Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 01:44, шпаргалка
. Жизнь и занятия древнейших людей на территории Беларуси
Первобытный строй на территории Беларуси делится учеными на три периода: каменный, бронзовый, железный века. -Первобытный человек
2. Жизнь и занятия древнейших людей на территории Беларуси
Наиболее важными достижениями первобытных людей были освоение огня, изобретение остроконечных секущих, режущих, колющих орудий. На территории, остававшейся свободной от ледяного покрова во время отступлений ледника, люди занимались собирательством корней и клубней. Для этого они использовали палки-копалки, острые камни. Занятием людей была также загонная охота на мамонтов, северных оленей и других животных с помощью каменных топоров, примитивных дид (копий). Люди использовали удочки, костяные гарпуны, сети, крючки для рыбной ловли.
Особенность занятий людей каменного Века состояла в том, что они брали от природы все в готовом виде. Такое хозяйство называют потребительским (присваивающим).
После отступления последнего .ледника началось потепление. Бывшая ледяная пустыня покрылась реками и озерами, лесами, населенными дикими животными. Первобытные люди постепенно стали заниматься индивидуальной охотой. В этом им помогала собака — первое прирученное человеком животное. Люди переходили к оседлому образу жизни, изобрели лук и деревянные стрелы с кремневыми наконечниками, высверленные и шлифованные каменные топоры, каменную зернотерку, начали использовать при рыбной ловле выдолбленные из дерева челны (лодки). Зарождаются гончарство и ткачество. Люди стали изготавливать остродонную глиняную посуду, которую втыкали в земляной пол или в центр костра, поскольку в то время еще не знали, что такое стол.
Незаменимым материалом для производства орудий труда был кремень. Его добывали в первобытных шахтах — вертикальных колодцах глубиной 3—5 м, найденных археологами у поселка Красносельский Волковысского района.
Первым известным коллективом людей было первобытное человеческое стадо. Вероятно, кроманьонцы жили уже родовыми общинами, объединявшими 50—70 кровных родственников. Во главе общины стоял избранный старейшина. Постепенно роды объединялись в племена. Некоторые историки разделяют мнение о том, что родство первоначально велось по материнской линии, так как женщина играла определяющую роль в жизни первобытного общества. Такой порядок называют материнским родом, или матриархатом.
3. Бронзовый век на территории Беларуси начался на рубеже 3—2-го тысячелетий до н. э. и продолжался приблизительно до начала 1-го тысячелетия до н. э. В это время изделия из меди и бронзы попадали с юга на территорию Беларуси. Здесь не было месторождений меди и олова, сплав которых образует бронзу. Люди начали приручать все больше животных, а после перешли к их разведению. Вероятно, первым домашним животным стала свинья. Происходит переход от охоты к животноводству и от собирательства к земледелию. Он означал переход от потребительского к производительному хозяйству. При производительном типе хозяйства древние люди собственным трудом добывали необходимые для жизни продукты, не существующие в готовом виде в природе. Вначале земледелие было мотыжным, когда основным орудием труда служила мотыга, а затем — подсечно-огневым. Древние люди высекали лес, корчевали и сжигали пни, пепел употребляли в качестве удобрения, землю обрабатывали бороной-суковаткой. Для сбора урожая использовали серпы, муку получали на зернотерках. Чтобы сохранить зерно, а также молоко, полученное от разведенных животных, делали плоскодонную глиняную посуду.
Во время бронзового века на территорию Беларуси постепенно начали проникать индоевропейцы — многочисленные племена животноводов-кочевников, которые первоначально жили в Малой Азии по соседству с народами Древнего Востока. В период расселения на территории Европы в результате смешивания индоевропейцев с местным населением возникли племенные объединения германцев, славян, балтов. Балтские племена, являющиеся предками современных литовцев и латышей, начали постепенно осваивать территорию Беларуси.
4. Железный век на территории Беларуси начался при-
мерно в VII в. до н. э. Люди научились
добывать железную
руду. Ее называли болотной, потому что находили это сырье
по бурому цвету на болоте или иод дерном
на лугу. Из руды
выплавляли в сыродутных печах-дойницах, сделанных из
глины, пористую массу — кричное железо. Постепенно раз-
вивалось земледелие, ставшее пахотным. При обработке
земли использовали деревяшки- ра ю с железным
нарогом-
наконечником. Совершенствование орудий труда привело к возникно-
вению излишков продуктов и имущи таенного неравенства
среди людей. Появились
богатые И бедные. Между ними
происходили стычки. Для защиты люди начали
строить ук-
репленные поселения — городища.5.Невозможность
объяснить природные явления (мол-
нию, гром и др.)
породила у людей нору в сверхъестес-
твенные силы природы. Человек верил в существование
души, способной жить
отдельно от тела, И В ее бессмертие.
Поэтому возникли похоронные обряди, когда
тело умер-
шего закапывалось головой на запад, лицом
к восходящему
солнцу, либо сжигалось, так как огонь
считался священной
силой. Покойнику
клали его вещи, будто бы необходимые
в «загробном мире». Это были украшения,
оружие, орудия
труда и быта. Бытовал обычай насыпать над могилами кур-
ганы из песка или другого
грунта, средняя высота которых
составляла 1—2 м.
Возникновение религиозных верований, а также хозяйственные занятия первобытных людей повлияли на зарождение первобытного искусства. Первым его примером является скульптура — создание объемного образа. Об этом свидетельствуют найденные археологами статуэтки, изображавшие женщин, мужчин, лося, утку. Свидетельствами возникновения искусства также считаются орнамент (узор) на глиняной посуде, рисунки на кости, женские украшения (подвески, бусы, лунницы, застежки), музыкальные инструменты (бубен, дудки).
3.Начало расселения славян на территории Беларуси. Массовый приход славян на территорию Беларуси и их окончательное закрепление на ней произошло на рубеже VI-VII вв. Надо отметить, что заселение славянами территории Беларуси не было единовременным событием, оно продолжалось в течение нескольких веков. Славяне проживали компактно только на самом юге современной Беларуси, в бассейне р. Припять. В это же время началось проникновение славян на территорию балтов. В VIII—IX вв. начинается массовое расселение славян на землях балтов. Большими группами они селились на правобережье Днепра и Березине,, в бассейне Сожа, вступали в тесный контакт с балтским населением, которое проживало в этих регионах. Впереди шли вооруженные дружины, вслед за ними - земледельческое население, которое ассимилировало местные племена. Территорию Беларуси преимущественно заселили три восточнославянских племени - кривичи, дреговичи и радимичи.
Кривичи были одним из крупнейших восточнославянских племен. Они занимали не только север Беларуси, но и соседние рай- оны Подвинья и Поднепровья (Псковщину и Смоленщину). В «Повести временных лет» говорится, что «кривичи иже сядь на верх Волги, и на верх Двины, и на верх Днепра». Кривичи сформировались в результате ассимиляции пришлыми славянами местных балтских и западнофинских племен, постепенно славянизированных. Об этом ярко свидетельствуют данные археологии. Название «кривичи» разными историками объясняется по-разному. По одной из версий название происходит от имени прародителя рода - Крива, по другим - от имени первосвященника балтов Криве-Кривейте, от слова «кровные» (близкие по крови), «кривой» - (о человеке, холмистой местности).
Дреговичи проживали на большей части южной и значительной части средней Беларуси. В «Повести временных лет» говорится, что они жили между Припятью и Западной Двиной. Дреговичи, особенно те, которые занимали северные территории, многие черты восприняли от балтов. Название этой этнической группы также отражает славяно-балтский синтез дреговичей. Корень слова, видимо, балтский (отлит, dregnas - сырой, влажный). Очевидно, первоначально балты, которые проживали в этой местности, назывались «дрегува» (как литовцы - «летува»). Славяне, которые пришли позже, восприняли это название, дополнив его славянским «ичи». Таким образом, название «дреговичи» представляет собой славянизированное название более ранней балтской этнической группы. Наверное, и белорусское слово «дрыгва» имеет балтские корни. О высоком уровне социального развития дреговичей свидетельствует существование своего «княжения» еще до включения в состав Киевской Руси. Летописные известия и археологические материалы характеризуют дреговичей как одно из наиболее развитых восточнославянских племен.
Радимичи проживали на восток от дреговичей и на юг от кривичей. По летописным данным, они-занимали территорию между Днепром и Десной. Основной ареал расселения радимичей - бассейн рек Сожа и Ипути. В «Повести временных лет» не раз подчеркивалось родство между радимичами и западными славянами, которые проживали на территории Польши: «Быша же радимичи от рода ляхов». Вместе с тем в археологических памятниках радимичей присутствует балтских элементов больше, чем у дреговичей. Летописная легенда о происхождении радимичей от мифической личности Радима скорее всего отражает библейское мировоззрение монаха-летописца Нестора, чем реальную действительность. Название радимичей, как и дреговичей, вероятно, балт-ского происхождения, основа балтская (от лит. radimas - нахождение), а окончание славянское. У радимичей существовала племенная верхушка и племенная организация, но в летописи подчеркивается, что у них сохранилось больше пережитков родопле-менных отношений в сравнении с другими восточнославянскими племенами.
Кривичи, дреговичи, радимичи представляли крупные племенные союзы, объединенные не столько родоплеменными отношениями, сколько едиными территориальными, экономическими и политическими связями. Эти племенные союзы были уже ранними государственными образованиями, которые летописи называют «княжениями».
4.Средневековье как отдельный период мировой истории.
История государств и народов современной Европы началась в эпоху, которая условно определяется в исторической литературе как средневековье. Термин «средние века» был впервые употреблен итальянскими гуманистами в XV в. для обозначения периода между классической древностью и их временем. В западной историографии нижней границей средневековья традиционно считается V в. н.э. (падение Римской империи), а верхней - XV в. (крах Византийской империи в 1453 г., открытие Америки в 1492 г.).
В развитии западноевропейского
Это деление в значительной степени условное. Однако приведенная периодизация позволяет установить основные изменения, которые происходили в западноевропейском обществе в зависимости от этапа.
Периоду Средневековья присущи следующие наиболее важные черты:
Важнейшей чертой социально-экономического развития государств эпохи средневековья были феодальные отношения. Характерными чертами феодализма являются:
2).господство натурального хозяйства;
Огромную роль в жизни средневекового общества играла церковь. В государствах, образовавшихся на территории Западной Европы, распространились институты западной (римско-католической) церкви. Разделение церквей в христианстве началось еще в III —V вв. в связи с углублением экономических, политических и культурных различий между западной и восточной частями Римской империи. Основной причиной разделения общехристианской церкви являлось соперничество между папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Официальный разрыв церквей произошел в 1054 г. и был завершен в связи с захватом крестоносцами в 1204 г. Константинополя (когда из него вынужден был выехать константинопольский патриарх). Римско-католическая и греко-православная церкви отличались к этому времени друг от друга многими обрядами, языком богослужения и системой управления: на Западе - папа и кардиналы, на Востоке - патриархи во главе со столичным Константинопольским патриархом.
Короли первых государств на территории Западной Европы крестились по западно-римскому обряду. Вслед за ними католическую веру принимало остальное население. Церковь давала религиозное освещение светскому государственному строю. За это она получала земельные владения. Являясь крупным земельным собственником, католическая церковь добилась и значительного политического влияния. Папство стремилось подчинить себе светскую власть, выступало с притязаниями на всемирное господство.
5.Киевская Русь. Полоцкое и Туровское княжества.
Киевская Русь -раннефеодальное государство восточных славян.
Некоторые племена имели государственные образования - племенные княжения с городами-центрами. У полян центром был Киев, у ильменских славен - Новгород, у кривичей - Полоцк и Смоленск, у дреговичей - Туров, у северян - Чернигов. Племенные княжения были предшественниками Киевской Руси и представляли собой первоначальную форму государственности на ее территории. . Сложились две основные теории происхождения Киевской Руси: