История Российского федерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение федерального устройства РФ.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть историю развития федерализма в России;
- раскрыть принципы федеративного устройства России;
- выявить особенности современного российского федерализма;
- охарактеризовать перспективы федерализма в России

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА В РФ……………………………………………………………..7
1.1.История развития федерализма в России……………………………..7
1.2.Понятие и принципы федеративного устройства России……………9
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ...19
2.1. Особенности современного российского федерализма……………19
2.2.Перспективы федерализма в России………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……...……………………………..…...32

Вложенные файлы: 1 файл

350курсовая.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Отсюда логично утверждать, что дрейф в сторону унитарной  формы государственности будет  сопряжен с обострением и расширением  социальной конфликтности в обществе, с возможными вооруженными столкновениями и, как результат - вероятной потерей Россией части своих территорий.

Не менее опасными представляются и последствия образования  конфедерации.

При автаркизации части  региональных рынков, борьбы "богатых" и "бедных" субъектов Федерации, социально-экономической неопределенности, напряжения в системе этнополитических отношений, наконец, в государстве, административно-территориальное деление которого базируется не на принципе экономической целесообразности, а на принципе национально-региональном, переход к конфедерации чреват распадом экономического, политического и правового пространств, а значит-- государства. Но поскольку преобладающая часть граждан и политиков на местах все же стоит за единство России, вполне "просчитываем" и результат. Он схож с тем, который был нами описан при анализе перспектив унитарной модели.

Следовательно, формирование в России системы федеративных отношений  в большей степени удовлетворяет  принципу экономической целесообразности, нежели формирование унитарного государства или переход к конфедерации. Предпочтительность такого выбора в том, что движение в данном направлении будет сопряжено с наименьшими (в сравнение с другими вариантами) потерями, а потому в нынешних условиях является экономически предпочтительным.

Однако чтобы этот выбор стал реальностью необходимо признать то объективное обстоятельство, что в стране лишь формируются  основы реально федеративных отношений. В этих условиях (особенно на начальном  этапе перехода), в обществе будут противодействовать друг другу две тенденции, тем более значимые, чем длительнее будет время отмеченного перехода и чем глубже будет экономический кризис.

С одной стороны, федеральный  Центр попытается сконцентрировать в своих руках максимум полномочий, позволяющих ему держать ситуацию под контролем, в т.ч. вмешиваясь в дела регионов. С другой - руководство субъектов Федерации, также пытающееся контролировать положение, будет стремиться к расширению, порой неоправданному (с точки зрения интересов обеспечения единства экономического, политического и правового пространства), собственных предметов ведения.

Таким образом, федерализация  общественных отношений в России должна происходить в уникальных для мировой истории условиях. Суть названной уникальности нами уже раскрыта. Она - в отсутствии достаточных экономических предпосылок для образования реальной федерации, при наличии предпосылок политических, позволяющих пока еще сохранить Россию в качестве единого государства.

А коль скоро так, то приходится констатировать, что главным рычагом поддержания стабильности, без которой невозможно осуществление любых реформ, в т.ч. движение в сторону реального федерализма, является политическая воля руководителей исполнительной и законодательной ветвей власти Федерации и ее субъектов.

Сегодня переживаем завершение витка исторической спирали. К такому выводу подводит то, что образование таких формальных федераций как СССР, СФРЮ и ЧССР стало возможным прежде всего на основе политического компромисса между центральными и местными бюрократиями. Компромисса, который не обусловливался особенностями процесса общественного воспроизводства.

Сказанное однако не означает, что Российскую Федерацию фатально постигнет судьба названных государств. Как представляется, российское общество имеет шанс перейти в режим реально федеративных отношений. И прежде всего потому, что в отличии от, например, СССР, процесс федерализации здесь происходит одновременно с формированием рыночных отношений. А как доказывает исторический опыт, реальные федерации формируются только на экономических пространствах, отношения в границах которых регулируются законами рынка14.

Заключение

 

Принцип федерализма  жизненно важен для интеграции Российского  государства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. Уже в процессе перехода от прежней жестко централизованной экономики к рыночным хозяйственным отношениям быстро выявилась необходимость многих специфических форм и методов такого перехода. Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества. Особо следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.

Федерализм в его  современном прогрессивном прочтении  не противостоит ни идеям самоопределения  народов и развития национальной государственности, ни интересам регионов, их стремлениям к повышению своей  самостоятельности. Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг свобода передвижения людей; более благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры. Важно, однако, постоянно помнить, что достоинства федерализма проявляются не автоматически.

Судьбы российского  федерализма находятся в руках нынешнего и будущих поколений. Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции 1993 года, сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью и подвижностью применяемых форм и методов. С одной стороны, необходимо, чтобы были установлены и действовали надежные гарантии, препятствующие возрождению унитаристских, авторитарных начал в деятельности центра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от опасных переходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен иметь достаточный потенциал в противостоянии сепаратизму и безудержному регионализму. Как свидетельствует весь мировой опыт и особенно наша собственная история, ослабление федерации и ее распад не только несут с собой экономические и политические тяготы, но и прямо ведут к лишениям больших групп населения, нарушениям их жизненно важных прав и свобод. Федерализм, свободный от таких изъянов, способен выдержать испытания временем, а главное, улучшить жизнь людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993. //Российская газета, N 237, 25.12.1993 / (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ
  2. Кобаева, А.Л. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства// Политика и право. – 2008. - №2. – С.14
  3. Коваленко, А.И. Наука государственного конституционного права Российской Федерации/А.И.Коваленко. - М.:Проспект, 2009.- 398 с
  4. Конституционное (государственное) право: Учебное пособие / Чудаков М.Ф.. - Минск; Новое знание, 2009. - 576 с.
  5.   Конституционное право: Сборник учебно-методических материалов / Герасимов А.П., Бутылин В.Н., Тимофеева Р.Г.. - М., 2009. - 153 с.
  6. Конституционное право: Учебник / В.Е.Чиркин.- М.: Юристъ, 2005. - 568 с.
  7. Конституция РФ. Проблемный комментарий /под ред. В.А.Четвернина. - М.:Аст,2009. – 654 с.
  8. Комец О.Р. Унитаризм или федерализм. К вопросу о будущей организации государственного пространства России// Российская газета. – 2009. - №4. – С.22
  9. Козлова, Е.И. Конституционное право России/Е.И.Козлова. - М.: Юристъ, 2005. – 456 с.
  10. Лившиц, Р.З. Теория права/Р.З.Лившиц. - М.: Изд. Юрист, 2004. – 567 с.
  11. Мазутов, Н.И. Теория государства и права/Н.И.Мазутов. - М.: Изд. Юрист, 2009. – 567 с.
  12. Мухаметшин, Ф.Х. Проблемы формирования отношений нового типа (политико-правовые аспекты) // Государство и право. – 2008. - № 3. - С. 56.
  13. Назаренко, Г.В. Теория государства и права/Г.В.Назаренко. -  М.: Изд. Норма, 2008. – 456 с. 
  14. Международное право / Ред. Колосов Ю.М. Кузнецов В.И.. - М.: Издательство Юрист, 2011. – 456 с.
  15. Стрекозов, В.Г. Государственное (конституционное) право Российской Федерации: Учебник/В.Г.Стрекозов. - М.: АСТ, 2009.- 418 с

 

1 Конституционное (государственное) право: Учебное пособие / Чудаков М.Ф.. - Минск; Новое знание, 2009. – С.153

2 Стрекозов В.Г. Государственное (конституционное) право Российской Федерации: Учебник. - М.: АСТ, 2009.- С.196

3 Кобаева А.Л. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства// Политика и право. – 2008. - №2. – С.14

4 Стрекозов В.Г. Государственное (конституционное) право Российской Федерации: Учебник. - М.: АСТ, 2009.- С.199

5 Конституционное (государственное) право: Учебное пособие / Чудаков М.Ф.. - Минск; Новое знание, 2009. – С.153

6 Стрекозов В.Г. Государственное (конституционное) право Российской Федерации: Учебник. - М.: АСТ, 2010.- С.199

7 Конституционное (государственное) право: Учебное пособие / Чудаков М.Ф.. - Минск; Новое знание, 2009. – С.153

8 Кобаева А.Л. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства// Политика и право. – 2008. - №2. – С.14

9 Стрекозов В.Г. Государственное (конституционное) право Российской Федерации: Учебник. - М.: АСТ, 2009.- С.199

10 Кобаева А.Л. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства// Политика и право. – 2008. - №2. – С.14

11 Стрекозов В.Г. Государственное (конституционное) право Российской Федерации: Учебник. - М.: АСТ, 2009.- С.199

12 Кобаева А.Л. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства// Политика и право. – 2008. - №2. – С.15

13 Кобаева А.Л. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства// Политика и право. – 2008. - №2. – С.15

14 Кобаева А.Л. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства// Политика и право. – 2008. - №2. – С.15


Информация о работе История Российского федерализма