Индия 13 - 15 вв.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотреть историю Индии в XIII-XV.
Задачи:
- рассмотреть образование Делийского султаната;
- обосновать исторические особенности Делийского султаната во второй половине XIV века.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3
1. Образование Делийского султаната…………………………………………... 7
1.1 Усиление феодального государства делийских султанов…………………... 7
1.2 Империя Мухаммеда Тулпака………………………………………………... 11
1.3 Феодальные междоусобицы в Северной Индии…………………………….. 12
2. Делийский султанат во второй половине XIV века и его временный распад. 14
2.1 Правление в Делийском султанате афганской династии Лоди…………….. 14
2.2 Государство Бахманидов……………………………………………………… 16
2.3 Империя Виджиянагар………………………………………………………... 18
Заключение………………………………………………………………………… 22
Список использованных источников…………………………………………….. 25

Вложенные файлы: 1 файл

индия 13-15 вв..doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Земля находилась в собственности того или иного феодала, хотя пережиточно сохранилось представление, что собственником земли является общинник. Значительная часть земельного фонда находилась в руках государства, которое взимало с крестьян поземельный и другие налоги.

Из государственного фонда получали земельные пожалования военные вассалы (амаранайяки), владевшие имениями по 10-12 деревень и сохранявшие их на все время службы. Фактически военные вассалы передавали свои земли по наследству, но формально право наследования закреплено не было. Амаранайяки могли отчуждать землю, в частности дарить ее храмам. За полученные от императора имения они содержали воинские отряды, с которыми должны были выступать по его требованию, и платили в казну дань-  около 1/3 доходов с имения. Как правило, военные вассалы содержали меньше войска, чем им полагалось по чину, и всячески увеличивали подати с крестьян. Все это означало, что несмотря на формальные ограничения условной собственности вассалов, на практике они присваивали подавляющую часть доходов с предоставленных им земель [25, c.105].

Более мелкие земельные владения, раздававшиеся командирам небольших отрядов, входивших в армии амаранайяков, обычно были наследственными. Эти мелкие военачальники могли получать свои пожалования как от государя, так и от крупных вассалов. В империи Виджаянагар существовала, таким образом, феодальная иерархия.

Значительная и все возраставшая часть земель принадлежала храмам. Крупные храмы были экономическими, социальными и культурными центрами обширной округи, совершали торговые и ростовщические операции. Вокруг храмов селились ремесленники и купцы. Часть из них находилась на службе храма, получая жалованье в натуре - продовольствием из храмовой казны и участками храмовой земли. Размер участка зависел от должности; формально участки выдавались пожизненно, но фактически передавались по наследству.

Храмы входили в общую иерархию господствующего класса. Они имели своих сюзеренов, которым уплачивали часть доходов, и вассалов, обязанных с оружием в руках защищать храмы во время нападений чужеземных войск или грабителей.

Значительная часть деревень находилась в собственности жреческих коллективов, своеобразных брахманских общин, эксплуатировавших крестьянство, неполноправных держателей, а также членов каст неприкасаемых, находившихся на положении крепостных.

На Юге в XV-XVI вв. (как и в более раннее время) была распространена купля-продажа земли. Довольно большие земельные владения имели богатые купцы.

Община в период Виджаянагара, как правило, ограничивалась пределами одной деревни. В ее коллективном владении оставались необработанные земли и пастбища. Пахотные земли находились в индивидуальном пользовании и частном владении общинников. В Тамилнаде более широкое распространение получил долевой передел земли. Владельческие права (каниятчи) общинников выражались в том, что они могли продавать свою землю и сохраняли права на нее даже тогда, когда уходили из деревни и долгое время землей не пользовались.

В период Виджаянагара быстро возрастала сумма феодальных податей, а также, по-видимому, норма эксплуатации. Источники этого времени сообщают нередко о разорении общинного крестьянства, продаже его земли за долги и недоимки. Феодальное подчинение общины значительно усилилось. В ряде случаев даже члены деревенской администрации назначались феодалом.

Это вызывало глубокое недовольство крестьян, выражавшееся в коллективном уходе целых общин с земель феодала-угнетателя. Не-смотря на мирный характер, эта форма борьбы была серьезным оружием в руках крестьян. Грозя уходом, они в ряде случаев добивались снижения податей. И все же сопротивление южноиндийского крестьянства не смогло остановить роста феодальной эксплуатации.

Значительно расширился слой неполноправных держателей земли (пайякари). Часть из них - издольщики - находилась в неоплатном долгу у землевладельца, и этот долг прикреплял их к земле. Закабаленные издольщики при отчуждении земли рассматривались как ее принадлежность и переходили вместе с ней к новому хозяину.

Власть феодалов в государстве Виджаянагар усилилась не только в деревне, но и в городе. Исчезают городские советы, власть в городах сосредоточивается в руках губернаторов, сбор пошлин сдается ими на откуп крупным феодалам и ростовщикам.

Огромные суммы, полученные от усиленной эксплуатации сельских общин и городов, стекались в казну императора, вассальных князей, крупных феодалов. Город Виджаянагар богател. Один из красивейших городов Индии, он поражал своей живописностью и богатством всех путешественников - как европейцев, так и выходцев из стран Востока. Император Виджаянагара содержал огромную армию, насчитывавшую почти миллион человек. Северные соседи империи - мелкие султанаты, образовавшиеся после распада государства Бахманидов,- должны были постепенно уступать ему одну территорию за другой. В середине XVI в. казалось, что блестящая империя находится в зените своей мощи.

Вскоре, однако, стала очевидной ее внутренняя слабость. Стоило четырем деканским султанатам (Биджапуру, Ахмаднагару, Бидару и Голконде) объединить свои силы, как они нанесли огромной армии Виджаянагара сокрушительное поражение на р. Кришне (23 января 1565 г.). Эта битва знаменовала переломный момент в истории Виджая-нагара. В последующие сто лет в ходе войн с Биджапуром и Голкондой происходит постепенный распад этого некогда могущественного государства Южной Индии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Большинство индологов считают VII-XVIII века временем господства феодального строя в Индии. Это определение оспаривается рядам ученых, поскольку социально-экономическая система средневековой Индии отличалась от европейского средневекового строя, который первоначально и назывался феодализмом. В Индии иерархическая структура господствующего класса была слабо развита, а в иные периоды отсутствовала совсем. Землевладелец, как правило, не вел своего манориального хозяйства, поэтому барщины не существовало. Принудительный неоплачиваемый труд (бегар) применялся большей частью только на строительстве крепостей, оросительных сооружений и т. п. Рента с крестьян обычно взималась в форме фиксированного государственного налога. Правитель жаловал землевладельцу не конкретную землю, а лишь условную территорию, с которой должны были поступать определенные суммы государственного налога. Отныне тот, кому жаловали, собирал этот налог-ренту в свою пользу, но обязан был за это содержать наемные воинские континген-ты, из совокупности которых состояла армия правителя. Ни пожалования, ни титулы обычно не передавались по наследству. В Индии также не было крепостного права, т. е. юридической личной зависимости крестьян от феодального землевладельца. Право суда и расправы применялось только при сборе налогов. Вместо сословных перегородок существовали кастовые. Отсутствие наследных поместий, титулов и сословий в некоторые периоды индийской истории облегчало возможность способным людям из низов выдвинуться в военачальники.

Индийская форма феодализма отличалась от европейской, в частности, преобладанием государственной собственности на землю.

Вместе с тем между общественным строем средневековой Европы и Индии имелись важные черты сходства. И там п тут экономика базировалась на ручном труде мелких крестьян п ремесленников, владевших орудиями производства и ведущих свое самостоятельное, преимущественно натуральное хозяйство. Общество строилось на их эксплуатации посредством взимания ренты (или ренты-налога), главным образом путем внеэкономического принуждения. Именно поэтому мы и говорим о феодализме в Индии, хотя подчеркиваем его особенности по сравнению с европейским.

Средца историков дискутировался вопрос относительно государственной собственности на землю в Индии. Исторические понятия собственности, владения и пользования в феодальные времена у нас недостаточно четко разграничены. В исторической литературе существует свыше десятка разных определений этих понятий. Дело в том, что в средневековой Индии под термином «земля» понимали две совершенно разные вещи. Для земледельца это было конкретное поле, которое он обрабатывал, не теряя своих прав на него даже после длительного перерыва в пользовании землей, передавал по наследству п мог отчуждать путем продажи и дарения при соблюдении некоторых традиционных общинных ограничений. За этот участок земли он должен был вносить установленный налог-ренту государству или тому лицу, которому правитель передоверял свое право сбора налогов.

Для феодала или феодального государства земля - это территория, с населения которой должна была поступать определенная сумма налогов. Условные пожалования давались обычно на определенную сумму, и лишь потом государственные чиновники определяли, с какой местности или местностей эти налоги должны были собираться. В период развитого феодализма в Индии подавляющее большинство пожалований носило условный характер: они не передавались но наследству, не мог та быть отчуждаемы или дарованы более мелким владельцам. В крестьянское распоряжение землей феодал не вмешивался. Однако, поскольку налог взимался только с обработанной площади, феодал стремился увеличить пахотную землю, устанавливая в течение ряда лет налоговые привилегии крестьянам, поднимавшим залежь или целину, или поощряя тех, кто засевал землю интенсивными, высокотоварными культурами.

Государственная собственность на землю выражалась в праве установления нормы земельного налога, по размеру и характеру равнявшегося феодальной ренте, в сборе этого налога непосредственно государственными чиновниками или в пожаловании права сбора феодалам. Таким образом, в средневековой Индии у разных социальных групп было свое, отличное от других понятие земли и владельческих прав на нее. Следует, впрочем, отметить, что при господстве государственной собственности некоторая, меньшая часть земель находилась у наследственных независимых илп вассальных землевладельцев (получивших при Моголах название заминдаров), которые сами устанавливали нормы взимаемой ими ренты и порой вели собственное хозяйство с помощью кабальных барщинников или батраков.

Единицей хозяйства была малая семья. Имеются упоминания о существовании сельской общины с общинным собранием и советом из наиболее уважаемых полноправных членов. В Северной Индии община охватывала, видимо, одну или несколько деревень, объединенных в той или иной мере общностью происхождения от одного предка - основателя поселения или же от рода осевших в этой местности завоевателей. В Южной Индии до XIVXV вв. община была крупной, состоявшей ш десятков, сотен пли даже тысяч поселений, и, хотя в IXX вв. община стала терять хозяйственное единство, все же она оставалась важной политической силой. Существовали общины с периодическими переделами земель, а также такие, где пахотные земли были уже прочно разделены между семьями. Видимо, община в целом распоряжалась необрабатываемыми землями, распределяла между общинниками подати и, возможно, оплачивала каких-то слуг или ремесленников. Нам неизвестно, существовала ли до XIV в. та система соединения ремесла с земледелием, которая имела место и была подробно описана в конце феодального периода в Индии. Вероятно, южноиндийская община была более могущественной и процветающей, чем община на севере страны. Во всяком случае она чаще фиксировала на камне и других прочных материалах свои решения и распоряжения. Во всех индийских общинах можно отметить привилегированное положение наиболее видных лиц (обычно старосты и писца). Важные дела разрешались, по-видимому, на общинных собраниях, но постепенно к старосте и писцу переходило все больше власти внутри общины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Смит А. Учение о Востоке. СПб., 1865.
  2. Гегель Г.Ф. Лекции по истории философии. М.; 1934.
  3. Кобрин Б.В., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины.- М.: Просвещение, 2007. - С.51-79.
  4. Рейснер И. М. Очерки классовой борьбы в Индии. Ч. 1. М. 1932.
  5. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин Б.В. Вспомогательные исторические дисциплины.- М.: Владос, 2007. - С. 247-278.
  6. Минаев. И.П. Очерки Цейлона и Индии. Из путевых заметок русского. Ч. I--II. СПб., 1878, ч. 1, V + 284 стр., ч. II, 238 стр.
  7. Щербатской Ф. И. Философское учение буддизма // Восток-Запад: Исследования. Переводы. Публикации. М., 1989.
  8. Ольденбург С.Ф. Общий очерк истории Индии/ Исследования. Переводы. Публикации. М., 2003.
  9. Тураев Б. А. История Древнего Востока. - Минск, 2004. - 490с.
  10. Васильев А. История средних веков. - М., 2005. - 300с.
  11. История средних веков. В 2-х т. / Под ред. З. Удальцовой, С. Карпова. - М., 2006. -400с.
  12. Бернье Ф. История последних политических переворотов в государстве Великого Могола. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1936. - 357 с.
  13. Кацнельсон И.С. Неизданное письмо Франсуа Шампольона // ВДИ № 2, 1947. С. 179-182.
  14. Сикха Н. К., Банерджи А. Ч. История Индии. М., 2006. - 440 с.
  15. Баден-Пауэлл Б. Г. Происхождение и развитие деревенских общин в Индии. Пер с англ. М. 2005. -500с.
  16. Ковалевский М.М. Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения. Ч. 1. М. 2002. -220с.
  17. Бутромеев В. Всемирная история в лицах. Раннее средневековье. М.: Олма-Пресс, 2007.- 318 с.
  18. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой : в 2 т. - М., 2004. - 400с.
  19. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / под ред. З.М. Черниловского. - М., 2006. - 472 с.
  20. История Востока/ Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. -3-е изд. -М., 1989. - 500с.
  21. Бэшем А. Чудо, которым была Индия.- М., 2004. -250с.
  22. История Индии / Под ред. В.И. Кузищина. -3-е изд., перераб. и доп. - М., 2006. -350с.
  23. История средних веков: Учеб./ Под ред. С.П. Карпова. В 2-х т.- М., 2005. - 210с.
  24. Антонова К.А. История Индии - М, 2004.- 345с.
  25. Котовский Г.Г. История Индии. М., 2005.-600c.

 


 



Информация о работе Индия 13 - 15 вв.