В ювелирном искусстве широко
использовали способ обкладки
листовым золотом фигурок и
украшений, вырезанных из дерева.
О том, что обработка дерева
и резьба по нему были у
саков очень развиты, свидетельствуют
деревянная посуда, деревянные фигурки
зверей и животных, различные
застежки. Наряду с резьбой по
дереву развивалось ремесло, связанное
с обработкой кости и производством
костяных поделок — застежек,
пряжек, пуговиц.
Уже отмечалось, что сакские
мастера вытачивали и вырезали из мягких
пород камня великолепные жертвенники,
украшая их богатым резным орнаментом.
Из цветного камня — сердолика, халцедона,
агата, бирюзы сакские ювелиры изготавливали
бусы.
Саки, как и другие народы,
поклонялись силам природы —
солнцу, ветру, грозе, грому, которые
представлялись им в образе
богов. А боги, по их понятиям,
воплощались и в фантастических
зверей, птиц и животных, таких,
как крылатые кони, конегрифы, Популярность
этих образов в мифологии и фольклоре
вызвали к жизни своеобразный «звериный
стиль» в искусстве евразийских степей.
Конь в мифологии саков
связывался с солнцем и огнем.
Верховное божество
Митра, который сотворил мир,
выезжал, согласно «Авесте», на
четверке лошадей. К коням имели
отношение боги Сурья, Яма, Агни,
Индра. Изображения крылатых коней на
головном уборе царя из кургана Иссык
— это солнечная колесница. Образ крылатого
коня как образ солнца есть в мифологии
других народов. У греков крылатые кони
влекли по небу колесницу солнечного бога
Аполлона.
Изображения хищных орлов
тоже были символами бога солнца.
В представлении индоиранских
народов солнце предстает в
виде колесницы с одним колесом,
которую мчат по небу четыре
коня или четыре орла.
Саки имели свое понятие
об устройстве мира (космоса). Порядок
в космосе представлялся понятием
арта, который ассоциировался с Солнцем,
движением солнечной колесницы. Порядок
в космосе, гармония, организаторами в
которых были боги Митра, Варуна, Индра,
модель мира представлялась как сочетание
трех миров — подземного мира — низа;
середины — земли, и верхнего — неба. У
мира было четыре стороны — правая, левая,
передняя и задняя.
Примером символического представления
саков о космосе является головной
убор сакского царя из Иссыка. Орнаменты
на нем разделены на три вертикальных
яруса. Колпак по кругу обрамляет изображение
цепи золотых гор и деревьев. У подножия
гор помещены «земные звери»: тигры, козлы.
На вершинах — птицы, крылатые тигры. Орнаментальный
фриз означает мировой горный хребет,
по представлениям саков, окружавший мир
со всех сторон.
Орнамент символизирует трехчастную
организацию мира снизу вверх:
подземный мир — земля —
небеса. На четырех крестообразно
расположенных точках кольцевых
фризов помещены изображения
зверей — охранителей сторон
света; востока и запада, севера
и юга. Впереди головного убора
имеется солнечная эмблема —
символ всего космоса в целом:
четыре крылатых коня и четыре
золотых стрелы. Это своеобразный
знак власти над всеми тремя
мирами и четырьмя углами света,
которые солнце обходит на
своем пути. Переднюю сторону
саки считали восточной стороной
света, заднюю — западом. Возложение
такого колпака-короны осмысливалось
как передача вождю власти
над всем мифологическим Космосом.
Вождь олицетворял ось вселенной,
ее центр, и все символы на
его одежде это мифологическое
представление.
В целом, сакский, или сакско-скифский
«звериный стиль» сложился как закономерное
выражение мировоззрения сакских племен,
как воплощение в изобразительном искусстве
их мифологии, как особая знаковая система
для выражения идеологии кочевников.