Исторический портрет деятеля культуры. Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 11:06, реферат

Краткое описание

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) был одним из величайших писателей серебряного века. Как пишет Н. А. Бердяев – русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализма: «Одной из самых утонченных эпох в истории русской культуры», эпохой «творческого подъема поэзии и философии после периода упадка» - это «культурный ренессанс начала века». Так же он пишет: «В то время, русскими душами овдалели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но и что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир».

Содержание

3 стр. Введение

4 – 14 стр. Глава 1: Андрей Белый, детство и отрочество. Начало своего творчества. Три великих «симфонии» Андрея Белого.

15 – 24 стр. Глава 2: Взрослые годы. Становление своего нового идеала. “Путь жизни” Белого А. Изменения в творческой состовляющей Андрея Белого.
25 – 26 стр. Приложения.
27 стр. Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Андрей Белый. Реферат..docx

— 202.82 Кб (Скачать файл)

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     РЕФЕРАТ

По истории

на тему: «Исторический портрет деятеля культуры.

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 1 курса

Группы 1402

Факультета КБ-1

 Специальности 10.05.03

Ромашин Максим Игоревич

 

 

Принял: кандидат исторических наук, доцент,

 Кушнер Владимир Григорьевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва - 2014 г

 

Подпись: ________

 

 

Оглавление.

 

3 стр. Введение

 

4 – 14 стр. Глава 1: Андрей Белый, детство и отрочество. Начало своего творчества. Три великих «симфонии» Андрея Белого.

 

15 – 24 стр. Глава 2: Взрослые годы. Становление своего нового идеала. “Путь жизни” Белого А. Изменения в творческой состовляющей Андрея Белого.

25 – 26 стр. Приложения.

27 стр. Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) был одним из величайших писателей серебряного века. Как пишет Н. А. Бердяев – русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализма: «Одной из самых утонченных эпох в истории русской культуры», эпохой «творческого подъема поэзии и философии после периода упадка» - это «культурный ренессанс начала века». Так же он пишет: «В то время, русскими душами овдалели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но и что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир».

А ведь он был прав Андрей Белый был одним из тех, у кого было обостренно художественное чувство и философское осмысление мировых исторических процессов. Тем самым позволив нему не только предвидеть события ближайших десятилетий, но и начертать образ всего столетия, к рубежу которого мы подходим.

Также о Андрее Белом можно сказать, что он считается одним из главных идеологов символизма, много сделавший для обоснования его философии и эстетики.

Белый был и ведущим критиком этого направления. Среди его произведений – философско-теоретические исследования и публицистические очерки, драматургические опыты, работы по стиховедению и поэтике, литературные мемуары, скрупулезные автобиографические изыскания.

1 Глава: Андрей белый. Детство, отрочество. Начало своего творчества. Три великих «симфонии» Андрея Белого.

На ряду с другими символистами Андрей Белый (псевдоним Бориса Николаевича Бугаева, 1880—1934гг.) показывает себя очень творческой личностью. Он считается одним из интереснейших поэтов XX в., Белый стал первопроходцем в создании нового жанра («симфоний») и романов, представлявших собой новаторское явление в повествовательном искусстве. Белый был ведущим критиком направления – символизм. Творчество Белого обширно и разнообразно, но в то же время в них присутствует некоторая направленность.

Андрей Белый и Александр Блок — ровесники и спутники в литературе, их творческие судьбы в принципиальных основах были параллельны друг другу. Белому принадлежит заслуга разъяснения новых тенденций в уникальной «музыкально» - словесной форме — «симфониях».

Детство и юность Андрея Белого происходила в таких же условиях, в каких и воспитывался Блок. Отец будущего писателя, профессор Николай Васильевич Бугаев, был крупным ученым-математиком. Детство Белого прошло на Арбате — в типичном «профессорском» районе старой Москвы — в самом тесном соприкосновении с московской ученой средой того времени (ее портрет Белый впоследствии изобразит книге «На рубеже двух столетий»), с неопределённым для него смыслом убеждённого позитива и миропонимания. Арбат оставил на Белом свой отпечаток: в 1899 г. Белый поступает на физико-математического факультета Московского университета и в 1903 г. успешно заканчивает его, на всю жизнь сохранил интерес к математике, физике, химии, естествознанию и несколько раз пытался укрепить примерами, свои теоретические изыскания.

Важнейшее значение для выработки миросозерцания Белого имело знакомство с религиозной философией и поэзией Вл. Соловьева и философско-поэтическим творчеством Ницше. Эти имена стали для него опорой для определения своего направления. Ориентируясь на мировоззрение Соловьева и Ницше, Белый пытался объяснить свои устремления к «заре». Духовное созревание Белого, произошло между 19-20 веком, и начало нового столетия было воспринято им как знамение новой эры, несущей с собой полное изменение всего, с чем он встречался ранее. Сознание Белого находит опору в христианских идеях и образах, которые помогают ему объснить конкретное жизненное событие как священное предзнаменование. Новый взгляд на мир требовал и принципиально нового художественного отражения, непохожего на известные в литературе формы.

Первые творческие опыты Белого относятся к середине 90-х гг. Он пробовал свои силы в разных жанрах — писал рассказы, стихи, драматические сцены. Наиболее перспективными для зрелого творчества Белого оказались лирические, зачастую бессюжетные прозаические отрывки. Начинающий писатель показывал в них «незаинтересованное», отвлеченное и в то же время внутренне активное отношение к действительности, причем музыка в его творчестве играла не менее значимую роль, чем его мысли, которые он писал. С детства занимавшая огромное место во внутреннем мире Белого «музыкальная» стихия находила себе авторитетную поддержку в эстетике Шопенгауэра: Белый теоретически обосновывал приоритет музыки, как искусства, наименее связанного с внешними, случайными формами действительности и наиболее тесно соприкасающегося с ее потаенной, глубинной сущностью. От музыкальных отрывков он обратился к более сложным, многосторонним и глубоким формам письма; так родился жанр «симфоний», в которых Белый обрел адекватный способ для выражения своих чувств, миропонимания  и увидел совершенно новую форму творчества, отвечающую тем зачачам перображения жизни, которые ему требовались.

Очень емкую и удачную характеристику сложного жанра «симфоний» дал философ С. Аскольдов: «Симфонии — особый вид литературного изложения, можно сказать, созданный Белым и по преимуществу отвечающий своеобразию его жизненных восприятий и изображений. По форме это нечто среднее между стихами и прозой. Их отличие от стихов в отсутствии рифмы и размера. Впрочем, и то, и другое, словно непроизвольно, вливается местами. От прозы — тоже существенное отличие в особой напевности строк. Эти строки имеют не только смысловую, но и звуковую, музыкальную подобранность друг к другу и по ритму слов, и по ритму образов и описаний. Этот ритм наиболее выражает переливчатость и связность всех душевностей и задушевностей окружающей действительности. Это именно музыка жизни — и музыка не мелодическая, т. е. состоящая не из обособленных отдельностей, а самая сложная “симфоническая” (1, стр. 25),(1, стр 27).

«Северная симфония (1-я, героическая)» (1900г.) — еще во времена юношеской несамостоятельности, произведение, полное множества вариантов на темы музыки Грига, живописи Бёклина и прерафаэлитов, сказок Андерсена, немецких романтических баллад и т. д. В ней изображается условно-фантастический мир, преобразованный на западноевропейское средневековье. Основные темы «симфонии» — борьба света и мрака, темного времени и светлой вечности, освобождение от темного начала и радостные ожидания «Духа Утешителя»; центральные образы — красавица-королевна и молодой рыцарь, испытывающий натиск сатанинских сил, — даны в причудливом окружении великанов, кентавров, колдунов, гномов, исчезающих затем перед чередой картин, символизирующих райское блаженство. Образы и эпизоды сочетаются в свободных комбинациях и сменяют друг друга вне зависимости от обычных связей, но это не значит, что в произведении Белого господствует хаос, — наоборот, все подчинено внутреннему, «музыкальному» ритму и управляется чередующимися образно-смысловыми лейтмотивами.

«Симфония (2-я, драматическая)» (1901г.) также отвлечена от прывычной последовательности литературного сюжетосложения, но ее «музыкальные» темы и композиции показывают не что-то необычное, а простую московскую жизнь, преподнесённую в бытовых зарисовках. «Симфония (2-я, драматическая)» была самым первым произведением Андрея Белого, которое попала на обозрение людям. С ее публикации в 1902 г. под маркой символистского издательства «Скорпион» началась жизнь Белого в литературе, которая сначала дала ему только скандальную известность. В отличие от первой вторая «симфония» непосредственно авто-биографична: в ней запечатлены переживания Белого в 1901 г.; это был, по его признанию, «единственный год в своем роде: переживался он максимальнейшим напряжением», в этот год «ожидания какого-то преображения светом максимальны» (2, стр. 25). В «симфонии» отразились события московской культурной жизни этого года, среди ее персонажей — реальные лица, изображенные в скрытых прозвищах.

В предисловии к «симфонии» Белый утверждал, что симфония обладает тремя смыслами — музыкальный, состоящий «в выражении ряда настроений, связанных друг с другом основным настроением», сатирический («здесь осмеиваются некоторые крайности мистицизма») и идейно-символический, преобладающий, но не уничтожающий первых двух. Второй из этих смыслов имеет в «симфонии» огромный тематический охват. Весь мир, поскольку он подчинен законам времени и причинности, полностью схож, и предстает он у Белого в беспорядочном сочетании одновременно сосуществующих картин, ничем не связанных друг с другом, кроме своей одинаковой несхожости перед лицом «Вечности великой, Вечности царящей». Содержательные (в общепринятом смысле) явления обессмысливаются, непонятные и случайные наделяются обмнчивой содержательностью, изображения самого простого случая сочетаются с самым невозможным, фантастическим. И в то же время такая всепоглощающая сатира не несет в себе уничтожающего приговора; Белый объединяет стихию с мягкой, лукавой иронией, которая схожа с романтической иронией, все изображаемое несет на себе умиротворяющую пелену «туманной Вечности», которая просвечивает сквозь  время и суету явлений. Ирония — основной способ изображения мира во 2-й «симфонии» — характеризует позицию автора, который знает, что воссоздаваемая им бесконечная последовательность измерений еще не исчерпывает всей реальности, — ему ведома реальность другая, подлинная и абсолютная.

Поэтому в «симфонии» «ирония и пафос — неотделимы», и на московских крышах, где «орали коты», появляется пророк — Владимир Соловьев, трубящий в рог и возвещающий о восходящем «солнце любви». Портрет Москвы «эпохи зорь» целиком окрашен у Белого «шестым чувством» — «чувством Вечности», которое для него — «коэффициент, чудесно преломляющий все» (3, стр. 25).

При этом энтузиазм, которым исполнена «симфония», комментируется на каждом шагу, иронический карикатура доминирует и в изображении мистиков, заполонивших московские кварталы. В ироническом свете подаются самые близкие Белому идеи и пророчества, и причиной тому не только само-защитное стремление отказаться от неких «крайностей мистицизма». Белый следует здесь примеру Вл. Соловьева, который (как он отметил в ноябре 1901 г.) «молча всматривался и прислушивался, редко заикаясь о „ слышанном “и „ виденном “; если и говорил, то прикрывал слова свои шуткой» (4, стр. 25). Все пророчества Соловьева о схождении на землю «вечной женственности» были облечены в шутливую оболочку. А Белый предпочитает передавать то, что считает за истину и откровение, не в виде рассказа, переданного в художественном типе, а в виде ироничного единства – через зеркало обманчивого (или полу обманчивого) состояния, с предоставлением «бытовых» подробностей и схожостей.

Во 2-й «симфонии» нетрудно обнаружить лишние вставки в сюжетных конструкциях, но в основном связь между сменяющими друг друга рядами образов и картин осуществляется связным путем. Следование этому способу позволяет Белому показать целостность мира, который он пытается приподнести читателю, указывает связь между его «высоким» и «низким» планами существования. Третья «симфония» «Возврат» (1901—1902гг.) построена уже по более легко выводимой сюжетной схеме, также отчётливо в ней видны соответствия между «идеальным» и «реальным, но в этой симфонии Белый пытался показать не «музыкальное» единство мира, а противопоставление настоящего мира душ и неправдивого, невозможного мира земного бытия. Обыденная жизнь, как утверждает Белый, лишь мираж, самообман, и преодолеть это можно, вспомнив свою родовую связь с всеобщим, космическим началом.


Первая часть «Возврата» представляет собой свободную фантазию на темы вневременного райского блаженства, вторая изображает реальный (а по существу нереальный) мир, но в ней сюжет первой части «ясно просвечивает как бы через какой-то искусно подобранный и символически ей адекватный транспарант» (5, стр. 25). Ребенок из первой части предстает магистрантом Хандриковым, который страдает от нищеты и бессмысленности своего существования и постоянно ощущает сигналы вневременного бытия. Мировое зло, символизируемое в первой части образами «змея», «колпачника» и «ветра», воплощается в реальном плане «симфонии» в приват-доцента Ценха, изливающего на Хандрикова «стародавнюю ненависть», а старик — наставник ребенка в мире Вечности — перерождается в психиатра доктора Орлова, который помещает Хандрикова в своем «санатории» для душевнобольных. Третья часть «симфонии» изображает Хандрикова, освободившегося в безумии от власти эмпирического мира и возвращающегося — прыжком с лодки в озеро — на свою космическую родину. Тема двоемирия и символической связи двух планов бытия, пафос неприятия косности будничного существования во имя высшего духовного идеала нашли в «Возврате» яркое художественное отображение(2, стр 27).

В стихах Белого начала 1900-х гг., объединенных им в книге «Золото в лазури» (1904г.), также заключено предчувствие грядущих перемен в судьбах мира. Однако контрастность стихотворений (Которые была написаны после «симфоний», в 1903 г.) несколько иная: в «симфониях» преобладают грусные, сопереживающие настроения, в стихах — море оптимизма, торжественных интонации, призывы к активному изменению настоящего. Культ «тихой зари», заявленный в «симфониях», восполняется культом «солнечного золота»; герои программных стихов Белого, открывающих книгу, — аргонавты, которые направились в неизведанное, «за солнцем», «на солнечный пир», выполняющие «путь к невозможному», покоряющие и изменяющие мир:

Информация о работе Исторический портрет деятеля культуры. Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев)