Искусство майя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 10:25, контрольная работа

Краткое описание

Помимо широко известных всему миру достижений искусства народов (цивилизаций, культур) Старого Света, существовали цивилизации доколумбовой Америки, мало изученные до настоящего времени, характеризующиеся не менее значительными, а, возможно, и более выдающимися достижениями в различных сферах деятельности человека. Цивилизация империи майя занимала одно из наиболее ведущих мест в культурной сфере цивилизаций Центральной Америки.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Краткая характеристика цивилизации империи майя……………………………………....4
2. Искусство империи майя……………………………………………………………………..6
2.1. Архитектура………………………………………………………………………….6
2.2. Ваяние………………………………………………………………………………14
2.3. Живопись…………………………………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………………………...20
Список использованной литературы………………………………………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

Искусство майя.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

Глиняная скульптура предшествовала каменной и лепке по штуку. Маленькие глиняные головы, сделанные, чтобы умилостивить богов, были среди первых обнаруженных артефактов. Хотя в майяском ваянии нет мощи ацтекского, но у него иные великие достоинства. Погребальные Урны, виденные Диего де Ланда и выкапываемые фрагментами, показывают, со сколь значительными глиняными массами оперировали майяские художники, покрывая их орнаментом.

Глиняные фигуры встречаются по всему региону, но лучшие найдены на кладбище на острове Хайна, напротив берега Кампече; это сокровище Майяской коллекции. Фигуры с Хайна — портретные статуэтки. Хотя и маленькие, от шести до двенадцати дюймов в высоту, они грандиозны по замыслу. Немного во всём майяском искусстве выделано с такой воспри­имчивостью. По поводу хайнской керамики Мигель Коваррубиас, один из плодовитых художников, произведший оценку её с художественной точ­ки зрения, сказал: «Она демонстрирует чрезвычайное мастерство, реалистическое знание формы и движения». Статуэтки отражают идеалы майя: фигуры воинов и актёров с руками, простёртыми в драматическом жесте, вожди, сидящие, скрестив ноги в красивых головных уборах; и, в русле темы «Сусанна и старцы», старик, ласкающий молодую женщину. Это тот сорт подробностей, которые и разыскивают историки, пытаясь реконструировать, чем были майя за роскошным фасадом декора. Лица вылеплены с таким совершенством, что замечаются нюансы выражений. Спокойствие, пренебрежение, похоть — всё различается. Более половины хайнских статуэток — женщины. Это по поводу недовольств Хаксли («самое заметное в майяской скульптуре — отсутствие женских форм»), ибо здесь к женщине как к предмету изображения отношение заинтересованное и чувствительное. Значительное число деревянных поделок найдено на Юкатане, но лучшие  — в Тикале.

Перед тем как майя стали вырезать свои календари на камне, они отображали их на деревянных стелах. Когда они использовали деревянные балки для перекрытий вместо ступенчатой арки — резьбой покрывались балки. В Тикале несколько храмовых пирамид спустя тысячу лет предоставили к обозрению резные панели из дерева саподилья. Одна, с кецалем, распростёршим крылья и с фантастическим божеством, размером семь на семь футов; метод радиоуглеродного анализа соглашается с датировкой, указанной на панели: 741 год. И таких плит в Тикале несколько; все они сейчас в европейских музеях. Резьба по дереву практиковалась широко. Майя изготовляли идолов, шлемы, ритуальные маски с перьями, маски для актёров, пышно украшенные жезлы власти и вырезали доски, служившие переплётами их «складных книг». Ланда признаёт, что даже в его время майя зарабатывали «очень много, делая идолов и резьбой... по дереву».

На Юкатане не было ни меди, ни золота. Отсутствие чего и отложило конкисту испанцев, увлечённых сокровищами ацтеков. Металлургия раз­вивалась в Южной Америке — у всех тамошних древних культур, и здесь первенствует Колумбия. На этот счёт нет иных мнений. Работам по золоту в Панаме и в Коста-Рике насчитывались столетия, когда в 1502 году Ко­лумб основал в Верагуа колонию и обнаружил аборигенов обвешанными золотом. Он назвал место «Золотой Замок», а король Испании даровал ему герцогство Верагуа. И сегодня его потомки носят этот титул. Верагуа (точное местоположение не установлено) являлся центром отливки зо­лотых украшений; торговлей многие из них попадали к майя.

В начале восьмого века золото стало просачиваться в Майядом. После 900 года, когда майя сосредоточились на полуострове Юкатан и торговля активизировалась, золота и меди прибыло. Ицы содействовал процессу. Медь из Оахаки, продававшаяся в Шикаланго, шла на изготовле­ние колокольчиков; золотые пластины и листы из Панамы оформлялись в узорчатые диски и в короны. Всё, что известно о майяском золоте, имеет отношение к предметам, поднятым Эдвардом Томпсоном из сенота Чичен-Ицы и покоящимся уже много лет в Музее Пибоди в Гарварде. Многие из этих предметов выполнены в стиле Верагуа, с предположением, что они и отлиты там же. Золотые диски диаметром со ступню необычны в истории майя, ибо, несмотря на майяские иероглифы по ободу, они демонстрируют тольтекские сюжеты — ритуал выдирания сердца, сцены сражения на воде майя с ицами — свидетельство того, сколь поздно начали майя работать с золотом.Испанцам редко попадалось у майя много золота в одном месте. В Потончоне в 1524 году Кортес обнаружил различные золотые поделки: короны, головные повязки, ожерелья, ушные вставки, маленькие литые фигурки, ящерицы и утки. Формы показывают, что всё было панамского производства. Единственный золотой запас, утоливший аппетиты, был захвачен в начале конкисты в провинции Четумаль — центре изготовления долблёных каноэ, а также в большом торговом центре. Вес добычи в слитках и в предметах равнялся 2000 песо.

У майя не оставалось времени развить свой металлургический комплекс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Живопись

Майяская живопись, как она проявилась во фресках, обнаруживает реализм восприятия и более развитый реалистический стиль, чем у любой другой цивилизации в Америках. Искусство не предназначалось массам. Искусство не предполагалось образовательным и едва ли было призвано отмечать исторические события. Искусство было культовым, символическим. И оно никогда полностью не утрачивало символику, чтобы стать чисто декоративным. Как все символические искусства, оно было антиобщественно. Краски, монтаж, знаки, символы ничего не значили зрителю, если он не был посвященным.

Поскольку искусство было культовым, к светскому оно имело малое отношение. И всё же майяские художники писали реальных людей в естественных положениях. Наличествуют акцент на движении и попытки передать перспективу. Персонажи различаются головными уборами, нарядами, действиями. Самые ранние из известных фресок — найденные в руинах Вашактуна — изображают, что легко счесть беседой меж знатными майя (точное содержание их беседы над иероглифами, ясно, не передано). Жестикуляция, динамика, цвет — всё есть. Стенные росписи Чак-мультуна в области Пуук на Юкатане, отодвинутые расстоянием в 210 миль и периодом в 600 лет от вашактунских, обнаруживают преемственность духа.

Фрески находят по всему Майядому, к несчастью, фрагментами. Сюжетно-тематический план живописи Чичен-Ицы, созданной в тольтекский период, почти целиком светский. Фрески Храма Воинов, покрывающие стенное пространство в 9 футов высотой на 12½  футов по ширине, опровергают Храмовое название, так как демонстрируют сцены повседневной жизни в Прибрежном юкатанском селении, — тип живописи, редкий у майя. Здесь реалистичные и живые картины долблёных каноэ, деревьев, домов и даже высоких шестов с перьями, с которых подавали морским судам сигналы. Художник не изображает храмы и жрецов, но, вроде этакого майяского Питера Брейгеля, обходится простым жилищем, женщинами за работой и отдыхом и мужчинами, несущими товары на рынок. На стенах других строений Чичен-Ицы — стадиона, Храма Ягуаров — живописные сцены битв, знакомящие с майяским вооружением и военной техникой, они также — настоящий парад одеяний и поз.

Бонампак рассматривался как место и как архитектура. Его фрески, открытые в 1946-ом, так революционизировали прежние концепции о майяском обществе, что литература до сих пор занята уточнением терминов.

В Бонампаке три расписанных помещения. Вместе они предстают в единстве фабулы: рейд во владения противника, совещание вождей, суд над пленными и празднество в честь победы. Фигуры выполнены почти в натуральный размер и дают впечатление остановившейся жизни. Это динамичная композиция с необычайно мастерским использованием цветовой палитры.

Техника применялась классическая для фресковой живописи. На стены накладывалось покрытие, и пока оно было влажным, художник набрасывал этюды для росписи. Затем помощники — их должно было быть много — накладывали цвета. Как определил мексиканский мастер по фрескам Виллагра, который поставил себе целью скопировать росписи Бонампака, все три помещения должны были расписать за сорок восемь часов. Штукатур и художник работали вместе, писание фресок должно было быть бесперебойным. Палитра бонампакских художников чрезвычайно богата. Преобладает прославленный майяский голубой, но есть и жёлтые, и коричневые цвета, и глянцевый чёрный. Краски в основном минеральные. Красные и жёлтые из оксидов; майяский голубой из хромосодержащей глины; чёрный из угля. Один знаток убеждён, что к минеральным составам добавлялся сок дерева пом, из которого сейчас производятся лаки. Фрески Бонампака демонстрируют владение линией и цветом, одухотворённое движение фигур, безграничную свободу жеста, каких не существовало до того в американском искусстве.

Хотя бонампакские фрески пострадали от времени, их тщательно скопировали, и маленький храм со стенными росписями повторён в Археологическом музее Мехико.

Роспись керамики тоже может считаться живописью, и насчитывается множество великолепных образцов её. Сама майяская «книга» являлась только продолжением фрески. И, в свою очередь, фрески, особенно найденные в руинах Тулума и Санта Риты (в британском Гондурасе), представляются копиями картин из «книг».

 

 


Заключение

Прогресс в цивилизации, достигнутый народами Америки, следует считать самым поразительным явлением в истории человечества, особенно если его рассматривать как пример того, чего могут достичь изолированные от остального мира народы в своеобразной окружающей среде. Нельзя не подчеркнуть, что культуры и мифологии Древней Мексики и Перу развились без посторонней помощи или вмешательства; фактически они были плодом исключительно и единственно творческой мысли местного населения Америки, развившимся на американской почве. Увлекательную главу в истории развития человечества написали эти народы, чьи архитектура, живопись и скульптура, законы и религия доказали, что они стоят наравне с большинством древних народов Азии и выше древних народов Европы, которые унаследовали цивилизацию благодаря Востоку. Аборигены древней Америки создали для себя систему письма, приближавшуюся на момент открытия их миру к алфавитному, уникальную математическую систему и архитектурное мастерство, которое в некоторых отношениях стоит выше любого другого из тех, чем мог бы похвастаться Старый Свет. Их своды законов были разумны и основывались на справедливости. А если их религии и были окрашены жестокостью, то эту жестокость они считали судьбой, посланной им кровожадными и ненасытными богами, а не какой-то силой, исходящей от людей.

Сравнивая мифы народов Америки с бессмертными легендами о богах Олимпа или едва ли менее классическими легендами Индии, нельзя не заметить часто встречающихся аналогий и сходств, которые представляют большую ценность, так как иллюстрируют то обстоятельство, что во всех уголках земного шара человеческий разум сформировал для себя веру, основанную на схожих принципах. Но при внимательном прочтении мифов и поверий Мексики и Перу нас также поражает необычность как их содержания, так и типа мышления, которое они представляют. Результат вековой изоляции очевиден в глубоком контрасте «атмосферы». Кажется, что мы в течение какого-то времени стоим на смутно очерченных берегах другой планеты, мы зрители деяний народа, о чьем образе мыслей и чувств совершенно ничего не знали. На протяжении жизни многих поколений эти мифы вместе с памятью о богах и людях, о которых они рассказывают, скрывались под толстым слоем пыли запустения, сметаемой временами только благодаря усилиям ученых-исследователей, работающих в одиночку безо всякой помощи. В настоящее время много хорошо оснащенных ученых прилагают усилия к тому, чтобы расширить знания о цивилизациях Мексики и Перу. К мифам этих народов — увы! — мы добавить ничего не можем. Большая их часть погибла в пламени испанских аутодафе. Но и за те, что сохранились, мы должны быть благодарны, так как они раскрывают перед нами окно, через которое мы можем увидеть великолепие и блеск цивилизаций, более отдаленных и необычных, чем цивилизации Востока. Их образы нечетки, но величественны, они туманны, но многоцветны, и тени этих народов и верований столь же священны, как и всех других ушедших в небытие народов и исчезнувших вероисповеданий.
Список использованной литературы

1.Спенс Льюис. Мифы инков и майя. Пер. с англ. Л.А. Карповой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. 

2.Таубе Карл. Мифы ацтеков и майя. – пер. с англ. К. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.

3.Хаген Виктор В. фон. Ацтеки, майя, инки. Пер. с англ. Николенко И.А. – М., Вече, 2004. 


3

 



Информация о работе Искусство майя