Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:37, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение федерального устройства РФ.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть историю развития федерализма в России;
- раскрыть принципы федеративного устройства России;
- выявить особенности современного российского федерализма;
- охарактеризовать перспективы федерализма в России
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА В РФ……………………………………………………………..7
1.1.История развития федерализма в России……………………………..7
1.2.Понятие и принципы федеративного устройства России……………9
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ...19
2.1. Особенности современного российского федерализма……………19
2.2.Перспективы федерализма в России………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……...……………………………..…...32
Отсюда логично утверждать, что дрейф в сторону унитарной формы государственности будет сопряжен с обострением и расширением социальной конфликтности в обществе, с возможными вооруженными столкновениями и, как результат - вероятной потерей Россией части своих территорий.
Не менее опасными представляются и последствия образования конфедерации.
При автаркизации части
региональных рынков, борьбы "богатых" и "бедных" субъектов Федерации,
социально-экономической неопределенности,
напряжения в системе этнополитических
отношений, наконец, в государстве, административно-
Следовательно, формирование
в России системы федеративных отношений
в большей степени
Однако чтобы этот выбор стал реальностью необходимо признать то объективное обстоятельство, что в стране лишь формируются основы реально федеративных отношений. В этих условиях (особенно на начальном этапе перехода), в обществе будут противодействовать друг другу две тенденции, тем более значимые, чем длительнее будет время отмеченного перехода и чем глубже будет экономический кризис.
С одной стороны, федеральный Центр попытается сконцентрировать в своих руках максимум полномочий, позволяющих ему держать ситуацию под контролем, в т.ч. вмешиваясь в дела регионов. С другой - руководство субъектов Федерации, также пытающееся контролировать положение, будет стремиться к расширению, порой неоправданному (с точки зрения интересов обеспечения единства экономического, политического и правового пространства), собственных предметов ведения.
Таким образом, федерализация общественных отношений в России должна происходить в уникальных для мировой истории условиях. Суть названной уникальности нами уже раскрыта. Она - в отсутствии достаточных экономических предпосылок для образования реальной федерации, при наличии предпосылок политических, позволяющих пока еще сохранить Россию в качестве единого государства.
А коль скоро так, то приходится констатировать, что главным рычагом поддержания стабильности, без которой невозможно осуществление любых реформ, в т.ч. движение в сторону реального федерализма, является политическая воля руководителей исполнительной и законодательной ветвей власти Федерации и ее субъектов.
Сегодня переживаем завершение витка исторической спирали. К такому выводу подводит то, что образование таких формальных федераций как СССР, СФРЮ и ЧССР стало возможным прежде всего на основе политического компромисса между центральными и местными бюрократиями. Компромисса, который не обусловливался особенностями процесса общественного воспроизводства.
Сказанное однако не означает, что Российскую Федерацию фатально постигнет судьба названных государств. Как представляется, российское общество имеет шанс перейти в режим реально федеративных отношений. И прежде всего потому, что в отличии от, например, СССР, процесс федерализации здесь происходит одновременно с формированием рыночных отношений. А как доказывает исторический опыт, реальные федерации формируются только на экономических пространствах, отношения в границах которых регулируются законами рынка14.
Заключение
Принцип федерализма жизненно важен для интеграции Российского государства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. Уже в процессе перехода от прежней жестко централизованной экономики к рыночным хозяйственным отношениям быстро выявилась необходимость многих специфических форм и методов такого перехода. Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества. Особо следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.
Федерализм в его
современном прогрессивном
Судьбы российского федерализма находятся в руках нынешнего и будущих поколений. Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции 1993 года, сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью и подвижностью применяемых форм и методов. С одной стороны, необходимо, чтобы были установлены и действовали надежные гарантии, препятствующие возрождению унитаристских, авторитарных начал в деятельности центра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от опасных переходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен иметь достаточный потенциал в противостоянии сепаратизму и безудержному регионализму. Как свидетельствует весь мировой опыт и особенно наша собственная история, ослабление федерации и ее распад не только несут с собой экономические и политические тяготы, но и прямо ведут к лишениям больших групп населения, нарушениям их жизненно важных прав и свобод. Федерализм, свободный от таких изъянов, способен выдержать испытания временем, а главное, улучшить жизнь людей.
1 Конституционное (государственное) право: Учебное пособие / Чудаков М.Ф.. - Минск; Новое знание, 2009. – С.153
2 Стрекозов В.Г. Государственное (конституционное) право Российской Федерации: Учебник. - М.: АСТ, 2009.- С.196
3 Кобаева А.Л. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства// Политика и право. – 2008. - №2. – С.14
4 Стрекозов В.Г. Государственное (конституционное) право Российской Федерации: Учебник. - М.: АСТ, 2009.- С.199
5 Конституционное (государственное) право: Учебное пособие / Чудаков М.Ф.. - Минск; Новое знание, 2009. – С.153
6 Стрекозов В.Г. Государственное (конституционное) право Российской Федерации: Учебник. - М.: АСТ, 2010.- С.199
7 Конституционное (государственное) право: Учебное пособие / Чудаков М.Ф.. - Минск; Новое знание, 2009. – С.153
8 Кобаева А.Л. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства// Политика и право. – 2008. - №2. – С.14
9 Стрекозов В.Г. Государственное (конституционное) право Российской Федерации: Учебник. - М.: АСТ, 2009.- С.199
10 Кобаева А.Л. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства// Политика и право. – 2008. - №2. – С.14
11 Стрекозов В.Г. Государственное (конституционное) право Российской Федерации: Учебник. - М.: АСТ, 2009.- С.199
12 Кобаева А.Л. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства// Политика и право. – 2008. - №2. – С.15
13 Кобаева А.Л. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства// Политика и право. – 2008. - №2. – С.15
14 Кобаева А.Л. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства// Политика и право. – 2008. - №2. – С.15