Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:41, курсовая работа
Одна из ярких особенностей государственного строя Московской Руси второй половины XVI в. – XVII в. заключалась в расширении механизма государства за счет образования в его составе такого специфического органа государственной власти, как Земский собор, выступавший в качестве высшего органа народного представительства при Государе. Земский собор также представлял собой совещание Царя с церковными иерархами, членами Боярской думы, высшими должностными лицами и делегатами от служилого и тяглого населения с целью совместного рассмотрения и разрешения наиболее важных проблем внутренней и внешней политики. За время своего существования, с 1549 по 1684 гг. было созвано около пятидесяти семи Соборов
Введение……………………………………………………………………………..3
Определение понятия «Земский Собор»………………………………………5
1.1 Состав Земских Соборов…………………………………………………6
1.2 Классификация Земских Соборов……………………………………….8
Земские Соборы………………………………………………………...............11
2.1 Периодизация истории Земских Соборов…………………………….12
2.2 Земский собор 1549 г……………………………………………………..13
2.3 Стоглавый собор 1551 г..............................................................................14
2.4 Земский собор 1566 г. о продолжении войны с Польско-Литовским государством…………………………………………………………………..15
2.5 Прекращение и возобновление деятельности земских соборов……….16
Заключение………………………………………………………………………….19
Список использованных источников…………………………………………….21
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1 Состав Земских Соборов…………………………………………………6
1.2 Классификация Земских Соборов……………………………………….8
2.1 Периодизация истории Земских Соборов…………………………….12
2.2 Земский собор 1549 г……………………………………………………..13
2.3 Стоглавый собор 1551 г.............................
2.4 Земский собор 1566 г. о продолжении войны с Польско-Литовским государством………………………………………………
2.5 Прекращение и возобновление деятельности земских соборов……….16
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………….21
Введение
Одна из ярких особенностей государственного строя Московской Руси второй половины XVI в. – XVII в. заключалась в расширении механизма государства за счет образования в его составе такого специфического органа государственной власти, как Земский собор, выступавший в качестве высшего органа народного представительства при Государе. Земский собор также представлял собой совещание Царя с церковными иерархами, членами Боярской думы, высшими должностными лицами и делегатами от служилого и тяглого населения с целью совместного рассмотрения и разрешения наиболее важных проблем внутренней и внешней политики. За время своего существования, с 1549 по 1684 гг. было созвано около пятидесяти семи Соборов.
Каждый Земский Собор
открывался торжественной службой
в кремлевском Успенском
Дальнейшая история земских соборов на протяжении второй половины XVI—XVII в. тесно связана с изменениями в социальной структуре и сословном строе, с развитием классовой борьбы, с эволюцией государственного аппарата и т. д. Таким образом, в судьбах земских соборов сказывались основные процессы, происходившие в Русском государстве на протяжении почти двух столетий и приведшие в конечном итоге к торжеству петровского абсолютизма.
Цель данной работы заключается в том, что бы выяснить какое место занимали Земские соборы в жизни общества и государства.
Задачи работы:
Данная тема была изучена Л.В. Черепниным, В. О. Ключевским, С. Ф. Платоновым и др.
1.Определение понятия «Земский собор»
Земские соборы1 – центральное сословно-представительное учреждение России в середине 16-17 века. Появление земских соборов – показатель объединения русских земель в единое государство, ослабление княжеско-боярской аристократии, роста политического значения дворянства и отчасти верхов посада. Первые Земские соборы были созваны в середине 16 века, в годы обострения классовой борьбы, особенно в городах. Народные восстания заставили феодалов сплотиться для проведения политики, укрепляющей государственную власть, экономическое и политическое положения господствовавшего класса. Не все земские соборы были правильно организованными сословно - представительными собраниями. Многие из них созывались настолько срочно, что не могло быть и речи о выборе для участия в них представителей с мест. В таких случаях кроме «освященного собора» (высшего духовенства), Боярской думы, столичных служилых и торгово-промышленных людей на них выступали от имени уездных служилых людей лица, случайно находившиеся в Москве по служебным и иным делам. Законодательных актов, определявших порядок выбора представителей на соборы, не существовало, хотя мысль о них возникала.
Регулярность и
Созыв собора осуществлялся призывной грамотой2, посылавшейся от царя известным лицам и местностям. В грамоте содержались вопросы повестки дня, количество выборных. Если количество не было определено, это решало само население.
Кроме названия «Земский собор» это представительное учреждение в Московском государстве имело и другие наименования: «Совет всея земли», «Собор», «Общий совет», «Великая земская дума».
1.1 Состав Земского собора
Центральной фигурой Собора являлся Царь, обладавший двумя ключевыми полномочиями.
Во-первых, он был наделен правом созыва Собора. «Земский совет» мог состояться лишь при наличии согласия Государя. При этом предложение о созыве Собора могло исходить не только от него самого, как чаще всего и было, но и от сословий. В отсутствие Царя с инициативой о проведении Земского собора могли выступать чины Московского Государства или Патриарх.
Во-вторых, Царю принадлежала такая важнейшая прерогатива, как принятие итогового решения по результатам деятельности Земского собора. С формально-юридической точки зрения Государь не был связан его мнением, и в принципе мог поступить вопреки позиции Собора. Однако фактически «приговор земли» имел для Царя нравственно-обязательное значение, и коль скоро он обращался за советом к народу, то обычно и следовал ему.
Участие Государя в Земском соборе также иногда выражалось в личном присутствии на его заседаниях.
Представительство чинов на Соборе соответствовало социальной структуре Московского Государства.
Верхнюю ступень соборной иерархии занимал «Освященный собор», то есть собрание православного духовенства. Он включал в себя Патриарха (до учреждения патриаршества – Митрополита), митрополитов, архиепископов, епископов, архимандритов и игуменов. Ввиду особого положения Церкви в русском обществе количество духовных лиц, приглашаемых на Земские соборы, всегда было очень большим. Присутствие Церкви на Соборе придавало дополнительный авторитет его решениям и возвышало престиж самого Собора в глазах народа. Духовенство занимало важное место в составе земских соборов февраля — марта 1549 г. и весны 1551 г.
Средний и наиболее многочисленный разряд соборных участников составляли служилые люди. Они распадались на две категории: высшую и низшую. Высшую категорию образовывали члены Боярской думы и ряд придворных сановников. Низшую - московские и городовые чины, служилые люди по прибору и служилые инородцы.
Также в состав Земского собора входили столичные и провинциальные посадские люди, крестьяне.
Холопы, лично и экономически несвободные лица и «гулящие» люди3, не несшие службы и тягла, на Соборах отсутствовали.
Далеко не на каждом Земском соборе были представлены все названные чины. Кроме Освященного собора и Боярской думы постоянно призывались лишь дворяне и дети боярские. Крестьяне участвовали в Земских соборах только дважды: черносошные – в избирательном Соборе 1613 г., а дворцовые – в Соборе «Государевых ратных и земских дел» 1681 – 1682 гг. Владельческие же крестьяне, подобно холопам и «вольнице», на Соборы не созывались. Столь редкое привлечение крестьян к соборным совещаниям, вероятно, отчасти компенсировалось тем, что их интересы в некоторой степени могли выражать во многом близкие им по роду занятий и характеру тягла посадские люди.
1.2 Классификация Земских Соборов
Черепнин делит все соборы, прежде всего с точки зрения их общественно-политической значимости на четыре группы [5]:
1) Соборы, созванные царем;
2) Соборы, созванные царем по инициативе сословий;
3) Соборы, созванные сословиями или по инициативе сословий в отсутствие царя;
4) Соборы, избирающие на царство.
К первой группе принадлежит большинство соборов. Ко второй группе следует отнести собор 1648 г., который собрался по челобитью царю людей «розных чинов», а также ряд соборов времени Михаила Федоровича. В третью входили собор 1565 г., на котором стоял вопрос об опричнине, «приговор» 30 июня 1611 г., «совет всей земли» 1611 г. и 1611 — 1613 гг. Избирательные соборы (четвертая группа) собирались для выборов и утверждения на царстве Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Романова, Петра и Иоанна Алексеевичей, а также Федора Ивановича, Алексея Михайловича.
Содержанием деятельности некоторых земских соборов была борьба с народными движениями. Правительство направляло соборы на борьбу, ведшуюся с использованием средств идейного воздействия, которые иногда сочетались с применяемыми государством военными и административными мерами. В 1614 г. от имени земского собора посылались грамоты отложившимся от правительства казакам с увещанием прийти в покорность. В 1650 г. представительство земского собора само отправилось в мятежный Псков с уговорами.
Наиболее часто на соборах рассматривались вопросы внешней политики и налоговой системы (по преимуществу в связи с военными нуждами). Таким образом, через обсуждения на заседаниях соборов проходили крупнейшие проблемы, стоявшие перед Русским государством.
Таким образом, земские соборы– это высшие сословно-представительные учреждения с законосовещательными функциями, собрания представителей городского, областного, торгового и служилого класса, являвшиеся по призыву московского правительства для разрешения важнейших административных и политических дел в середине 16–17 вв. Включали членов Освященного собора (архиепископов, епископов и других во главе с митрополитом, а с 1589 – с патриархом, то есть сановитого духовенства), Боярской думы и думных дьяков, «государева двора», выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан. По способу созыва земские соборы подразделялись на созванные царем; созванные царем по инициативе сословий ; созванные сословиями или по инициативе сословий в отсутствие царя; избирательные на царство.
Появление земских соборов
было результатом объединения
2. Земские соборы
За 135 лет своего существования (1549–1684) было созвано 57 соборов. До 1598 все соборы были совещательными, после смерти царя Федора Ивановича стали созываться избирательные соборы.
Компетенция Земских Соборов была весьма обширна. На Земских Соборах рассматривались и решались вопросы войны и мира, например:
На Земских Соборах принимались решения об обновлении законодательства. Это сделали Соборы 1549 г. и 1649 г. Результатом первого из них стал «Судебник» 1550 г., а второго — обширный, обновленный свод «Соборное уложение», по которому страна жила до 1832 г.
На Земских Соборах 1616г., 1619г., 1621 г., 1628г решались финансовые проблемы государства. На этих соборах земщина давала согласие на новые налоги и повинности, на чрезвычайные денежные сборы, тем самым способствовала преодолению последствий Смутного времени.
Решение Соборов было безусловным, оспорить его никому не было дано.
2.1 Периодизация истории Земских Соборов
Периодизацию земских соборов можно разделить на 6 периодов:
Первый период. История земских соборов начинается во время правления Ивана IV Грозного. Первый собор состоялся в 1549 г. Соборы, созываемые царской властью — данный период продолжается вплоть до 1584 г.
Второй период. Начиная
со смерти Ивана Грозного и вплоть до падения Шуйского (1584—1610гг)