Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 19:11, лекция
Cакский, или сакско-скифский «звериный стиль» сложился как закономерное выражение мировоззрения сакских племен, как воплощение в изобразительном искусстве их мифологии, как особая знаковая система для выражения идеологии кочевников.
Искусство саков Казахстана
Акишев К.А. «Курган Иссык. Искусство саков Казахстана».
«Современное искусство
Одежда, наборный пояс и обувь
Ввиду хорошей сохранности
в первоначальном положении
По хорошей сохранности
Верхняя одежда с застежкой налево характерна для большинства сакских и скифских племен, по крайней мере на всех известных антропоморфных изображениях этого времени у одежды правая пола заходит на левую. В одежде с запахом налево изображены саки на персепольских рельефах, скифы-воины на золотом гребне из кургана Солоха, скиф с кубком в руках на золотой пластине из Куль-Обы и скифы в композиционных сценах на золотом сосуде из Куль-Обы: скифы за врачеванием, беседующие скифы, скиф, натягивающий лук.
На всех изображениях кафтаны облегающие, с узкими рукавами, но удлиненные, доходящие до колен или немного ниже. Этим они отличаются от иссыкского короткого кафтана, не закрывающего колен.
Однако известна находка остатков короткого кафтана (длиной 90 см) из второго Пазырыкского кургана. Пазырыкский кафтан сшит из собольего меха. Его наружная сторона выделена, как замша. Кафтан украшен по спине и подолу кожаными аппликациями с закрепленными на них золотыми бляшками. Известны другие находки остатков верхней одежды из меха и тонкого белого войлока, происходящие из других Пазирыкских и Катандинского курганов.
Таким образом, иссыкский кафтан, в отличие от всех известных, был роскошной одеждой, сплошь украшенной золотыми бляхами, и скорее напоминал сверкающий чешуйчатый панцирь, чем просто кафтан.
Под слоем бляшек, украшавших
перед кафтана и лицевую
Существование нательных
Одежду иссыкского сака дополняли штаны, также украшенные бляшками. В первоначальном положении сохранились мелкие прямоугольной формы узкие золотые бляшки, нашитые в виде продольного канта по линии внешних и внутренних швов штанин. Такие же бляшки украшали пояс штанов. По-видимому, штаны были сшиты из плотной ткани, возможно, из кожи, об этом говорит четкая сплошная линия расположения бляшек, сохранившихся в том положении, в каком они были нашиты на штаны. По расстоянию между внешней и внутренней полосами бляшек устанавливается ширина штанины. Она была равна 20-25 см.
Поверх кафтана находился
Реконструкция ремня
Наборный пояса типа
Штанины брюк заправлялись
в сапоги с длинными
Обувь тоже была богато украшена золотыми треугольными бляшками. Они сохранились в непотревоженном положении на костях левой ноги. По расположению бляшек удалось реконструировать форму обуви, установить длину голенища. Несомненно, это были сапоги с длинными, немного не доходящими до колен голенищами, украшенными золотыми бляшками такой же формы, как на кафтане. Верх и них голенищ по линии головок окантован мелкими прямоугольными бляшками. По-видимому, полосы их таких же бляшек проходило по головке сапог вокруг стопы.
У евразийских кочевников штаны и сапоги как часть одежды появляются еще в глубокой древности. Еще Геродот в перечне одежды саков указывает на их остроконечные шапки и штаны.
У скифов, судя по изображениям на куль-обском сосуде, штаны были двух типов: узкие и широкие; они заправлялись в полусапожки с короткими голенищами.
На рельефе из ападаны в Персеполе видно, что обувь у саков-тиграхуда бескаблучная. На рельефе линия голенищ совпадает с линией полы кафтана, так что можно предполагать, что они доходили до колен. На золотых пластинах их Аму-Дарьинского клада саки изображены в орнаментированных кафтанах и сапогах с выделенными каблуками и длинными голенищами.
Меховая мужская обувь с длинными голенищами обнаружена в Каракольском кургане на Алтае, а в Пазырыкском кургане – длинные войлочные чулки с орнаментированным верхом.
Таким образом, по археологическим находкам может быть установлено, что сакская обувь была двух типов: с длинными и с короткими голенищами, шилась она из меха и войлока. Возможно, что их этих же материалов в сакское время шились и мужские штаны. Находки остатков их при раскопках курганов в Ноин-Уле (Северная Монголия) свидетельствуют о том, что в более поздний период, в эпоху хуннов, мужчины носили шерстяные и шелковые штаны и войлочные кафтаны. В Катандинском кургане на Алтае, относящемся к V-VI вв. н. э., также найдены штаны, сшитые из плотной шерстяной ткани, и сапоги из войлока. Таким образом, в результате проведенных реконструктивных работ мы представляем все одеяние иссыкского сака.
Полная экипировка захороненного в кургане Иссык представляется так: на голове была высокая стреловидная шапка с низом в виде треуха, застегнутая под подбородком, богато украшенная золотыми бляхами и пластинами; в мочке левого уха находилась золотая серьга с зернью и подвесками из голубой бирюзы; на шее золотая кольчатая гривна; на теле – нижняя рубаха, орнаментированная по груди и рукавам причудливыми узорами из сочетания золотых бляшек разных форм, поверх нее кожаный красноватого цвета короткий кафтан, сплошь обшитый золотыми бляхами и бляшками; на пальцах рук – два золотых перстня; кафтан подпоясан тяжелым наборным поясом, сверкающим шестнадцатью массивными бляхами-накладками, выполненными в зооморфном стиле; справа к нему подвешен длинный железный меч в красных ножнах, а слева – железный кинжал – акинак в ножнах, обложенных золотыми пластинами; на ногах узкие шерстяные или кожаные штаны, по швам обшитые золотые бляшками; штаны заправлены в войлочные или кожаные сапоги с высокими голенищами, украшенными золотыми фигурными бляшками. В таком сказочно богатом одеянии был захоронен иссыкский сак-тиграхауда.
Искусство и мифология саков
Исследователи сакского искусства считают, что оно было тесно связано с искусством Ахеменидского Ирана и Бактрии, с одной стороны, и искусством Китая эпохи Чжоу и Хань — с другой.
В науке существуют
Раскопки последних лет на поселении Баба-джан и святилище Сурх-Дум дали новые образцы луристанских бронз: бронзовая булавка с фигуркой припавшей к земле пантеры, точильный камень с ручкой в виде головы барана, стилизованные головы орлов, фигуры хищников, оленей в «летящем галопе», коней, верблюдов. Однако, как полагают исследователи, сакское искусство нельзя сводить только к луристанскому — это два самостоятельных художественных стиля.
Скорее всего, в начале I тыс.
до н. э. на территорию
В то же время, иранцы, познакомившись
с культурой Ассирии, Элама,
Урарту, восприняли достижения их
цивилизации. У них иранцы
После разгрома их царства мидийским царем Киаксаром, вернулись домой и унесли с собой многие образцы изобразительного творчества.
При раскопках кургана Аржан в Туве — огромного сооружения диаметром 120 м и высотой 3 м, под насыпью кургана археологи обнаружили сложные деревянные конструкции: в центре находился сруб из огромных бревен лиственницы размерами 8 х 8 м, внутри которого стоял еще один сруб размерами 4,4 х 3,7 м. В нем в деревянной колоде был погребен вождь, а рядом лежали останки еще нескольких мужчин — родственников и сподвижников вождя, видимо, добровольно последовавших за ним в потусторонний мир. Вокруг по радиусу были поставлены срубы, в которых захоронены 160 коней в парадном снаряжении. Останки еще многих коней были найдены в кольцевых захоронениях, за пределами кургана.
Все кони были светлой и рыжей масти, т. е. цвета царей и жрецов.
Курган был разграблен в
древности, но многое
VIII в., а найденные в нем предметы сакского искусства являются самыми древними. Это позволяет предположить, что сакский звериный стиль появился в азиатских степях. Это тем более реально, что здесь для него имеются истоки.
Уже в эпоху бронзы местные
мастера изготавливали фигурки
животных. Известны наскальные рисунки,
изображающие оленей, быков. Также
в конце II — начале I тыс. до
н. э. формировалось искусство,
«звериным стилем».
Искусство «звериного стиля»
сформировалось под влиянием
южных традиций, с которыми саки
познакомились во время
Ювелирное искусство достигло
у саков высокого совершенства.
Мастера- художники были
Сакское ювелирное искусство наиболее полно представлено в кургане Иссык, по материалам которого удалось получить представление об одежде знатных саков, украшениях, которые они носили, оружии, с которым они шли в бой.