избранной радой".

    Первые шаги к реформам  выразились  в  созыве  27 февраля 1549 года расширенного совещания,  на  котором присутствовала  Боярская дума, освященный собор, воеводы, а также боярские дети и  “большие”  дворяне. Февральское совещание  1549 года  (“Собор  примирения”) было фактически первым Земским собором. Его  созыв  ознаменовал  превращение Русского  государства   в   сословно-представительную   монархию,   создание центрального сословно-представительного учреждения.  Чрезвычайно  важно  было то,  что  важнейшие   государственные  мероприятия  начинают  приниматься  с санкции   представителей   господствующего   класса,   в   числе    которого значительную роль играли дворяне.

     Начиная с 1550 года правительство Иоанна IV провело в жизнь целый ряд важных реформ, направленных на дальнейшее развитие и укрепление Русского централизованного государства. Общей чертой реформ является их антибоярская направленность.                  Провозглашая эти реформы, правительство Иоанна IV изображало их как мероприятия, цель которых заключалась в том, чтобы ликвидировать последствия боярского правления и укрепить экономические и политические позиции тех социальных групп, чьи интересы оно выражало и на которые опиралось, - дворян, помещиков и верхи посада. При этом есть основание говорить о наличии у правительства Иоанна IV целого плана реформ, охватывающих широкий круг вопросов внутренней политики и включавших в себя мероприятия в области землевладения, и финансовые реформы, и, наконец, реформы церковные.

   

2.1. ПРИГОВОР О МЕСТНИЧЕСТВЕ

   Местничество являлось одним из тех институтов феодального государства, которые обеспечивали монопольное право на руководящую роль в важнейших органах государства представителям феодальной знати. Сущность местничества состояла в том, что возможность занятия тем или иным лицом какого-либо поста в административных органах или в армии предопределялась местническими счетами, то есть взаимными соотношениями между отдельными феодальными – княжескими или боярскими – фамилиями, а внутри этих фамилий – взаимными соотношениями между отдельными членами этих фамилий. При этом исключалась возможность изменения этих соотношений, так как это означало бы изменение порядка мест в служебной, придворной или военной иерархии. Это приводило к тому, что для занятия каким-либо лицом того или иного поста нужно было, чтобы положение данного лица в местнической иерархии соответствовало тому положению, какое занимал в этой иерархии тот пост, на занятие которого претендовало данное лицо.

    Московские великие князья (а затем цари) вели упорную борьбу против местничества, так как местничество связывало их и ставило их действия под контроль феодальной знати. Однако, феодальная знать, в свою очередь, упорно боролась за сохранение местнических привилегий. Выражением и проявлением этой борьбы вокруг проблемы местничества являются местнические счеты, рост которых на протяжении XVI века отражает в себе усиливающееся стремление русских государей к слому местнической иерархии.

    Особую остроту местничество и местнические счеты приобрели в военной области. Основным недостатком в организации русской армии того времени было то, что управление армией было построено на местнических началах. Это лишало командование армии возможности оперативного руководства войсками и, напротив, позволяло княжатам и боярам, недовольным политикой правительства, саботировать путем местнических счетов и распрей распоряжения верховного командования. Местнические счеты лишали правительство возможности руководствоваться при назначении на посты воевод соображениями политического и персонального порядка, а требовали предоставления воеводских постов тем, кто имел на них привилегию в соответствии с местнической иерархией.

    В ноябре 1549 года был издан приговор о местничестве, целью которого было создать условия, позволяющие не допустить «порухи» «воинскому делу» во время похода, проистекавшие от местничества в «посылках» и в «разряде».

    Приговор о местничестве 1549 года состоит из двух частей. Первая часть приговора посвящена воеводам основных пяти полков, на которые делилась армия: Большого, Правой руки, Левой руки, Передового и Сторожевого. Во второй части речь идет об остальных служилых людях – невоеводах.

    По своему содержанию приговор формально представляет собой акт, определяющий местнические соотношения между отдельными воеводскими должностями. В рамках признания правомерности местничества находится и другая группа норм, формулируемых приговором: о порядке регулирования тех случаев, когда служебные отношения между теми или иными служилыми людьми не соответствуют местническим счетам между ними. Однако существо приговора 1549 года заключалось не в простой регламентации местнических счетов в полках, а в борьбе против местничества.

     Будучи одной из наиболее ранних по времени политических реформ 40-50 годов, приговор о местничестве отразил в себе общий характер политики правительства и продемонстрировал формы и пути реализации этой политики. 

 

2.2. СУДЕБНИК 1550 ГОДА

     В 1550 году Земский  собор принял новый общерусский  Судебник, который укрепил централизованную власть, основанный на Судебнике 1497 года, но значительно расширенный, лучше систематизированный и учитывающий накопившуюся судебную практику. В нем нашли отражение вопросы центрального и местного управления, положения феодалов и крестьян.

     Судебник 1550 года подтвердил существующее право крестьянского перехода в Юрьев день (26 ноября), но увеличил плату за пожилое (денежная компенсация феодалу за уход крестьянина), что затруднило переходы крестьян и являлось очередной мерой в их закрепощении. В целях укрепления государства были значительно ужесточены наказания, вплоть до смертной казни за разбои, вооруженные выступления против Феодальных порядков. Впервые вводились наказания для бояр и дьяков, берущих взятки, ограничивались судебные полномочия наместников и волостелей, а также усиливался контроль со стороны местных и центральных органов над их деятельностью.

    Издание Судебника было актом огромной политической важности. Основные стадии, через которые проходит вновь издаваемый закон:

Доклад царю, мотивирующий необходимость издания закона

Приговор царя, формулирующий  норму, которая должна составить  содержание нового закона.

    Само же составление закона и окончательная редакция текста производится в приказах, точнее, казначеями, по приказу царя, выполняющими эту работу. Наконец, на основе новых законов составляются дополнительные статьи Судебника, которые и приписываются к его основному тексту. Основанием для установления нескольких разновидностей законов служит то, что различные законы по-разному проходят намеченные выше стадии законодательного процесса. Основные различия падают на вторую стадию. Если доклад является общим для всех разновидностей законов, то вторая стадия законодательного процесса – «приговор» – осуществляется для различных законов по-разному:

    1. Приговором  одного царя.

    2. Приговором  царя с боярами. 

    3. Устным приказом  царя («государевым словом»).

 

2.3. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА

     Значительная реформа  была проведена в церковной  жизни. В 1551 году состоялся церковный собор, получивший название Стоглавого, поскольку его решения были записаны в книге, состоящей из ста глав.      

     В первых царских вопросах  изложены  три  группы  проблем,  касающиеся церковной реформы. Критике подверглись церковное богослужение  и  распорядок церковной жизни,   говорилось   о   необходимости   избрать   “беспорочных” священников и игуменов, чтобы они внимательно исполняли свои обязанности.  В осторожной  форме  предлагалось  ликвидировать  неподсудности  монашества  и духовенства царскому  суду, но  особенно  важное  значение  имел  вопрос  о судьбах монастырского землевладения.         

     Главными задачами церковной реформы были унификация церковных обрядов и создание единого пантеона русских святых. Это было необходимо для того, чтобы ликвидировать накопившиеся во времена феодальной раздробленности различия в совершении церковных обрядов и почитании святых. Другая задача состояла в поднятии авторитета церкви, который был подорван некоторым падением нравственности духовенства (злоупотребления церковных служащих, разврат, пьянство).

 

2.4. ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА

     Главное место в программе правительственных мероприятий занимает и земельный вопрос. План правительства намечал общий пересмотр земель, находящихся во владении служилых людей. Необходимость этого мероприятия мотивировалась тем, что годы боярского правления привели к крупнейшим переменам в области землевладения, выражавшимися в сосредоточении огромного количества земель, по сравнению с временами до смерти Василия III, в руках одних и в столь же больших масштабах обезземеления других. Задача, стоявшая перед правительством, заключалась в том, чтобы пожаловать «недостаточного» за счет «лишков» земель, выявленных у тех, кто увеличил свои владения в годы правления бояр.

Информация о работе Иван грозный и его реформы