Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 01:44, шпаргалка
. Жизнь и занятия древнейших людей на территории Беларуси
Первобытный строй на территории Беларуси делится учеными на три периода: каменный, бронзовый, железный века. -Первобытный человек
13.Реформация и
В XVI в. европейские страны охватило широкое общественно-политическое движение, направленное
на рефор-
мирование католической церкви. Оно получило
название Реформация, что в переводе означает «преобразование».
Реформационное движение было вызвано кризисным положением католической церкви и нарастанием
народного
недовольства ее деятельностью. Основной
социальной силой Реформации в ВКЛ, в отличие от западноевропейских стран,
были шляхта и мещане, поскольку буржуазия в то время
в княжестве еще не сформировалась.
Идеи Реформации начали проникать на белорусские земли в середине XVI в. Ее сторонники выступали за реформу католической церкви, за то, чтобы она стала дешевле для верующих, за богослужения на родном языке, а также выражали протест против церкви как крупного землевладельца и пышных католических обрядов. Реформационное движение в ВКЛ охватило только высшие круги общества, в первую очередь магнатов. Они присоединились к Реформации с политическим расчетом, так как желали отделиться от католической Полыни и закрепить свою самостоятельность в управлении ВКЛ. Большинство крестьян, как и подавляющая часть городского населения, осталось на позициях православной веры.
Ведущим направлением Реформации на территории
Беларуси стал кальвинизм. Кальвинисты, например, считали единственным
источником веры Библию и отвергали посредничество
церкви между человеком и Богом. Идеи кальвинизма
поддержали магнаты и большая часть шляхты.
Переходя в кальвинизм, они наносили удар
по католической церкви и Люблинской унии,
поскольку католическая цер-
ковь поддерживала идею инкорпорации (вхождения )ВКЛ в состав Польши. Ярчайшим
представителем реформаци-
онного движения в Беларуси, которого
образно называют«отцом Реформации в
ВКЛ», был один из лидеров кальви-
низма канцлер ВКЛ Николай Радзивилл
Черный.
Из кальвинизма выделилось такое направление Реформации, как арианство, или движение антитринитариев, которых называли «литовскими братьями». Ариане отрицали триединую сущность Бога (Бог-отец, Бог-сын,. Бог — Святой Дух), не признавали крещения младенцев, считали Иисуса Христа только человеком. Представителем антитринитариев был Сы-мон Будный, издавший в 1562 г. в Несвиже первую печатную книгу на белорусском языке «Катехизис» («Символ веры»),
Во всех странах Европы во второй
половине XVIв. развернулось религиозно-политическое
движение против Рефор-
мации — Контрреформация («контр» означает«против»). Главными
его проводниками стали иезуиты — члены обще-
ства Иисуса Христа, которые благодаря
распространению просвещения стремились
закрепить позиции католической
церкви. Иезуиты начали закрывать протестантские
и православные школы и типографии. Под
их руководством проводи-
лись погромы и сжигались книги. В ВКЛ
Контрреформация не получила таких ужасающих
форм, как в Западной Европе
(например, Варфоломеевская ночь в Париже).
Еще одна особенность Контрреформации в ВКЛ — ее направленность
как против кальвинизма, так и против православия.
И 1658 г. сейм Речи Посполитой принял решение об изгнании ариан за пределы государства. Кальвинистская шляхты стала переходить в католичество. Сын Николая Радзивилла Черного Николай Христофор Радзивилл (по прозванию Сиротка) сделал Несвиж, где по его инициативе был основан коллегиум, вторым после Вильно иезуитским центром ВКЛ. В результате распространения Контрреформации начался процесс клерикализации культуры — католическая церковь брала под свой контроль образование, науку, культуру и духовную жизнь, а научные знания объявлялись греховными.
Предпосылки заключения Брестской унии состояли в том, что с момента раздела христианства в 1054 г. па православие и католичество предпринимались пеодпокр.п ные попытки их слияния в единое целое. Идею союза двух церквей поддерживали великие князья литовские. Римско-католическая церковь стремилась за счет унии расширить свое влияние, тем самым компенсируя потери Реформации. После заключения Люблинской унии и образования Речи Посполитой ее верховная власть видела возможность объединить все население страны с помощью единой религии — католичества. Католические правители путем объединения церквей мечтали добиться победы над православием и усилить свое влияние в Европе.
В 1577 г. вышла книга ректора Виленской иезуитской академии Петра Скарги «0 единстве церкви Божъей...», в которой утверждалось, что единственным выходом из кризиса для православной церкви в ВКЛ является возобновление унии. Идею унии поддержал православный епископ Ипа-тий Потей, рассчитывая таким образом достичь равенства православной церкви в правах с католической и получить доступ к государственной власти.
В 1596 г. состоялся Брестский церковный собор, на котором была заключена уния, объединившая православную и католическую церковь в единую греко-католическую (униатскую). По условиям унии православные признавали руководство униатской церковью со стороны паны римского, но сохраняли своп прежние церковные обряды: внешний вид и убранство храмов, брак священников, церковнославянский язык божественных служб. После принятия унии православная церковь на территории ВКЛ была запрещена, а ее приходы стали униатскими.
2. Распространение униатства на территории Беларуси как новой религии в конце XVI — первом десятилетии XVII в. происходило насильно. Закрывались православные церкви и школы. В униатских церквях стал использоваться польский язык вместо старобелорусского, что вызвало недовольство верующих. Центрами борьбы с унией стали православные братства в Могилеве, Орше, Витебске, Полоцке, Менске. В результате оказалось, что уния не объединяла, а разъединяла население ВКЛ. Защитник православия полоцкий архиепископ Мелетий Смотрицкий в своем произведении «Фринос» (1610 г.) призывай народы ВКЛ и Украины объединиться против католицизма. В 1623 г.'жители Витебска убили униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, силой насаждавшего унию на территории Полоцкой епархии, куда восходят древние корни Православной церкви. За свою жестокость Кунцевич получил прозвище «душегуб». Римский папа Урбан расправился с городом: Полоцк лишился магдебургского права, его ратуша была разрушена, а со всех храмов сняли колокола.
Многочисленные выступления
14. Политический кризис Речи Посполитой и ее разделы.
Причины разделов Речи Посполитой заключались прежде всего во внутриполитическом положении самого государства, которое характеризовалось как политический кризис, или безвластие. Такое положение стало результатом злоупотребления шляхетскими вольностями. 11а заседаниях сейма действовало право «либерум вето». Согласно ему если хотя бы один депутат сейма выступал против, то решение не принималось, а заседание сейма прекращалось. В результате большинство сеймов было сорвано. Государственное управление характеризовалось всевластием магнатов и шляхты и слабостью королевской власти в лице последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. Речь Посполитая постепенно стала «заезжим двором и корчмой» для иноземных войск. Такое положение позволяло соседним государствам вмешиваться в ее внутренние дела.
Россия и Пруссия желали иметь возле себя слабую Речь Посполитую, поэтому выступали за сохранение «либерум вето» и выборности короля. Пользуясь правом защиты иноверцев в Речи Посполитой, Россия и Пруссия выдвинули проект уравнения в правах диссидентов с католиками. Диссидентами называли шляхту некатолического вероисповедания. Однако сейм Речи Посполитой отказался выполнить это требование. Тогда Россия и Пруссия поддержали создание шляхетских конфедераций — временных политических союзов, представители которых обратились к императрице Екатерине II, чтобы она помогла вернуть им прежние права.
Следующий сейм Речи Посполитой вынужден был удовлетворить требования диссидентов и принять так называемые Кардинальные права, предусматривающие все прежние права шляхты, но на самом деле ослабляющие государство, что было выгодно России.
В Петербурге в 1772 г. был подписан документ
о первом разделе Речи Посполитой между Российской империей,
Пруссией и Австрией. К России отошла Восточная
Беларусь. Сейм Речи Посполитой утвердил
первый раздел страны,
но против выступила часть послов от ВКЛ,
среди которых был депутат из Новогрудского
воеводства Тадеуш Рейтан.
В знак протеста он лег перед
послами на полу в дверях ,но большинство
шляхетских послов переступили через
него
и подписали соглашение с иностранными
государствами.
Попыткой спасти государство от гибели стало принятие четырехлетним сеймом Речи Посполитой, работавшим в 1788—1792 гг. и вошедшим в историю как Великий, Конституции Речи Посполитой 3 мая 1791 г. Конституция ликвидировала раздел Речи Посполитой на Польшу и ВКЛ, провозгласила единое государство с единым правительством, общим войском и финансами, отменило право «либерум вето». Хотя Конституция и заложила основу для вывода Речи Посполитой из кризиса, однако время на реформирование государства было уже упущено.
Поскольку Конституция 3 мая отменила многочисленные шляхетские вольности, ото привело к недовольству части шляхты и магнатов, которые образовали Торговицкую конфедерацию и попросили Екатерину II оказать им военную помощь. В1793 г. произошел второй раздел Речи Посполитой. Под власть России отошла центральная часть белорусских земель. Маршалок (председатель заседания) сейма Речи Посполитой, получившего название второго «немого сейма», так как шляхетские депутаты на нем молчали, выражая таким образом свой протест, утвердил второй раздел страны.
Попыткой сохранить независимость Речи
Посполитой в рамках 1772 г. (до первого
раздела) стало восстание
1794 г. во главе с уроженцем Беларуси Тадеушем Костюшко. Он руководил восстанием на территории
Польши. В пред-
шествующий период своей жизни Т. Костюшко
семь лет провел в Америке, где активно
участвовал в борьбе северо- американских колоний против английского
колониального господства. Он был лично
знаком с первым президентом США Джорджем
Вашингтоном, дружил с одним из авторов
американской Декларации независимости
Томасом Джеф-ферсоном. Т. Костюшко является
национальным героем США и Польши, почетным
гражданином Франции.
Восстание 1794 г. проходило под лозунгом «Свобода, целостность, независимость». Активное участие в нем приняли патриотически настроенные шляхтичи, мещане, крестьяне, духовенство (церковные деятели).
В ВКЛ во главе восстания стоял полковник Якуб Ясинский. В Вильно был создан отдельный от Польши орган руководства восстанием — Высшая Литовская рада. Призыв Костюшко к воссозданию Речи Посполитой в пределах 1772 г. нашел отклик только среди магнатов и шляхты ВКЛ. В изданном им документе «Полонецкий универсал» Т. Костюшко также обещал освободить от крепостной зависимости тех крестьян, которые примут участие в восстании. Отряды повстанцев пополнились косинерами — крестьянами, вооруженными косами. На территории Беларуси они составляли до одной трети от численности повстанцев. Однако достигнуть массовой поддержки населения руководителям восстания не удалось. Оно было подавлено царскими войсками.
В 1795 г. между Россией, Австрией, Пруссией было подписано соглашение о третьем разделе Речи Посполитой. К России отошли западнобелорусские земли. Король Станислав Август Понятовский 25 ноября 1795 г. добровольно отрекся от трона. Речь Посполитая прекратила свое существование как самостоятельное государство.