Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:10, доклад
Энциклопедия – вряд ли авторская монография, и, говоря о ней, мы видим коллективный труд успешных ученых своего времени и самих читателей «Энциклопедии искусств и ремесел».
Моя работа предусматривает анализ сборника статей Энциклопедии, которые относятся непосредственно к истории, который называется «История в Энциклопедии Дидро и Д`Аламбера».
Дени Дидро (5 октября 1713 – 31 июля 1784) французский писатель, философ, просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751), иностранный почетный член Петербургской академии наук.
Остальные статьи (Человек, Политическая власть, Государственный деятель, Представители, Республика, Демократия, Революция, Восстание, Религия, Христианство) заставляют нас убедиться в том, что авторы неотступно следуют идеям Просвещения, что видно даже в названиях данных текстов.
В статье «Республика» написано: «По самой своей природе республика может существовать лишь на небольшой территории. В большой республике имеются большие богатства, и следовательно, в умах мало уверенности; слишком многое оказывается в руках одного гражданина, интересы разделяются. Сперва человеку кажется, что и без родины он может быть счастливым, великим, известным, а вскоре, — что он один может быть великим на развалинах своей страны» [с. 104].
Интересны сведения, упоминаемые в статье «Христианство»: «Христианство можно рассматривать как в его связи с возвышенными и богооткровенными истинами, так и в связи с политическими нуждами, иначе говоря, в связи с блаженством иной жизни или же в связи со счастьем, которое оно может доставить в этой жизни. В первом значении оно является единственной религией откровения среди всех религий, так себя называющих, а следовательно, и единственной, которой надо следовать. Свидетельства ее божественности содержатся в книгах Ветхого и Нового Завета. Самая строгая критика признает подлинность этих книг, самый высокомерный разум уважает истину сообщаемых ими событий, и здравая философия, опираясь на их подлинность и истину, заключает на их основе, что эти книги боговдохновенные…
… Другие законодатели, чтобы привить народу уважение к данным им законам, тоже уповали на славу считаться орудием бога» [с. 112].
Таким образом, признавая положительную роль религии, энциклопедисты отрицательно относятся к использованию ее для обоснования какой бы то ни было власти на земле.
Глава первая имеет название «Философия и методология истории» и содержит 4 статьи: История, Достоверность, Факт и Критика. Первая, «история» начинается с определения истории: «это изложение фактов, приведенных в качестве истинных, в противоположность басне, которая является изложением фактов ложных» [с. 7].
Интересно замечание о достоверности: «Всякая достоверность, не обладающая математическим доказательством, есть лишь высшая степень вероятности. Иной исторической достоверности не существует» [с. 13].
Следующая статья называется «Факт». Начинается она словами: «Этот термин трудно определить: сказать, что он употребляется при всех известных обстоятельствах, когда что-либо вообще перешло из состояния возможности в состояние бытия, — отнюдь не значит сделать его яснее» [с. 18]. Не давая определения, автор надеется самим повествованием пояснить данный термин. Он делит факты на три вида: божественные деяния, явления природы и действия людей.
В статье «Критика» авторы затронули вопросы значимости критики источников и ее необходимости, а так же виден подход к ней – рационализм, изучение всех значимых фактов, научность и соответствие морали.
Глава третья называется «История учреждений, экономики и отдельных стран» и включает девять статей: Фьеф, Колония, Торговля, Мануфактура, Политическая арифметика, Папа, Россия, Франция, Француз.
В этой главе очень интересна статья «Россия». «До царя Петра Россия по своим обычаям, одежде и нравам была ближе к Азии, чем к христианской Европе» [с. 175]. «Из-за наличия армии стрельцов правительство походило на турецкое, так как стрелецкое войско, подобно янычарам, иногда распоряжалось троном и вносило смуту в государство почти в той же мере, в какой его поддерживало» [с. 175].
«Христианство на Руси было принято очень поздно, как и во всех других северных странах. Считается, что в конце X в. его ввела княгиня Ольга» [с. 175]. Эти выдержки показывают отношение европейцев к России, как к отсталой Азиатской стране, а все положительные тенденции в развитии России начались только с приходом Петра к власти.
Еще связанный с восхвалением Петра факт: «Россия, которая своим большим влиянием на европейские события обязана Петру Великому, не имела никакого влияния на них с того времени, как стала христианской. До того русские творили на Черном море то же, что норманны у наших океанских берегов… него ее истощили гражданские войны.
До Петра Великого многого не хватало, чтобы Россия была столь же богата, имела столько же обработанной земли, столько же подданных и доходов, как в наши дни.» [с. 175].
Заключение
В рассмотренных мной статьях видно влияние эпохи того времени, дух Просвещения, а так же исходя из самой основы работы можно сделать вывод, что авторы так же являлись участниками движения Энциклопедистов. Они не привязывались к одному предмету исследования, заглядывали глубже в историю и философию.
Нельзя говорить об отрицании религии авторами, но рационализм в подходах явно виден, хотя не забыты заслуги духовного поиска, основой для которого служит христианство.
Сформированной точки зрения в политическом плане в Энциклопедии я не увидел, но несомненно, что авторы симпатизируют идеям общественного договора, разделения властей, демократии, республики и так далее.
Вторая глава дает нам четкое определение по каждой из сфер человеческой деятельности в государстве на тот момент, объясняет многие понятия с рациональной точки зрения.
В заключении приведу отрывок из статьи Люблинской о стилевых особенностях произведения: «Требуя «приличествующего красноречия» от историков, энциклопедисты и сами старались выполнить свой наказ. Разумеется, речь идет не о статьях Вольтера, Дидро, Д’Аламбера, Мармонтеля и других превосходных стилистов, а о множестве остальных статей. Нужно признать, что почти все авторы писали интересно, решительно отвергнув «энциклопедическую» справочную сухость, которая характерна лишь для самых кратких статеек (да и то, если они написаны Дидро, их язык столь же блестящ, как и в больших статьях). Они сознательно стремились дать читателям такое широко консультируемое издание, чтение которого доставляло бы удовольствие, питало ум и приучало его к определенному образу мыслей. Энциклопедия была рассчитана на читателя-неспециалиста и должна была служить введением во все отрасли знания; поэтому еще в первом проспекте Дидро писал, что словарь будет написан доступным языком и заменит собой целую библиотеку. Обещание было выполнено, и эта доступность, соединенная с критичностью и хорошим стилем, обеспечила Энциклопедии небывалую для подобных трудов популярность» [с. 254].
Информация о работе История в Энциклопедии Дидро и Д`Аламбера