Инквизиция в Испании с 6 по 17 век

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:20, реферат

Краткое описание

Цель работы - исследование вопроса инквизиции в Испании, ее появление и влияние на мировую историю в целом.
Задачи работы:
- определить причины создания церковью «новой» истории.
- проанализировать задержку инквизиции в Испании до XIX века.
- кто были главные подозреваемые судебных актов.
- актуализация вопроса инквизиции в наше время.
- минусы и плюсы влияния церковных судов на литературу и искусство.

Содержание

Введение…………………………………………………3
Глава 1: Происхождение инквизиции…………………5
§ 1 Генезис инквизиции…………………………...5
§ 2 Средние века…………………………………...12
§ 3 Судебная процедура……………………….......14
Глава 2: Инквизиция в Испании………………………..20
§ 1 Торквемада - великий инквизитор……………20
§ 2 Особенности инквизиции в Испании…………23
Глава 3: Закат былого величия…………………………26
Заключение………………………………………………29
Литература ……………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК- ЧЕРНОВОЙ ВАРИАНТ 1.docx

— 72.95 Кб (Скачать файл)

Охота на ведьм в Европе поднимала  в народе злобу, ненависть и страх  по отношению к церкви. Она совпадала  с эпохой Возрождения и выражала в себе противостояние «новых веяний»  сил прогресса и старых верований  и устоев. И ведьмы служили «камнем преткновения» этих противоборствующих сил, на которые можно было свалить всю вину. Охота на ведьм была доведена до стадии коллективного безумия, под прикрытием которого казнили за каждую мелочь. В течение 2-х с лишним столетий эта эпидемия охватывала все страны Европы, и за это время было осуждено 200000 человек. Закончилась эта эпидемия тогда, когда в ведомстве инквизиторов стали обвинять в еретиканстве уже членов семьи правительства.

Католическая церковь не терпела  инакомыслия. На протяжении столетий в  феодальном мире костры инквизиции пылали там, где пробивались ростки нового, передового, возникала надежда на социальную справедливость.

Таким образом, авторитет и тоталитарная сущность католической церкви держались в основном на инквизиции весь период феодализма в Европе. В XIII веке инквизиционные трибуналы были учреждены на юге Франции, в Италии, Германии, Испании, Португалии, позже в других странах Европы. Испанцы и Португальцы ввели их в своих американских владениях. Верховным главой инквизиции являлся папа римский. Члены инквизиционных трибуналов не подчинялись светской власти и целиком зависели от папы.

 

§ 2 Средние века.

 

Нужно заметить, что Испанская церковь была во всем верна общей дисциплине при владычестве римских императоров. При готах она увидела установление среди нее могущества ариан, но с тех пор, как готские короли приняли вселенскую религию, законы и постановления испанских соборов знакомят нас с тем, как испанская церковь пользовалась ими применительно к еретикам. На четвертом Толедском соборе, созванном в 633 году, на котором присутствовал св. Исидор, архиепископ Севильский, занялись еретиками иудействующими. С согласия короля Сисенанда было издано постановление о том, что они будут отданы в распоряжение епископов для наказания и принуждения, по крайней мере, страхом, вторично отказаться от иудаизма: у них должны были отнимать детей и освобождать их рабов. Детей воспитывали по всем католическим правилам, полностью искореняя иудейское начало(за исключением обрезания у кого оно уже было). Потом соборы собирались еще и еще, суровость отцов Испании нарастала. Сначала просто отлучали от церкви, потом наказывали штрафами, били, лишали имущества.

Однако испанская ересь  несмотря на все Но была чрезвычайно  слаба, хотя рядом с католиками жили в значительном количестве и мусульмане и евреи. В 1278 доминиканскому ордену поручено распространением католицизма среди евреев и мавров. Проповедническая деятельность сопровождалась по отношению к отказавшимся переходить в христианство. Вскоре в стане под влиянием этой агитации возникло сильное движение против  евреев и арабов, которое заставило многих из них принять католичество. Новообращенные получили название новохристиан или марранов1. Пока велась борьба между королями и арабами религиозные преследования могли значительно ослабить  силу христианского оружия. А по - сему все старания инквизиции встречали отпор со стороны светской власти. С воцарением Фердинанда и Изабеллы католическая победа над маврами была обеспечена и Рим начинает настаивать на введении инквизиции. Но Фердинанд стремился к абсолютизму и не допускал мысли о предоставлении папе исключительных прав и не желал делиться богатством. Этим и объясняют замедленное введение инквизиции. Но, тем не менее сопротивление было преодолено (на то  она и есть римская власть) в 1480 году в Испании учреждена инквизиция, получившая новую организацию плюс огромное политическое значение.  И все-таки Испания наиболее благоприятная территория для развития инквизиции, ибо многовековая борьба с маврами способствовала развитию в народе религиозного фанатизма, которым с успехом воспользовались водворившиеся здесь доминиканцы. Нехристиан, именно евреев и мавров, было много в местностях, отвоеванных от мавров христианскими королями Пиренейского полуострова. Мавры и усвоившие их образованность евреи являлись наиболее просвещенными, производительными и зажиточными элементами населения. С одной стороны убрав их с дороги можно было  получить богатства, а с другой стороны разгромив и опустошив районы неверных граждан, тем самым был нарушен баланс культуры, ибо больше некому было заниматься виноградарством и основным ремеслом. Именно после этих событий в стране наблюдается упадок культуры.

Подводя итог данной главы, можно отметить, что инквизиция в средние века создавалась искусственно. По свидетельствам документов  XVII у Лорентье мы читаем о том, что на территории Арагоны ересь не наблюдалась долгий промежуток времени, за исключением тех случаев, которые фактически создавались искусственно (пара обвинений в пять лет).Короли Арагона просто не поддерживали инквизиторов , конфискации давали мало денег, т.к. еретики были бедные люди. С наживой более менее повезло, когда бежали евреи. Что касается Кастилии и Леона, то находясь под протекторатом Рима, они  вообще не знали средневековой инквизиции11, ну узнали конечно но позже с воцарением Изабеллы и Фердинанта. Да и вообще это было накладно для государства терять рабочую силу ради принципов, которыми в тот период могли оступиться так легко.

Еще можно отметить, что  гонениями на евреев и мавров, страна лишила себя почти на век культурной прослойки, да и культуры в целом.

 

§3 Судебная процедура

 

Вначале инквизиторы были странствующими судьями, переходившими из одной провинции в другую и лишь позднее сделались оседлыми. Сфера их деятельности, организация судов и форма судопроизводства вырабатывалась постепенно путем указаний из Рима. Прибывший на место назначения инквизитор обращался к населению с воззванием покаяться и назвать имена еретиков; сделавшие это в течение «льготных дней» (обычно их 30) подлежали церковному наказанию, прочие подвергались тяжелым карам. Нужно заметить, что официально пытку употребили в 1114 году.

Первые инквизиционные трибуналы  появляются в Испании в 1232 году. По повелению папы Григория IX арагонский епископ Эспарраго поручил доминиканцам  «умеющих хорошо убеждать отпавших от церкви» преследовать еретиков. Ревность этих еретиков с первых дней поселила недовольство и озлобление у местного населения. Особенно успешно развернулась инквизиция в Арагоне при Николае  Эймерике,  Этот каталонский инквизитор (1320—1399), доминиканский монах. В 1356 г. назначен главным инквизитором Арагонского  королевства. Преследовал еретиков с беспощадной строгостью, в особенности, последователей Раймунда Луллия. Король Иоанн Арагонский изгнал Эймерика из своих владений за его чрезмерную жестокость. Эймерик пользовался покровительством пап Климента VII и Бенедикта VIII и последние годы своей жизни провел при Папском дворе в Авиньоне. По свидетельству его эпитафии, Эймерик. написал 11 томов богословских сочинений, но было напечатано и получило известность только одно из них: "Directorium inquisitorum" или «Руководство для инквизиторов» (Барселона, 1503; Рим, 1587; Венеция, 1607 etc). Это было руководство для инквизиторов, которое, несмотря на всю его жестокость и нетерпимость, Торквемада признавал слишком мягким…

По руководству Эймерика суду подлежали:

  1. Хулители религии и виновные в ложных понятиях о могуществе Бога, все равно, говорили ли они это в трезвом или пьяном виде.
  2. Все, занимавшиеся чародейством или гаданием, особенно те которые употребляли при волховании священные предметы и вещества, например святую воду и елей.
  3. Всякий отлученный, не искавший примирения с церковью.
  4. Укрыватели и заступники еретиков.
  5. Лица, сопротивляющиеся постановлениям инквизиции.
  6. Города, правители и короли, защищавшие еретиков.
  7. Власти,  не отменявшие в стране или городе постановлений, несогласованных с законами инквизиции.
  8. Адвокаты, нотариусы и юристы защищавшие еретиков (применялось в самую раннюю эпоху первой и второй инквизиции)
  9. Всякий, отказавшийся от присяги, которую требовала инквизиция.

    10) Всякий умерший в открытом или предполагаемом еретичестве.

11) Иудеи или мавры,  склонявшие христиан к отступничеству.

12)Всякий, прикосновенный  к ереси словом, делом или сочинением

     13)Все преступления против нравственности, незаконное сожительство, содомия и др.

Никому не удалось избежать ига инквизиции, но двоевластие ослаблявшее  папство в конце XIV и в XV веке, привело  к тому, что в 1460 году не было почти  ни одного инквизитора. Повторному рождению положил начало человек по имени  Томас Торквемада.

В 1481 Торквемаду не устраивают постановления предшественников, и  он собирает в Севилье генеральную  хунту инквизиторов. Здесь были выбраны  законы Испанской инквизиции, 28 пунктов  так называемой инструкции.

Первые три пункта говорили об устройстве трибунала, шесть последних  порядок чиноположения среди  инквизиторов, остальные девятнадцать все случаи инквизиционного процесса.

В целом же все происходило  так:

Инквизитор допрашивал свидетелей в присутствии секретаря и  двух священников, которым было поручено наблюдать, чтобы показания,  верно  записывались, или, по крайней мере, присутствовать, когда они были даны, чтобы выслушивать их при чтении полностью. Это чтение происходило  в присутствии свидетелей, у которых  спрашивали, признают ли они то, что  сейчас им было прочитано. Если преступление или подозрение в ереси было доказано на предварительном следствии, то оговоренного арестовывали и сажали в церковную тюрьму, в случае если в городе не было доминиканского монастыря, который обыкновенно заменял ее. Тюрьмы для таких несчастных составляли 5 шагов в длину и 4 в ширину, размещали там пять  -шесть человек причем обоего пола(разделять стали позже).В случае неповиновения человека выводили в коридор раздевали до гола и бичевали.

 После ареста подсудимый  подвергался допросу (исключительно по собственному желанию), и против него тотчас же начиналось дело согласно правилам, причем делалось сравнение его ответов с показаниями предварительного следствия.

 В первое время в  инквизиции не существовало прокурора,  обязанного обвинять подозреваемых  лиц; эта формальность судопроизводства  выполнялась словесно инквизитором  после заслушания свидетелей; сознание  обвиняемого служило обвинением  и ответом. Допускался и защитник для несчастного, но опять  же формально. Если обвиняемый признавал себя виновным в одной ереси, напрасно уверял он, что он не виновен по отношению к другим; ему не разрешалось защищаться, потому что преступление, за которое он был предан суду, было уже доказано. Его спрашивали только, расположен ли он сделать отречение от ереси, в которой признавал себя виновным. Начинали с психологической атаки. На языке инквизиторов «краткое увещевание и отеческое побуждение», с выражением скорби на лице человека раздевали и раскладывали перед ним орудие пыток. Одна и та же пытка никогда не употреблялась, они были разнообразны: кровь с гвоздями(в ванне забитой гвоздями размещался человек ему затыкали нос и вливали в рот воду и так до тех пор, пока исполнителям не дадут знак согласия в вине),испанский сапог(ноги заколачивались в колодку, подошвы смазанные маслом подносились к огню)

 

Если обвиняемому все  же героически хватало сил соглашаться, то его примиряли с Церковью, накладывая на него каноническую епитимью одновременно с каким-нибудь другим наказанием. В противном случае он объявлялся упорным еретиком, и его предавали в руки светской власти с копией приговора. Смертная казнь, как и конфискация, была мерою, которую в теории Инквизиция не применяла. Её дело было употребить все усилия, чтобы вернуть еретика в лоно Церкви; если он упорствовал, или если его обращение было притворным, ей нечего было с ним более делать. Как не католик, он не подлежал юрисдикции Церкви, которую он отвергал, и Церковь была вынуждена объявить его еретиком и лишить своего покровительства. Первоначально приговор был только простым осуждением за ересь и сопровождался отлучением от Церкви или объявлением, что виновный не считается более подсудным Церкви; иногда добавлялось, что он передаётся светскому суду, что он отпущен на волю — ужасное выражение, обозначавшее, что окончилось уже прямое вмешательство Церкви в его судьбу. С течением времени приговоры стали пространнее; часто уже начинает встречаться замечание, поясняющее, что Церковь ничего не может более сделать, чтобы загладить прегрешения виновного, и передача его в руки светской власти сопровождается следующими знаменательными словами: debita animadversione puniendum, то есть «да будет наказан по заслугам». Лицемерное обращение, в котором Инквизиция заклинала светские власти пощадить жизнь и тело отпавшего, не встречается в старинных приговорах и никогда не формулировалось точно. При обилии виновных совершенствовалась техника смерти. В поле, загородом, где происходили казни, был построен мост (таблада), давшее название тому месту с которого произносились приговоры, поблизости же же для костра было воздвигнуто из камня лобное место. Этот эшафот назывался квемадеро- жаровня или крематорий, отличавшийся от современного одноименного сооружения тем, что они служили не местом сожжения трупов, умерших естественным путем,  а еретиков, которых сжигали там живыми или после того, как в качестве особой милости инквизиторов их душили- гарротировали. На квемадеро возвышались четыре большие каменные статуи библейских пророков, к которым привязывали еретиков, приговоренных к сожжению. Статуи были сооружены на пожертвования одного ревностного католика, которого впоследствии так же сожгли на этом месте. Инквизиторы не задумывались признать, что это воззвание к милосердию было пустою формальностью, и объясняли, что к нему прибегали только с той целью, чтобы не казалось, что инквизиторы согласны на пролитие крови, так как это было бы нарушением канонических правил. Но в то же время Церковь зорко следила за тем, чтобы её резолюция не толковалась превратно. Она поучала, что не может быть и речи о каком-либо снисхождении, если еретик не раскается и не засвидетельствует своей искренности выдачей всех своих единомышленников. Неумолимая логика св. Фомы Аквината ясно установила, что светская власть не могла не предавать еретиков смерти, и что только вследствие своей безграничной любви Церковь могла два раза обращаться к еретикам со словами убеждения раньше, чем предать их в руки светской власти на заслуженное наказание. Сами инквизиторы нисколько не скрывали этого и постоянно учили, что осужденный ими еретик должен быть предан смерти. Это видно, между прочим, из того, что они воздерживались произносить свой приговор над ним в пределах церковной ограды, которую осквернило бы осуждение на смертную казнь, а произносили его на площади, где происходило последнее действие аутодафе. Один из их докторов XIII века, цитируемый в XIV веке Бернаром Ги, так аргументирует это: «Цель Инквизиции — уничтожение ереси. Ересь же, не может быть уничтожена без уничтожения еретиков, а еретиков нельзя уничтожить, если не будут уничтожены также защитники и сторонники ереси, а это может быть достигнуто двумя способами: обращением их в истинную католическую веру или обращением их плоти в пепел, после того, как они будут выданы в руки светской власти».

 

Глава 2: Инквизиция в Испании.

«В Испании, от страха онемелой,

Царили Фердинанд и  Изабелла,

Но властвовал железною рукой

     Великий инквизитор  над страной  .

Он был жесток как повелитель ада,

Великий инквизитор Торквемада »

С. Г.Лонгфелло.

 

§ 1 Торквемада- Великий инквизитор

 

Родился Томас Торквемада в семье служителя Доминиканского ордена Иоанна Торквемады, который  участвовал в знаменитом Констанцском соборе (16 ноября 1414 года – 22 апреля 1418 года) в городе Констанце, на котором  посодействовал осуждению Яна Гуса. Единомышленники в какой-то степени… Очень интересно, что его родной дядя Хуан де Торквемада (1388 – 1468), кардинал и теолог, был крещённым евреем, то есть и сам Томас Торквемада, уничтоживший впоследствии тысячи крещённых  евреев, имел еврейские корни. Родился наш герой и вырос в Вальядолиде, Кастилия, город на севере от Мадрида. Так как его отец был служителем церкви, то с образованием у Томаса проблем не возникло, а ребёнком он был одарённым, в чём потом многие убедятся. Но в орден Томас Торквемада вступает, когда ему уже был 31 год. До этого времени Томас путешествовал по Испании и за это время имел даже какие-то романтические истории, но это как утверждает молва. Так, он имел некогда влечение к одной прекрасной особе, покорял ее всячески, но, несмотря на упорные ухаживания, она предпочла ему мавра и, даже вышла за него замуж, опять же, как говорит молва, это послужило толчком к ненависти мавров.

Начав же служение в ордене (а это 1451 год) Торквемада сразу выделяется – его ораторские выступления  приносят ему известность. Недолго  пробыв аскетом, он становится приором  монастыря Святого Креста (Convento de Santa Cruz la Real) в Сеговии. Сеговия расположена  между Мадридом и Вальядолидом и  сравнительно недалеко от небольшого местечка Аревало, где как раз  в то время подрастала инфанта  кастильского трона Изабелла. Она  воспитывалась под надзором своей  матери Изабеллы Португальской, довольно мрачной и помешанной на религии  женщины. Изабелла Португальская вместе со своей дочерью бывали в монастыре, настоятелем которого был Томас  Торквемада. А Изабелле как раз  подыскивали духовного наставника. Томас Торквемада был на хорошем  счету в Католической церкви Испании, считался хорошим богословом. Именно он стал духовным наставником инфанты. Стоит отметить, что Изабелла воспитывалась  под влиянием матери, которая просто была помешана на религии и отчасти  переняла у неё эту фанатичность. А Торквемада ухватился за это  и пробыл в этой роли до конца  своей жизни. Безусловно, что влияние  на Изабеллу он имел сильнейшее, будучи фанатичной католичкой, Изабелла Кастильская  видела в Томасе Торквемаде нечто  большее, чем просто монаха, инквизитора или священнослужителя. Уже когда он был наставником Изабеллы, Торквемада отказывался от любых постов и назначений. Он хотел сохранить за собой влияние на Изабеллу. Он принимает живейшее участие в организации её брака с Фердинандом II Арагонским. В 1469 году лично сопровождает её в Вальядолид на тайное венчание, улаживает все шероховатости и препятствия к этому.

Информация о работе Инквизиция в Испании с 6 по 17 век